Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Геостратегические аспекты геополитики
Геостратегические аспекты геополитики разрабатывали многие российские военные исследователи. Достаточно бурное развитие военных наук в России в XIX в. было обусловлено множеством военных кампаний. За время семи антифранцузских коалиций географы собрали солидный фактический материал, который потребовал обобщений. Пространственный размах операций — от Парижа до Москвы — заставил по-новому взглянуть на проблему пространства в политике. На основе обобщения указанных материалов получила рождение военная география. Так, в 1837 г. полковником А.А. Языковым был опубликован « Учебник по военной географии », который был предназначен для русской Академии генерального штаба. Обращает на себя внимание тот факт, что предмет военной географии русские ученые не ограничивали изучением только физико-географического фактора, как это складывалось в западных странах. А.А. Языков предлагал добавить в число актуальных факторов сведения из политики и экономики, социологии и философии, этнологии, статистики и даже богословия. Следует подчеркнуть, что именно концепция Языкова выдержала проверку временем и утвердилась в современной военной географии. Значительный вклад в развитие новой научной области внес Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912). Он родился в родовитой дворянской семье, получил блестящее образование: вначале в пансионате при Московском университете, а затем — в Академии генерального штаба, которую закончил с малой серебряной медалью. Уже в Академии Милютин начал заниматься научными исследованиями, сотрудничал в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара, «Военно-энциклопедическом лексиконе» Зеллера, «Военном журнале» и «Отечественных записках». По окончании Академии принимал участие в боевых действиях на Кавказе. По возвращении в Петербург в чине полковника возглавил кафедру военной географии в Академии Генштаба. В 1860 г. Д.А.Милютин был назначен военным министром. В последние годы жизни Александра II, после отставки канцлера Горчакова в 1878 г., фактически под его началом оказалось и министерство иностранных дел. В истории русской школы геополитики Милютин остался прежде всего как родоначальник геостратегии для России . Предмет геостратегии Милютин определил в своей работе « Критическое исследование значения военной географии и военной статистики » ( 1846 ). Он пишет, что « стратегия должна обнимать все те разнородные соображения и данные, которые могут иметь влияние на ход войны », и потому всякое суждение стратегическое было бы неизбежно односторонним, если бы, например, исключительно зависело от одних местных данных. Следовательно, необходимо значительно распространить круг изучения геостратегии, включив в него, кроме местности, и все те данные, которые в каждом государстве вообще определяют его средства и способы к ведению войны, выгоды и невыгоды географического, этнографического и политического положения, а через эти исследования распространяются почти на весь состав государства и будут вести уже к общей цели — «определению силы и могущества государства в военном отношении ». Геостратегия — политическая наука. «Предмет общий для всех наук политических — есть человечество в жизни гражданской, следовательно, — государство, во всех разнообразных проявлениях сложного его организма». Понятно, что геостратегия должна исследовать также влияние местных особенностей каждой страны. Это означает, что следует учитывать зависимость человека от внешней среды, с одной стороны, а с другой — и действие самого человека на природу, т.е. все то, что человек сделал силой разума и воли, чтобы подчинить себе силы природы. Политическая природа и политический характер геостратегии не отменяет того простого факта, что она должна основываться на требованиях военного искусства . Теория военного искусства в своих стратегических аспектах тесно связана и даже слита с предметом наук политических, ибо сама война есть одно из проявлений политической жизни государства. А это значит, что геостратегия относится к разряду как политической, так и военной науки. При этом геостратегия должна занимать как бы среднее место между двумя крайними подходами: она не должна опускаться на уровень простого описания геополитических данных или явлений, ибо ее задача — аналитическое исследование ; одновременно она не должна переходить в разряд наук теоретических, предоставляя политологии выводить общие закономерности. Ключевая цель геостратегии — исследование в данный момент сил и средств государства в военном отношении. В большинстве случаев под термином «военные силы» понимают собственно «вооруженные силы», а потому ограничиваются исчислением войск и описанием их устройства, тогда как это составляет лишь часть геостратегии, точно так же, как одно лишь перечисление фабрик и заводов не может дать экономической стратегии. Военные силы охватывают все вообще средства, которыми государство располагает для обеспечения своей безопасности и для достижения своих политических целей во внешней политике. Следовательно, геостратегия включает в себя изучение всего состава государства с военной точки зрения, под углом зрения ведения войны. Заслугой Д.А. Милютина является и детальная проработка содержания того, что мы называем геостратегическим анализом . Он включает в себя исследование трех главных элементов государства: • страны (или территории); • народонаселения; • государственного устройства и постановлений. Особое внимание при проведении геостратегического анализа должно быть уделено тем свойствам земной поверхности, которые определяют средства государства к успешному ведению войны. Точно так же следует действовать относительно народонаселения, его материального и морального состояния, государственного устройства, положения финансов. В геостратегии используются следующие основные методы исследования: 1) каждое государство изучается отдельно, и только в частностях сравнивается с некоторыми другими государствами; 2) затем проводится сравнительный анализ по всем геостратегическим позициям. Для того чтобы оценить военную силу государства, Милютин предлагает геостратегам ответить на вопрос: имеет ли государство все средства для успешного ведения войны, наступательной или оборонительной, с той или другой державой? Для ответа на такой вопрос необходимо проанализировать: • вооруженные силы и все, что имеет влияние на их устройство, снабжение, содержание, образ действий против неприятеля; • местные условия, которые при ведении войны против той или иной державы могут влиять на план военных действий, а значит, и на успех войны. Представляет интерес разработанный Д.А. Милютиным подробный план геостратегического анализа. Вступление: • общее обозрение целого государства в военном отношении, т.е. рассмотрение общих основных его сил, или так называемых элементов, с военной точки зрения и в той степени, в какой они могут оказывать влияние на военную силу целого государства; • собственно исследование вооруженных сил, сухопутных и морских, равно как и всех способов их устройства, снабжения, содержания и приготовления к военному времени; • частное исследование стратегического положения государства по театрам войны против той или иной державы, с различными правдоподобными целями и обстоятельствами. План первого раздела: • представить общий взгляд на политическую судьбу государства, на постепенное его развитие и настоящее положение в общей политической системе государства; проанализировать, соответствуют ли его политическому положению те основные силы, которые определяют военные средства государства; • рассмотреть территорию (т.е. поверхность земли, занимаемую государством) по всему пространству, по географическому положению и основным топографическим свойствам; • исследовать очертания границ в отношении ко всей территории, так же как к соседним государствам, весьма важно в общих военных соображениях: иное государство растянуто на большое протяжение или разбросано отдельными частями, другое — округлено и составляет сплошную массу; одно по своему положению есть государство исключительно континентальное, другое — исключительно морское; одно принуждено для обороны иметь сравнительно гораздо больше войск, чем другое; • рассмотреть топографический характер края , который иногда может иметь значительное влияние в военном отношении; он указывает иногда на самое устройство и состав вооруженных сил: одно государство имеет преимущественно сухопутные войска, другое усиливает флот и пр.; • исследовать производительность почвы, климат и другие свойства местности, которые определяют собственные средства государства к снабжению и содержанию армии и флота, указывают систему расположения войск в мирное время и пр.; • проанализировать сообщения водные и сухопутные , которые также влияют на общие военно-административные соображения, облегчая или затрудняя перевозку военных и продовольственных запасов, передвижение самих войск как в мирное время, так и перед началом военных действий: с этой точки зрения должны рассматриваться общие свойства путей в государстве и система их направлений; • рассмотреть народонаселение: численность, распределение, степень материального благосостояния, моральное положение — эти данные определяют не только численность вооруженных сил, но и существенные их свойства, а также указывают, в какой степени в случае войны правительство может • проанализировать государственное устройство, постановления и финансы, отношение правительства к народу и всего государства к другим державам, что оказывает чрезвычайно важное влияние на военную систему, на сам ход войны и на военно-административные меры, как в мирное, так и в военное время: в одном государстве можно держать сравнительно больше войск, чем в другом; в устройстве одного — сильная централизация, в другом — части государства имеют связь слабую, и все это непосредственно связано с военными соображениями. Таким образом, первый раздел геостратегического анализа охватывает в сжатом виде сущность всей геостратегии, но исключительно с военной точки зрения. План второго раздела: • исследовать преимущества и недостатки военной системы, сильные и слабые стороны; • определить, сколько именно и каких войск выставлять против неприятеля; • рассмотреть, как быстро армия сможет встать на военное положение; • проанализировать, имеет ли государство в готовности все вспомогательные и хозяйственные средства к содержанию войск и ведению войны; • определить, каково состояние войск хозяйственное и материальное, строевое и нравственное; • сравнить преимущества и недостатки тех государств, между которыми могут быть предполагаемые военные действия; выяснить, каково состояние теории военного искусства и господствующих идей относительно образа военных действий. План третьего раздела должен быть посвящен исследованию тех территорий государства, которые действительно могут быть театром войны. Эти исследования должны основываться на существующих политических прогнозах относительно планов тех или иных держав. Каждый театр войны необходимо анализировать особо, сообразно с географическим положением соседних государств. При разграничении театров войны необходимо опираться на реальные факты, имея в виду действительно отношения между государствами и не выходя из границ возможного. В этом разделе используется преимущественно сравнительный метод, позволяющий яснее и полнее исследовать взаимные стратегические расположения государств, а разбор театра войны между ними охватывает территории обоих государств и вследствие этого имеет больше полноты и единства. Ключевая цель стратегического исследования театра войны — определение общего значения местных данных в отношении к первоначальным военным предположениям и планам кампании. При этом в стратегическом анализе следует учитывать только те данные, которые имеют отношение к самому театру войны или целому государству и потому могут быть исследованы заблаговременно. Это именно те данные, на которых предварительно основывается план военной кампании и на которые даже в мирное время указывают правительству, какие меры являются наилучшими для усиления системы обороны и для приготовления к войне. Важное значение в стратегическом разборе театра войны имеет анализ преимуществ и недостатков для обеих воюющих сторон важнейших географических факторов и свойств целого края вообще . Естественные рубежи: реки, хребты гор, морские берега, политические границы, населенные пункты, важные в политическом отношении или как сильные укрепления, дороги, в том числе и железные, общее и относительное расположение различных частей театра войны, средства к снабжению и действию войск — все это может иметь то или иное влияние на военные действия в известных обстоятельствах. Милютин осознавал огромное практическое значение геостратегии в мирное время. Геостратегические приоритеты должны служить ключом для решения многих административных, экономических и политических задач для правительства . Эти идеи Милютина стали основой геостратегического планирования в России царской и России советской. Весьма актуально и сегодня звучат слова Милютина, сказанные им 150 лет назад: «... несмотря на все миролюбивые направления нашего века, на всеобщее стремление Европы к улучшению материального и нравственного быта народов, все государства Европы следуют древней поговорке: si vis pacem, para cellum[6] ; все усиливают свои армии, строят крепости и корабли, и как будто постоянно готовятся к скорой войне. Это, без сомнения, поглощает огромные денежные средства, а через это имеет неизбежно влияние на весь ход государственного устройства и администрации». Весь ход современного политического развития убедительно демонстрирует известную истину, заключающуюся в том, что самым значимым аргументом в мировой политике остается сила. Ни международное право, ни существование такой влиятельной организации, как ООН, не смогли стать ограничителями политики США, которая получила свое выражение в операциях в Афганистане и Ираке, Югославии. Наша страна в последние два десятилетия получила суровые геополитические уроки. А потому сегодня она нуждается в возрождении геостратегических приоритетов во внутренней и внешней политике . Неоевразийство У основоположников евразийства — Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого было немало последователей. Но только с конца 1960-х гг. разрозненное течение евразийцев получило новый мощный интеллектуальный толчок, сформировавшись в качественно иное течение — неоевразийство. И связано это с именем историка, этнографа, географаЛьва Николаевича Гумилева (1912-1992), его идей евразийской пассионарности. В 1967 г. Гумилев защищает докторскую диссертацию, опубликованную затем в виде монографии «Древние тюрки». После создания НИИ географии при ЛГУ Л.Н. Гумилев, доктор исторических наук, переходит туда на работу в качестве младшего научного сотрудника. В 1974 г. он написал вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географии: «Этногенез и биосфера земли». Защита прошла успешно: 20 голосов «за», два> — «против». Но Высшая аттестационная комиссия признала, что работа по своему уровню «выше, чем докторская, а потому не может быть признана таковой». В этом институте Гумилев проработал до выхода на пенсию (1986 г.) в должности ведущего научного сотрудника. Главной научной заслугой и делом всей его жизни стало создание новой науки — этнологии. Существовавшая до него этнография изучала народы и народности главным образом описательными методами. Она решала и проблемы происхождения, исторических путей развития народов, взаимодействия их культур. Л.Н. Гумилев по-новому сформулировал задачи этнологии. По его мнению, этнология — это наука о взаимосвязи географического, исторического и человеческого факторов в биосфере. Л.Н. Гумилев был близок с П.Н. Савицким, с которым он встретился в 1966 г. на археологическом конгрессе в Праге. Теория этногенеза и этнических циклов, которую сформулировал Гумилев, явно продолжает линию «органицистского» подхода и отчасти «географического детерминизма» Ратцеля, Челлена, Хаусхофера и др. Труды Гумилева дают возможность иметь совершенно новое видение политической истории, в которой евразийский Восток выступает не просто как варварские земли на периферии цивилизации (приравненной к западной цивилизации), но как самостоятельный и динамичный центр этногенеза, культуры, политической истории, государственного и технического развития. Гумилев доводит до логического предела общеевразийскую идею о том, что этнические великороссы, русские представляют собой особый этнос, сложившийся на основе тюркско-славянского слияния, что, в общем-то, обосновывает русский контроль над землями, населенными тюркскими этносами. Историческая сущность России, по Гумилеву, состоит в геополитическом сочетании Леса и Степи. Это предопределяет характер ее культуры, цивилизации, идеологии, политической судьбы. Гумилев, вслед за Шпенглером и Тойнби, выделяет циклы цивилизаций и культур, а также соответствующих этносов. Нации, государства, религиозные общины, с его точки зрения, подобны живым организмам. Они проходят периоды рождения, юности, зрелости и старения, а потом исчезают или превращаются в так называемые «реликты». В этом находит выражение влияние «органицистской философии», общей для всех континенталистских геополитических школ. Для описания причин этногенеза Гумилев вводит термин «пассионарность», или «пассионарный толчок». Пассионарность («страсть»), по Гумилеву, — э то атрибут подсознания, врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы. Пассионарность — это эффект избытка живого вещества биосферы у человека. Энергетическая природа пассионарности посредством ее носителей создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. Проявление пассионарности — это есть способность жертвовать собой ради идеала. Именно пассионарные толчки, по Гумилеву, определили ритмы Евразии. Они обусловили приоритет тех или иных сил в разные периоды формирования единого мегаконтинента — Евразии. Особенно четко сформулированы эти идеи в его статье « Горе от иллюзий ». Он утверждает, что « можно, конечно, продолжать считать, будто история определяется социально-экономическими интересами и сознательными решениями. Но... в жизни человеческой нет ничего более нестабильного, чем социальное положение. .. Но никакими усилиями и желаниями не может человек сменить свою этническую принадлежность. .. Не заставляет ли это предположить, что в недрах многообразной этнической стихии человечества сокрыты глобальные и объективные закономерности исторических процессов? ». Как считает Гумилев, отличия одного этноса от другого определяются не «способом производства», «культурой» или «уровнем образования». Этносы отличаются друг от друга стереотипами поведения, которые человек усваивает еще от родителей, а затем использует всю жизнь. В этносе, в отличие от общества, на переднем плане находятся не осознанные решения, а ощущения и условные рефлексы. И человек как представитель своего этноса приспосабливается к географической и этнической среде. Для создания этноса, как, впрочем, и для того, чтобы этот этнос смог приспособиться к новому окружению, нужна потенциальная энергия, нужны силы. И эти силы этнос черпает из пассионарности, из способности людей «поглощать биохимическую энергию живого вещества биосферы», открытую В.И. Вернадским. Способности разных людей поглощать эту энергию различны. Гумилев считал, что по этому признаку люди делятся на три типа: 1) наибольшее число людей располагает этой энергией в количестве, достаточном, чтобы удовлетворить потребности, диктуемые инстинктом самосохранения. Эти люди (их чаще всего называют гармоничными) работают, чтобы жить — никаких иных потребностей у них не возникает. 2) Однако есть определенное число людей, наделенных «экстремальной энергетикой». Этот избыток и есть пассионарность. Если пассионарности больше, чем требуется для спокойной жизни, человек пассионарный живет, чтобы работать ради своей идеальной цели. 3) Если пассионарности у человека меньше, чем необходимо для обычной жизни, индивид, называемый субпассионарием, живет, чтобы не работать, и ориентируется на потребление за счет других людей. В каждом этносе соотношение людей разных типов меняется со временем. Существует как своеобразная совокупность пассионарности на популяционном уровне. Биологической нормой организма считается приспособление ради воспроизводства потомства. Значит, популяция, воспроизводящая биохимическую энергию на уровне нормы, является неагрессивным, вполне довольным в жизни этносом. Но если в такой популяции появляется определенное число пассионариев, то поведение этноса меняется. Избыток энергии на что-то должен быть истрачен. Он может быть истрачен на какие-либо социальные идеи или достижение определенных материальных, политических и других целей. Л.Н. Гумилев утверждает, что , стремясь к своему идеалу, пассионарные люди часто жертвуют своей жизнью ради других. Происходит синхронный всплеск биологической и духовной энергии, который приводит в движение вялотекущее историческое существование «старых» народов и культур. Высокая и полноценная пассионарность приводит к возникновению суперэтноса, который соответствует не столько национально-государственной форме политической организации, сколько империи. Вся последующая этническая история связана с обратным процессом — разрушением создавшегося суперэтноса вследствие спада пассионарности. Этот спад предопределяется тем, что энергичных пассионарных людей с каждым поколением становится все меньше, а социальная система, созданная ими, не успевает за этими переменами, так как более инерционна, чем природная среда. Пассионарность постепенно убывает. На смену «пассеизму» (для Гумилева это позитивная категория, которую он приравнивает к «героизму», этническому стремлению к бескорыстному созиданию во имя верности национальной традиции) приходит «актуализм», т.е. озабоченность лишь настоящим моментом в отрыве от традиции и без оглядки на судьбы будущих поколений. В этой фазе происходит «пассионарный надлом» и этногенез входит в отрицательную стадию консервации и начала распада. Далее следует «футуристическая» фаза, в которой доминирует тип бессильных «мечтателей», «фантазеров », «религиозных эскапистов», которые утрачивают веру в окружающее бытие и стремятся уйти в «потустороннее». Гумилев считает это признаком окончательного упадка. Этнос деградирует, суперэтносы распадаются на составляющие, империи рушатся. Таким образом, согласно Гумилеву, каждый этнос после пассионарного толчка проходит в своем развитии следующие фазы: • подъема — акматическая (когда выделяется наибольшее количество этнической энергии, выражающейся в стремлении к успеху, победе, экспансии своих идеалов, неподчинении общим установкам). Обычно она заканчивается гражданскими войнами; • надлом — резкое снижение пассионарности, которое выражается в рассеивании энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и вообще в расцвете культуры; • инерционную — когда этнос существует благодаря выработанным ранее ценностям; • обскурации — в обществе начинают доминировать люди с пониженной пассионарностью, субпассионарии, эгоистические потребители; • мемориальную — этнос сохраняет лишь смутные представления о своей героической истории, существуя в реликтовом состоянии. Такая ситуация продолжается вплоть до нового «пассионарного толчка», когда появляется новый свежий этнос и провоцирует новый этногенез, в котором переплавляются остатки старых конструкций. Процесс распада этносов может длиться 150-200 лет и более [7]. С помощью приливов и отливов пассионарности и вытекающей из них цикличности жизни любого этноса Гумилев объяснял смену геополитических картин в мире, т.е. постепенное, но неуклонное перемещение границ, исчезновение одних стран и появление новых. Применяя свою теорию к истории России, он сделал вывод, что Киевская и Московская Русь — «два разных потока русской истории», первый из которых, более ориентированный на Византию, уже выработал свою пассионарность и отпущенное ему время жизни. Что касается второго потока, ориентированного на Монгольскую империю, то он, испытав пассионарный толчок ( около 1200 г.), пройдя фазу подъема ( 1200—1500 гг.), заключавшуюся в формировании нового русского суперэтноса, и объединения Великороссии, акматическую фазу ( 1500-1800 гг.), когда Москва объединила под своей властью многие народы Евразии, находился до последнего времени ( до 2000 г.) в фазе надлома, характеризующегося нарастанием внутренних конфликтов. После 2000 г., по Гумилеву, Россия вступила в инерционную фазу, в которой пассионарность убывает медленно и постепенно, а субпассионарии живут спокойно, наслаждаясь благами цивилизации. Л.Н. Гумилев никогда не называл себя геополитиком. В то же время Гумилева явно роднит с представителями этой науки его географический и исторический подход, поиск ответов на вопросы появления и исчезновения с лица земли целых наций и народностей, изменений границ их проживания, перестройки картин мира. Особенно важно утверждение Гумилева относительно того, что великороссы являются относительно «свежим» и «молодым» этносом, сплотившим вокруг себя «суперэтнос» Россия-Евразия или евразийской Империи. А. Дугин делает следующие выводы из евразийства Гумилева: 1. Евразия представляет собой полноценное «месторазвитие», плодородную богатейшую почву этногенеза и культурогенеза. Следовательно, взгляд на мировую историю не может ограничиваться рамками атлантистов — «Запад и все остальные». Мировая история характеризуется многополярностью, а северная и восточная Евразия являются альтернативным Западу источником планетарных цивилизационных процессов. 2. Геополитический синтез Леса и Степи, лежащий в основе великорусской государственности, является ключевой реальностью для культурно-стратегического контроля над Азией и Восточной Европой. Такой контроль способствовал бы гармоничному балансу Востока и Запада, тогда как культурная ограниченность западной цивилизации (Лес) при ее стремлении к доминации, сопровождающейся полнейшим непониманием культуры Востока (Степи), ведет лишь к 3. Западная цивилизация находится в последней нисходящей стадии этногенеза, являясь конгломератом «химерических» этносов. Следовательно, центр тяжести обязательно переместится к более молодым народам. 4. Возможно также, что в скором будущем произойдет какой-то непредсказуемый и непредвиденный «пассионарный толчок», который резко изменит политическую и культурную карту планеты, так как доминация «реликтовых» этносов долго длиться не может. Новые русские евразийцы В 1990-е гг. в России формируется новая геополитическая идеология. Она получила наименование неоевразийства, которое имеет несколько разновидностей. Одна из них - идеология национальной оппозиции, которая сложилась в 1990—1994 гг. вокруг газеты «День» (позже «Завтра») и журнала «Элементы». Это неоевразийство основывается на идеях П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Трубецкого, а также идеолога русского национал-большевизма Николая Устрялова. Национальная идеократия континентального масштаба этого геополитического направления противопоставляется и либеральному западничеству, и узкоэтническому национализму. В их исследованиях Россия — это ось геополитического «Большого Пространства». На социально-политическом уровне это направление однозначно тяготеет к евразийскому социализму. Советский период истории рассматривается как форма традиционного русского национального стремления к планетарной экспансии и «евразийскому антиатлантистскому универсализму». Идеи традиционалистов — «кризис современного мира», «деградация Запада», «десакрализация цивилизации» и т.д. — входят важным компонентом в неоевразийство, дополняя и развивая те моменты, которые были представлены у русских авторов лишь интуитивно и фрагментарно. Следует со всей определенностью подчеркнуть, что неоевразийцы признают стратегическую важность Европы для геополитической законченности и полноценности евразийского «Большого Пространства». Другой особенностью неоевразийства является выбор исламских стран (особенно континентального Ирана) в качестве важнейшего стратегического союзника. Идея континентального русско-исламского альянса лежит в основе антиатлантистской стратегии на юго-западном побережье евразийского материка. Одним из видных представителей неоевразийства является Александр Гельевич Дугин (р. 1962 ). Он работал главным редактором геополитического журнала « Элементы. Евразийское обозрение ». Работы этого направления широко освещаются в сети Интернет. А.Г. Дугина отличает высокая издательская активность. Он является автором нескольких десятков крупных работ, во многих из которых присутствует геополитическая проблематика. В их числе « Основы геополитики » ( 1997 ) — первый российский учебник геополитики, « Консервативная революция » ( 1994 ), « Мистерия Евразии » ( 1996 ), « Наш путь » ( 1999 ), « Мыслить пространством » ( 2000 ), « Основы евразийства » ( 2002 ). Антизападник, антилиберал, консерватор, правый националист, Дугин в 1990-е гг. неизменно находился в оппозиции правящему режиму. В последние годы избегает крайностей, позиционируется центристом и сторонником президента. Основал идейное течение неоевразийства, создав на его основе политическое движение, а затем и политическую партию «Евразия» (2002), которая пока не имеет большого политического веса. Главным социально-философским методом неоевразийства, по Дугину, является цивилизационный подход. В своих исследованиях Дугин ссылается на представителей германской консервативной революции (О. Шпенглер, В. Зомбарт, К. Шмитт, Э. Юнгер, Ф. Юнгер, Э. Никиш), европейского традиционализма (Р. Генон, Ю. Эвола, Т. Бургхарт, Ф. Шуон), критиков западного капитализма (Ж.-П. Сартр, Г. Дебор, М. Фуко, Ж. Делез), «новых правых» (А. де Бенуа, Р. Стойкерс и др.). Общим моментом в подходах таких разнородных по взглядам авторов является критика западного общества как с «левой», так и «правой» точек зрения. При этом своеобразным общим знаменателем указанных теорий и направлений является критика либеральной политической философии и рыночного капитализма, попытка найти альтернативу доминирующим тенденциям окружающей действительности, направить поток событий в иную сторону. Дугин озадачен поиском «третьего пути», т.е. пути между капитализмом и коммунизмом. Для этого надо найти не только привлекательную идеологию, но и мощную общественную силу. Такая сила может опираться только на неисчерпаемые ресурсы и огромное геополитическое пространство, противостоящее морским, торговым, либеральным державам. В этом Дугин согласен со своими европейскими единомышленниками, далее создавая философию неоевразийства на базе собственных мировоззренческих установок. По существу Дугин создал идеологию крайне правых для России, а геополитику использовал как один из основных методов обоснования крайне правого политического сознания. Что же лежит в основе геополитических представлений Дугина в отношении России? Он, в частности, выделяет пять уроков для России: • шмиттовское понимание истории — «почвенное», «укорененное», «органическое»; наличие «воли единого народа»; • определенность поляризации российского общества на «друзей» и «врагов», включая «врагов народа»; • признание «исключительных обстоятельств» и необходимости принятия решения; • ясное осознание, что «врагом» для России являются США и Англия; • необходимость «партизанских действий» («только фигура русского Партизана показывает нам путь к русскому будущему через крайнюю форму сопротивления, через переступание искусственных юридических норм, не соответствующих истинным канонам Русского права»). Автор пишет: « Но наиболее полным и тотальным воплощением Третьего пути был германский национал-социализм ». Нужно сказать, что в работах дугинского направления антизападничество носит абсолютный характер. Такая убежденность определяется неснимаемым конфликтным противоречием, существующим во все эпохи и на всех уровнях, между цивилизацией Моря и цивилизацией Суши, между талассократией (современный атлантизм) и теллурократией (современная Евразия ). Политическая платформа евразийского движения, как понимает ее Дугин, включает следующие понятия: • идеократия , понимаемая как обязанность каждого гражданина и государства в целом служить высшей духовной цели. «Высшей духовной целью», «идеей-правительницей», т.е. единственной идеологией, которая будет носить государственный характер, должно стать евразийство; • евразийский отбор , который вытекает из особых «ландшафтных условий» Евразии и требует особой этики, включающей такие качества, как коллективная ответственность, бескорыстие, взаимопомощь, аскетизм, воля, выносливость, беспрекословное подчинение начальству. Только эти качества помогут евразийцам обеспечить контроль и завершить освоение евразийского пространства; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1492; Нарушение авторского права страницы