Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Собственность или человечность?



Огромнейшей, не оценённой ещё сполна заслугой Л.Н. Толстого следует признать то, что великий мыслитель сумел с позиций общечеловеческой нравственности и простого здравого смысла раскрыть, обнажить всю звериную сущность пресловутой «буржуазной демократии», заставить задуматься читателя над вопиющей фиктивностью всяких «свобод» в мире капитала, стяжательства, борьбы людей с людьми. В своих лучших философско-публицистических сочинениях Толстой убедительно показал, что строй «свободного предпринимательства», который так восхваляли его вдохновенные дармоеды-идеологи, - это строй наёмного «рабства нашего времени», исключающий подлинное равенство и человеческое благополучие. Его подлость в том, что, вместо исключительного силового обеспечения (впрочем, не исключённого вовсе) процветающие при нём в завуалированной форме грабёж и насилие поддерживаются обманом и самообманом людей о неких выдуманных «законах экономики», интересах «свободной и независимой личности». Интересы эти якобы неотделимы от того, чтобы иметь больше собственности, капиталов, приобретённых грехом эксплуатации наёмных рабов, а не быть радостным слугою Богу и ближним. В книге Л.Н. Толстого «Путь жизни» мы находим точные, справедливые его наблюдения и выводы на эту тему: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о том, чтобы прибавить себе богатства, нежели о том, чтобы прибавить себе разума. А кажется, всякий может понимать, что для счастья человека гораздо важнее то, что есть в нём, чем то, что есть у него»[209]. Хорошие одежды, дорогой дом, лошади, пышные увеселения нужны человеку в той мере, в какой он не живёт ещё жизнью истинной, духовной: «Дайте человеку внутреннюю, духовную жизнь, и ему ничего этого не будет нужно»[210].

Показывая тщету, безблагодатность накопления частной собственности, Лев Николаевич, несомненно, мечтал о человеке будущего, свободном от атавистической патологии собственничества. В следующих главах нашей работы пойдёт речь о многолетней критике писателем и публицистом собственности на землю и накопления капитала как орудия и средства принуждения и насилий.

Слово Толстого к современникам и потомкам содержит спасительный призыв к отказу от стремления к приобретению и умножению всякой материальной собственности, от всякой рационализации таких стремлений. Направлять свои усилия и помыслы человек должен на совершенствование своей настоящей собственности – способностей духа и разумного сознания. Верующему необходимо не гордиться приобретённой властью и собственностью, а «уничтожать в себе и похоть, и гордость, и корыстолюбие. Никакое улучшение невозможно, пока каждый не начнёт это улучшение с самого себя»[211]. И когда такой человек «обработает» свою настоящую собственность, он «будет таким полезным, сильным, добрым человеком, которого куда ни брось, он везде упадёт на ноги, везде всем будет брат, будет всем приятен и нужен и дорог» (25, 402). Для такого человека невозможен становится сам соблазн «обеспечения» своей животной личности стяжательством, тем более – за счёт своих ближних. Если вообразить себе человечество недалёкого будущего, состоящее из таких людей, то невозможно представить их повинующимися каким бы то ни было правительствам и какому бы то ни было эксплуататорскому меньшинству. Всё это станет просто невозможно и не нужно – так способна «обеспечить» людей истинная вера!

Сама рационализация «священного права собственности» связана не с достижениями правового прогресса, а с удержанием современным «человеком разумным» такого, отнюдь не прогрессивного, состояния сознания, таких чувственных и поведенческих проявлений, которые указывают на звериное в нём, на слишком тесную связь с диким прошлым человечества, на инстинкты спонтанно-чувственного животного, голого, бесхвостого, изуродованного неведомой мутацией, первобытного зверя. Отсюда – и мифотворчество церковной ортодоксии о «первородном грехе», и её же констатации того очевидного факта, что «мир от века во зле лежит», и навязываемые массам «своих» верующих иллюзии о чудесном, мистическом от этого зла «избавлении». Но нет, без сознательных усилий никакое разумное существо не может правильно, по-Божьи, распорядиться своей разумностью и в личном, и, в особенности, в социальном жизнеустройстве. Его жизнепонимание и образ жизни не могут быть совместимы со всемирностью, особенно – с учением Христа. И разумность из благого дара, превращается в проклятие, источник соблазнов и зол, требующий обуздания уже извне, со стороны правящих и начальствующих «верхов», которые, в свою очередь, тысячи лет активно паразитируют на слабостях и глупостях подвластных им «народных масс».

Таково современное Л.Н. Толстому эксплуататорское общество, в котором палаческая удавка собственности и денег применяется хозяевами чужих жизней и судеб под контролем государства, органа господства паразитического меньшинства развращённых людей над огромным числом развращаемых ими «граждан» (не безгрешных, но в «гражданстве» своём уж точно неповинных). Алчные, жадные, дорвавшиеся до власти и денег, полубезумные существа («правящая элита») в своих гадких, корыстолюбивых и властолюбивых интересах опираются на закон насилия, царствующий среди обманувшихся и обманутых, развращённых ими рядовых обитателей гостерриторий, и насилуют сами, по своим понятиям о «справедливости» и «порядке», якобы для обуздания этого насилия, для борьбы с врагами всех «граждан» (на деле – только богатой и нужной им, а потому и граждански полноправной верхушки!). А «врагами» объявляются то согнанные в военное рабство, такие же, обманутые, приневоленные к войне обитатели другой территории, то террористы, то преступники, а то и оппозиция в борьбе за власть (до которой простым обитателям почему-то должно быть дело) или восставшие обитатели, требующие себе реальных гражданских прав. Понятно, что мирные трудящиеся могут быть в этой бесконечной бойне либо манипулируемыми «пешками» в иерархии воюющих, либо трудовыми рабами «элит», кормящими их вплоть до очередного акта «реальной геополитики» - злобной грызни иерархических кланов за воображаемую ими своей собственность. И тогда простецу уже неважно, кто погубит его труды и его самого: противогосударственная (террористическая) или государственная (армейская) банда.

 

(………………………………………………………………..)

 

Это постыдно продолжалось в годы евангельской проповеди Толстого, это едва не убило человечество в ХХ веке, но удерживается и по сей день, прогрессируя по линии выучки и агрессии убийц.

Толстой указывает на ту простую истину, что государственность всегда закрепляет раскол общества на сверхобеспеченных и малоимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых, поэтому надежды на любые улучшения в общественной жизни следует связывать не с безбожной, языческой идеей «демократии», не с ликвидацией в «светлом будущем» эксплуататорских государств, а с удалением из человеческой жизни самой государственности как инородного агрегата в живом общественном организме (подобного паразиту в теле человека). В своём месте мы покажем, каким виделся Л.Н. Толстому этот спасительный социальный рывок, здесь же лишь отметим, что публицист признавал необходимым в российских условиях неопределённо-длительный переходный период к анархической свободе, содержанием которого полагал утверждение «мирских» и «артельных» форм общежития, общинного владения землёй при самоуправлении, с сохранением объективно необходимых промышленных предприятий (очевидно, негосударственных) (36, 262).

О частной собственности на землю Толстой пишет как о корне всего существующего в обществе зла и называет преступной деятельность всякого правительства, покровительствующего земельным собственникам. Лишение трудового человека его естественного права на пользование плодами его труда пропорционально самому труду уничтожает и без того немногие для него блага цивилизованной жизни. «Право на землю, - прибегает тут Толстой к излюбленному своему приёму сравнения, - подобно праву на дорогу, которую захватили разбойники и по которой не пропускают людей без выкупа» (34, 225).

Налицо сближение позиции Л.Н. Толстого по вопросу о собственности с взглядами А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Но при этом не забудем, что содержанием образа действий «народных заступников» Толстой признавал просвещение народа и призывы ко Христу, ане пропаганду революционных идей и призывы к топору, бомбам и кровопролитиям. Кроме того, давно замечено, что Л.Н. Толстой как проповедник любви и согласия между людьми в своём отрицании блага нетрудовой, приобретённой обманом и эксплуатацией, собственности более радикален, нежели иные представители передовой анархической мысли его эпохи (Бакунин, Кропоткин, Тёккер), отчасти сближаясь лишь с В. Годвином (1756–1836) и М. Штирнером (1806-1856)[212].

Идеал общинной жизни Л.Н. Толстого обнаруживает прямое сродство и с вековечными идеалами и мечтами великорусского пахаря о свободном труде на свободной земле, о равноправном общежитии мелких собственников – хозяев своей жизни и результатов своего труда, просвещённых христиан, а не рабов господского корыстолюбивого обмана, «тёмных». Писатель и публицист явился в этом вопросе наиболее вдумчивым выразителем идей и настроений своих трудящихся соотечественников в эпоху назревания буржуазной революции в стране и тем самым передал мысли и настроения благороднейших людей всех народов мира, либо мучимых и отвергаемых этим миром за апелляции к совести и разуму собственников, либо смиренно стонущих под их властью, надеясь на Бога, то есть подлинно человеческое в других людях и в себе.

 







Читайте также:

  1. Cosa Nostra история сицилийской мафии
  2. F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями
  3. F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения, обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
  4. F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы.
  5. Homo ergaster, или Мальчик из Турканы.
  6. I Происхождение человека и цивилизации
  7. II. Тип цикличного цивилизационного развития (восточный тип).
  8. Mои прабабушка и прадедушка прожили долгую и дружную жизнь
  9. S:Укажите верную характеристику предложения: Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы - море казалось живым.(В.Гроссман)
  10. Selegilin – Селегилин (Депренил)
  11. V. Кибернетические (или постбиологические) методы достижения бессмертия (искусственная жизнь “в силиконе”)
  12. VIII. Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2018 год. Все права принадлежат их авторам! (0.006 с.) Главная | Обратная связь