Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул



Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках - одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

 

Верия, одна из первых христианских общин в Европе, основанная самим апостолом Павлом, в начале XIX в. после освобождения Греции в течение целого ряда лет была совершенно неизведанной, пребывая в тени крупных городов - Салоник и Касторьи. В 1859 году исследователь А. Делакулонш составил описание деления Верии по приходам, а в 1908 году А. Стик составил систематический каталог ее памятников.

Когда город был освобожден из-под владычества Оттоманской империи 16 октября 1912 года, официально зарегистрированных церквей в нем было 72. Сегодня сохранилось 48 храмов, которые получили статус охраняемых памятников. Большинство из них на протяжении своей многовековой истории не раз ремонтировались и не сохранили первоначального облика. Из 48 храмов 39 имеют росписи, прочие были построены в конце XVIII - начале XIX в.

Церковная архитектура, за исключением Старой Митрополии и храма Св. Кирика и Иулитты, делится на две большие группы: тип трехнефной базилики и тип однонефного храма. Будучи местом служб, которые не прерывались здесь никогда, византийские храмы продолжают принимать живейшее участие в религиозной жизни современного города.

Одиннадцатый и двенадцатый века - безусловно, важнейший период, по которому можно судить о византийской культуре. Древнейший сохранившийся памятник города, Старая Митрополия, датируется именно XI веком. Это действительно гордость истории и искусства Верии. Церковь была построена, скорее всего, в 1070-1080 гг. Но кроме архитектурного облика и нескольких лепных фрагментов от живописного украшения этого периода больше ничего не осталось.

Наиболее значимо в этом памятнике то, что разностильные сохранившиеся фрагменты его росписи постепенно вводят нас в темы искусства XII, XIII и XIV вв. В храме есть росписи, датированные ок. 1230 г., а сам он является важнейшим объектом для изучения феномена развития византийской живописи, особенно с учетом элементов, которые подводят нас к палеологовскому возрождению. Наиболее близкими к этим росписям являются росписи другого памятника города, храма Св. Власия.

Росписи храма Св. Саввы из монастыря Богородицы Кириотиссы тоже являются важнейшим произведением искусства и производят сильнейшее впечатление на зрителя размерами фигур, изображенных на них. Иконопись XIV в. в Верии – это набор маленьких шедевров, значение которых неоценимо для исследования византийского искусства. Лица святых в церкви Св. Параскевы и росписи приходского храма Св. Георгия являют собой образцы высочайшего творчества в плане силуэта и цвета.

Точно также все росписи XV в. (например, настенные росписи Панагии Хавьяры) – это ценнейшее сокровище, которое осталось незатронутым турецким игом. Верия ревностно хранит свои художественные сокровища за стенами 48 сохранившихся храмов. Будучи в Верии, обратите особое внимание на иконы, на «Харит», как их называют здесь. Местные иконы относятся к XI-XV вв., многие из них выставлены в Византийском музее Верии. Этому городу повезло оказаться на задворках могущественной Оттоманской империи, что позволило ее сокровищам остаться целыми и нетронутыми.

Расположенная на окраине Западной Македонии, Верия после своего освобождения Василием II в 1001 г. разделила судьбу Салоник. Церкви, возведенные во время туркократии, находящиеся во дворах и прячущиеся от посторонних взглядов, были защитой для жителей соседних домов.

Старая Митрополия, трехнефная базилика с деревянной крышей - это один из величайших шедевров византийского искусства, со значительными фрагментами первоначального здания. Ее уникальностью по сравнению с остальными памятниками данного периода является то, что в ней заметна однозначная ориентация на древнехристианские архитектурные прототипы.

За исключением Старой Митрополии, древнейшим и самым распространенным архитектурным типом в Верии является трехнефная базилика. Трехнефными базиликами в свое время были храм Св. Саввы в монастыре Богородицы Кириоттисы (середина XIV в.), храм Св. Георгия, храмы Панагии Хавьяры (XV в.) и Св. Николая. Первым образцом однонефного храма является храм Христа. Позднее, в XIV в., сооружаются храмы Св. Параскевы и Св. Прокопия. Храм Св. Кирика и Иулитты - уникальный для Верии храм с крестовокупольной конструкцией. Сегодня этого купола нет. Храм был перестроен в XVI в. и приобрел традиционную однонефную конструкцию.

По уставу, базилики часто бывали расписаны. Из древнейших следует отметить церковь Св. Иоанна Богослова XII в. с интереснейшими росписями и церковь Христа, самую известную церковь в Верии, росписи которой представляют собой прекрасный образец палеологовской иконописи. Ценные византийские росписи есть также в церкви Св. Власия и в Старой Митрополии, которая построена из материала (колонны и пр.) древнехристианской базилики, а затем была превращена в мечеть, минареты которой и поныне стоят на своем месте.

Гуляя по улочкам Верии, путешественник на каждом шагу встречает памятники - память о прошлом города, признаки расцвета давно прошедшей эпохи. Значение Верии во времена эллинизма было весьма существенным, и ее расцвет продолжался в древнехристианский период (IV-VI вв.). Благодаря множеству церквей Верию иногда называют «малым Иерусалимом». Многие церкви своим происхождением и сохранением обязаны тому обстоятельству, что некогда это были частные церкви, принадлежащие знатным семьям Верии, связанным в свою очередь узами родства с императорской семьей.


Храм Св. Кирика и Иулитты

Практически незаметный сегодня храм, скрывающийся в городской застройке по улице, ведущей к монастырю Панагии Кириотиссы - это храм Св. Кирика и Иулитты на улице Контогеоргаки. В нем сохранились фрески XIV, XV и XII вв. Первоначальный план церкви был крестовокупольным. С XVI в., когда купол обрушился, он приобрел вид однонефного храма с портиком по периметру. Впечатляющий керамическо-лепной орнамент в конхе алтаря, как и храм, относится к середине XIV в. Это - единственный храм Верии, сохранивший мраморную отделку и в большой степени - непосредственно прилегающую к нему территорию, а именно двор, окруженный забором византийской кладки, внутри которого и находится храм.

 

Старая Митрополия

Древнейшая византийская церковь Верии, представляющая собой трехнефную базилику, была построена в конце XI в. при епископе Никите. Это - одна из крупнейших базилик на Балканах. Фрески, относящиеся к более позднему периоду, чем постройка, датируются XII в. Здесь неподалеку турки сожгли заживо греческого национального героя, митрополита Верии, Святого Арсения, о чем сегодня напоминает соответствующая надпись. В период оттоманского владычества церковь была переделана в мусульманское святилище под названием Хункьяр Джами (мечеть Победы). От этого периода до сего дня сохранился минарет у северной стороны здания, а также часть позолоты внутри и снаружи здания.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь