Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Терапия актуализирующегося потенциала



Данные формы терапии испытали значительное влияние Маслоу и Роджерса. Они предполагают на личие в человеке биологического потенциала, кото рый нуждается лишь в поддержке и обеспечении воз можностей для раскрытия и роста. Данный подход оптимистичен, ибо рассматривает людей как носите лей позитивного радостного начала с преобладани ем тенденции к добру. Терапия может принимать раз личные формы и продолжает развиваться по мере того, как ее основатели совершенствуют методы сво ей работы, а новые представители этого подхода подхватывают и реализуют их идеи. Свидетельство тому — приведенный ниже пример.

Клиент центрированная терапия. Предложенная Роджерсом недирективная, или клиент центриро ванная, терапия явилась наиболее ранней формой те рапии данного направления, и хотя в классической форме в настоящее время ее никто не практикует, она продолжает служить источником вдохновения бла годаря заложенной в ней философии. Разработка ее Роджерсом привела к радикальному изменению пси хотерапии. Он использует слово «клиент» вместо пассивного термина «пациент». Клиента не лечат от болезни, а дают ему возможность использовать соб ственные ценности и жизненную ориентацию для реализации своего потенциала — нет истории болез ни, нет диагноза, нет журнала проведенных проце дур, нет кушетки, нет интерпретаций, нет никаких рекомендаций или предписаний. Нет даже просьб и вопросов типа: «Расскажите, пожалуйста, подробнее о...». В качестве средства, позволяющего клиенту раз вить собственное понимание себя и активизировать процесс роста, терапевт лишь перефразирует и воз вращает клиенту его собственные утверждения, час то в форме чувств. Например:

Клиент: Мой отец выходит из себя каждый раз, когда я хочу что нибудь сделать по своему.

Терапевт: Ты чувствуешь, что твой отец часто сер

дится на тебя.

Клиент: Не очень часто, но всегда, когда я хочу быть самим собой.

Терапевт: Ты хотел бы делать то, что приносит тебе удовлетворение, не вызывая гнева своего отца.

Клиент: Да, именно этого я хочу.

Терапевт: М гм.

Когда клиенту нечего больше сказать, терапевт продолжает молчать до тех пор, пока клиент не на чинает говорить снова, делая следующий шаг в сво ем самораскрытии. Молчаливые паузы составляют часть терапевтического процесса.


 

 


Эвристическая терапия. Мустакас (Moustakas,

1990) разработал метод эвристического (ориентиро

ванного на открытие) исследования, а также прило

жение его к психотерапии: на стадии первоначально3

го вовлечения (initial engagement) терапевт создает

атмосферу открытости, доверия и своего рода взаим

ной привязанности (mutual bonding). На этой стадии

также выявляется центральная тема или проблема,

с которой предстоит работать. На стадии погружения

(immersion) терапевт проникает во внутренний мир

клиента, ценя его как личность и общаясь с ним без

предрассудков, пытаясь понять его в целом и в каж

дом отдельном аспекте. Во время инкубации (incu3

bation) приходят моменты понимания, при этом не

прилагается усилий по их разработке. На этапе вжи3

вания (indwelling) терапевт «легко проникает» в наи

более значимые компоненты, «пребывая в них» с це

лью осознания центральных тем, так чтобы способ

ствовать развитию более глубокого понимания.

Затем наступает озарение (illuminatuion). Терапевт

обнаруживает основные структуры и темы и нео

трывно занимается каждой из них, чтобы понять бо

лее глубокие смыслы. Во время взаимодействий с

клиентом терапевт предлагает ему видение ситуации

в своей перспективе («внутреннюю систему коорди

нат»), чтобы клиент мог увидеть, как она соотносит

ся с его собственным видением.

 

 

«Процесс приближения к знанию через исполь зование внутренней системы координат и через диалог между терапевтом и лицом, проходящим терапию, способствует достижению прорыва в те рапевтических отношениях. Этот момент часто оказывается первым в жизни человека, когда его полностью понимают, и это понимание совпадает с его собственным... В качестве терапевта я вер бализую знание, которое я получил благодаря по гружению и вживанию, а проходящий терапию че ловек подвергает это знание проверке, развивает и корректирует его. При этом системы координат лица, проходящего терапию, и терапевта приходят в соответствие» (р. 111).

 

 

Терапевт использует также свою интуицию, осно ванную на предыдущем опыте. Если она неверна, она может быть откорректирована, а когда она становится правильной, это делает возможным движение вперед, к более богатым смыслам. По мнению Мустакаса, эв ристическая психотерапия «приводит человека в со прикосновение с творческими ресурсами, позволяет ему сформировать новый взгляд на себя и на жизнь и делает возможным движение в направлении аутентич ности, самоэффективности и здоровья» (р. 124).

Большинство форм гуманистической терапии — это эвристические подходы в том смысле, что кли ентам помогают раскрыть свой собственный потен циал и самостоятельно актуализировать его. Центр гуманистической психологии в Детройте (штат


Мичиган) является независимой профессиональ ной школой, предлагающей подготовку (с присуж дением ученой степени) в области гуманистичес кой клинической и педагогической психологии с ак центом на эвристическом подходе (Kostere, 1987).

Стратегическая терапия. Описывая стратегичес

кую гуманистическую терапию, Маданес (Madanes,

1993) настаивает на том, что жизнь людей не пред

определена Творцом, генами, социальным контек

стом, обращением родителей, лишениями, инстинк

тами или химическими изменениями в организме.

Богатые люди просто имеют больше возможностей

выбора, чем бедные. Автор признает, что изменение

социального контекста является наиболее быстрым

путем изменения людей в процессе терапии, однако

подчеркивает, что каждый человек способен изме

нить себя сам.

Цель стратегической терапии — увеличить воз можности выбора. Маданес приводит пример про цедуры из семейной терапии. Жена возмущена тем, что муж постоянно игнорирует ее и все внимание уделяет своей матери. Он сказал своей матери, что они вынуждены были пожениться, потому что его подруга забеременела, хотя на самом деле и беремен ность, и брак были запланированными. Стратегичес кий терапевт, не пытаясь объяснить данный случай эдиповым комплексом и не испытывая необходимо сти работать с ним, не прописывая никаких медика ментов, вызывающих химические изменения, и не стремясь обнаружить предполагаемые детские трав матические ситуации, выяснил, что муж никогда не сообщал всем заинтересованным сторонам о том, что в качестве человека, занимающего наиболее важное место в его жизни, он выбрал свою жену. Терапевт просит мужа позвонить матери во время сеанса те рапии и поставить ее в известность относительно своих приоритетов. Потребовалось несколько звон ков, прежде чем жена была удовлетворена и у них появилась возможность начать новую страницу в своей жизни. «Это терапия действия, где каждый че ловек берет на себя ответственность за собственную жизнь, а терапевт принимает ответственность за эф фективность терапии» (р. 75).

Эмпирическая терапия. В ходе данной процеду ры терапевт переживает (experiences) все, что пере живает клиент. Марер (Mahrer, 1993) описывает че тыре стадии этого процесса:

1. Первой целью является сильное полное чувство, которое активизирует «некоторое внутреннее пере живание». Гендлин (Gendlin, 1977) описывает попыт ку достичь переживания «ощущаемого смысла» («felt sense») или «ощущаемой грани» («felt edge») проблемы. Это нечто, воспринимаемое лишь чув ством, но еще не осмысленное. Терапевт тормозит клиента, чтобы тот дольше задержался на этой ста дии чувствования. Любое чувство, которое приходит, должно быть принято, и оно должно быть прочув ствовано как правильное и принести облегчение.


 

5 Современные системы психологии


 

 


2. Клиент и терапевт принимают и испытывают все оттенки внутреннего опыта и своей связанности друг с другом.

3. Клиент обращается к внутреннему опыту и от соединяется (uncouрles) от своей прошлой личности. Клиент и терапевт находят эпизод из жизни клиента и вместе проживают эту сцену с радостью.

4. Клиент проживает в качестве этой новой лич

ности сцены своего будущего.

Марер (Mahrer, 1993) сделал следующий шаг в развитии эмпирической терапии к тому, что он на звал трансформационной терапией. Терапевт не ос танавливается на переживании чувств клиента, но трансформируется в «реально и полноценно живу щего и существующего в этих непосредственных, ярких, живых, реальных сценах и ситуациях... Вмес то эмпатии к клиенту вы полностью становитесь этим человеком. Вместо узнавания мира клиента вы живете в нем» (р. 34). Он считает трансформацион ную терапию более действенной по сравнению с эм пирической.

Внутренняя сила. В модели терапии, получившей название «Внутренняя сила», используется двенад цать шагов (Chaрin, 1989):

(1) Объявить клиенту, что целью данной методи ки является «создание субъективной реальности, ко торая может оказать на клиента психотерапевтичес кое благотворное воздействие» (р. 449).

(2) Ознакомить клиента с литературой, посвящен

ной данной процедуре.

(3) Указать, какие шаги процедуры могут оказать помощь клиенту.

(4) Обсудить с клиентом, что он может ожидать. (5) Вызвать у клиента направленное воображение. (6) С помощью воображения помочь клиенту об

наружить свою «Внутреннюю силу».

(7) Помочь клиенту обратиться со своей пробле

мой к «Силе».

(8) Способствовать установлению диалога между клиентом и «Силой».

(9) Обозначить темы диалога или попросить

«Силу» сделать это и поблагодарить ее за ее настав

ничество.

(10) Завершить процесс воображения, предложив клиенту запомнить или забыть все, что он пожелает.

(11) Исследовать вместе с клиентом возможнос

ти использования полученного опыта.

(12) Интегрировать возникшие темы в процедуру терапии.

Пример. Двадцатилетняя студентка колледжа, страдающая нервной анорексией, имела серьезный конфликт со своей матерью, из которого она не мо гла выйти. «Внутренняя сила», которую она вызва ла в своем воображении, «предположила, что она чувствовала себя виноватой и потому заслуживаю


щей дурного обращения. Истина же, сказала Сила, в том, что клиентка была ребенком и делала то, что свойственно делать всем детям, а мать действовала иррационально и жестоко. Совет, данный клиентке, состоял в том, чтобы заботиться о себе, постоять за себя и понять, что она может уйти от иррациональ ных притязаний матери» (р. 453).

 

Терапия становления

Экзистенциально гуманистическая терапия обла дают рядом отличительных характеристик. Она боль ше связана с нерациональным поведением и принима ет более пессимистический взгляд на человека, чем терапия, допускающая процесс актуализации биоло гического потенциала. Она исходит из посылки, что общество дегуманизирует людей посредством своих форм управления и иерархических бюрократических структур, тем самым препятствуя самоактуализации. Отчуждение и опустошенность, утверждают предста вители этого направления терапии, оказываются ши роко распространенными в нашей культуре, когда мы утрачиваем чувство общности и традиции и пытаем ся компенсировать их «едой, наркотическими экспе риментами, престижными предметами потребления, сексуальным экспериментированием или поп спири туализмом» (Bugental & Bracke, 1992, р. 29). Их под ход состоит в том, чтобы дать клиенту ощутить, что он способен понять эти проблемы и разрешить их. Данный метод лучше всего работает с интеллигентны ми и хорошо владеющими речью клиентами, которые готовы обсуждать болезненные вопросы и пытаться справиться с ними, и, естественно, хуже — с теми, кто не обладает этими характеристиками (Lowenstein,

1993). Это долгосрочная процедура.

Де Карвало (De Carvalho, 1990a) так описывает данный подход: «Обычное осознавание (awareness) вещей и есть процесс становления. Однако осознава ние себя (self awareness) — это становление, которое приводит к самоактуализации и аутентичности. Ста новление не является результатом актуализации биологической сущности в духе Маслоу или Роджер са, а продуктом интенциональности «я» — его соот несенности с вещами. Процесс осознавания себя мо жет происходить либо на индивидуальном, либо на культурном уровне. Индивидуальный уровень (рersonal level) включает рефлексию процесса станов ления, при которой сам процесс рефлексии изменя ет этот процесс становления, и это продолжается в виде бесконечного цикла изменения и становления. В случае развития тревоги

 

 

«человек тревожен, когда он не в состоянии больше анализировать (reflect) собственное со стояние тревоги. В этом случае он оказывается полностью погруженным в процесс становления тревожным (becoming anxious). Другими словами, он полностью тревожен. Саморефлексия или анализ собственной тревожности, однако, изме


 

 


няет это состояние тревоги. Самоактуализация возможна только во втором случае» (р. 255).

 

 

Любое осознавание становления изменяет стати ческий процесс становления на динамический про цесс самоактуализации. Культурный уровень самоак туализации включает рефлексию собственным «я» характеристик культуры и выбор среди тех возмож ностей, которые предоставляет культура. Это можно сравнить с не рефлексией и не актуализацией, когда

«я» просто становится компонентом культуры или идентифицируется, отождествляется с ней без иссле дования и осознавания выбора, предоставленного индивидууму. Простое становление в том виде, как оно представлено в концепции Роджерса—Маслоу, это статический процесс становления, но самореф лексия — это динамический процесс, ведущий к са моактуализации, или аутентичному становлению.

Психотерапия направлена на становление клиен та самоосознающим, в результате чего он мог бы найти свое направление и избавиться от чувства безнадежности жизни. «Пациенты должны понять, что их жизнь — это процесс становления, что они обречены на то, чтобы стать кем то, и если они не выберут (или выберут отказ от выбора), то либо культура, либо субкультура, к которой они принад лежат, либо кто то в их жизни будет делать выбор за них» (р. 256–257). Часто кризис «пробуждает пациента по отношению к неизбежной, и подчас страшной необходимости стать аутентичным инди видуумом» (р. 257), поскольку болезненный опыт приводит индивидуума в состояние конфронтации со своим неаутентичным «я» — столкновение, кото рого в противном случае не произошло бы. Наибо лее эффективным кризисом является тревога по поводу смерти, признание неминуемого собственно го исчезновения, поскольку это делает жизнь лич ной и осмысленной. Экзистенциально гуманисти ческая терапия учит человека переводить себя из случайного, бессознательного становления в аутен тичное, осознанное становление, в котором перед человеком ясно предстают его индивидуальные вы боры. Самоактуализация происходит постольку, поскольку «“я” является продуктом своей собствен ной интенциональности» (р. 257).

Говоря об эмпирических исследованиях Роджер са, посвященных его клиенто центрированной тера пии, Северин (Severin, 1973) настойчиво утвержда ет, что Роджерс «пускается в абстракции, которые находятся в явном противоречии с экзистенциаль ной философией» (р. 297). Очевидно, представите ли экзистенциально гуманистического направления считают неприемлемыми любые попытки оценить эффективность психотерапии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь