Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности публичного выступления. Ораторская речь



Подлинное красноречие не нуждается

Ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ,

Ни полиции, чтобы поддерживать порядок

Эмерсон

 

«Если знания человека не упорядочены,

То чем больше он знает, тем больше будет путаница в его мыслях»

Герберт Спенсер

 

 

В наше время все большее значение, все большую актуальность при­обретает живое, убедительное, страстное слово лектора. Знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда уме­ние выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А. П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следо­вало бы считать неизбежным».

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произве­дение искусства, которое одновременно воздействует и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического воспри­ятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен делиться энергией с окружающими. Убежденность в той идее, с которой оратор выступает перед аудиторией, способствует успеху оратора. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать
«Систему Станиславского». «Природа устроила так, - писал Константин Сергеевич Станиславский, – что мы, при сло­весном общении с другими, сначала видим внутренним видом то, о чём идёт речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное. Слушать на нашем языке означает видеть то, о чём говорят, а гово­рить – значит рисовать зрительные образы».

 

· Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее.

· Второе: после разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер.

· Третье: выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

 

Успех выступления определяется во многом предварительной подго­товкой к нему, которая включает в себя несколько основных этапов.

Первый этап

· сбор и осмысление материала. Это, прежде всего, опреде­ление ведущей идеи, главной мысли, основной целевой установки выступ­ления.

· Затем разработка подробного рабочего плана подготовки, составле­ние предварительной библиографии для изучения вопроса, подбор и сис­тематизация теоретического и иллюстративного материала с собственной точки зрения и с точки зрения слушателей.

· Очень важно распечатать (или написать от руки) «начисто» текст своего выступления, прочитать его от начала до конца, исправить то, что Вас не устраивает и распечатать «чистовой вариант» (окончательный).

· Нужно помнить, что записи в руках оратора на пятьдесят процентов уничтожают интерес к выступлению. Избегайте этого. Главное – не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речей по бумажке.

 

Второй этап

· Расположение материала - композиция выступления. Важную роль играет формулировка темы выступления. Она должна быть конкретной и точной, соответствовать содержанию выступления и заинте­ресовать слушателей.

· В композиции выделяют обычно классическую триаду: вступление, содержание, заключение.

 

Вступление

 

Начало выступления представляет собой наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Вступление подготавлива­ет слушателей к восприятию основного материала. В нем могут быть пере­числены вопросы, которые будут рассматриваться в выступлении, приве­дены факты, от которых можно отталкиваться для последующего изложе­ния и т.д. Нельзя полагаться на случайность, так как это может привести к слишком серьезным последствиям; начало выступления следует тщательно готовить заранее.

С первых же слов лектор начинает некое единоборство со слушате­лями, которые много знают, много читали, много видели. Ему необходимо завоевать внимание слушателей, установить контакт с ними, возбудить и удержать их интерес, непрерывно обостряя его.

Пожалуй, самое важное и самое трудное – настроить аудиторию на восприятие информации. Однако это состояние и налаженный контакт с людьми могут быть легко разруше­ны, если выступающий неудовлетворительно владеет самим материалом и недостаточно эффективно словом.

Очень важно подготовить в выступлении хорошее начало и хороший конец и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом.

Готовясь к выступлению, следует формулировать свои мысли четко и ясно, стилистически грамотно, чтобы потом сохранить эти качества во время выступления. Обычно рекомендуют писать полный текст речи, не читать его, а пересказывать, выделив в нем основные смысловые части. Однако лектору невозможно надеяться на то, что он запомнит весь текст, примеры, иллюстрации. Припоминание тормозит речь, сковывает лектора. Готовясь к выступлению, надо переходить от полного текста к подробному конспекту, далее – к краткому конспекту и плану, который не фиксирует смысловое содержание выступления, а дает для говорящего систему ориентиров. Перед выступлением рекомендуется пробежать гла­зами текст или конспект, а лучше прочитать его вслух.

 

Завоевать внимание аудитории можно следующими способами:

1. Возбудить любопытство слушателей с первой же фразы, и они будут внимать оратору с интересом;

2. Слушателям нравится, когда оратор рассказывает о своих личных впечатлениях;

3. Начать с конкретной иллюстрации;

4. Говорить со слушателями так, как будто он ожидает, что они сейчас встанут и будут отвечать оратору.

5. Начать с какой-нибудь потрясающей цитаты.

6. Показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

 

Нельзя начинать выступление слишком формально, и показывать слушателям, что Вы его долго готовили.

 

Основная часть

 

В содержании излагаются основные вопросы, идеи выступления.

 

1. При этом предполагается, что содержание удовлетворяет следующим тре­бованиям:

2. Оно должно быть идейным, связанным с жизнью;

3. Информативно насыщенным;

4. Иметь познавательную ценность, творческий характер, ис­ключающий догматизм;

5. Быть доказательным и убедительным, в нем дол­жен быть целесообразно использован фактический материал, подтвер­ждающий основные идеи выступления.

6. Основная часть выступления – доказательство, которое может быть:

7.

1. Логическим; 2. Информационным; 3. Эмоциональным

1. Логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Очень важно, но и очень трудно быть ясным. При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы – короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.

2. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Все факты, освещающие Вашу тему, должны быть собраны, систематизированы, изучены. Так же в выступлении перед слушателями, не связанными с Вашей профессией, очень важно не пользоваться профессиональными терминами или пользоваться терминологией, в крайнем случае. Тема, которую Вы освещаете, должна быть ясной и понятной, прежде всего для Вас.

3. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты – отсылочное доказательство. В выступлении необходимо использовать зрительное восприятие слушателей (применять экспонаты, картинки, иллюстрации). Не пытайтесь затронуть в выступлении слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

 

Заключение

 

Концовка речи является самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Поэтому, очень важно тщательно подготовить концовку речи заранее, прорепетировать ее, чтобы знать ее почти слово в слово. Плавно заканчивайте свою речь, не оставляйте ее незавершенной и разбитой.

В заключение подводятся итоги сказанному, иногда слушатели призываются к активному обсуждению или действию.

 

Известный американский психолог Д. Карнеги предлагает следующие варианты концовок:

· Резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении

· Призвать к действию

· Вызвать смех

· Процитировать подходящие поэтические строки

· Использовать цитату из Библии

· Создать кульминацию

 

Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого.

 

Третий этап

· Словесное выражение темы. Устная речь во многом отли­чается от письменной речи.

· Оратор в присутствии слушателей произносит свою речь сразу, так сказать, набело. Поэтому он одновременно обдумывает мысль, формирует ее и излагает вслух.

· Однако, это вовсе не значит, что он обду­мывает ее именно во время выступления. Даже импровизация, спонтан­ность выступления требуют подготовки.

· После того, как Вы обдумали и скомпоновали свою речь, репетируйте ее про себя. Уединитесь где-нибудь и произнесите речь полностью с начала до конца.

· Представьте себе, что Вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще Вы это будете делать, тем лучше Вы будете чувствовать себя, когда настанет время Вашего публичного выступления.

 

Содержание речи всегда связано с ее формой. И форма тоже должна продумываться заранее. Сила воздейст­вия, убедительность, доходчивость речи зависят от многих факторов, в том числе и от языка. В устной речи свойственна некоторая упрощенность в построении фразы, повторы, что связано с восприятием речи на слух.

Опытные ораторы утверждают, что речь должна производить впе­чатление не припоминания, не повторения уже готовых мыслей, готового текста, а активного формирования положений, идей в ходе выступления.

К слову следует относиться внимательно. Небрежное его использова­ние, неумение точно выразить мысль, может свести на «нет» самую эмо­циональную речь. «...Слово дано человеку, – писал Короленко, – не для са­моудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает – другим лю­дям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие ра­боты: он должен подумать за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и силу».

В любом выступлении должны органически сливаться объективное, правильное, отвечающее реальной действительности изложения фактов и убедительная, доходчивая, четкая подача материала. Уделяя должное вни­мание научности и аргументированности выступления, актуальности темы, сле­дует вместе с тем совершенствовать его форму, добиваться того, чтобы речь была лексически точной, стилистически правильной и выразительной.

Язык, важнейшее средство человеческого общения, является мощ­ным орудием культуры, важнейшим фактором духовного развития нации. Эту роль языка нельзя не учитывать при работе над словом. Успешная пропаганда политических и научных знаний неразрывно связано с искус­ством речи. К совершенству ведут два условия: глубокое знание предмета и обстоятельное знание языка.

Информативная и легко воспринимаемая речь обладает рядом качеств, которая усиливает его смысловую емкость и эмоционально-экспрессивную напряженность.

На первом месте находится содержательность, ее информативная на­сыщенность, глубокое раскрытие темы. Как и в других случаях, сказывает­ся примат содержания над формой при органическом единстве. Информа­ция рождает доверие, когда она объективна. Только в этом случае она по­могает отстоять истину и понять ее, только в этом случае она рождает ис­кренний отклик у слушателей.

Существенное значение имеют точность и ясность речи. Это две стороны одной медали, они взаимосвязаны, но не совпадают в своих значениях. Критерий точности речи – ее соответствие мыслям говорящего человека.

Найти форму выражения, адекватную внутренней речи, не так то просто. «Муки слова» испытывает не только писатель, но и лектор. Точность речи понимается двояко: с одной стороны, это достоверность, истинность вы­сказывания, с другой – отсутствие лишних, неопределенных, двусмыслен­ных слов и выражений. Второй момент связан с ясностью изложения. Ино­гда при выборе слова мы не учитываем его слово, которое оно имеет в со­временном литературном русском языке, или его многозначительности. Критерий ясности речи ее понимание аудиторией. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – призывал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Непременным условие построения выступления является логичность речи – такая связь между предложением, когда образуется единый текст, когда последующая часть неизбежно вытекает из предшествующей, есть поступательное развитие мысли.

Речь лектора, выступающего перед аудиторией, должна отвечать таким требованиям, как простота, доступность, понятность. Здесь имеется в виду естественность речи, отсутствие вычурности, наукообразности, узко­специальных терминов, ненужных иностранных слов, четкость изложения.

 

Можно говорить эмоционально и даже образно, но... непонятно, сложно, бессвязно. И эффект от такой речи будет равен нулю. Известный судебный деятель А. Ф. Кони советовал лекторам: «Форма речи простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но следует тот час же объяс­нить, а объяснение должно быть кратким начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать труднопонимае­мых иронии, аллегорий и т. п... Хорошо действует простое наглядное срав­нение, параллель, выразительный эпитет».

 

Большое внимание уделяется простоте изложения. Под простотой
понимается доступность речи для слухового восприятия. Сложный синтаксис, многочисленные придаточные предложения, причастные, деепричастные обороты и различные вставные конструкции затемняют смысл высказываний, а иногда делают речь запутанной. Поэтому подробная речь воспринимается с большим трудом. Она будет звучать по-книжному, так как
перечисленные особенности характерны не для устного, а для письменного
изложения. Вот почему у нас зачастую возникает отрицательная реакция,
когда докладчик читает по бумаге. Это, в вою очередь, нарушает эмоцио­нальный эффект. Усложняется речь в том случае, если вы­ступающий отклоняется от основной линии изложения, если он подробно останавливается на вопросительных деталях, не играющих решающей роли в повествовании. Они, эти детали, так же будут отвлекать слушателей от главного, будут разрушать создаваемые лектором, представления.

Речь воспринимается слушателями по-разному. Это зависит от многих момен­тов, в том числе и от уровня знаний аудитории. Скажем, в одной аудитории слово «дивиденд» будет понятно, а в другой его потребуется объяснить:
«часть прибыли, полученной акционерным обществом, которая подлежит распространению среди акционеров». Вероятно, все поймут слово «диспропорция», но для одних оно привычное, а для других – чужое, а потому воспринимается с большим трудом. Таким образом, понятность речи – нема­ловажное условие для её эффективного восприятия.

С требованием простоты органически сочетается требование попу­лярности, то есть изложения в общедоступной форме какого-либо сложно­го вопроса для неспециалистов. Это требование-говорить доходчиво, но, не упрощая проблему, не перегружая изложения материалом, которой может быть трудным для слушателей.

Популярное изложение тщательно избегает всякой отвлечённости. «Каждое общее положение должно быть подтверждено обязательными факторами, и пояснено частными примерами... популярное изложение должно смягчать быстроту и отвлечённость строго-настрого языка...» – говорил Д. И. Писарев. Отнюдь не упрощая вопроса, мы должны изложить его доступно, популярно, то есть, учитывая уровень данной аудитории, её интересы. Речь в таком случае максимально конкретна, предметна, нагляд­на. Выводы и рассуждения строятся на подобном, наглядном объяснении мысли. А это достигается, например, использованием ярких и доходчивых примеров, убедительных цифр, ссылок на документы, описанием, цитиро­ванием, полемикой с воображаемыми оппонентами, наконец, языковыми изобразительно-выразительными средствами, которые будят ассоциативное мышление, то есть связи между восприятиями, представлениями, идеями.

Выступление должно отмечать богатство языка. Речь идёт не о коли­чественной стороне, а о разнообразии лексико-фразеологичесих и грамматических средств. Ничто так не опасно для публичного выступления, как монотонность. Привлекая богатейшие ресурсы русского языка, используя разнообразие приёмов подачи материала, оратор повышает интерес слуша­телей и сохраняет их внимание.

 

Важнейшим требованием к языку и стилю является эмоциональность и наглядность высказывания.

Важную роль играет живость изложения, то есть вырази­тельность, отсутствие шаблонов. Оправданное использование изобразительно-выразительных средств языка, оживление речи удачно подобран­ными метафорами, сравнения и т. д. усиливает доходчивость материала, облегчает его усвояемость слушателями. Не надо при этом впадать в край­ность, гнаться за внешними красивыми фразами, прибегать к ложным кра­сотам слога.

Важно сохранить чистоту речи, не засорять её словами ограничен­ного использования, избегать с сложносокращенных слов.

Нельзя не обратить внимания на такую сторону речи, как ее умест­ность, то есть соответствие целям и задачам публичного выступления, учет особенностей аудитории.

Важное условие действительности выступления - правильность ре­чи. Необходимо соблюдать нормы литературного произношения и ударе­ния. Речь оратора должна быть безукоризненной в произносительном, ор­фоэпическом отношении.

Чем совершеннее, отточеннее слово, тем сильнее она действует на слушателей. А для этого выступающий должен овладеть культурой речи.

При публичном выступлении важно помнить о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве («универсальная восьмерка»). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Так же нужно помнить об «эффекте мортиры» – субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору.

Важное значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросс пауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это, надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо «дожимать» на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Важен и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, н уметь вести дискуссию на любую тему.

У нас лишь четыре метода контактов с людьми: о нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в Вашу компанию. Поэтому, для любого человека важно чтение «Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и незаметно ваша манера речи будет в какой-то мере отражать манеру и славу ваших компаньонов» (Дейл Карнеги). Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом «красивый» все, что ласкает ваш глаз. Имейте мужество быть своеобразным.

«Культура речи» – владение нормали устного письменного и литера­турного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержа­нием речи. «Культура речи» включает две ступени освоения литературного языка:

 

1. Понятие правильности речи – соблюдение норм СРЛЯ, воспринимаемых говорящим в качестве образца. Например: одел пальто (вместо надел пальто), сколько время (вместо сколько времени).

2. Речевое мастерство - этоне только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении.


Поделиться:



Популярное:

  1. H. Обособление права публичного и частного в эпоху Великих реформ. - Судебные уставы императора Александра II. - Закон и суд
  2. I. Особенности империализма в России
  3. I.1 Особенности комплексных соединений природных и синтетических порфиринов.
  4. II.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.
  5. III. Речь как центральное звено психики человека
  6. VI. Особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях
  7. XII. ОСОБЕННОСТИ КОРМЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  8. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  9. XXII. МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ ГЛУХИХ
  10. XXIII. ДАКТИЛЬНАЯ ФОРМА РЕЧИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
  11. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  12. А3. Особенности решения орфограммы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь