Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схема языковой эволюции (по И. Шмидту)



 

Схема отражает процессы территориального взаимодействия языков, процессы схождения, конвергенции. Два граничащих друг с другом языка обнаруживают общность, присущую только им. Каждый язык имеет наибольшую общность с соседними языками, являющимися опосредствующими звеньями между несоседними звеньями цепи.

И. Шмидт сформулировал теорию непосредственных переходов языковых новшеств: отдельное лингвистическое новшество, зарождавшееся в каком-либо диалекте, могло распространяться на соседние диалекты, как волны от брошенного в воду камня, постепенно затухая. Эти идеи явились толчком к возникновению неолингвистики, ареальной лингвитстики, «Школы слов и вещей». Теория волн И. Шмидта является дополнением теории родословного древа, обе теории вскрывают разнонаправленные процессы языковой эволюции.

6.6. Третий этап сравнительно исторического языкознания
6.6.1. Философия языка. Психологическая трактовка языка

Как отмечалось, историзм оставался доминирующим подходом к исследованию языка в XIX в. Однако на протяжении столетия сменяются подходы, отличающиеся определением внешненаучного методологического основания лингвистических исследований, определением места языка в общенаучной парадигме. На смену интерпретации языка как природного образования, отличающегося объективностью и независимостью от его носителя – человека, приходят теории, в пределах которых актуализируется идея обусловленности сути языка «человеческим фактором». В последнюю треть века историзм как теоретическая и методологическая установка дополняется стремлением рассматривать язык как феномен психологического состояния и деятельности человека и народа. Формируется психологическое направление в языкознании, объединяющее ряд различных школ и концепций.

Основатель психологического направления Гейман Штейнталь (1823 – 1899) полемизировал не только с постулатами натуралистической интерпретации языка, оторвавшими язык от его носителя, но и с философско-логическими концепциями языка, делавшими акцент на выявлении общечеловеческих смысловых основ всех языков. Психологическое направление – дитя XIX в. – стремится выявить психологические основы своеобразия формально-семантических структур языков, психологические мотивации и исторические процессы формирования данного своеобразия. Психологическое направление помещает языкознание в круг человековедческих наук и в качестве методологической базы избирает психологию.

В XIX в. сформировалось два направления в исследовании языка на методологической базе психологизма – 1) направление индивидуального психологизма, поставившего в центр осмысления проблем языка вопросы порождения речевой деятельности, интерпретирующего язык как некий механизм в голове индивида; 2) направление социального психологизма, в пределах которого этнический язык предстает как некое отражение психологии народов.

Социальный психологизм

Наиболее яркими представителями этого направления психологизма в языкознании являются Гейман Штейнталь (1823 – 1899), Морис Лацарус (1824 – 1903), Вильгельм Вундт (1832 – 1920).

Основателем направления является Г. Штейнталь, концепция которого складывается под влиянием философской концепции В. Гумбольдта и исследований в области теоретической и практической психологии Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841), создавшего теорию процессов отражения внешнего мира в психике человека.

Г. Штейнталь стремится на основе объединения этих идей создать новую науку – социальную психологию. В этих целях создает «Журнал этнической психологии и языкознания».

Ученый доказывал, что предмет лингвистики – язык – психологичен. Психологичность речевой деятельности, говорения не вызывает сомнений, так как эта деятельность «приводится в действие мышлением и волей, а это объект психологии». Вторая сторона языка – совокупность языкового материала какого-либо народа – являет собой особые продукты человеческого ума, принадлежащие истории, а не психологии. Но языковой материал состоит из представлений, и даже простые звуки, артикуляции обусловливаются духовным началом, как таковые они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению.

Эти аспекты анализа языка находятся, по мнению Г. Штейнталя, в компетенции индивидуальной психологии.

Современная психология есть индивидуальная психология, то есть ее предметом является психический индивидуум. Но существенным определением человеческой души является то, что она не является обособленным индивидом, но принадлежит народу. По своему рождению человек принадлежит какому-нибудь народу. Человечество не может мыслиться иначе, как разделенным на народы. Все индивиды одного народа носят отпечаток этой особой природы народа на своем теле и на душе. Сходная физическая организация и сходные впечатления, получаемые извне, производят сходные чувства и склонности, желания, следовательно, сходные мысли и сходный язык. Индивиды одного и того же народа обладают одним и тем же народным духом. Дух народа проявляется прежде всего в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, традициях и песнопениях. Вследствие этого «исследование языка играет самую значительную роль, а языкознание служит наилучшим введением к психологии народов».

Таким образом, в последнюю треть века Г. Штейнталь продолжает развивать идеи И.Г. Гердера, В. фон Гумбольдта об отражении в языке духовного своеобразия наций.

Вслед за В. Гумбольдтом Г. Штейнталь много внимания уделяет понятию ВФЯ, выражающей духовное своеобразие народов. Для обоснования явления ВФЯ разграничивает предметное мышление о мире и языковое мышление. Предметное мышление – есть отражение предметных признаков в мышлении, это их мыслительное представление. Языковое мышление – это языковая интерпретация мыслительных образов, это представление о представлении, представление второго порядка, оно вдвойне субъективно. ВФЯ являет собой формально маркированное языковое мышление, определяющее своеобразие языка и формирующееся исторически. Как и для В. Гумбольдта, ключ к познанию языка видится ученым в соотношении внешней и внутренней формы. Г. Штейнталь отмечает три ступени в ее развитии – на первой, древнейшей ступени ВФЯ основывается на звукосимволизме, на второй, исторической ступени – на мотивировочных признаках, выраженных во внутренней форме слов, на третьей ступени внутренняя форма разрушается.

Идеи Г. Штейнталя активно обсуждались в лингвистике конца XIX в., значимым было введение психологической терминологии и – отчасти – методологии – при объяснении языка как речевой деятельности. Важным было также привлечение внимания лингвистов к исследованию внутренних механизмов порождения речи, факторов, их обусловливающих.

Индивидуальный психологизм

Последовательная квалификация языковых явлений с позиций индивидуального психологизма была представлена в работах Лейпцигских младограмматиков – Августа Лескина (1840 – 1916), Карла Бругмана (1849 – 1919), Германа Пауля (1846 – 1921), Германа Остгофа (1847 – 1909), Бертольда Дельбрюка (1842 – 1922).

Продолжая искания лингвистов XIX в., лейпцигские ученые определяют место языкознания в общенаучной парадигме, характеризуя его как науку историческую и культурологическую, в основе которой лежит исследование действия психического фактора. Вследствие этого психология определяется как методологическая наука по отношению к языкознанию. Действие психического фактора проявляются только в душе индивидуума, следовательно, лингвистика должна опираться на данные индивидуальной психологии.

 

«Язык – не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя, он по-настоящему существует только в индивидууме, тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов».

 

Младограмматики обратились к изучению действия психических факторов, предопределяющих процессы и результаты диахронических изменений в языках.

Предмет языкознания составляет естественное развитие языка, которое происходит бессознательно. Языковые образования создаются обычно не в результате сознательного намерения, индивид не сознает свою творческую деятельность, следствием чего является простота действия.

Г. Пауль выделяет 2 сферы психики, задействованные в сфере языковых произведений – 1) сферу сознания, к которой относится говорение, слышание, а также всплывающие при этом представления и мелькающие в сознании языковые образования; 2) сферу бессознательного.

 

«Все проявления речевой деятельности вытекают из смутной сферы бессознательного. Все языковые средства, используемые говорящими, хранятся в сфере бессознательного в виде сложнейшего психического образования, состоящего из разнообразных сцеплений групп представлений. Эти представления – результат действия предыдущих актов говорения»

 

Подчеркивая, что даже самые элементарные изменения в звуковой оболочке имеют основой психические механизмы, лейпцигские ученые поставили задачу выявить механизмы психических ассоциаций в развитии семантики и формы языка, осуществляющиеся в речи говорящих.

В основе действия языковых механизмов лежит механизм ассоциации представлений: представления последовательно произнесенных звуков ассоциируются с представлениями последовательно произведенных движений речевых органов. Звуковые и моторные представления ассоциируются с представлениями значений слов и синтаксических отношений. В свою очередь эти сложные комплексы ассоциируются в более богатые и сложные образования.

Языковой организм, система представлений и система ассоциаций, у каждого индивида находится в процессе постоянного изменения, всегда приобретается что-то новое, а старое разрушается. Эти изменения индивидуальны, но, накапливаясь, приводят к изменениям узуса.

Бесконечная изменчивость языка в целом и постоянное возникновение диалектных различий обусловливается фактом бесконечной изменчивости и своеобразия каждого отдельного организма. Сравнение отдельных языковых организмов позволит выявить нечто среднее, на основе чего выявляются существующие в языке нормы употребления, языковой узус.

Речевая деятельность шире узуса, она на него воздействует и делает возможным понимание. Обычно ученый изучает языковой узус, который получается сравнением конкретных употреблений.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
  2. II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (по источнику «ПОУЧЕНИЕ ГЕРАКЛЕОПОЛЬСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ МЕРИКАРА»
  3. IV. Социальная структура и политический строй старовавилонского общества (по законам Хаммурапи)
  4. V. Приход Дария I к власти (по Бехистунской надписи)
  5. XI. ДАОСИЗМ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ (по источнику «Дао дэ цзин»)
  6. XIII. РАЗРАБОТКА ПЛАСТОВ, ОПАСНЫХ ПО ВНЕЗАПНЫМ ВЫБРОСАМ УГЛЯ (ПОРОДЫ) И ГАЗА, И ПЛАСТОВ, СКЛОННЫХ К ГОРНЫМ УДАРАМ
  7. А - структурная схема; б - условное обозначение в - временные диаграммы
  8. а - схема дендрита по Д.К.Чернову: 1,2,3 – оси первого, второго и третьего порядков соответственно; б – зонная структура слитка
  9. А – схема вязки; б – вязка удавки с полуштыками
  10. АНАЛИЗАТОРЫ ЦЕПЕЙ (по книге т. 1 и по Балло)
  11. Аскарида человеческая (поперечный разрез)
  12. БИЛЕТ 1. Перевод как разновидность межъязыковой и межкультурной коммуникации. Общественное предназначение перевода.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь