Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В США



 

В Соединенных Штатах центром данного направле ния психологии является Университет Дукесне (Duquesne University) в Питсбурге, штат Пенсильва ния, где Адриан ван Каам (Adrian van Kaam) из Нидер дандов создал отделение психологии с конкретной це лью преподавать феноменологическую психологию. Отделение начало издавать «Журнал феноменологи ческой психологии» (Journal of Phenomenological Psychology) в 1971 году, и в том же году стали выпус каться «Труды университета Дукесне по феноменоло гической психологии» (Duquesne Studies in Phenomenological Psychology). Большинство материа лов в этих изданиях было посвящено вопросам мето дологии и измерений в феноменологической и клини ческой психологии. В 1983 году был выпущен юбилей ный, четвертый выпуск, отмечавший 25 годовщину отделения психологии. В нем сообщалось, что выпуск ники отделения преподают в 25 высших учебных заве


дениях США — внушительное достижение, особенно если учесть, что большинство выпускников становят ся не преподавателями, а практикующими психолога ми. Университет Даллас в Ирвинге, штат Техас (The University of Dallas in Irving, Texas), также предлагает курс феноменологической психологии.

Одним из ведущих представителей данной систе мы в американской психологии является Амедео Джорджи (Amedeo Giorgi), который описывает ее предмет

 

 

«…как контекстуализированные и определяе мые ситуативно опытно поведенческие отноше ния человека с самим собой, миром и другими. Таким образом, базовой единицей психологичес кого анализа является ситуация, и анализ всегда нужно начинать с конкретного поведения и опыта индивидуума в определенной ситуации, однако это не следует понимать на чисто физическом уровне. Горизонты будущего (намерения, ожида ния и т. д.), а также история (воспоминания, при вычки и прошлые интерпретации) как поведения, так и опыта, принадлежат конкретной ситуации, формирующей базовую единицу (анализа). Ана логичным образом, сеть латеральных отношений со значимыми другими, оказывающими влияние на специфические формы поведения, также от носится к ситуации. Конкретное наполнение си туации определяется тем, что спонтанно относит ся к ситуации самим субъектом, а не только тем, что представлено исследователю на уровне вос приятия» (Goirgi, 1976, р. 330).

 

 

Фраза «поведение и опыт» регулярно использует ся в данной системе, и на первый взгляд предполага ет наличие дуализма «разум—тело». Однако оба су ществительных представляют собой не арифметичес кую сумму, как можно предположить, исходя из союза

«и»; они представляют собой две точки зрения — со стороны наблюдателя и со стороны субъекта дей ствия. Поведение — это то, что я делаю с вашей точ ки зрения; опыт — это то, что я делаю со своей соб ственной точки зрения. Союз «и» обозначает диалек тическое отношение между наблюдателем и субъектом действия, включающее смену ими (внеш ней и внутренней) точек зрения. Опыт и поведение предполагают «одну реальность — человеческое дей ствие, рассматриваемое с двух различных сторон» (Romanyshyn, 1978, р. 34). На такое понимание ука

зывает также и ссылка Джорджи на «контекстуали зированные и определяемые ситуативно опытно по веденческие отношения человека с самим собой, ми ром и другими» в приведенной выше цитате. С точки зрения наблюдателя, действие может быть либо ви димым, либо невидимым; то же самое верно и в от ношении субъекта действия.

Исследования детского развития также привлека

лись экзистенциалистами для того, чтобы поставить


 

 


под сомнение различение между разумом и телом, или внутренним и внешним. Симс (Sims, 1993) со общает, что дети не различают внутреннее и внешнее (разум и тело), и их рисунки иллюстрируют те смыс лы, которые мир имеет для ребенка, те вещи, кото рые они выбирают для его изображения, и способ, каким они изображают его: например, выходящие из головы пальцы; дом, передняя и задняя стороны ко торого видны одновременно; кот с двумя лапами, вытянутыми в стороны от тела. Мир

 

 

«…выстреливается векторами смысла, а не со оружается из элементов концептуального мыш ления... Представление Мерло Понти о " прожи ваемом теле" (" lived body" ) предполагает, что мы переживаем опыт наших тел не как анатомичес ких, механических, внешних оболочек наших душ, но как сил, которые вступают в взаимодействие с окружающей средой... Ребенок, проживающий свое тело, переживает его не как объект, но как переплетенное с ситуацией осмысленным обра зом. Нет ничего субъективного внутреннего и объективного внешнего по отношению к прожи ваемому телу, а лишь поток жестов между собой и другим» (р. 36).

 

 

Иногда феноменологическая психология исполь зуется в сочетании с экзистенциализмом под громоздким названием экзистенциально феномено логическая психология. «Экзистенциальная» состав ляющая этого термина относится к исключительно человеческим характеристикам существования, та ким как свобода, надежда, любовь, счастье, отчаяние, беспокойство, гордость и решимость. Его «феноме нологическая» составляющая относится к дескрип тивному методу определения структуры, сущности или формы осмысленного мира. Мир и человек не су ществуют отдельно друг от друга. Они сосуществу ют и соформируют один другого, подобно тому как переходящие одна в другую части известной иллюс трации с вазой и двумя профилями лиц также софор мируют друг друга. Без одного из них другой не име ет смысла (Valle & King, 1978).

 

 

ИМПЛИЦИТНЫЕ ПОСТУЛАТЫ

 

 

Поскольку Меpло Понти является основателем и центральной фигурой в феноменологической психо логии, представляется естественным выбор его кан дидатуры в качестве источника для составления списка постулатов данной системы. Некоторые из постулатов с достаточной очевидностью вытекают из его работ, тогда как другие потребовали более слож ного логического вывода. Приводимый ниже пере


чень является, в известной степени, предваритель

ным.

Протопостулаты (общие руководящие допуще

ния, касающиеся науки в целом):

1. Природа не представляет собой тотальной вза имозависимости всего, при которой не существует никаких различий; в то же время она не складывает ся из изолированных процессов. Природа состоит из структур, включенных в непрерывные отношения, являющиеся свойствами целостностей.

2. Наука занимается поиском законов, которым подчиняются эти структуры.

3. Структура и закон представляют собой диалек тическую или реципрокную пару, а не отдельные сущности (beings).

Метапостулаты (поддерживающие допущения для конкретной науки):

1. Психологические события не сводимы к биоло гии, химии или физике, которые, однако, обеспечи вают условия реализации поведения.

2. Наряду с физическими характеристиками мир обладает смыслами. Именно эти смыслы представля ют главный интерес для психологии.

3. Ни внутренние, ни внешние определяющие кон структы (determiners) не являются релевантными для научной психологии.

Постулаты (допущения, касающиеся предмета изучения):

1. Поведение невозможно адекватно понять ни как механические реакции на стимулы, ни как вызванное заключенной внутри организма душой (mind).

2. Поведение представляет собой взаимодействие, диалектический обмен, отношение.

3. Имеющее смысл поведение составляют отноше ния между субъектом (конкретным человеком) и объектом, однако человек более важен, чем отноше ние.

4. Объективное и субъективное различаются толь

ко как системы отсчета.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Вероятно, наиболее известным исследованием с использованием феноменологического подхода ста ло экспериментальное исследование, проведенное Альбертом Мишоттом (Albert Michott) в универси тете Ловэн (Louvain) в Бельгии. Мишотт занимался изучением воспринимаемой причинности. В одном эксперименте он проецировал два световых пятна на экран. В зависимости от того, как эти пятна сближа лись, соединялись и расходились, испытуемые вос принимали какое либо одно из пятен как причину


 

 


движения другого. Мишотт открыл ряд принципов, включая запуск (launching) и вовлечение (entrain3 ment). Впечатление запуска возникает, когда объект А движется навстречу Б и останавливается, а Б на чинает двигаться в том же направлении, что двигал ся А. Испытуемые видят, что А толкает Б. Эффект вовлечения возникает, когда А продолжает двигать ся вместе с Б; кажется, что один объект захватывает другой и тащит его за собой. Однако эффекты варь ируются в зависимости от различных паттернов сти мульных условий, которые Мишотт исследовал очень тщательно. Ему удалось продемонстрировать характер воспринимаемых причинных значений (causal meanings). Другие исследователи смогли по вторить и тем самым подтвердить результаты, полу ченные Мишоттом.

Наиболее важным в этих экспериментах явился не тот факт, что испытуемые осмысливали причинность на основе законов физики, касающихся массы, ско рости и импульса, хотя объектами наблюдения в них были всего лишь световые пятна. Важным является то, как вещи переживаются в опыте. Причинность, указывает Мишотт, существует феноменологически, независимо от знания физики, а иногда даже в про тиворечии с физическими законами. Он приходит к заключению, что восприятие является не интерпре тацией (мы видим, когда мы умственно интерпрети руем то, что мы видим), но способом непосредствен ного получения опыта (Michotte, 1963, 1991). В дру гой серии экспериментов он исследовал кажущееся постоянство (apparent permanence). Мишотт показал, при каких условиях объект, когда он исчезает из виду, например скрывается за ширмой, все еще вос принимается как существующий (обладающий по стоянством) и при каких условиях он просто исчеза ет и прекращает свое существование. Другие иссле дования показывают, каким образом люди воспринимают двумерное изображение как трехмер ное. Поскольку стимульные паттерны определяют характер такого восприятия, для его объяснений не нужно прибегать к предположению о когнитивном интерпретаторе. Эксперименты Мишотта хорошо со гласуются с более поздними работами Гибсона по экологическому восприятию (Gibson, 1979; см. гла ву 13, с. 328). Исследования Мишотта указывают путь к строгой методологии изучения значений / смыслов, включающей как феноменологию, так и экспериментальные процедуры; тех же результатов невозможно достичь при отсутствии любой из этих составляющих.

В случае принятия решений феноменологический метод дает иные результаты, чем метод когнитивной психологии. Когнитивист использует эксперимен тальный метод, чтобы найти правило или стратегию, которые человек использует, производя выбор. Один из полученных когнитивистами результатов состоит в том, что человек приписывает определенные атри буты каждому возможному выбору, суммирует эти атрибуты и выбирает вариант, имеющий максималь


ную сумму. Феноменолог рассматривает такое объяс нение как игнорирующее контекст, а также истори ческие и культурные связи, утрачиваемые в абстракт ных стратегиях, являющихся следствием навязанных экспериментатором структур. В то же время такие результаты не дают адекватной картины опыта чело века, делающего выбор. Это и неудивительно, по скольку когнитивист планирует экспериментальную ситуацию таким образом, чтобы изучать только стра тегии, и вряд ли может увидеть альтернативы или дополнительные операции. При феноменологичес ком подходе исследователь пытается описать процесс выбора, прося испытуемых думать вслух и записы вая их отчеты (Karlsson, 1987, 1988, 1992). Анализ таких отчетов показывает, что использование страте гий — это только одна из нескольких операций или фаз принятия решения. К таким фазам относится, во первых, поиск и уточнение информации; затем оценка и сравнение альтернатив; отсеивание и выбор альтернатив; и наконец, подтверждение выбора.

Большинство когнитивных психологов рассмат ривают мышление, восприятие и запоминание как обработку информации — концепция, заимствован ная из области вычислительной техники. Они также полагают, что процесс мышления, осуществляемый при игре в шахматы, можно моделировать с помо щью компьютера, и придают большое значение та ким компьютерным программам. С целью проверки правомерности аналогии между человеком и ком пьютером, играющим в шахматы, Аанстуз (Aаnstoos,

1983, 1987) просил опытных игроков думать вслух во время игры. Он обнаружил, что человеческие подхо

ды к игре совершенно отличны от компьютерных.

Компьютер перебирает миллионы возможных ком бинаций ходов и их последствий для того, чтобы сде лать эффективный выбор. Даже компьютеры, специ

ально запрограммированные на более избиратель ный поиск, проверяют несколько тысяч вариантов. В отличие от компьютера, люди рассматривают игру в

перспективе и составляют план игры, рассматривая небольшое количество альтернатив в пределах дан

ного плана. Игра компьютера основана на следова нии жестким предписаниям, тогда как человек ис пользует их лишь в качестве вопросов, на которые

можно ответить положительно или отрицательно, а в ряде случаев и пересмотреть их позже. Наконец,

компьютер использует символы с целью манипули рования математическими вычислениями, тогда как человек использует символы для представления це

лостной картины отношений между различными шахматными фигурами.

Феноменологические исследования охватывают широкий спектр тем. Два описанных выше исследо вания, в которых использовался метод мышления вслух, были разработаны с целью проверки предпо ложений, касающихся когниций. Иногда метод мыш ления вслух и анализ аудио и видеозаписей называ ют экзистенциально феноменологическим методом. Анализ текстов и других источников, таких как про


 

 


изведения литературы и искусства, фольклорные обряды, фильмы, пьесы, автобиографии и телепере дачи называют герменевтико феноменологической психологией. Ее название берет свое начало от гер меневтики (названной по имени Гермеса [Hermes], посредника между богами и людьми, и герменевта (hermeneutes), толкователя); представители этого на учного направления пытаются найти основополага ющие объяснения и произвести анализ библейских текстов. (См. работу Eckartsberg [1986], в которой описывается данная методология и примеры иссле дований.) Методы герменевтики распространяются также на дискурс и психотерапию (см. с. 315).

Ниже следует перечисление некоторых из множе ства других тем, к которым обращается феноменоло гическая психология. Рахилли (Rahilly, 1993) ис пользовала метод заключения в скобки и анализа при изучении опыта аутентичности. В данном случае исследователь использовал экзистенциально фено менологический метод для изучения экзистенциаль ного понятия. Квэйл (Kvale, 1983) провел и записал интервью с датскими детьми, посвященное их школь ным отметкам, и проанализировал их по шести ас пектам значений. Он сравнил проделанный им ана лиз с качественной процедурой, используемой в маркетинговых исследованиях, когда проводятся ин тервью с потребителями с целью определения скры тых значений, таких как ценность автомобиля, выхо дящая за рамки оценки его как средства передви жения — престиж, сексапильность, мачизм*, — эти мотивы впоследствии эффективно используются в рекламе.

В исследовании стыда Абламовиц (Ablamowicz,

1992) записала на магнитофон несколько интервью,

в каждом из которых участвовало по восемь студен

тов выпускников. Затем она прослушала записи с

целью формирования феноменологического описа

ния, за которым последовал редуктивный анализ

(reductive analysis), а затем — феноменологическая

интерпретация. Изучая феноменологию стыда, в про

тивовес взгляду на стыд как на принцип или субстан

цию, она обнаружила, что этот феномен является не

столько переживанием, от которого человеку хочет

ся избавиться, сколько частью индивидуального

мира, универсальным естественным опытом, и что

признание этого факта может облегчать межличност

ную коммуникацию. Данилюк (Daniluk, 1993) изу

чала опыт сексуальности у женщин, записывая на

магнитофон дискуссии, посвященные данному во

просу. Две студентки выпускницы, одна из которых

была участницей дискуссии, проанализировали эти

записи. Затем обе провели встречи с исследователем,

также участницей дискуссий, с целью синтеза и ин

теграции тем, выделенных обеими женщинами, про

водившими анализ. Наконец, участницы самой дис

куссии выразили свои точки зрения по данным те


мам, еще далее развивая выделенные темы. Один из результатов исследования сводился к следующему: женщины считали, что медицина и религия, в каж дой из которых присутствует ориентация на господ ство мужчин, заставляли их чувствовать себя «совер шено никчемными» (has been «severely disenabling» to them).

Симон (Seamon, 1982, 1987) провел обзор фено менологических исследований и методологического вклада феноменологии в энвайронментальную пси хологию. Q методология обеспечивает еще один тип исследовательской процедуры. Поскольку ограни ченное владение речью маленькими детьми не позво ляет им адекватно выражать свой опыт, была исполь зована Q методология, включающая сортировку кар тинок на группы от «это больше всего похоже на меня» до «это меньше всего похоже на меня» и про веден факторный анализ результатов, обеспечивший объективное измерение детской субъективности (Taylor, Delprato & Knapp, 1994). Наконец, обзор

48 статей о шизофрении, опубликованных в «Бри

танском журнале психиатрии» (British Journal of Рsychiatry), показал, что 24 из них носили феноме нологический характер (Mortimer, 1992). Использо

вание феноменологической исследовательской ори ентации в сочетании с другими разнообразными ме тодологиями приобретает все большее число

сторонников.

 

 

ПСИХОТЕРАПИЯ

 

 

Поскольку феноменологический подход исполь зует непосредственный опыт как «данность» и рас сматривает его как отправную точку, опыт предше ствует объяснению. Чтобы постичь сущностную при роду чего либо, включая проблемы адаптации и поведенческую патологию, мы должны наблюдать поведение, прежде чем пытаться объяснить его или вскрыть его причины (точно так же, как мы должны увидеть цвета, ощутить запах, испытать иллюзии, прежде чем пытаться объяснять их). В области кли нической психологии мы должны сначала опреде лить, что испытывает человек, страдающий наркоти ческой зависимостью или депрессией, а уж затем ис кать объяснения.

Комментарий человека, страдающего шизофрени ей (Tomecek, 1990), иллюстрирует эту тему. Этот че ловек критикует статью из журнала «American Psychologist» (ведущего издания Американской пси хологической ассоциации), автор которой призыва ет к искоренению шизофрении. Томечек (Tomecek) не хочет, чтобы его избавляли от шизофрении:


 

* Machismo, от вошедшего в английский язык мексиканского слова macho — мужеподобный, мужественный. — При3 меч. пер.


 

 


«Мне она нравится. Она нужна мне, чтобы вы жить, и она вовсе не обязательно вступает в про тиворечие с остальной частью общества, так как я нашел позитивные способы справляться с ней и обогащать свой шизофренический опыт через ис кусство и литературное творчество. Для меня пре вращение в нормального человека и конформ ность неприемлемы, потому что это неизбежно приведет к ослаблению моих творческих способ ностей, потенциала, позволяющего мне найти ра дость в жизни, которую я испытываю сейчас, при моем стиле обучения, общения и жизни» (р. 550).

 

 

Томечек отвергает медицинскую модель, рассмат ривающую шизофрению преимущественно в аспекте биологии, в результате использования которой он под вергся медикаментозной и шоковой терапии, которая чуть было не довела его до самоубийства. Он также отвергает понятие реабилитации. Он хочет лишь по мощи, которая позволит ему удовлетворить его по требности и минимизировать стресс. Такая позиция может быть понята только в том случае, если мы про сим, чтобы ее выразил сам индивидуум, а не те, кто пытается навязать ему собственные взгляды. Этот центрированный на клиенте подход, в противополож ность подходу, центрированному на терапевте, необ ходим для выработки адекватного объяснения (если оно вообще нужно) и составления плана лечения.

Аналогичную точку зрения выразили Лора и Реба Шеппелл (Schappell), «сиамские» близнецы, сросши еся в районе головы и обращенные лицами в разные стороны. Несмотря на крайнее неудобство такой си туации, они не хотят, чтобы их разделили (Angier,

1997). Такой отказ трудно понять хирургам, а иног

да и родителям, которые хотят сделать жизнь таких

инвалидов «нормальной». Следует ли исправлять такие врожденные нарушения, как двойственные ге ниталии или глухота у детей, которые еще слишком

малы, чтобы самостоятельно принимать решения? Некоторые выражают недовольство тем, что их из

лечили, или отказываются от лечения в более стар шем возрасте. Можно ли производить деформацию гениталий или обрезание мальчикам, прежде чем они

дали свое согласие? Многочисленные протесты —

даже со стороны ООН — выражаются против дефор

мации гениталий у девочек, практикуемой в различ ных частях света. Феноменологический подход гла сит, что нам следует прислушаться к точке зрения

самого индивида.

Феноменологическая психология остается пре имущественно академической дисциплиной и уделя ет лишь незначительное внимание психотерапии. Хотя в рамках этой системы не было разработано строгих рекомендаций и стандартных методик, был сформирован ряд достаточно единообразных концеп


ций, использующих такие термины, как «экзистенци

альный невроз», «становление», «аутентичность» и

«встреча» («encounter»). «Экзистенциальный не

вроз» — это проживание неаутентичного существо вания вследствие неспособности обрести смысл жиз ни. «Становление» означает развитие в позитивном

направлении по отношению к прошлому. «Аутентич

ность» означает осознавание существования или

того, как обстояли дела раньше и как они обстоят сейчас; более широкий смысл этого термина включа ет самостоятельное принятие решений, использова

ние собственной свободы, так чтобы жить более ос

мысленной жизнью перед лицом страха и тревоги,

которые приносит свобода5. «Встреча» означает от

ношения между терапевтом и клиентом, в которых

«раскрывается нечто совершенно новое, открывают

ся новые горизонты, пересматриваются собственные [взгляды на жизнь], а иногда даже происходит пол ная перестройка личности (Ellenberger, 1958, р. 119).

Согласно Мэю (May, 1958), серьезной ловушкой является чувство вины. Мэй утверждает, что это чув ство возникает вследствие неспособности выполнить свои обязанности. Поскольку осознание собственной свободы выбора вызывает страх, клиент должен на учиться принимать страх, вину и боль как бытие в мире, то есть как жизнь, как она проживается, как смысл, содержащийся в жизни. Клиент должен вос пользоваться своей, теперь осознанной свободой вы бора и не позволять другим принимать решения за себя. Признание смерти как небытия или несуще ствования также порождает тревогу.

Помимо свободы, вины и признания смерти суще ствуют два дополнительных состояния существова ния: изоляция и бессмысленность (Yalom, 1980). Изоляция означает одиночество, испытываемое че ловеком в безразличном мире. Чувство бессмыслен ности возникает вследствие отсутствия абсолютных ценностей в мире: трансцендентальных богов, истин, данностей. Эти состояния существования встречают ся не по отдельности, а являются взаимозависимы ми, и они должны становиться предметом терапии в любых формах или соотношениях, в которых они возникают у каждого человека.

Если психоанализ сосредоточен на устранении со противления и вытеснения, экзистенциальный анализ сосредоточен на устранении блоков, препятствующих свободе и реализации потенциала (May, 1958). Он не избавляет ни от каких кризисов, не разрешает ника ких проблем и не прибегает ни к какому лечению, как и не рассматривает клиента как страдающего патоло гией. Его целью является «сделать проявленным или реальным собственный экзистенциальный потенциал аутентичности [клиента]» (Anderson, 1978, р. 333). Если человек сможет принять свою тревогу и страх и научиться принимать решения (стать аутентичным), он может обрести смысл.


 

5Рахилли (Rahilly, 1993) рассматривает многочисленные значения термина «аутентичность», предлагаемые различ

ными авторами; большинство из них более близки к пониманию гуманистической психологии, чем экзистенциализма.


 

 


Виктор Франкл (Victor Frankl, 1963) разработал психотерапевтический метод, который он назвал ло3 готерапией (от греч. logos — дух или смысл). Данное направление известно также как «Третья Венская школа психотерапии» (первыми двумя являются подходы Фрейда и Адлера). Выжив в нацистском лагере смерти, Франкл понял, что последняя (final) свобода, которой обладает каждый индивид, это спо собность выбирать свое отношение к происходяще му. Он сделал наблюдение, что из тех, кого не казни ли нацисты, пережить болезни и голод смогли лишь те, кто цеплялся за желание жить. Те, кто утрачивал смысл жизни, слабели и гибли.

Франкл считает, что страдание — это неотъемле мая часть жизни, которая также придает ей смысл. Его подход к терапии состоит в поиске смысла жиз ни, смысла собственного существования, в процессе которого человек находит рациональное понимание эмоциональной боли или страдания. Это понимание придает страданию смысл. Средством помощи таким поискам является трагический оптимизм, испытывая который человек превращает страдание в опыт, на деленный смыслом. Это помогает человеку вырабо тать позитивный и здоровый взгляд на подобные пе реживания. Поскольку не существует универсаль ных смыслов, каждый человек должен найти свой собственный. И по мере проживания жизни к чело веку приходит много таких смыслов.

Франкл побуждает своих клиентов ставить цели в жизни. Постановка целей и усилия по их достиже нию мобилизуют креативность и энергию. Стремле ние к достижению целей и поиски смысла требуют духовных качеств (логос), считает он, — духовных в смысле воли и самостоятельности. Именно духовное здоровье обеспечивает выживание и выздоровление перед лицом тяжелых испытаний.

Другой широко известной формой экзистенциаль ной психотерапии является экзистенциальный ана3 лиз швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера. Бинсвангер начинал как психоаналитик, но, испытав влияние Хайдеггера, принял его концепции. Его те рапия исследует «экзистенциальные модусы» клиен та, установленные им отношения с миром и другими людьми. Терапевт побуждает клиента стать аутентич ным, вести себя так, чтобы быть верным себе, и та ким образом обрести свободу.

Разновидностью экзистенциальной психотерапии является герменевтическая психотерапия. Посколь ку Рикёр (Ricoeur, 1970, 1974) утверждал, что про цедура, введенная Гуссерлем, не приводит к чистой сущности вещей, психотерапия не может использо вать данную процедуру и ожидать постижения ре ального. Следовательно, необходимо отодвинуть ре альное на второй план, обратиться к тому, о чем по вествует клиент, и пытаться понять его. Смыслы, предположения и предубеждения могут оставаться скрытыми, и все же на них можно воздействовать. Они должны быть обнаружены в соответствующем контексте и однозначно выражены. Часто оказывает


ся необходимым даже конструировать новые смыс лы / значения. Эти новые смыслы, когда они непро тиворечивы и правдоподобны, помогают пациенту сообщать о своих представлениях, мечтах, чувствах и восприятиях других событий. Хотя «смыслы ско рее создаются, чем восстанавливаются» (Bouchard & Guerette, 1991, р. 32), роль объективной истины и феноменологической истины состоит в том, что они обеспечивают контекст смыслов, которые могут раз виваться в повествовании клиента. Сознание — это речь в процессе повествования. Посредством диало га между клиентом и терапевтом достигается цель герменевтической терапии: «гальванизировать жиз ненные энергии клиента, направленные на исцеле ние» (р. 387).

В 1979 году экзистенциалисты основали Берч Хаус в Литтлтоне, штат Нью Гемпшир (Burch House in Littleton, New Hampshire) — пансионат для взрос лых с психическими нарушениями, для лечения ко торых они предполагали использовать экзистенци альные принципы, такие как принятие ответственно сти за себя (self responsibility) и направленность на будущее (future directedness) (Symmes, 1989). Кли енты и персонал совместно выполняют повседневные бытовые обязанности. Поскольку клиенты вовлече ны в планирование и выполнение видов деятельнос ти, свойственных нормальным людям, они поддер живают уровень развития своих навыков и инициа тивы, избегая попадания в зависимость и бесцельного существования, свойственного пациен там обычных психиатрических учреждений. Психо терапия является неавторитарной и потому не пред лагает готовых решений или интерпретаций, а поощ ряет клиентов осознать источник собственной боли и использовать свои способности для нахождения бо лее удовлетворительных решений. Персонал Берч Хауса утверждает, что количество успешных случа ев лечения составляет 60–70%, при этом успех опре деляется как «способность жить конструктивно в более широком сообществе» (Symmes, 1989, р. 16). Данная цифра включает и тех клиентов, чье состоя ние «улучшилось», но которые нуждаются в посто янной поддержке.

В качестве иллюстрации подхода к лечению в Берч Хаусе приведем основные факты одного клини ческого случая. Тридцатилетний мужчина, окончив ший университет, после смерти матери смог найти лишь работу, связанную с постоянными разъездами, которая вскоре стала для него невыносимой. Тяже лые страдания привели его в Берч Хаус. После не скольких недель терапии он начал осознавать не на шедшее выхода горе по своей матери и враждебность по отношению к родственникам, от которых он ока зался в зависимости. На момент появления в Берч Хаусе он страдал дистрессом ухода (withdrawal distress) и кошмарами, но после десяти недель лече ния его состояние начало улучшаться и он принял участие в работах по содержанию пансионата. Ему удалось уладить конфликты с родственниками, най


 

 


ти подходящую работу и начать самому обслуживать себя.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь