Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иерархия статусов и норм в модной системе



 

Ворт был первым из кутюрье, сделавшим из своего имени бренд, и именно ему удалось превратить моду в бизнес, ценность которого заключалась в аутентичности дизайна и имени кутюрье, а не ассоциировалась со значимостью публичной фигуры, которая этот бренд носит. Ранее мода диктовалась высшим классом, а кутюрье оставался лишь плохо оплачиваемым исполнителем. Портные создавали одежду по требованиям состоятельных дам и не имели никакого социального веса. Их имена практически не упоминались вплоть до XVIII в. Поколения кутюрье рождались и умирали в полной безвестности, в то время как их заказчики благодаря таланту портных имели славу людей с хорошим вкусом.

Ворт перевернул всю структуру отношений между клиентом и кутюрье. Те, кто раньше были маргиналами в системе моды, стали ее краеугольным камнем. С созданием профессиональной организации производители одежды превратились в производителей моды, а кутюрье и дизайнеры получили новый социальный статус. Статус «кутюрье» дал бывшим простым портным влияние и привилегии. Структурной и институциональной опорой, поддерживающей это влияние, стала «Федерация». Вообще ситуация с институциональной поддержкой социального статуса выглядит достаточно стандартно. Похожий процесс был использован, например, художниками во Франции в XVII-XVIII вв. Художники создали себе привилегированное общественное положение посредством Королевской Академии художеств, и, несмотря на все политические и экономические перемены в мире статус их сохранился. Липовецки (Lipovetsky, 1994) также отмечает, что современный высокий социальный статус иногда может быть связан с гораздо более старой организационной системой: например, в XV-XVI вв. скульпторы и архитекторы во Франции добились для своих профессий ранга свободных искусств, который радикально отличался от статуса гильдии механиков или живописцев.

Дизайнеры продолжали эту тенденцию и поощряли представления о том, что их профессия столь же благородна, как поэзия или живопись. Кутюрье создали себе имидж гениев искусства. Со времен Ренессанса мода, безусловно, снискала определенную долю общественного признания, будучи символом социального успеха и придворного стиля жизни, однако, она ассоциировалась только с теми, кто ее потреблял. После Ворта именно кутюрье стали теми, кто ассоциировался с гламуром, безупречным вкусом и особым влиянием высокой моды на умы людей. Ворт стал пионером в интеграции материального аспекта создания одежды и нематериального аспекта создания моды, которая является, по сути, определенным видом верования. Гениальная по своей простоте идея Ворта - поставить свое имя на модели - привела к кардинальным переменам в целой отрасли общественной жизни. Технологически этот процесс выглядел следующим образом. Изначально кутюрье создавал модель, имея в виду определенного клиента, затем эта модель могла быть выполнена еще несколько раз для других заказчиков, лекала также могли быть проданы для последующего серийного производства. Однако, в любом случае, платье носило имя своего дизайнера и защищалось от копирования системой лицензирования. Таким образом, мода по всему миру стала синонимом имен нескольких парижских кутюрье, а не нескольких парижских гранд-дам.

Синдикат («La Chambre Syndicale de la Confection et de la Couture pour Dames et Fillettes») был распущен в 1910 г. и заменен в 1911 г. на обновленную организацию, названную «La Chambre Syndicale de la Couture Parisienne» («Федерация парижских кутюрье») для того, чтобы окончательно разделить понятия couture (индивидуальный пошив элитной одежды) и confection (создание готовой одежды по стандартным лекалам) и, таким образом, дать высокой моде и кутюрье особый статус. С 1945 г. термины «Haute Couture» и «couturiers» получили официальный статус и законодательную протекцию. Эти названия могут использовать только те, кто получил официальное разрешение французского Министерства промышленности, хотя в обыденном языке они и используются гораздо шире. Названная организационная система контролирует не только качество производимой кутюрье продукции, но и процесс их допуска в саму организацию, а также защищает социальный статус тех, кто создает высокую моду.

В то время как Дома «Haute Couture» и кутюрье получают всю славу и внимание публики, существует целая армия безвестных тружеников, создающих чудесные вышивки, отделки, кружева, принты, рассчитывающих лекала, без которых немыслима самая высокая мода. Мастерство, стоящее за каждым элементом процесса создания элитной одежды, является продолжением старых французских традиций средневековых ремесленников, чья специализация была чрезвычайно узкой, что способствовало поддержанию высочайшего уровня владения своей профессией. Шляпники, перчаточники, специалисты, работающие с перьями, вышивкой, складками и оборками, кружевницы, обувщики и ювелиры - они и многие другие принимают участие в создании произведений «Haute Couture». В 1994 г. французское Министерство культуры присудило двадцати мастерам, работающим в высокой моде, звания «мастеров искусств» («Maitres d’Art»), что дает нам право говорить о большом уважении даже к рядовым работникам мира моды, присущем французской культуре.

В 1927 г. была открыта «Школа Синдиката парижских кутюрье» («Les Ecoles de la Chambre Syndicale de la Couture») для подготовки швей. Основной целью этого учебного заведения было поддержание высокого уровня квалификации французских швей. Необходимо отметить, что даже эта область функционирования системы моды носит жестко структурированный характер. Швеи начинают свою работу в качестве подмастерьев и постепенно поднимаются до уровня квалифицированной швеи первого разряда. Обучение на каждом уровне длится не менее шести месяцев. В среднем, на то, чтобы достичь первой степени, уходит не менее трех лет. Уровень зарплат на каждом уровне определяется в процессе переговоров между Домом моды и профсоюзом.

 

Соответствие квалификационных уровней и зарплат в Доме моды « Nina Ricci Haute Couture » (июль 1998 г.)

*Зарплаты рассчитаны исходя из графика работы 165 часов 30 минут в месяц.

** Кросс-курс валют сделан приблизительно.

Источник: Дом моды «Nina Ricci Haute Couture» (закрыт в 1998 г.)


В настоящее время существуют очевидные признаки сокращения количества домов высокой моды, что негативным образом отражается на количестве рабочих мест для квалифицированных швей (с 1996 по 1998 г. оно сократилось с 684 до 656).

Общее количество домов « Haute Couture » с 1872* по 2003 г.

*Точное количество Домов высокой моды до 1872 г. не известно.

 

За историю существования бизнеса «Haute Couture» происходило много изменений: менялось количество домов, их размер и организационная структура, но одно оставалось неизменным - на вершине социальной лестницы всегда стоит кутюрье, а подмастерье - у подножия. Швея никогда не сможет занять позицию кутюрье, пока не откроет собственный дом моды, как сделала, например, легендарная Мадлен Вионне в 1912 г. Продолжающаяся ревизия правил со стороны истеблишмента, направленная на то, чтобы облегчить приход в профессию новичкам, вызывает регулярные протесты со стороны профессионального объединения швей «La Confederation General du Travail» («Генеральная конфедерация труда»), которая с 1997 г. выступала организатором нескольких демонстраций во время проведения ежегодных шоу. В интервью одна из демонстранток сказала: «Я не просто швея, я швея от-кутюр». Такая позиция явно демонстрирует, что они ценят себя значительно выше обычных портных.

Официальная позиция Федерации состоит в том, что Дома высокой моды существуют не для пошива и продажи одежды, а являются своего рода исследовательскими и творческими лабораториями, а также осуществляют рекламные акции для основной деятельности кутюрье. Целью деятельности домов «Haute Couture» не может быть получение прибыли от продажи одежды.

В заключение отметим, что еще одним безусловным свидетельством упадка домов высокой моды можно считать, что награда «Золотой наперсток», учрежденная в 1976 г. «Синдикатом парижских кутюрье», потеряла спонсоров и прекратила свое существование в 1991 г. Этот приз вручался кутюрье, создававшему лучшую коллекцию сезона.

 

Обладатели приза «Золотой наперсток» 1976-1991 гг.

В 1992 г. Федерация сделала попытку восстановить вручение «Золотого наперстка», но девять из семнадцати Домов высокой моды, такие как «Cristian Dior», «Emanuel Ungaro», «Chanel» и «Hanae Mori», отказались от участия в соревновании, и традиция не была продолжена (Journal du Textile. Р., 1993. Р. 47).

Однако, несмотря на неоспоримые свидетельства экономического упадка Домов высокой моды, сам их статус остается таким же высоким, как и раньше.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь