Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чем объяснить устойчивый интерес современного искусства к мифологическим сюжетам?
Почему современный художник, способный порождать множество субъективных миров, получивший свободу творить свои собственные мифы, продолжает черпать вдохновение в классических сюжетах прошлого? Современное искусство препарирует структуру мифа, пытаясь обнаружить и познать сущностное, возвращая классические сюжеты и их героев в космос чистых идей, помещенных во внетемпоральное пространство чистой живописи. Обращение современных художников к классическим сюжетам – это шаг навстречу зрителю – приглашение его к сотворчеству, к диалогу в пространстве мировой культуры. В этом диалоге как минимум три составляющих: культурная традиция, современный художник и современный зритель. Узнавание сюжета, как правило, происходит на уровне считывания по отдельным чертам и признакам знакомых образов, помещенных в формально непривычный контекст. Безусловно, римейк предполагает определенное сотворчество со зрителем, способного увидеть и воспринять разные уровни прочтения мифа. В коллекции музея Эрарта представлено большое количество художников из Петербурга и других городов России, обращающихся в своем творчестве к мифологическим и библейским сюжетам. Художники выбирают разные пути извлечения новых смыслов из копилки классических сюжетов: ситуация, когда вневременное, архетипическое содержание классического сюжета рассматривается сквозь призму индивидуального, исторического опыта художника, влечет за собой либо детемпорализацию (то есть вынос действия за пределы исторического времени), либо, наоборот — его локализацию во времени посредством размещения в современности. На первый взгляд, может показаться, что художники старшего поколения предпочитают идти первым путем. В работах Анатолия Басина, Валерия Лукки, Вячеслава Михайлова, Владимира Паршикова, Петра Татарникова, Елены Фигуриной и Александра Загоскина отсутствуют намеки на какое-либо историческое время, скорее они являют собой чистые художественные идеи человеческого бытия.
Все работы Басина повествуют об одном: о чуде рождения живой формы из хаоса, из темноты, из первовещества, которое представлено темными цветовыми массами фона. На переднем плане тона местами высветляются. Ломкие контуры «оформляют» эти светлые пятна, превращая их в тела и предметы. Мы видим, что его люди, как правило, обнажены, обозначены цветными пятнами, обрамленными линиями. Как художник Басин формировался не без влияния наставника, которым стал Осип Сидлин («Школа Сидлина» - школа авангардного искусства, возникшего в Ленинграде в 50-е годы как изостудия при ДК Капранова). Творческое наследие Сидлина по сей день является для Анатолия Басина предметом осмысления, ведь Басин не только живописец, но и хранитель определенной традиции, хранитель памяти. Басин собрал и способствовал публикации архива «газаневщины» (художников, участвовавших в легендарных выставках в ДК им. Газа (1974)и в ДК Невский (1975) - первые, официально разрешенные в Ленинграде выставки художников-нонконформистов). Книга «Газаневщина» вышла в серии «Авангард на Неве». Басин работает от темного к светлому, метафорически говоря, от тьмы к свету, считает, что процесс создания художником картины – процесс создания формы из хаоса.. В его работах всегда присутствует незавершенность. Это для него важно, это как раз процесс творения, человек создается, это бесконечный процесс. Творец играет с глиной, гончарным кругом и заново создает некую живую форму. Свет – это тот дух, который творец вдохнул в форму. Анатолий Басин родился в 1936 году в Ленинграде в семье военного. Получил основательное техническое образование, окончил радиотехническое училище и архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Завершив обучение, работал некоторое время по специальности: инженером и архитектором. Как художник Басин формировался не без влияния наставника, которым стал Осип Сидлин. Студию Сидлина в Доме культуры имени Капранова Басин посещал с 1956 по 1972 год. Творческое наследие Сидлина по сей день является для Анатолия Басина предметом осмысления, ведь Басин не только живописец, но и хранитель определенной традиции, хранитель памяти, мифотворец, и даже, своего рода, сказитель. 1. Владимир Сахненко. КЕРАМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Произведения керамиста Владимира Сахненко существуют на грани между скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Составные вазы, амфоры, кувшины, фигуры и рельефы, изображающие людей и животных; вместе эти функциональные и нефункциональные предметы выглядят как извлеченные из раскопок или поднятые с морского дна артефакты древней исчезнувшей цивилизации. Можно долго анализировать их форму и орнамент и находить новые и новые отсылки к разным архаическим культурам, но естественные для «наивного» искусства общие места и пересечения не должны обманывать: перед нами не нагромождение цитат, а сугубо индивидуальная, органичная художнику иконография и мифология. В ней мы встретим библейские сюжеты (ваза «Ной») и образы, напоминающие о ранней античности («античные» головы), а наряду с ними — что-то почерпнутое из жизненных наблюдений и даже автобиографичное. «Ной», объект из керамики. То, что изображено на стенках вазы «Ной», — больше чем орнамент или сюжет, произвольно нанесенный на ее поверхность. Сама вещь, то есть ваза, по своей сути неразрывно связана с сюжетом о ковчеге, она и есть вместилище, ковчег. Художник не просто создал изделие: он раскрыл его символический подтекст, превратил в образ спасительного убежища. Это глубокое, философское отношение художника к вещам, имеющим утилитарное назначение, превращает их в произведения искусства, чья ценность независима от их функциональности. Владимир Сахненко родился в 1930 году в Сумской области. Учился в Ворошиловоградском художественном училище и московском Академическом институте имени Сурикова. Он начинал как живописец, пишущий в достаточно традиционном для русской школы, ключе. С какого-то момента он увлекся керамикой, которой и посвятил большую часть своей жизни. В этой технике ему удавалось делать все: от тончайших ковшей и братин до многометровой составной скульптуры. Сахненко работал с невероятной продуктивностью. Его глиняные вазы и амфоры, причудливые рыбы, лягушки и крокодилы, монументальные рельефы, изображающие птиц на дереве и фантастических существ: все это образует мир характерных ярких и декоративных артефактов, целую керамическую культуру. Абстрактный орнамент и фигуративные композиции, украшающие эти изделия, вызывают множество ассоциаций из истории народного и современного искусства. Однако Сахненко не пытался создать стилизацию под существующий стиль; он воплощал свое собственное образно-пластическое видение мира. Владимир Сахненко ушел из жизни в июле 2008 года, оставив после себя богатое творческое наследие. Многие его работы по-прежнему украшают общественные здания Москвы, Тулы, Ялты и Самарканда. Эрарта обладает наиболее представительной коллекцией его керамики.
2. Александр Загоскин. Адам и Ева. Память Земли.
Загоскин любит помещать своих традиционно-фигуративных героев в абстрактно-экспрессивные миры. В работе «Адам и Ева. Память земли» эффект такого совмещения усиливается тем, что фигуры первых людей изображены на фоне, состоящем из фрагментов многих таких миров. Адам и Ева как бы проступают на хаотичном наслоении различных молекул, стихий, энергий. Интересно, что создается ощущение, что эти образы скорее призраки, фантомы, наш генетический код, он присутствует в этом бесконечном движении материи как некая информация. Это отсылает нас к современной науке, с ее представлением о существовании общего информационном поля (теория полей), о том, что все то, что когда-то имело место, сохраняется, не исчезает. Александр Загоскин родился в 1954 году в городке Вожгалы, под Вяткой. В 19 лет будущий художник окончил отделение станковой живописи Кировского художественного училища. Из Кирова Загоскин переехал в Москву, где продолжил обучение во Всесоюзном государственном институте кинематографии по специальности «художник кино». После окончания института молодой художник направился в Ленинград (ныне Петербург), где начал работать в киностудии «Леннаучфильм» в качестве художника-постановщика и художника-мультипликатора, участвовал в создании более двадцати фильмов и мультипликаций, а также снял два собственных мультипликационных фильма. Среди лучших работ Загоскина — фильм «Бедный, бедный Павел», за который Александр был удостоен премии «Золотой Орел» в номинации «Лучший художник-постановщик». Декоративность, необходимая для усиления эффекта в кино, не может не проявляться и в живописи художника: поэтому Адам и Ева, изображенные в классической манере, диптихом, в полный рост, сверкают золотыми бликами, а синий цвет пробивается через насыщенный сложный фон, на котором можно разглядеть детали сада. При помощи золота Загоскин говорит о любви, посредством фиолетового и оранжевого — о страдании. Следуя урокам Павла Филонова, Загоскин на равных правах включает в картину абстрактное и фигуративное, вводит цвет в каждый «атом» картины так, что цвет «въедается» в холст и наполняет его звучанием, которое доносится каждый раз при взгляде на картину. 3. Владимир Овчинников. Обратная сторона чуда.
1. 2. 3 1.Овчинников Владимир. Ангел с телескопом. 2.Овчинников Владимир. Мария Магдалина. 3. Овчинников Владимир. Одиссей и сирены.
Ив советские годы и намного позже, когда персональные выставки Владимира Овчинникова прошли во многих странах мира, увлекала тема чуда и — как его оборотной, бытовой стороны — абсурда в человеческой жизни. В поисках сюжетов для картин он охотно обращается к любимым им писателям-абсурдистам — Борхесу, Ионеско, Беккету, а зачастую придумывает истории сам. Вне зависимости от времени, от исторических обстоятельств, его картины полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора, с которым он повествует о самых серьезных вещах. Персонажи картин Овчинникова – засидевшиеся ангелы, дремлющие рыбаки, застывшие танцоры – все они как будто остановились и замерли. Овчинников подчеркивает их статичность, их завороженность временем, когда мы уже перестаем понимать, из какого мира эти герои. Признаки жизненности персонажей во многом стерты, совершенно непонятно, выйдут ли они из окаменения или вдруг превратятся в игрушечных человечков, оживающих в сновидениях или в фантазиях художника. На неведомой вышине, на ее верхнем мостике «Ангел у телескопа» разглядывает в трубу неведомые дали. Он застыл лишь на время, на мгновение, и вот уже мгновение стало вечностью. Снисходя до земных научных утех, он словно нехотя пользуется оптической машиной. Или, напротив, только земным взглядом можно разглядеть что-то в бесконечной по времени вселенной. Картины Овчинникова не привязаны к литературным сюжетам. Литературоцентризм художника служит лишь отправной точкой для живописной образности. Скорее законы театра с его условностью места и времени, бутафорностью образов, ненастоящести явлений, вступают в силу на картинах Овчинникова. Действующие лица его картин, как персонажи пьес абсурдистов, переходят из одной картины в другую, пребывая в космически холодной, уже неземной сфере разрушенных связей, тотальной некоммуникабильности героев, как бы застывших в вечности в ожидании Годо. Внезапно остро осознаешь вечную оставленность всех этих пейзажей, заброшенность интерьеров, покинутость персонажей. Ангел у телескопа лишь деловито почесывает ногу, скучая то ли в театре, то ли в вечности, то ли в самом нашем мире.
Владимир Овчинников родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В сорок пятом семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово. Овчинников признается, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности, генетически. Поэтому он искал иных, нестандартных для своего времени путей в искусство. Он работал помощником маляра-декоратора в Кировском театре, а позже — в хозчасти Эрмитажа вместе с другими молодыми художниками и литераторами. Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок в послевоенном Ленинграде. В выставке участвовали такие же, как он, работающие вне официальной системы, художники. Результатом выставки были знакомства с будущими соратниками и единомышленниками, а также лишение художника мастерской «за использование не по назначению». Владимир Овчинников был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 75 годах. Это были первые разрешенные официальными властями выставки неофициальных художников. Рядовой советский зритель впервые смог увидеть направления современного искусства, от абстракции до сюрреализма, о существовании которых в отечественном искусстве даже не подозревал.
Ый этаж. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы