Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приемы гармонизации в композиции обуви



Поиски целесообразной красоты и средств эмоциональной выразительности в гармонии обуви находят свое выражение в композиционном решении ее формы.

Художественные формы подразделяют на линейные, плоскостные и объемные. Обувь относится к категории объемных трехмерных форм, поэтому композиция формы обуви решается объемами и пространствами.

Поиск гармонии формы, структуры и пластического начала проектируемого объекта может стать главным условием в дизайне обуви. Для дизайнера характерно целостное видение материального объекта — в гармоническом единстве внутренней сути и внешней формы. Концептуальное единство принципа построения формы предметов, составляющих ансамбль, — основной лейтмотив поиска нестандартного решения формы в дизайне обуви.

Форма обуви может быть статичной и динамичной. Разницу между ними можно проследить в конструкциях обуви разного целевого назначения: для повседневной носки, спорта и т.д.

Основными элементами художественной формы обуви являются линии, цвет, фактура, декоративные элементы, графические элементы, пропорции.

Линии являются одним из основных комлози-ЦЯонных средств разработки формы обуви. Они создают общий контур изделия, выявляют очертания отдельных деталей, способствуют наилучшему

Рис. 12.18. Силуэты обуви

зрительному восприятию основной композиционной идеи. Композиционное решение формы обуви предусматривает использование контурных (силуэта), конструктивных, декоративных и конструктивно-декоративных линий (рис. 12.17 и 12.18).

Контурные линии, создающие форму, наиболее значительные. Они, например, обычно обусловливают силуэт носочной части, построение каблука, размеры и контуры декора, объединяя их в единую форму.

Конструктивные линии, или швы, делят форму на определенные части. В некоторых случаях они являются продолжением контурных линий (например, передняя линия берцев в полуботинках типа «конверт»), В других случаях конструктивные линии подчеркивают форму носочной части, создают определенные оптические иллюзии, искусственно уменьшая или увеличивая отдельные части обуви (рис. 12.19).

Декоративные линии украшают форму. Они создаются строчками, перфорацией, продержкой и т.д. (рис. 12.20).

Конструктивно-декоративные линии подчеркивают основной композиционный замысел (акцентированные швы).

Цвет играет огромную роль в композиции обуви, оказывая различные эмоциональные воздействия. Теплые цвета согревают, бодрят и радуют, создавая ощущение праздника, восторга, солнечного жара и огня. Холодные цвета успокаивают, ассоциируются с ощущением свежести, прохлады, умиротворения, бездонности небес и морских глубин.

Восприятие массы и размеров в большинстве случаев связано с ощущением цвета: темные воспринимаются тяжелыми, светлые — более легкими. Предметы теплых или светлых цветов кажутся более объемными по сравнению с предметами холодных или темных цветов. Светлые цвета зрительно удлиняют стопу и увеличивают объем икры, темные цвета обычно нивелируют, корректируют

Рис. 12.19. Конструктивные линии в обуви

Рис. 12.20. Декоративные линии в обуви

Некоторые особенности строения ноги человека. Отношения цветов в композиции обуви должны строиться на основе цветовой гармонии, которая характеризуется цветовыми сочетаниями, отличающимися положительными эмоционально-психологическими воздействиями. Например, белый цвет ассоциируется с чистотой и праздником, традиционно используется в свадебной обуви; черный цвет — цвет респектабельности, стабильности и аристократизма.

Различают три основные схемы цветовых гармоний:

контрастная — противопоставление взаимно дополняющих цветов (например, красный и зелено-голубой);

нюансная — сочетание цветов соседних или близко расположенных на Цветовом круге (например, серый и красный);

цветовые триады — сочетание трех цветов, равностоящих на цветовом круге (например, красный, синий и зеленый).

Для гармоничного сочетания цветов в композиции обуви необходимо соблюдать три основных требования:

1) цвета в сочетании один с другим должны становиться красивее и выразительнее, чем при использовании их по отдельности;

2) каждый цвет, участвующий в сочетании, должен помогать решению общей цветовой задачи (цвета не должны противоречить один другому);

3) каждый цвет должен быть зрительно заметным в сочетании и тем самым оправдывать свое присутствие в цветовой композиции.

Кроме того, при разработке цветовых сочетаний в обуви художник-дизайнер должен учитывать, что введение дополнительного цвета в обувь одновременно предполагает обязательность этого цвета в костюме. Равновесия цвета в обуви можно достичь благодаря пропорциональному соотношению цветовых оттенков: крупные поверхности должны быть более спокойными ПО цвету, а мелкие — контрастными. Цветовое решение обуви не должно выбиваться из общего пластического образа костюма.

Как известно, обувь открывает и завершает костюм, т.е. замыкает на себе внимание. Если нас заинтересовал оригинально и стильно одетой человек, то традиционно мы начинаем рассматривать его с ног, двигаясь по направлению к голове и обратно. Обувь не должна выделяться по цвету иЗ всего костюма, если только она не является доминирующим элементом В общем ансамбле.

Ошибочно считается, что цвет обуви должен строго соответствовать цвету головного убора, сумки, перчаток и других аксессуаров, например красное платье в сочетании с белыми аксессуарами, шляпой и обувью. Если белый ремшь, сумка и -перчатки ритмично ортанизуют большое красное пятно платья, а белая шляпа придает фигуре изысканность и пикантность эффектно подчеркивает черты лица, то белая обувь здесь укорачивает фигуру, увеличивает зрительно стопу. Поэтому в таком ансамбле возможны туфли красного цвета, что позволит сделать образ более динамичным.

В современном дизайне обуви (обуви XXI в.) господствует экстравагантность цвета и материалов. Ключевыми являются следующие слова: ценность, благоразумная роскошь, хороший вкус, отличный пошив, аристократичность, современность, хорошее самочувствие, новая романтика, многолетие, индивидуальность, ирония, шик, новая экономика, другие герои и творческий дух. В цвете — металлические и холодные оттенки, медовые теплые цвета, откровенные контрасты, комбинации сложного черного с открытыми цветами, солнечный спектр, монохромность и графичность.

При проектировании ансамбля обуви и аксессуаров необходимо помнить, что с помощью обуви, головного убора и сумки, выдержанных в единой гамме, имея всего два-три костюма, можно составлять множество вариантов.

Фактура — строение лицевой поверхности, или текстура, т.е. своеобразный рисунок внутренней структуры материала, например рисунок на срезе дерева или камня, кора дерева (рис. 12.21).

Восприятие фактуры, ее красота и выразительность зависят от своеобразия природы материала, метода изготовления, отделки, размеров занимаемой площади и конфигурации деталей, сочетания с другими материалами, освещения и т.д. Фактура может быть естественной, природной или искусственной, декоративной. Поверхность материалов может быть гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, с рисунком или без него. Все фактуры должны быть ритмически организованы, иметь орнаментальные композиционные закономерности. Наибольшую эстетическую ценность представляют материалы с естественной природной фактурой, отражающей в большинстве своем неповторимую красоту филигранного рисунка. Крупная фактура уменьшает размеры поверхности, мелкая — увеличивает. В комбинированных сочетаниях фактур необходимо следовать такому правилу: сложную по рисунку поверхность нужно уравновешивать — большой гладкий фон должен иметь небольшой участок с активной фактурой.

Рис. 12.21. Фактура в композиции обуви

В: отличие от исторической обуви, когда вся поверхность была декорирована, в современном дизайне фактура выступает как самодостаточный элемент композиции. Фактура кожи зависит от биологических особенностей, условий содержания и возраста животных, кроме того, от методов обработки и отделки кожи. Так, тонкую эластичную и мягкую кожу для верха обуви — замшу — изготовляют из шкур оленей, применяя специальное жировое дубление. Фактура замши отличается нежной, бархатистой, матовой поверхностью. Замша — редкий дорогостоящий материал, применяемый только для изготовления особо изящной обуви. В зависимости от сырья и способа изготовления существуют разные виды замши.

Особо прочная кожа повышенной эластичности — наппа, изготовляется из шкур крупного рогатого скота.

Естественной красивой мереей (рисунком) отличается фактура шевро.

В отдельных случаях с кожи специально снимают лицевой слой для получения своеобразной бархатистой поверхности (замша, нубук, велюр, спилок). Чтобы скрыть пороки (дырки в шкуре животного, следы от укусов насекомых, свищи), на лицевую поверхность кожевенных материалов наносят искусственную мерею. Например, очень эффектны двухцветные материалы. Благодаря двухцветному рисунку глубокого тиснения кожа получает разнообразную игру светотени. Специально разработанные рисунки создают иллюзию экзотически? фактур — кожи крокодила, змеи, ящерицы.

В современном дизайне обуви активно применяются натуральные кожи эк зотических животных — рептилий: змеи, ящерицы, крокодила и некоторы: видов рыб. Своеобразный вид имеет обувь с верхом из кожи с сохранение» волосяного покрова (из кожи жеребенка, оленя, теленка). Лаковая кожа имее искусственную фактуру, которая несколько сглаживает естественную мерек придавая коже равномерный блеск. Лаковые кожи изготовляют различных рас цветок всех оттенков. Они создают впечатление особой нарядности, но, ка все блестящие поверхности, обладают некоторой холодностью. Черная лаке вая обувь хороша для ношения летом, в жару, так как отражает солнечны

лучи, не нарушая теплообмена, сохраняет состояние комфорта, защищая стопу от перегрева.

Интересны отделки кожи, основанные на создании двухцветного эффекта-«антик» и «флорантик» (эффект потертой поверхности). При этом на коже более светлые участки как бы просвечивают через глубокий черный тон.

Известны различные методы декоративной отделки обуви. Так, методом распыления наносят покрытие на всю поверхность обуви или тонируют отдельные ее участки. Интересным методом украшения деталей верха обуви является тиснение декоративных строчек с их окраской или печатью с применением фольги.

Метод термопечати заключается в нанесении рисунка на кожу при повышенных температуре и давлении. Тиснение рисунка с одновременным нанесением печатной краски дает чрезвычайно интересные эффекты. Метод термопечати обеспечивает возможность нанесения сложных цветных рисунков, имитирующих строчку, а также орнаментов.

Нанесение краски на кожу с помощью краскопульта (краскораспылителя) при использовании шаблонов обеспечивает получение на поверхности кожи сложных многоцветно-пространственных рисунков. Метод фотофильмопечати заключается в переносе на кожу рисунка, выполненного фотохимическим методом на нейлоновой сетке.

Наиболее эффективным методом декоративного оформления обуви с верхом из искусственных кож является формование поверхности заготовок в силиконовых матрицах с применением токов высокой частоты. Этот метод позволяет не только изменять внешний вид заготовок, но и получать имитацию мокасиновых вставок, плетения, накладных деталей.

Многообразие фактур, имитирующих кожеподобную подошву, плетение из бечевки, комбинированную, многослойную подошву, используется при формовании полиуретановых подошв. Окраска поверхности таких подошв прозрачными растворами цветных лаков позволяет получать обувь с красивой транс-парентной (прозрачной) отделкой.

Часто применяют декоративную отделку деталей низа обуви из кожи под орех, красное дерево и т. д. Для обтяжки каблуков, платформ и танкеток используют материалы, имитирующие фактуру пробкового дерева. Применяют отделку ходовых поверхностей кожеподобных резиновых подошв под осветленную кожу.

В современном дизайне обуви используют все новые и новые виды фактур и материалов. Это матовые, вощеные и тисненые под кокос и панцирь черепахи фактуры, вставки из кожи питона натурального цвета и окрашенные. В моду вошли двухсторонний лак, гладкая кожа и наппа барабанного крашения с двухсторонней лицевой поверхностью, гладкий опоек и шевро темных цветов с лакированной поверхностью, покрытые лаком кожи игуан и других ящериц с выделкой под обливной шоколад. Остромодными выглядят в композиции обуви и аксессуаров изысканные графические контрасты: гладкие материалы с вкраплениями зернистых поверхностей, цветочные орнаменты, полоски и шотландская клетка, геометрические орнаменты и вышивка люрексом, хаотичные разводы поверх клетки и полоски, отделка природными материалами, нанесение логотипов и монограмм на изнанку и внешнюю часть изделия — иначе говоря, изобилие, фантазия, престиж, зрелигцность и актуальность.

Появление новых технологий, новых материалов ставит перед художником-дизайнером принципиально новые задачи — создание конструкций и форм, отличных от образцов, выполненных из натуральных материалов.

При изготовлении обуви используют следующие декоративные элементы (рис. 12.22):

создаваемые путем сочетания деталей из различных материалов разнообразных цветов и оттенков: канты, продержки, банты, бейки, завязки, вставки, отвороты, окантовки, обтачки, язычки, петли; пряжки; застежки; пуговицы; кнопки; блочки; крючки; гофрированные резинки; застежки-молнии; мех;

наносимые непосредственно на детали верха обуви: перфорации; отсечки; фигурные вырезы; декоративные и ажурные строчки; орнамент; вышивка; отделка деталей из кожи (фотохимическим методом, тиснением, выжиганием);

дополняющие конструкцию: банты; язычки; петли и др.

Наряду с этим в композиции обуви используют металлические, пластмассовые и деревянные украшения. Фурнитура может иметь различные декоративные покрытия: золотистые, серебристые, меднистые, из цветных эмалей, имитирующие старую бронзу и другие.

В современной моде дизайнерами активно применяется броская и в то же время функциональная фурнитура, изготовленная по новым технологиям: контрастные двухсторонние бихроматические вставки из многослойных материалов, шлифованные или гравированные лазером тонкие трубки, жаккардовый эластик, канты, обработанные ультразвуком, декорированные хольпитенами и искусственными кристаллами, пайетками, цепочки, мелкие металлические пластинки, вырезанные с помощью ультразвука, шелкография.

Графические элементы — товарный знак и маркировка играют важную роль в композиционном решении обуви. Безусловно, ведущей функцией этих элементов является информационная, что помогает потребителю довольно быстро найти изделие необходимого назначения и уровня качества.

Декоративный элемент в обуви логически завершает образ изделия, подчеркивая конструкцию, отделяя композиционные части, иногда выделяя края и линии стыка деталей.

Пропорции являются решающими при создании формы. Пропорции в обуви — это соотношение отдельных ее частей между собой и сочетание их с формой в целом. Различают пропорции объема, цвета и фактуры (рис. 12.23),

Рис. 12.22. Декоративные элементы в оформлении обуви

Рис. 12.23. Пропорции в обуви

Эстетические свойства обуви способствует созданию единого эстетически выразительного ансамбля.

Эстетические свойства обуви подразделяют на две группы: 1) привлекательность внешнего вида, обусловленная индивидуальным художественным решением обуви; 2) современность внешнего вида, зависящая от художественных тенденций среды.

Кроме того, эстетические свойства обуви должны соответствовать непрерывно растущим социальным требованиям потребителя.

В зависимости от восприятия основных эстетических элементов, заложенных в композиции, складывается представление о форме обуви. При создании формы обуви применяют различные средства композиции, помогающие привести к единству все разнообразие элементов. Например, форма носочной части связана с формой каблука едиными закономерностями построения. Форма носочной части определяет особенности построения линии выреза в туфлях-лодочках, вида декора и контура вставки носочной части (рис. П.24).

Существуют четыре взаимосвязанных признака, обеспечивающих целостность композиции изделия; они дополняют и видоизменяют один другой, порождая новое качество композиции — гармоничность:

Рис. 12.24. Эстетические свойства обуви

повторение целого в его частях — единство по ведущему признаку;

со подчиненность — единство, достигаемое объединением всех элементов композиции вокруг главного;

соразмерность — единство, обеспечиваемое общей количественной закономерностью;

равновесие — единство, обеспечиваемое уравновешенностью сил.

Наличие в изделии суммы признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на похожие изделия, но подчиненных основному композиционному замыслу, указывает на оригинальность формы.

Композиционное решение формы изделия должно соответствовать его целевому назначению. Выразительность — это способность формы изделия отражать различные идеи. Эстетическая выразительность линий, цвета, фактуры, декора, графических элементов может быть достигнута исключительно вследствие рационального композиционного решения формы обуви.

Кроме того, существуют еще дополнительные классификации свойств обуви, которые необходимо учитывать в композиции и проектировании обуви:

1) свойства обуви, обусловленные формой стопы: внутренняя форма и размеры, линии деталей, материалы, варьируемость, формоустойчивость, сохраняемость;

2) свойства обуви, обусловленные функцией стопы: взаимодействие человек — обувь, масса, амортизационные свойства, гибкость, перекатываемость, устойчивость, удерживаемость;

3) гигиенические свойства обуви: внутриобувной микроклимат (полная или частичная проницаемость, потоустойчивость);

4) защитные свойства: от механических воздействий, влаги, высоких и низких температур, электричества;

5) эстетические свойства: элементы и свойства художественной формы, соответствие обуви моде, долговечность эстетических свойств.

Для построения художественной формы современные дизайнеры обуви часто используют природные формы, которые берут не в чистом виде, а художе-ственно перерабатывают.

Более высокий уровень осознания роли природных форм в художественном творчестве — поиски прямых образных ассоциаций между проектируемым и природным объектами. Интересен опыт «семиотизации» природной формы, когда абрис растения или животного постепенно превращается в иконический знак, далее — в графический символ природной формы.

Детальный анализ конструктивной логики живой природы проводится пс линии тектоники статических систем (главным образом растений) и динамических конструкций биомеханических систем (животных). Отличительной чертой этого раздела программы является его пересечение с тематикой гармоничности формы и композиционных закономерностей.

Программа в целом построена по формуле функция — конструкция — кра сота. Анализ форм растительного, животного и минерального мира сочетаете; с изучением конструктивной структуры, механики и пластики объекта.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1899; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь