Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание на основе национальных ценностей



В 90-е годы основу воспитания составил либеральный подход, согласно которому цель образования в самом общем виде опреде­ляется как самореализация, учебное, профессиональное, жизненное самоопределение личности. В таком подходе к воспитанию просмат­ривается ориентация на индивидуальность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность», что подчер­кивают сторонники концепции гуманистического воспитания и что вполне в духе либеральных тенденций 90-х годов: права чело­века, свободный рынок, политические свободы и демократия по европейской модели.

Однако в начале XXI в. ситуация в стране изменилась, и логика социально-политического развития диктует коррекцию концепции и стратегии воспитания школьников — так считают авторы доку­мента «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Характеризуя национальный педагогический идеал как цель вос­питания в конкретных исторических условиях современной России, авторы пишут: «В 90-е гг. XX в. в России сформировался идеал сво-


 


24 Веселова ВВ. Билет и будущее. - М, 1990. - С. 31.


30Корнетов Г.Б. Парадигма педагогики поддержки в воспитании // Стра­тегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И.А. Зим­ней. - М., 2004. - С. 108.


 


- 188 -


- 189-


бодной в своем самоопределении и развитии личности, «освобож­денной» (курсив автора) от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом».31

В этом документе (Концепция) описаны главные параметры воспитания, как они видятся авторам: базовые национальные цен­ности, цель, задачи и содержание воспитания в современной Рос­сии, принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В научной разработке целей и со­держания духовно-нравственного развития и воспитания отража­ются конкретные социокультурные и политические условия Рос­сии начала XXI в.

Авторы считают, что образованию должна быть отведена ключе­вая роль в нравственной консолидации российского общества перед внешними и внутренними вызовами, «в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и бу­дущему своей страны» (Концепция, стр. 5). Один из государствен­ных запросов в области образования состоит в развитии «человече­ского капитала». Модернизация России как многоаспектная про­грамма и решение социально-культурных проблем невозможны без высоких моральных качеств граждан, без качественного человече­ского потенциала.

Концепция воспитания граждан страны является ответом на обо­значенный социальный заказ образованию от государства и обще­ства и представляет собой, как мыслят авторы, методологическую основу разработки и реализации образовательных стандартов обще­го образования. Концепция определяет следующее:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонацио­нального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы ду­ховно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Концепция, стр. 6).

Обосновывая цели и содержание воспитания, основные поло­жения Концепции, национальный воспитательный идеал, авторы


считают, что на новом этапе развития РФ необходимо учитывать связь с национальными воспитательными идеалами прошлых эпох и духовно-нравственные ценности, не противоречащие российско­му законодательству. В Концепции авторы пользуются системой фун­даментальных социальных и педагогических понятий, среди кото­рых есть и понятие «национальный воспитательный идеал». Авторы так определяют эту педагогическую категорию: «национальный вос­питательный идеал — высшая цель образования, нравственное (иде­альное) представление о человеке, на воспитание, обучение и раз­витие которого направлены усилия основных субъектов националь­ной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций» (Концеп­ция, стр. 8).

Исходя из этого, современный национальный воспитательный идеал определяется как «высоконравственный, творческий, компе­тентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонаци­онального народа Российской Федерации» (Концепция, стр. 1 1).

В соответствии с социальной ситуацией развития страны и обо­снованием воспитательного идеала в Концепции описаны задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Они объединены в три группы: задачи в сфере личностного развития, задачи воспита­ния в сфере общественных отношений и в сфере государственных отношений.

Выделение этих сфер является одним из принципиальных поло­жений в разработке новых стандартов, которые, по мысли разра­ботчиков, представляют собой общественный договор трех сторон, заказчиков в системе образования: индивид (человек, личность), об­щество и государство. Поэтому выделены приоритеты и требования каждой из заинтересованных сторон: индивидуальные (личностные и семейные), социальный заказ (общественные интересы) и госу­дарственные требования.12 Таким образом, обозначено намерение добиться в сфере образования баланса интересов личности (семьи), общества и государства, в противоположность ориентации на авто­номность и самоопределение человека в концепции гуманистиче­ского воспитания 90-х.


 


31 Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нрав­ственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2011.-С. 11.


32 Концепция федеральных государственных образовательных стандар­тов общего образования: проект/ Рос. Акад. образования; под ред. A.M. Кон­дакова, А.А. Кузнецова. - М., 2008. - С. 9.


 


- 190-


- 191 -


Для характеристики содержания духовно-нравственного воспи­тания на концептуальном уровне имеет большое значение перечень базовых национальных ценностей, составляющих содержание вос­питания и служащих основой для разработки программ воспитания в образовательных учреждениях. Авторы Концепции определяют ба­зовые национальные ценности как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культур­ных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях мно­гонационального народа Российской Федерации, передаваемые от по­коления к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях»."

Источником национальных ценностей, нравственности россий­ских граждан является национальная жизнь России в её «историче­ской и культурной полноте, этническом многообразии». Значение национальных ценностей состой! в том, что они «позволяют чело­веку противостоять разрушительным влияниям (курсив автора) и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему обще­ственных отношений» (Концепция, стр. 18).

В соответствии с вековыми традициями национальной жизни и культуры народов России авторами выделены следующие нацио­нальные ценности, которые составляют на концептуальном уровне содержание воспитания граждан России:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского об­щества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое госу­дарство, гражданское общество, закон и правопорядок, по­ликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолже­нии рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созида­ние, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная кар­тина мира;


 

традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религи­озного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос­нове межконфессионального диалога;

искусство и литература ~~ красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа —эволюция, родная земля, заповедная природа, пла­нета Земля, экологическое сознание;

человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­чество.34

Вся воспитательная система школы должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих принятие обучающимися деть­ми системы базовых национальных ценностей.

Эти концептуальные положения, определяющие взгляд на вос­питание граждан России на современном этапе её развития, пока­зывают, что принятый подход нельзя однозначно назвать личностно ориентированным, в том смысле, как его понимали в 90-е гг. Есть значительная коррекция гуманистической педагогики и её ценностей в сторону социальной ориентации воспитания личности в школе. Педагогика на основе национальных ценностей отражает образовательную политику, последовательно проводимую прави­тельством России на той методологической и научной основе, ко­торую предлагают современная педагогика и психология, филосо­фия, социология.

И политику, и научные подходы можно подвергать критическим оценкам, каковые можно видеть в научных и публицистических текстах, в публичных высказываниях ученых, педагогов, учителей, широких кругов населения. Студентам и учителям надо хорошо знать и понимать позиции политиков и ученых для обоснованных оценок и определения своих педагогических приоритетов, взглядов и перс­пектив профессионального развития.

Здесь возникает ключевой вопрос темы: дайте анализ предложен­ного материала и сформулируйте свое мнение о том, какой должна быть концепция воспитания в современной России.

Форма отчета: эссе.


 


33 Динилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нрав­ственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2011.-С. 8.

- 192 -


34 Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нрав­ственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2011.-С. 18-19.

- 193 ~


 


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ Н ЗАДАНИЯ

Задание 1. Авторитарное воспитание. Изучите, обобщите черты авторитарного воспитания. Дайте свою оценку этому подходу. Форма отчета: резюме.

Примером авторитарной системы воспитания можно считать вос­питание в древних рабовладельческих государствах (Месопотамия, Египет), воспитание в греческой Спарте, где господствовали жест­кие требования и суровая дисциплина. В средневековой Европе скла­дывается система воспитания, которое можно характеризовать как авторитарное, в особенности под влиянием церкви и религии.

В начале XIX в. И.Ф. Гербарт обосновывает систему воспитания, в которой основную роль играет управление поведением ученика с помощью таких методов, как назидание, увещевание, угроза, тре­бование, наказание, необходимых для обуздания, как он говорил, дикого своеволия ребенка. Такой взгляд на воспитание отразился на школьном европейском образовании, в особенности на классиче­ской немецкой и русской гимназии: в них преобладали формальные методы воздействия на детей, зубрежка в обучении, суровые дис­циплинарные меры, наказания учеников, в том числе телесные, произошло замыкание школы в узких рамках книги, формального обучения, академических знаний.

Система воспитания и официальная концепция в советское вре­мя носила название коммунистическое воспитание, и сегодня она характеризуется как авторитарная педагогика, в основном негатив­но. Да, как всякая система образования, она отражала социальные, политические, идеологические установки, особенности жизни об­щества. Вся государственная система этого периода была, мягко ска­зать, авторитарной, соответствовала ей и система воспитания.

Это означает, что воспитание не только детей школьною возра­ста, но всего населения строго контролировалось политической вла­стью и имело крайне идеологизированный характер. Воспитание в школе имело официальную цель — всесторонне и гармонически развитая личность, систему задач и содержание, соответствующие программы воспитания школьников, систему методов и форм рабо­ты ^ все то, чего должны были строго придерживаться учебно-воспитательные учреждения. Самой главной задачей школы счита­лось формирование преданности государству, точнее партии, пат­риотизм, способность подчинять свои интересы обществу.

Ученик в этой системе выступал в основном как объект воздей­ствия. Самоуправление детей в школе, деятельность детских обще-

- 194 -


ственных организаций, часто и вся воспитательная работа жестко контролировались, носили формальный характер, были пронизаны политикой и коммунистической идеологией. Система была ориен­тирована на общее для всех содержание и методы воспитания; хотя декларировала, но слабо осуществляла учет индивидуальных осо­бенностей учащихся. Преобладали коллективные формы воспита­ния, был абсолютизирован принцип воспитания в коллективе.

Учитель рассматривался как проводник идеологического влия­ния, воздействия, учителями усваивался преимущественно автори­тарный стиль общения и воспитания, что выражалось в преоблада­нии распоряжений, требований, в подавлении самостоятельности, свободной инициативы детей.

Эта система воспитания, может рассматриваться как историче­ский феномен, пример социально-ориентированного воспитания, так сказать, в крайнем варианте.

Задание 2. Педагогика бихевиоризма. Как оцените такой взгляд на воспитание? Можно ли отнести такое воспитание к авторитарной парадигме? Почему?

Дайте ответ в форме резюме.

Классический бихевиоризм утверждал, что личность сводится к поведению, к набору реакций, ответов на сигналы окружающей среды. Поэтому воспитание и обучение человека ими рассматрива­лись как выработка социально одобряемых, «правильных» реакций на стимулы, жизненные ситуации.

Чтобы регулировать поведение личности, вырабатывать желае­мые реакции, нужно организовать систему положительных и отри­цательных подкреплений. Стремление человека получить положи­тельное подкрепление (одобрение) и избежать отрицательного под крепления — осуждения, неодобрения — Б.Ф. Скинер назвал «оперантным поведением». Человек почти ничего не делает, считал Скиннер, вне системы подкреплений, то есть рациональной ориен­тации на последствия своего поведения, тем самым выбирая поощ­ряемые обществом поступки и избегая осуждаемого поведения.

Скиннер и его сторонники полагали, что его подход позволяет успешно решать проблемы формирования «правильных» граждан, выработки у учащихся школ необходимого поведения, которое с помощью подкрепления можно и нужно программировать и через это управлять общественной жизнью, избегая бунтов молодежи, антисоциальных проявлений, формируя членов общества с задан­ными свойствами. Этот процесс он называл «модификацией пове-

- 195-


дения», подчеркивая, что его система формирует личность с соци­ально одобряемым поведением.

Учение бихевиоризма об обусловленности поведения человека под­креплением оказало влияние на педагогику и выразилось в рекомен­дациях учителям, социальным работникам, школьным психологам, в обучении учителей профессиональному поведению на основе мето­дик бихевиоризма: учитель должен овладеть и применять в своей практике систему подкреплений — ответов на действия ученика.

Более предпочтительными считаются положительные подкреп­ления, поскольку они вызывают чувство удовлетворения и жела­ние закрепить достигнутые успехи. Учителям рекомендовалось ме­нять лексику. Был составлен список «100 слов, которые нужно упот­реблять в работе с детьми», например: молодец, я горжусь тобой и пр. В случае невозможности положительной оценки даются рекомен­дации «мягкого» отрицательного подкрепления, или ухода от оцен­ки, совета вроде «подумай еще».

Учение Скиннера вызывало и вызывает критику за грубое мани­пулирование личностью. Скиннера обвиняли в антигуманном отно­шении к человеку, в том, что он конструирует управляемого функ­ционера. Наряду с этим есть и сторонники «технологии поведения». Они выступают за то, чтобы этой системой воспитания школы формировали бы дисциплинированных, ответственных людей, «по­слушных» граждан, выполняющих свои роли в обществе.

Задание 3. Дайте аналитическую оценку гуманистическому под­ходу к воспитанию в отечественной педагогике 90-х гг. (на основе этого и базового текста).

Форма отчета: резюме.

При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее ус­пешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в расту­щем человеке социально-типичного), а второй — становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в кон­кретном человеке).

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, О.С. Газман приходит к выводу, что школы и их педагогиче­ские коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и

- 196 -


крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человече­ской деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. Следовательно, в си­стеме образования, по его мнению, не существует процесса, на­правленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентив­ную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных про­блем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличност­ной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим вы­бором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «...В целом, придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассмат­риваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности че­ловека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистиче­ской) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику сво­боды от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимает­ся мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — А/., 2002. ~ С. 61—62.

Задание 4. Прочитайте отрывок из Концепции, сопоставьте с другими источниками и ответьте на вопрос, что и почему меняется в системе взглядов на воспитание в РФ в начале XXI века?

Форма отчета: резюме.

- 197-


Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и нега­тивные явления, неизбежные в период крупных социально-поли­тических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на от­ношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также де­формация традиционных для страны моральных норм и нравствен­ных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонта­жем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориенти­ров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и со­циальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного со­циального поведения, выбора жизненных ориентиров...

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной соли­дарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в Рос­сии, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будуще­му своей страны.

...наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нрав­ственное развитие и воспитание личности происходит в сфере об­щего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем ук­ладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важ­нейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модерниза­цию российского общества.

Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.. 2011. - С. 4.


Задание 5. Дайте критическую оценку взгляду на историческую смену воспитательных целей-идеалов в нашей стране. Форма отчета: резюме.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеа­ла, т. с. образа человека, имеющего приоритетное значение для об­щества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа.... Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой посто­янно расширялась, нужна была общая система нравственных ориен­тиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.... Именно по­этому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образова­тельная система стала ориентироваться на задачи подготовки про­фессиональных кадров для государственных нужд.... Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающе­гося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России....

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой все­ленской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой лично­сти, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования во имя будущего своей страны и сво­его народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. XX в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценно­стей, национальных традиций, обязательств перед обществом.


 


- 198 -


- 199-


Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеа­лам прошлых эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной зада­чей является приумножение многонационального народа Россий­ской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, граж­данской солидарности и государственности, развитие националь­ной культуры.

Данилкж А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духов но -нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии. - М., 2011. - С. 10-11.

Дополнительные источники

1. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: УРАО 2003.

2. Стратегия воспитания в образовательной системе России: под­ходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. - М, 2004.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию об­разования. - М, 2001.

4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире — М., 1999.

5. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную фи­лософию. - М., 1995.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.


Глава 11. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

11.1. Цели и ценности в образовании.

11.2. Зависимость целей и содержания воспитания от концепции.

11.3. Цели и содержание воспитания в рамках образовательных стандартов.

11.4. Программа воспитания и социализации школьников.

Планируемые результаты изучения темы

Студент умеет: определять понятия цель, ценности и содержание воспитания; раскрывать содержание понятия базовая культура лич­ности, всестороннее развитие личности, национальный воспитатель­ный идеал, базовые национальные ценности; давать оценку различ­ным подходам в определении целей и содержания воспитания, а также путей решения проблем, связанных с задачами, содержанием и средствами воспитания школьников.

БАЗОВЫЙ ТЕКСТ

11.1. Цели и ценности в образовании

Цель воспитания (образования) является системообразующим компонентом в процессе воспитания, от неё зависят содержание воспитания, его организационные формы, методы, средства. Цель определяется как осознанное, обоснованное представление результа­та деятельности, прогнозирование результата. Цель воспитания пред­полагает описание результатов воспитательного процесса, того, на что направлено воспитание, а именно: человек, личность с определен­ными характеристиками (ценностные ориентации, поведение и пр.)

Целеполагание — процесс постановки целей в образовании — является достаточно непростым, потому что выбор целей воспита­ния определяется многими факторами: уровнем социально-эконо­мического развития, государственной политикой и идеологией, уров­нем и характером культуры, науки и техники, «качеством» уча­щихся, потребностями общества, государства и личности. Все названное прямо или косвенно соотносится с понятием — ценно-


 


- 200-


201 -


сти, поэтому цели и ценности, общественные и личные, а также групповые, часто рассматриваются вместе, они тесно связаны меж­ду собой.

Ценности — социально обусловленные свойства объектов, явле­ний, абстрактных идей, выявляющие их положительное или отри­цательное значение для человека и общества. Ценности выполняют для человека и общества роль ориентиров в деятельности, служат для обозначения отношения к объектам и явлениям. Кроме матери­альных ценностей, в их роли выступают явления общественного сознания: справедливость, гуманизм, демократия, свободный ры­нок, национальные традиции, религия, семья, родина — эти и другие конструкты сознания несут в себе оценку, имеют значение норм и принципов. Система ценностей связывается с представле­нием о подлинном, оптимальном существовании, с представлени­ем о том, как надо жить.

Ценности, однако, относительны: для разных людей и групп общества они не одинаковы, что зависит от социально-политиче­ских взглядов, интересов, философских и научных позиций, миро­воззрения. Поэтому есть противостояние людей в ценностных ори­ентирах, хотя одновременно имеется некоторое ценностное един­ство человечества, относительная общность фундаментальных ценностей, объединяющих народы, так называемые общечеловече­ские ценности."

Ценность чего-либо (объекта или явления, отношения) опреде­ляется его значимостью для индивида. Индивидуальная система цен­ностей, ценностная ориентация обеспечивает устойчивость лично­сти, её поведение, интересы, взгляды, убеждения, потребности и цели деятельности. В процессе воспитания, жизненного опыта и раз­вития индивид обретает, вырабатывает систему ценностей, норм поведения, которые могут им и не осознаваться.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы человек достигал зрелого осознания своих ценностей, которые составляют подсисте­му личности, наряду с познавательной, эмоционально-волевой сфе­рой и другими личностными структурами, хотя осознание лично­стью своих ценностей и жизненных целей не исключает их пере­смотра, переоценки в дальнейшем.

Ценности выполняют функцию стратегических жизненных це­лей, поэтому общество заинтересовано в том, чтобы люди придер­живались определенных принципов, и, значит, система воспита-

35 Философский словарь/ Пол ред. И.Т. Фролова. - ML, 2001. - С. 646.

- 202 -


ния имеет целью формировать систему ценностей индивида, чело­век оказывается объектом целенаправленного формирования цен­ностей.36

По мнению Е.В. Бондаревской, «воспитание есть работа со смыс­лами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений лич­ности» и, значит, должно иметь целью «ценностно-смысловое раз­витие ребенка».17

Цели, целеполагание в системе образования зависит как от со­циально-политического заказа, так и от философско-педагогических концепций (см. выше). Собственно в рамках этих концепций и обосновываются цели образовательных систем. Каждая из парадигм ориентирована на свои приоритеты в системе ценностей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3642; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь