Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественное восприятие произведений дизайна



Для промышленных изделий участие потребителя в осмыслении целостности формы и содержания имеет огромное значение. Потребительская ценность в дизайне является, несомненно, духовной ценностью. Художественное восприятие есть не только понимание языка художественной формы, но и воссоздание образа объекта дизайна в воображении воспринимающего. В этом контексте дизайнер и потребитель берутся б аспекте социальной культуры, которая характеризуется творческой индивидуальностью, художественным вкусом, самобытностью автора произведения и способностью адресата к образной интерпретации этого произведения.

Необходимо знать психологию восприятия человека, чтобы состоялся «диалог» через вещь между художником, изделием и потребителем. Условно всех людей можно разделить на художников и мыслителей. У первых в восприятии Преобладает форма непосредственного отражения действительности в виде „тушений, у вторых преобладает абстрактное восприятие. В течение жизничеловек накапливает информацию в виде образов, мыслей, понятий, которые хранятся у него в мозгу.

Одним из существенных свойств памяти являются возобновление репродукции, восстановление в максимально возможном приближении копии какого-либо объекта, события и т.д. На этом свойстве мозга и основано восприятие человеком знаковой информации, ассоциируемой затем с жизненным окружением. Отражение объектов действительности осуществляется с помощью органов чувств. Поступившая в мозг информация в форме образов синтезируется за счет сопоставления ранее сформированных образов. Эта информация закрепляется в памяти, обогащая субъективный опыт человека и обеспечивая возможность ответной реакции по отношению к знаковой форме в контексте коммуникативной системы. Любой акт отражения действительности следует рассматривать как прямую связь «человек—вещь».

В восприятии художественного объекта дизайна в системе ассоциативных связей необходимо учитывать явление синестезии, т. е. возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием зрительных образов у субъекта возникают слуховые образы и наоборот. Недаром иногда говорят, что художники — композиторы цвета. Существует в связи с этим и целое направление так называемой цветомузыки. Художник М. К. Чюрленис создавал симфонию красок. Нередко говорят: «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Синестезия — свидетельство взаимосвязи анализаторных систем организма человека, целостности чувственного отражения объективного мира. Это свойство необходимо учитывать дизайнеру в знаковом выражении окружающего мира, ибо потребитель, глядя на форму изделия, может видеть не только сходство с явлением природы, но и перенестись, например, в какое-нибудь прошедшее время своей жизни, испытать при этом ностальгию по детству и т.п., т.е. знак в форме объекта дизайна, подлежащий раскодировке, может вызвать массу ассоциаций.

С помощью семантики художественной формы можно вызвать у потребителя ассоциации звуков, красок, запахов, температуры и т.п., т.е. отдельные ощущения. Если с помощью восприятия в сознании человека отражаются целостные образы вещей, то с помощью ощущений — отдельные детали и свойства. Благодаря ассоциативному мышлению, восприятию и ощущению потребитель способен воспринимать целостность объекта дизайна не только зрительно, но и через слух, обоняние, вкус и т.д. (рис. 7.22, 7.23).

Психофизическая реакция человека складывается из восприятия ощущения и усвоения его организмом. Из психологии известно, насколько ярко восприятие, настолько активно усвоение. Поэтому восприятие нужно сделать возможно более ярким и убедительным. А для этого информацию необходимо донести до зрителя в той последовательности, которая определяется силой акцента.

восприятия — сложностью объекта и силой эмоционального воздействия.

Здесь разные средства выражения могут передавать информацию, относящуюся к разным стилям, их взаимодействие и непринужденное соединение стилей в комплексных эстетических объектах: танец-музыка, стихотворение — рисунок, запах-цвет — музыка, музыка — окрашенный световой поток—смена тембров, ритмов. Ритмический строй в искусстве несет на себе отображение реальных чувств: чувства нарастания или спада, напряженности, равномерного развития действия, состояния покоя или возбуждения, расположения фигур, цветовых и световых контрастов.

Предлагается ряд упражнений следу щего порядка:

работа внутренних органов (биоток га, сокращения сердца, ассоциативное восприятие звуковых и цветовых раздражителей) - задание на графическое изображение прослушанных кальных фрагментов разной сложности: классическая музыка, эстрадная, инструментальная, вокальная и т.д.; линейное и силуэтно-пятновое

Рис. 7.22. Ассоциативная графика после прослушивания музыкальных классических (я), вокально-инструментальных (б) и эстрадных (в) произведений

Рис. 7.23. Вкусовые ассоциации: острое (а) и соленое (б)

жение прослушанных фрагментов из литературных произведений (проза, поэзия);

психологическое восприятие внешних ритмов (смена времен года, дня и ночи) и использование этих ассоциаций при создании художественного образа — изображение реальных природных явлений, времен года и других в виде абстрактных силуэтов и последующая поэтапная трансформация в фантастический костюм, обувь, головные уборы, не связанные никакими стереотипами и пропорциональными членениями;

использование светомузыкальной графики при демонстрации учебных курсовых работ и крупных творческих коллекций — подбор музыкальных средств, выстраивание музыкальных фрагментов и освещения в зависимости от порядка формирования коллекции конкретных моделей, т.е. решение задачи: вызвать у зрителя психологические переживания и определенные представления и впечатления. Функция зрительных рецепторов при шуме (будь то музыка или Другие акустические эффекты) усиливается, т.е. зрительное восприятие наиболее остро длится именно столько времени, сколько длится звучание мелодии, цвет кажется наиболее выразительным. Кроме того, окрашенный цветовой поток тоже создает определенные эффекты восприятия демонстрируемых Моделей: оранжевый — ощущение здоровья, солнечной энергии; желтый — эксцентрический, возбуждающий; красный — страсть, торжественность; зеленый — задумчивость и покой; синий — умиротворение; фиолетовый — таинственность и магия.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь