Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Коммуникативные системы животных и «диапазон» знаковости
Интуитивно понятны (т.е. известны как обязательно существующие) кардинальные качественные различия между коммуникативными системами животных и человека. Но «в науке является самым трудным как раз то, что интуитивно понятное [Лосев 1976: 23]: исчерпывающего перечня таких различий нет, как нет и необходимого перечня сходных или одинаковых средств коммуникации. И уж совсем отсутствуют достоверные и основательные (не говоря о деталях) сопоставления, касающиеся потенций высших животных в процессе их обучения знаковой деятельности, особенно при обучении животных людьми. Ф. Энгельс хорошо понимал, что в условиях естественной среды и «своей» системы животные, «даже самые развитые из них», обмениваются сообщениями и без членораздельной речи [Маркс, Энгельс Т.20: 489], так как то, что должно быть обозначено в сигнале, не требует более сложного знака. Совсем иначе, продолжает Энгельс, «обстоит дело, когда животное приручено» людьми, когда расширяется круг их потребностей, представлений, когда они попадают в условия необходимости понимать то, что в естественных условиях отсутствовало: «...в пределах своего круга представлений он (попугай. - И.Г.) может научиться также и понимать то, что он говорит» [Там же]. Подчеркивание Энгельсом «предела своего круга представлений» отводит любые намеки на антропоморфизм: то, что именно и как понимает попугай сказанное человеком и сказанное им самим, указывает на безусловные различия между человеком и животным. Тем менее нужны и тем более вредны попытки умалить потенции высших животных. Уровень знаковой деятельности, естественно, связывается с интеллектуальным уровнем, но далеко не всегда при этом априорные тезисы уступают место объективным фактам. Н. Тинберген прослеживает явственную линию усложняющегося и гибкого поведения животных, выходящего далеко за рамки инстинкта, и сдержанно отмечает: «Наше абстрактное мышление, способность к общим представлениям и умение устанавливать причинно-следственные связи -все это с успехом могло вырасти из тех или иных особенностей поведения животных» [Тинберген 1968: 189]. Но К. Фабри, не оспаривая фактов и не приводя контраргументов, возражает: «Животные, в том числе человекообразные обезьяны, не в состоянии устанавливать причинно-следственные связи. Тем более они не способны образовывать отвлеченные понятия, неразрывно связанные с членораздельной речью» [Фабри 1968: 191]. Иными словами, способность к формированию отвлеченных понятий априорно связывается только со способностью к членораздельной речи, а отсутствие последней - с неспособностью к абстракции. Мы уже указывали на факты, опровергающие такие представления [Горелов 1977а, 19776]. Ниже будут приведены данные, которых не было в распоряжении К. Фабри и которые, безусловно, подтверждают позицию Н. Тинбергена, причем данные относительно коммуникативного обучения, где процессы абстрагирования, переноса и обобщения происходят на знаковом уровне, т.е. неизбежно предполагают полную сформированность Соотношение невербального и вербального... 201 соответствующих возможностей на уровнях перцепции и предметных действий. Оценивая результаты решения задач, которые осуществляют шимпанзе в природных условиях в ситуациях, подготовленных экспериментаторами, Л.А. Фирсов отмечает, что еще при жизни И.П. Павлова «привычные рамки прежних гипотез, имевшие претензию именоваться теориями (Л.А. Фирсов здесь имеет в виду не самого И.П. Павлова, а некоторых его сотрудников.- И.Г.) стали неумолимо раздвигаться под напором все умножающихся новых фактов» [Фирсов 1977: 68]. Одним из стойких, хотя и устаревших мнений относительно знака дочеловеческого типа является мнение об его «неинтенциональности»: насекомое или даже высшее млекопитающее якобы всегда производит сигнал, не адресуя его, не понимая его коммуникативной значимости, не умея его произвольно варьировать или просто отказаться от сигнализации. Животному отказывают в интенции, «позволяя» ощущение потребности: «Животные, особенно так называемые общественные животные, общаются друг с другом с помощью знаков, производимых инстинктивно, без осознания их смысловых значений и их коммуникативной значимости». И далее: «Образцом неинтенционального языка остается, безусловно, язык муравьев и язык пчел». Но вот иллюстрация из той же книги: «Если насекомое, которое приползло или прилетело к муравейнику, несъедобно, то муравей, первым установивший это, дает сигнал другим муравьям (адресация! - И.Г.), забираясь на насекомое и прыгая с него вниз... в случае надобности прыжок повторяется много раз, покамест муравьи, направившиеся к насекомому, не оставят его в покое». В дальнейшем автор характеризует эпизоды поведения пчел (по Фришу и Халифману), сообщающих о направлении и расстоянии до взятки; рассказывает, как чайки особым сигналом призывают других особей, если найденной пищи достаточно для нескольких птиц, а также о том, как «дозорные у птиц не просто поднимают тревогу», но «умеют сообщать, какой враг приближается и откуда» [Ветров 1968: 187-191], и т.п.; и, наконец, отмечает наличие «зачатков интенционального знака у антропоидов» [Ветров 1968: 197-211], основываясь на материалах исследований 30-50-х годов (М.А. Панкратова, Н.А. Тих, Н.Н. Ладыгина-Коте). Но все эти факты (как и то, что пчелы не сообщают данных о месте взятки в пустом или чужом улье), как нам кажется, дают образцы именно интенционального знакового поведения, зависящего от результата сигнализации, от оценки обратной связи. Иначе откуда повторение знака, откуда адекватность его появления или отсутствия? Подобно тому, как в любом языке существуют знаки разной степени мотивированности (по форме, отражающей признаки означаемого), так и в знаковом поведении животных обнаруживаются: а) знаки, представляющие собой непосредственные и неотъемлемые компоненты означаемого (например, окраска самца в «брачном сообщении»); б) знаки ритуального характера, которые сами по себе не отражают означаемое (например, «взаимное ощипывание» оперения у птиц); в) условные знаки звукового типа или пантомимического характера (призывная песня, сигнал опасности и пр.). Н. Тинберген показал, что сигнализирующая особь не только систематически сообразуется с реакцией адресата, но и вырабатывает в онтогенезе (через обучение! ) особую форму сигналов, значительно отличающуюся от первоначальной, естественной, предусмотренной генетической программой [Тинберген 1968: 189]. В этом явлении отражается тенденция перехода от жесткой и предельно мотивированной формы знака к вариативной и условной, что, по-видимому, и обеспечивает возможность обучения животных новым для них способам общения. Очень часто говорится о том, что, скажем, собака или лошадь, как и животное в цирке, приучается методами условного рефлекса к реакции на слово или жест только в определенной ситуации, причем замена командного слова на похожее вызывает стереотипный ответ, что якобы доказывает наверняка различное отношение к слову у человека (второсигнальное) и у животного (первосигнальное). При этом, во-первых, не учитывается факт понимания словесного сообщения ребенком (в раннем онтогенезе) только в связи с ситуацией. Во-вторых, как пишет Л.А. Фирсов, шимпанзе в лабораторных условиях «выучиваются колоссальному количеству команд самого различного содержания... То обстоятельство, что шимпанзе способны распознать в довольно сложном звуковом потоке именно ту информацию, которая определяет характер команды, по-видимому, может указывать на совершенство анализа и синтеза корковых механизмов их слуховой системы. Нами доказана их способность оперировать при этом только голосовым комплексом команды, исключая мимику или жесты говорящего» [Фирсов 1963, 1970: 125]. В-третьих, имеется немало популярных и специальных изданий, где отмечается, что мгновенная реакция на усвоенную человеческую команду или на техническую запись «своего» сигнала у животных происходит вне всякой связи с ситуацией (см. выше интерпретацию того же в противоположном смысле), т.е. без оценки смысла команды, без понимания адекватности / неадекватности реакции на уместный/неуместный сигнал. Действительно, «свой» или усвоенный от человека сигнал тревоги вызывает у животных реакцию бегства, укрытия и т.п. - совершенно так же, как подобный сигнал вызывает ту же реакцию у людей, которые в определенной ситуации также не в состоянии соотнести сигнал с ней, поддаются групповому поведению (паника). Важно, однако, отметить, что постреактивное поведение животных как раз и указывает на умение «проверить» сигнал, соотнести с ним реальную ситуацию. Наконец, в-четвертых, анализ поведения людей в условиях военного обучения, спортивных соревнований и в некоторых других ситуациях обнаруживает различное -как второсигнальное, так и первосигнальное - отношение к словесному раздражителю: так называемые «исполнительные части команды» (-гом в команде Кругом!, марш в Шагом марш!, пли и т.п.) могут быть с успехом заменены и реально заменяются на «похожие», а в эксперименте - и на совсем непохожие звукокомплексы. Во всяком случае, без понимания сходных или общих моментов в коммуникативной деятельности животных и человека невозможно было бы правильно оценить ни многовековую практику утилитарного приручения и одомашнивания животных, ни те результаты дрессуры, ни в особенности результаты I приматов, осуществленного в 60-70-х годах. После многочисленных непродуктивных попыток обучить антропоида звуковому языку успех был достигнут при обучении шимпанзе Уошо американскому варианту языка глухонемых - ASL (American Sign Language). Отметим, кстати, что идеи обращения к жестовому языку были впервые высказаны отечественными зоопсихологами (Н.А. Тих, Н.Н. Ладыгина-Коте, Л.И. Уланова) и Р. Иерксом и Я. Дембовским [Jerkes 1945; Дембовский 1963]. Гарднеры избрали ASL, учитывая, что ряд знаков отличается иконичностью, репрезентируя означаемое. Насколько это существенно, показывают описанные случаи инициативного употребления ряда знаков самой Уошо - данные знаки были именно иконически-ми. Авторы сенсационного эксперимента отмечают, что шимпанзе «всегда спонтанно переносила знак с одного референта на другой» [Gardner, Gardner 1969: 664-670] - и это в течение 22 месяцев обучения при ежедневном использовании от 12 до 29 знаков, притом совершенно различных. В пределах усвоенного вокабуляра (около 160 активно употребляемых знаков) Уошо могла адекватно понимать и сама стимулировать общение с Гарднерами в форме кратких «диалогов», оперируя соответствующими ее потребностям единицами знаковой системы и референтами различных классов означаемых. Наиболее высокий, на наш взгляд, результат обучения иллюстрируется инициативным применением самостоятельно найденного знака, близкого к реально существующему в системе, но ранее не известного обезьяне, а также конструированием сложного знака, состоящего из двух ранее известных («вода» и «птица»), для обозначения утки («водоплавающей»). Гарднеры описывают весьма интересные случаи обобщения обозначения с переносом знака «ключ» на действие со значением «открыть» и на предмет, подлежащий открыванию. Д. Примак поставил со своими сотрудниками эксперимент, описанный в 1970 г. [Premak 1970 55-58]. В методике его прослеживается связь с наблюдениями и опытами Джекобсена (1928 - 1935) [Jacobsen 1928; 1936], однако широта, цели и результаты опытов Д. Примака, безусловно, оригинальны. Предварительно наметив список знаков, предназначенных к усвоению шимпанзе Сарой, Д. Примак распределил их по следующим «функциональным классам» (термин Д. Примака): а) «слово», б) «предложение» (сочетание слов), в) «вопроса (отличается от «слова» и «предложения» собственной формой), г) метаязыковой знак. Каждый знак выступал практически в своеобразной коммуникативной системе в виде пластмассовой бирки собственной формы, цвета, приблизительно одного размера, но всегда так, чтобы ни одна бирка не напоминала по форме и цвету референта классов означаемых. Бирки, снабженные с тыльной стороны металлической пластинкой, накладывались на магнитную доску, с которой Сара считывала информацию и на которой сама строила сообщение, адресованное экспериментаторам (интересно, что обезьяна предпочла вертикальную последовательность в расположении знаков-бирок). Значение, приписываемое каждой бирке, семантизировалось для обезьяны методом остенсивного определения, т.е. ассоциацией референтов с демонстрацией бирки. Определяя «слово» (бирку определенного класса) как единицу изобретенного для общения с обезьяной языка, Д. Примак исходит из того, что оно должно стабильно обозначать данный класс объектов. «Предложением» поэтому считается сочетание количества слов, строго соответствующих числу обозначаемых объектов или действий над ними. В целом предложение обозначает актуальную ситуацию, воспринимаемую обезьяной в момент коммуникации. Естественно, что предложение состоит из тех единиц, которые ранее были усвоены остенсивно и вне «синтаксиса». «Вопрос» - специальная бирка, наделенная функцией называть строго определенное (соответствующее данному вопросу) ответное действие с помощью других знаков и соответствующих объектов или действий. Наконец, «метаязыковой знак» - специальная бирка (в опыте их было до двух десятков), отличающаяся от «слов» и от «вопросов», которой приписывается значение, типа different, same, name of no yes, shape, coloz, size, on, in, front of side. Значение этих единиц не могло быть семантизировано путем простого остенсивного определения, но только в связи с другими знаками и в связи с ситуацией. Иными словами, усвоение этих единиц означает усвоение синтаксиса («грамматики», как пишет Д. Примак). Пластиковая бирка «становилась словом в том случае, если она употреблялась правильно, т. е. если шимпанзе предъявляет необходимую бирку в ответ на (т. е. в обмен на. - И.Г.) желаемый предмет; если соответствующий предмет побуждает ее использовать необходимую бирку и если в ответ на вопрос (т.е. в ответ на «написанную» бирку-вопрос- И.Г.) Как это называется?, соединенный с демонстрацией соответствующего объекта, обезьяна предъявляет нужную бирку». И далее: «Мы считали, что это действительно слово, так как кусок голубого пластика, который мы превратили в слово яблоко, ничем не похож на само яблоко, но обладает для шимпанзе именно этим значением» [Premak 1970: 58]. Во всех случаях обучение пониманию символа или целого предложения предшествует на всех этапах обучения их активному употреблению. На всех этапах обучения ошибка не подкреплялась, а успех подкреплялся биологически ценным для обезьяны объектом (лакомством). Отмечается прогрессивная автоматизация в понимании знаков разной степени сложности, позволяющая снимать избыточность, т. е. «понимание с полуслова». При общем вокабуляре 120 единиц (включая «метаязыковые») шимпанзе адекватно понимала и сама использовала «предложения» типа Мери, дай Саре банан или Мери, дай яблоко Рэнди, а также выполняла инструкцию, представленную в «бирочном сообщении», с таким, например, содержанием: Sarah insert apple red dish, apple banana green dish. Здесь, как видим, пропущено (не случайно) повторяемое действие, точнее, его обозначение, что является результатом предшествующего опыта коммуникации с развернутыми обозначениями. Весьма важно отметить, что символы четырех цветов вводились с помощью бирок, окрашенных неконгруэнтно, и что полное уяснение значений соответствующих бирок проверялось опять-таки через знаки, символизирующие значения «да», «нет», «такой же», «другой». Так, если предъявленный цвет не соответствовал заданной бирке, шимпанзе должна была «написать» нет или другой. При этом, как отмечает автор, использование синонимичных для данной ситуации знаков произошло без специального обучения, т.е. значение каждого из двух знаков было усвоено обезьяной не автономно, а с обнаружением инварианта. Все тренировочные упражнения проводились многократно в сопровождении корректной фиксации результатов, с необходимой статистикой, в ситуации широкого выбора знаков и референтов. Во всех случаях знаки и их комбинации усваивались адекватно с относительно небольшим процентом ошибок (в среднем менее 20). Примечательно, что информация, сулящая негативные для обезьяны последствия, вызывала негативную эмоциональную реакцию, свидетельство адекватного понимания, а сама обезьяна отказывалась выдавать невыгодную инструкцию экспериментаторам (т. е. хуже всего проходило «написание» предложений типа Сара дает Мери банан, а Рэнди - яблоко). Как пишет автор, обезьяна не научилась активно использовать знаки вопроса, а также самостоятельно заменять знаки-глаголы в известной уже конструкции. Д. Примак, думается, совершенно прав, считая доказанным, что замещение знаком элемента ситуации (displacement) и предикация как утверждение чего-либо относительно другого (predication) являются операциями, доступными не только человеку, хотя обе они, безусловно, являются собственно знаковой деятельностью. По мнению Д. Примака, кроме того, «Сара научилась понимать некоторые иерархические структуры предложения и в какой-то степени - функцию предложения в языке». Довольно спорная 2-я часть вывода, как и менее спорная, на наш взгляд, 1-я его часть, требует дальнейшей проверки. Бесспорна, однако, доказанная способность животного познать смысл знака через предметное действие, обладающее значимостью. Мысль Д. Примака о том, что «слово-символ представляет собой для обезьяны ярлык уже познанного» [Premak 1970: 55-58], чрезвычайно нам импонирует, указывая на: а) первичность перцепции и практического действия, соединенных затем с интеллектуальным актом, б) вторичность знаковой замены. Иными словами, здесь акт познания осуществляется авербально. Вместе с тем опыты Д. Примака показали определенные потенции познания обезьяной смысла знака через знак (элементы «языкового мышления»). Гарднеры, Примак и другие зоопсихологи свидетельствуют, что необходимым условием успешного обучения антропоидов коммуникации с человеком является, во-первых, наличие хорошо организованного контакта с животным. Это, несомненно, иллюстрирует роль социального фактора в развитии знаковой деятельности. Вторым необходимым условием успешного обучения являются формирование потребности, появление мотива, т.е. интенции, у животного. Только в условиях сформированной потребности, выявленного мотива (в данном случае речь может идти о стимулировании со стороны биологически ценного объекта, но также и в связи с развитым у антропоидов «бескорыстным» исследовательским поведением) может быть обнаружен инициативный поиск все новых средств коммуникации. В-третьих, необходимо опираться на исходные, прежде всего имитативные, потенции животного. Достаточно указать, что эти возможности антропоидов явно выше, чем у животных, стоящих ниже на эволюционной лестнице. В-четвертых, знаковая деятельность не может быть осуществлена иначе, как на базе предметных действий. Понадобятся в дальнейшем, несомненно, многочисленные повторные и новые по методике эксперименты под строгим и многоступенчатым контролем, возможно, с применением коммуникантов, не имеющих отношения к эксперименту, чтобы окончательно выявить возможности антропоидов и животных разных других уровней в овладении знаковыми системами, в использовании ими «своих» коммуникативных систем. Вместе с тем мы не склонны, как это делает Т. Сибеок, подвергать сомнению ряд основных результатов обучения животных на том основании, что в свое время была обнаружена реальная подоплека поведения лошади, известной по кличке «Умный Ганс» [Sebeok 1977: 1068]. Дело здесь не только в том, что Гарднеры и Примак не занимались дрессурой, что опыты их были поставлены на научной основе, хорошо проверялись и т. д. Дело в том, что ученые указывают на пределы возможностей животных, достаточно осторожны в выводах и в своих объяснениях далеки от антропоморфизма. Наконец, результаты их экспериментов, как бы поразительны они ни казались, не выглядят на фоне предшествующих исследований неожиданными. В «диапазоне знаковое™», предложенном Ю.С. Степановым, природная система коммуникации приматов могла бы занять место между VI и VII типами знаковых систем. Но в опытах Гарднеров и Примака обнаруживаются потенции, позволяющие обучить антропоидов коммуникативной деятельности в рамках VII, отчасти и VIII типов [Степанов 1971: 82-83]. В свете изложенного представляется актуальным уточнить и детализировать критерии «диапазонов знаковости» с тем, чтобы проследить как различные, так и сходные, переходящие с уровня на уровень семиотические признаки. В связи с этим остановимся кратко на типологической схеме, которая в качестве признаков, достаточных для типологической классификации, использует глубинные условия функционирования знаков, определяя степень их сложности и их семиологическую сущность. Речь идет о глубинной структуре означаемого, которая выявляется в количественных и качественных параметрах ориентировочного, адаптивного и преобразующего поведения и в качественных особенностях коммуникативной деятельности. Предлагаемая, пока еще не вполне разработанная схема связывается нами с эволюционным аспектом семиотики, впервые сформированным Г. Ревешем. В предлагаемую схему мы вводим дополнительно тип единицы универсально-предметного кода (УПК), лежащей на основе означаемого, и признак (отсутствие признака) осознаваемой носителем знака связи между указанной единицей УПК и самим знаком. В «диапазоне осознания» также наблюдаются заметные градации. Итак, предлагаемая схема (в традиционном способе изображения «снизу вверх» по степени усложнения «знакового продукта» и его субстрата):
Таким образом, возвращаясь к идее создания машинной модификации человека, отметим, что последняя должна обладать потенциями, соответствующими «предысторическим» механизмам человеческого мозга (см. выше мнение Л. Воронина), в которых «нижний слой» обеспечивает довербальное и предпонятийное мышление; этот «слой» представляет собой функциональный базис речи.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы