Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вклад Л.С.Выготского и Н.И.Жинкина в психолингвистику.
Сердцевина теории речевой деятельности – это учение о порождении и понимании речи, которое дает представление о соотношении языка и сознания, речи и мышления. В основу современной психолингвистики положены фундаментальные концепции и гипотезы, накопленные отечественной психологией именно в этой области. Среди многочисленных предшественников современной теории речевой деятельности необходимо прежде всего выделить труды Л.С.Выготского и Н.И.Жинкина. Изложим их основные концептуальные положения. Наиболее последовательно взгляды Л.С.Выготского на проблему порождения и понимания речи выражены в его книге «Мышление и речь», в которой он пытался ответить на вопрос: Что лежит между мыслью и словом? Для решения этого вопроса необходимо различение категорий – значение и смысл. Значение – это объективно сложившаяся в ходе истории система связей, которая стоит за словом., то, что объединяет различных носителей языка в понимании той или иной номинации (например, слово СТУЛ по своему значению – предмет мебели, представляющий собой специальное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников. А смысл – это индивидуальное значение слова, которое связано с личностным субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения. Стул в сознании различных людей имеет неодинаковое смысловое наполнение: от венского стула из дорогого гарнитура до стоящего в казенном учреждении обыкновенного скрипучего «инвалида» с потертой обивкой из дерматина. Смысл всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего и не всегда понятен окружающим. Смысл соотносится с мыслью, с исходным замыслом высказывания, неся в себе то содержание, которое должно воплотиться в речи. Значение демонстрирует результат речепорождения, являясь понятным всем участникам коммуникации. Таким образом, движение от мысли к слову, по Выготскому, предстает в виде превращения личностного смысла в общепонятное значение. Однако этому движению предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, побуждений, влечений, эмоций и т.п. Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Именно мотив – первая инстанция в порождении речи, формирующая коммуникативное намерение, готовнсть человека к совершению речевых действий. Он же становится последней инстанцией в обратном процессе – процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы понимаем не речь и даже не мысль, а то, ради чего наш собеседник высказывает ту или иную мысль, т.е. мотив речи. Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи. Внутренняя речь – это не «говорение про себя», не «речь минус звук». Она качественно отличается от речи внешней и имеет особое строение. Внутренняя речь состоит из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации. Это как бы набор рем будущего высказывания. Речь свернутая, сжатая, по структуре напоминающая разговорное ситуативное общение ( например, в следующей ситуации: студенты, сидя в аудитории, ожидают преподавателя; один из них выглядывает в коридор и произносит: «Идет! ». Одного этого слова вполне достаточно, чтобы все поняли смысл высказывания). Именно во внутренней речи слова переходят из замысла в значение. Здесь появляются первые словесные обозначения элементов смысла, которые впоследствии разворачиваются в связную, наполненную общепонятными значениями грамматически оформленную речь. Внутренняя речь – результат длительной эволюции речевого сознания. Ее еще нет у ребенка-дошкльника, обычно в норме механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет). Она развивается из внешней, так называемой эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит название интериоризации речи. Учение о внутренней речи, проясняющее многие тайны формирования и восприятия высказываний в процессе общения, – одна из важнейших заслуг Л.С.Выготского и его учеников и последователей. Одно из базовых положений концепции Выготского заключается в следующем утверждении: «Мысль не воплощается, а совершается в слове». Что это значит? Часто она интерпретируется таким образом: человек не знает, о чем он будет говорить до тех пор, пока не заговорит. Но разве мы не знаем до запуска механизма речевой деятельности того, о чем пойдет речь? Другое дело, что в процессе говорения происходит трансформация замысла. Часто мы испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного или, наоборот, убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказыванями не скрывается никакого содержания. Можно предположить, что в процессе появления высказывания на свет идет «борьба» индивидуально-личностного смысла, понятного только самому говорящему, и языковых форм, несущих в себе принятые коллективом значения. Подобные рассуждения заставили ученика и соратника Л.С.Выготского С.Л.Рубинштейна несколько смягчить утверждение учителя: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем». Это ближе к истине, но тоже не дает ответа на вопросы: Если внутренняя речь формируется у детей к 10-летнему возрасту, то как понимают высказывание дошкольники? Как происходит процесс перевода с одного языка на другой? и т.д. У Выготского есть намек на разрешение возникающего противоречия: «Единицы мысли и единицы речи не совпадают», т.е. он предположил существование двух качественно отличных языков, которые взаимодействуют в сознании человека: языка мысли и языка словесного. Ранняя кончина ученого не дала возможности развить намеченные положения. Противоречия концепции Л.С.Выотского удалось разрешить другому выдающемуся отечественному психологу Н.И.Жинкину, предложившему гипотезу существования в сознании человека универсально-предметного кода ( УПК). Согласно концепции Жинкина, базовым компонентом мышления является особый язык интеллекта – универсально-предметный код (УПК). Код этот имеет невербальную природу и представляет собой систему знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании. Это язык схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, кинетических (двигательных) импульсов и т.д. УПК – это язык, на котором происходит формирование замысла речи, первичная запись личностного смысла. И движение от мысли к слову начинается с работы этого несловесного коммуникативного образования. Динамику же порождения высказывания во внутренней речи, по Жинкину, нужно представлять в виде перекодировки содержания будущего речевого произведения с кода образов и схем на язык вербальный. Причем УПК – язык интернациональный. Он является достоянием людей различных языковых культур и в силу этого представляет предпосылку понимания иноязычной речи. Теоретические поиски Н.И.Жинкина дополняют и углубляют концепцию Л.С.Выготского, позволяя уточнить классическую формулу перехода мысли в речь: Мысль, существуя в пределах возможностей универсально-предметного кода, в ходе ее вербализации способна трансформироваться, обрастать значениями, которые несут в себе единицы конкретного национального языка. Фундаментальные положения Л.С.Выготского, Н. И.Жинкина и их учеников и последователей легли в основу теории речевой деятельности. Одним из первых обобщил, систематизировал и представил в своих трудах целостную концепцию формирования и понимания речевого сообщения А.А.Леонтьев. А теперь рассмотрим подробнее современные научные представления о процессах порождения и смыслового восприятия высказывания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3321; Нарушение авторского права страницы