Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Главы с 3 по 13: Четыре категории систем



Взглянув в оглавление, можно увидеть, что эти главы сгруппированы в четыре раздела, в соответ ствии с тем, рассматривают ли они в качестве ло куса причинности (а) организм (органоцентричес кие), (б) окружающую среду (энвайроцентричес кие), (в) социальную группу (социоцентрические) или же утверждают, что (г) единственный источник причинности отсутствует (нецентрические: контек стуально интеракциональные). В каждом из разде лов системы расположены в алфавитном порядке*, как и шесть систем, рассматриваемых в главе 13.

Никакая классификация не является совершен ной, и могут быть выдвинуты аргументы в пользу другой группировки систем. Постмодернизм и соци альный конструкционизм (гл. 8) фактически пред ставляют собой форму энвайроцентризма — соци альная группа является единственным признавае мым ими компонентом окружающей среды. Однако поскольку этот единственный компонент рассматри вается как исключительный фактор, определяющий наши знания о чем либо, отнесение их к категории социоцентрических представляется правомерным.


Диалектическую психологию (гл. 9), помещенную в категорию нецентрических систем, можно классифи цировать и как органоцентрическую, особенно в вер сии, представленной китайскими и российскими пси хологами диалектиками. Они нередко рассматрива ют мозг как основной причинный фактор, определяющий поведение. Феноменологическая пси хология (гл. 12), также отнесенная к категории не центрических систем, незаметно смещается в направ лении органоцентризма. Представители систем, предлагающие собственные вариации или комбини рующие между собой части различных систем, могут в значительной степени изменить общую картину. В частности, некоторые когнитивисты выступают за переориентацию системы, которая заметно смещает курс когнитивной психологии в направлении энвай роцентризма или нецентризма. Шефер (Schafer) за метно сместил в направлении нецентризма психоана лиз, однако большинство других концепций в этой системе остаются в рамках органоцентризма.

 

Глава 14: Ретроспектива

В завершающей главе, посвященной общему обзо ру рассмотренных систем, сводятся вместе основные положения систем, касающиеся причинности, анали зируются проводимые на их основе исследования и области их практического применения и повторно рассматриваются принципы логики науки (разговор о которых был начат в главе 2) как критерии исполь зования конструктов. В ней также представлен крат кий обзор методологических проблем.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГЛАВ

 

 

Главы c 3 по 12 содержат от девяти до двенадцати разделов. Все главы начинаются с содержания главы и введения, за которыми следуют один или два раз дела, посвященные истории развития и некоторым основным вопросам, рассматриваемым соответству ющей системой. Основополагающие принципы сис тем могут быть сформулированы в историческом разделе или выделены в отдельный раздел. Затем предлагается система постулатов (см. ниже), за ко торыми следуют разделы, посвященные исследова ниям, областям практического применения, а также психотерапии или клинической психологии в ука занном здесь порядке. Естественно, не все главы включают все три данные подтемы. В частности, вследствие своего значения психотерапия, как пра вило, рассматривается отдельно от других сфер при менения. Что касается исследований, в случае когни тивной психологии и анализа поведения эта тема настолько тесно связана с теорией, что не имеет


 

* В соответствии с английским алфавитом. — Прим. науч. ред.


 

 


смысла рассматривать ее изолированно в специаль

ном разделе.

Последние четыре раздела во всех главах совпада ют: первый из них — «Сопоставление с другими сис темами»; второй — критика, включающая коммента рии, касающиеся оценки системы; третий раздел рассматривает вклад системы в психологию и / или возможные перспективы развития системы; и чет3 вертый — ссылки.

 

Системы постулатов

Каждая глава содержит раздел, в котором пред ставлена система постулатов. Постулаты представля ют собой исходные предпосылки или предположе ния, которые служат в качестве основополагающих принципов для дальнейшего анализа и часто форму лируются письменно как набор взаимосвязанных ут верждений. Для понимания фундаментальных ис ходных положений теоретических систем наличие зафиксированной письменно системы постулатов имеет крайне важное значение. В большинстве слу чаев представители психологических систем не заяв ляют достаточно эксплицитно своих постулатов. Пытаясь заполнить этот пробел, я привожу системы постулатов основных представителей каждой из де сяти систем, которым отведена отдельная глава. Эти системы постулатов в ряде случаев пришлось выво дить логически, а потому они могут быть не приня ты приверженцами соответствующих психологичес ких систем.

Однако можно сказать, что представителям этих систем следовало бы быть более открытыми в отно шении постулатов своих систем — открытыми на всех уровнях общности. Пронко (Pronko, 1988) ука зывает на то, что все ученые исходят из определен ных постулатов, хотя бы даже невольно, и что имен но эти «негласные предположения ошибочно прини маются за твердо установленные факты» (р. 155). Для того чтобы читатель мог оценить, могут ли сто ронники той или иной системы сказать нечто достой ное внимания, они должны точно указать для чита теля, каковы постулаты их системы, или, по крайней мере, дать ссылку на источник, в котором читатель может их найти.

Некоторые представители отдельных систем осо знают важность прояснения своих исходных положе ний. Приведем один из примеров:

«Эксплицитное изложение наших философских предпосылок облегчит понимание многогранных яв лений, рассматриваемых общественной психологией. Не приведя таких эксплицитных предпосылок, ис следователи рискуют неявно подтвердить те предпо сылки, которые они сами могут не считать правомер ными, аутентичными, уместными или надежными для проведения исследований в области обществен ной психологии» (Kingry Westergarard & Kelly, 1990, p. 23). Цитируемые авторы выдвигаю десять «теоре тических положений», составляющих ограниченную


систему постулатов. Из пяти критериев системати ческой психологии, сформулированных Мак Гоком (McGeoch, 1933), один указывает на необходимость представления эксплицитных постулатов.

 

 

«Тот факт, что любая область знания основана на аксиоматических операциях, является почти ба нальным, однако то, что факт использования этих операций необходимо признать и сделать экспли цитным, является менее часто соблюдаемым принципом. Такое эксплицитное признание не только делает явными исходные предположения, что необходимо, если на них будет возведена со гласованная структура, но и расчищает почву для понимания и корректной критики. В полемике между различными системами можно обнаружить такие споры, которые просто не могли бы иметь места, если бы научные «школы» с самого начала открыто заявляли свои постулаты» (р. 6).

 

 

Герген (Gergen, 1994), представитель социально го конструкционизма (гл. 8), выдвигает набор пред положений; то же самое делает Маслоу в гуманисти ческой психологии (гл. 4), а некоторые авторы пред лагают полуэксплицитные постулаты своих систем. Наиболее последовательным является изложение постулатов, сформулированных Кантором (Kantor,

1959) для интербихевиоральной психологии. Он по

святил целую книгу этим постулатам и тому, в каком отношении к ним находится интербихевиоральная

система.

Я использовал предложенную им иерархическую модель системы постулатов для организации посту латов каждой из психологических систем. В основа нии иерархии лежат протопостулаты, предположе ния науки, направляющие и контролирующие ход исследований и воздействие поведения научных ра ботников. Например, имеет ли наука дело только с событиями, которые могут быть наблюдаемы или непосредственно выведены из наблюдений? Или же она также включает предположения относительно событий, трансцендентных по отношению к приро де? Содержит ли она предположения о существова нии предельных обобщений (ultimates) или оконча тельных истин или же она всегда предполагает воз можность дальнейшей эволюции и корректировки?

Далее следуют метапостулаты, представляю щие собой поддерживающие предположения для конкретной науки. В биологии такие предположе ния включали бы принцип эволюции, в противовес представлению о жестко фиксированных биологи ческих видах; в геологии — такие процессы, как по степенный тектонический подъем, эрозия, отложе ния и т. д., происходящие в течение миллиардов лет, в противовес библейскому всемирному потопу; в физике — включение релятивистских принципов, в противовес исключительно абсолютным событиям;


 

 


в психологии — вопрос о том, центрированы ли пси хологические события в организме, окружающей среде, социальной группе или же они вовсе не яв ляются центрированными. (Организация глав, по священных десяти рассматриваемым в данной кни ге системам, основана на четырех каузальных пред положениях, сформулированных на уровне метапостулатов.) Наверху иерархии находится си3 стема постулатов, которая задает структуру пред мета изучения для данной системы и ее правил опе рирования. Следующие альтернативные постулаты, например, непосредственно вытекают из метапосту лата о центрировании или причинности: активность


организмов является (а) исключительно биологи ческой; (б) биологической плюс психической; (в) определяется средой, (г) той или иной комбинаци ей (а), (б) и (в) или (д) взаимодействием организ мов и объектов как части поля или контекста. На практике вопрос о том, на каком уровне должен на ходиться определенный постулат, часто остается неопределенным; тем не менее иерархия представ ляет собой отправную точку, полезную при иссле довании исходных предположений. Для того чтобы облегчить студенту задачу по сравнению этих пред положений, десять систем постулатов сведены вме сте в приложении.


 


 

 

 
ГЛАВА 2

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И

ЛОГИКА НАУКИ


 

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

 

 

Наблюдающий за развитием вещей от их нача ла рассматривает их с наиболее выгодной пози ции.

Аристотель. «Политика» Тем, кто не способен помнить прошлое, сужде

но повторить его.

Джордж Сантаяна. «Жизнь Разума» (Life of Reason I)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь