Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция № 3. Основные гипотезы происхождения языка
Вопрос о происхождении языка интересовал человечество с самых давних времен. Эта проблема затрагивает вопрос происхождения не каких-либо конкретных языков (живых или мертвых), а человеческого языка вообще. Естественно, установить, на каком языке говорили первобытные люди, невозможно, поскольку, от такого «первобытного» языка никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может. Следовательно, «первобытный язык» - это область общих предположений и гипотез. Зато возможно выяснить, при каких условиях и по каким причинам возникла человеческая речь. И в этом вопросе на помощь лингвистике приходят смежные науки – антропология, археология, физиология, история, этнография и др. Еще в библейских легендах мы находим два противоречивых решения вопроса о происхождении языка, отражающих различные исторические эпохи воззрений на этот вопрос. В I главе книги Бытия сказано, что Бог творил словом и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек дал им имена. Итак, внечеловечекое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар», но уже в раннем средневековье считалось, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов (Григорий Нисский, IV в. н. э.). Биологические и социальные теории. В истории языкознания накопилось множество различных теорий происхождения языка – от более или менее вероятных до совершенно неприемлемых. И хотя ни одна из них не может быть доказана ни научно, ни исторически, они традиционно называются «теориями». Поскольку среди условий, в которых возникал язык, были факторы, как связанные с эволюцией человеческого организма, так и связанные с зарождением человеческого общества, то большую часть теорий можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические и 2) теории социальные. Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. Рассматривая возникновение языка как результат длительного развития природы, они отвергают тем самым божественное происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две – звукоподражательная и междометная. I. Звукоподражательная теория, идущая от стоиков, основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражаниями (собственно звукоподражательная теория) и 2) в слове звучание символично (теория звукового символизма).
Суть звукоподражательной теории состоит в том, что человек, слыша звуки природы (крики животных, вой ветра, журчание ручья и т.д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, мяу-мяу, апчхи, ха-ха-ха и т.п. и производных от них типа куковать, мяукать, хаханьки и т.п. Однако таких слов очень немного, в разных языках они различны, и, кроме того, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласное»: камни, дома, треугольники и квадраты и многое другое? Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Кроме того, звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, которым первобытный человек с неразвитой гортанью владеть ещё не мог. Теория звукового символизма связывает природный характер слов с отдельными звуками, входящими в их состав и выражающими те или иные характерные свойства предметов или явлений. Согласно этой теории, язык возник как выражение впечатления о называемом предмете. Сторонником этой теории был знаменитый немецкий ученый Г. Лейбниц. Он полагал, что образование слов – результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. Так, он считал, что лат. mel (мед) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что нем. leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Lö we (лев) – на быстроту. Ряд примеров можно продолжить: сахар (шуршание сыпучего продукта), мямлить, масло (мягкость). Принцип звукового символизма широко используется в детских стихотворениях (Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет), в поэзии (С лодки скользнуло весло (Бальмонт)). II. Междометная (или рефлексная) теория идет от эпикурейцев, противников стоиков. Суть ее заключается в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Согласно этой теории первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции (радость, страх и т.д). В ходе дальнейшего развития вопли и выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. А далее от них произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживали Г. Штейнталь, Я. Гримм, А.А. Потебня. Некоторые сторонники рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и независимо от непроизвольных эмоциональных выкриков.« Не труд, не потребность в общении, а радость и боль, прекрасные и неразлучные божественные искры, воспламеняют язык» (Гейман Штейнталь). В истории языка Г.Штейнталь выделял несколько периодов: 1) древнейший, когда нет слов-названий, а есть лишь междометия; 2) сопровождается расцветом внутренней языковой формы и образованием мотивированных слов (снегирь, подсолнечник); 3) исторический, когда звук и значение соединяются без посредника, так как внутренняя форма исчезает из сознания. Нельзя, конечно, отрицать участие эмоций в развитии языка. Но согласиться с этой теорией сложно. Ведь, хотя междометия и входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как, например, в русском языке: ах, ох и ахать, охать и т.п., но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. И главное: данная теория видит главную причину возникновения языка в индивидуальных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Следовательно, не индивидуальное движение души, а потребности общения, связанные с коллективным трудом и социальным бытием формировавшегося человека, вызвали к жизни язык. Общим для звукоподражательной и междометной теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который на первоначальном этапе выражал более рациональные понятия. Так, Вильгельм Вундт считал, что первоначально существовало два языка – язык жестов (движение рук и лица) и язык звуков (движение языка и губ). При помощи звуков выражали чувства, при помощи жестов – представления о предметах.По мнению В.Вундта, все психические процессы связаны с физическими движениями – выразителями первых. Так, волнение вызывает учащённое сердцебиение, расширение зрачков, дрожь в конечностях и т.д. Подлинным первобытным языком был язык жестов, который, как считал Вильгельм Вундт, является более естественным, чем звуковой язык. Жесты бывают: указательные и подражательные. В жестовом языке возможны свои диалекты, свой синтаксис, своя полисемия и т.д. Жесты повлияли на первые формы письма: пиктографию, например. Так, в одном из африканских языков символ =, означающий 'дитя, ребёнок' возник как отражение жеста «палец, приложенный к губам». У данной теории есть свои основания. Французский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию о том, что мышление ребёнка в своём развитии проходит несколько фаз, важнейшей из которых является фаза семиотического мышления. т.е. мышления при помощи знаков. Пиаже пишет, что в младенческом возрасте, когда у ребёнка ещё нет ни мышления, ни представления, ни языка, ему уже доступно движение. А у движения есть своя логика: ребёнок приходит к выводу, что все предметы, лежащие на чём-то, нужно тянуть, имеющие какую-либо щель - нужно открыть и т.д. В конце концов ребёнку удаётся абстрагировать способ действия с предметом от самого предмета при помощи имитации. В ходе эволюции человека звуковой язык все более совершенствуется, а язык жестов начинает играть все более вспомогательную роль. Жесты менее удобны, чем звуки: их не видно ночью и в сумерках, из-за дерева; их нельзя делать, когда рука занята работой. Постепенно слово «убило» жест. Социальные теории происхождения языка объясняют его появление социальными потребностями, возникшими в труде и в результате развития человеческого общества, и отрицают влияние биологического фактора. С середины XVIII в. появилась теория «социального договора», согласно которой язык возник благодаря общественному соглашению, или социальному договору, между членами общества. Следовательно, язык рассматривался как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. эта теория была поддержана Э.Б. де Кондильяком, Адамом Смитом, Ж.-Ж. Руссо. Правда, у Руссо несколько своеобразное толкование, связанное с его теорией двух периодов в жизни человечества: природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык «происходил» от чувств, страстей (тут явно прослеживается связь с междометной теорией). «Первые языки» были богаты синонимами, необходимыми для выражения «богатств души» природного человека. С возникновением собственности и государства возникла и «социальная договоренность», слова стали употребляться в более общем смысле. Язык из богатого и эмоционального стал сухим, рассудочным и методическим. Историческое развитие языка рассматривается им как падение, регресс. Отсюда и призыв Руссо «назад к природе», «к природному первобытному языку». Да, действительно, в позднейшие эпохи можно было договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 году. Но как договориться в ту эпоху, когда языка ещё не было? В конце 70-х гг. XIX в. была выдвинута теория «трудовых выкриков» (Л. Нуаре, К. Бюхер), согласно которой язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Вначале непроизвольные, эти выкрики, облегчающие и организующие трудовую деятельность при совместной работе, постепенно превратились в символы трудовых процессов, первоначальный же язык был набором глагольных корней.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2569; Нарушение авторского права страницы