Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соответствие языковедческой и естественнонаучной классификации (по А. Шлейхеру)
2. Во-вторых, идея Ч. Дарвина об изменчивости видов, по мнению А. Шлейхера, также приложима к языковому существованию: «Языки, виды одного рода мы считаем за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постоянной изменчивости, вследствие чего для языков тоже можно составлять родословное древо. При этом лингвисты находятся в более выгодном положении, так как языки имеют письменную фиксацию в два тысячелетия – имеется объективный показатель их изменчивости». 3. В-третьих, А. Шлейхер общие законы возникновения и развития человеческого языка трактует в естественнонаучном ключе. Как весь естественный мир образовался путем постепенного усложнения из одноклеточных организмов, так и все языки произошли из простейших форм в результате постепенного усложнения. Такими простейшими формами были корни – простые звуковые обозначения впечатлений от явлений внешнего мира. Это стадия существования корневых (изолирующих) языков. Формальное и функциональное различие корней являлось основой их разнонаправленного развития. Одни корни сохранили свою первоначальную функцию обозначения отдельного впечатления, другие стали передавать отношения между корнями, затем (по теории агглютинации Ф. Боппа) превратились в аффиксы. На этой стадии возникают агглютинативные языки. Еще позднее был совершен переход к флективным языкам. А. Шлейхер морфологическую классификацию языков, созданную на первом этапе сравнительно-исторического языкознания, интерпретирует с позиций натурализма. По мнению А. Шлейхера, языки должны классифицироваться по форме. Форма – характер взаимодействия значения и отношения. В слове и языке различает звук, значение, функцию, форму. Значение выражается корнем слова. Функция представляет собой совокупность значения и отношения. Многообразие языков противопоставляется не звуками, не функциями, а 1) отсутствием или наличием выражения отношений и 2) местом, которое занимает выражение значения и выражение отношения относительно друг друга. Сущность каждого языка обусловливается способом, каким значения и отношения получают звуковое выражение. А. Шлейхер выделяет в соответствии с уже сложившейся традицией изолирующие, агглютинативные и флективные языки. В изолирующих языках отношения никак не выражаются. Предложение представляет собой простое соположение корней. Язык не выражает отношения, обозначая отдельным звуком только значения. Язык не дает полную картину мыслительного процесса, а только аббревиатуру, намек на него.
Структура такого языка может быть представлена как «нанизывание корней» – RRR, например, в китайском языке слово формируется таким образом: shi «камень» + yl «дитя» = shi yl «камешек».
В агглютинативных языках отношения выражаются в аффиксах. Здесь ничто не замалчивается, звук представляет выражение каждому отношению, однако выражение отношений следует более или менее свободно с выражением значения, в то время как в мышлении это дано в единстве.
Структура слова может быть представлена следующим образом: Rs, Rss, Rsss. Например, такая структура характерна для тюркских языков, ср.: develer – верблюды, develerim – мои верблюды, develerimde – на моих верблюдах.
Во флективных языках отношения выражаются в пределах корня. В этих языках наблюдается самое тесное слияние значения и отношения, а это возможно только тогда, когда значащий звук, сам корень может закономерно изменяться с целью выражения отношений, ср. trinken – tranken. Второй источник интерпретаций А. Шлейхера – гегелевская диалектика. Ученый, вслед за Гегелем, полагает, что история развития языков от корневых к флективным вполне соответствует общим закономерностям развития в природе в соответствии с гегелевской триадой: тезис (корневые языки) – антитезис (агглютинативные) – синтез (флективные). Языки проявляют также еще одну закономерность существования естественного мира – борьбу видов за существование. В настоящий период времени жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманских племен, распространение их продолжается, многие другие языки ими вытесняются. 6.5.2. Теория сравнительно-исторического языкознания. Совершенствование метода Для определения родства языков решающим является не форма, а языковая материя, из которой строятся языки. Критерием родства выступает единообразное изменение материи: близость звукового выражения значения и отношения в сравниваемых языках и регулярность соответствий.
«Если два или несколько языков для выражения значения и отношения употребляют настолько близкие звуки, что мысль о случайном совпадении оказывается совершенно неправомерной, и если подобные совпадения проходят через весь язык, их нельзя объяснить заимствованием слов, то эти языки происходят из одного языка основы».
Все языки, происходящие из одного праязыка, образуют языковой род, который представим в схеме языкового древа. Схема древа отражает исторические процессы выделения языков, и как следствие – степень их близости внутри единства. Чем ближе к основанию древа произошло выделение нового единства, тем древнее процесс и тем большие различия содержатся в современном состоянии языков. Языки, возникшие первыми из праязыка, являются языками-основами, они далее распадаются на языки, языки распадаются на диалекты, диалекты – на говоры. Представив общетеоретическую модель древа как схемы развития языков в пределах родственной группы, А. Шлейхер разработал модель древа как схемы исторического развития языков в пределах индоевропейского единства.
Такая схема развития представляет исторические судьбы как процесс расхождения языков (дивергенции), не представляя возможности вторичного схождения, сближения языков. Именно подобная однонаправленность модели языкового развития впоследствии оспоривалась. Реконструкция праязыка Лингвистика к середине века установила факт родства индоевропейских языков, общность происхождения языков, некоторые фонетические соответствия в родственных языках. А. Шлейхер ставит перед собой задачу реконструировать структуру индоевропейского праязыка, восстановить его звуковой состав, состав форм, слов праязыка.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы