Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творческие источники дизайна
Творческими источниками при создании дизайнером коллекции одежды и обуви могут послужить любые природные явления, всевозможные элементы предметной среды, события, происходящие в мире, музыка, живопись, литература, балет, театр (рис. 7.7), цирк, кино, зрелищные мероприятия, обращение к этническим мотивам (рис. 7.8), архитектура, инженерные сооружения, детали машин, всевозможные механизмы, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства — стекло, дерево (рис. 7.9), металл, камень (рис. 7, 10), керамика, бионика, музыкальные инструменты, всевозможные фактуры почвы, морозные узоры на оконном стекле, отпечатки птичьих следов на мокром песке, дождевые потоки (рис. 7.11), растительный (рис. 7.12) и животный мир, звездное небо, китайские фонарики, игра оригами, экология, исторический, национальный и классический костюмы, ретромода, «метод эклектики» — смешение стилей, прием пародий, использование определенного кроя и декоративных элементов, прием стилизации и многое другое. Рис. 7.7. Ассоциации «Театр» Каждый дизайнер на определенном витке своей деятельности обращается к творческим источникам черпая вдохновение в исторических и народных традициях, обращаясь к этническим мотивам. Заимствование из культур экзотических стран ведется на протяжении всей истории моды, лежит основе большинства стилевых направлений, напри мер рококо, модерн. В XX в. мода особенно часто обращалась к этническим и историческим источни кам. Появилось целое поколение модельеров: Кен зо, Р.Озбек, К.Лакруа, Ж.-П.Готье, создающих модели, которые сочетают в себе классическую про стую форму, а также декор и цветовую гамму, заимствованную у экзотических народов, например «эскимосская коллекция» Ж.-П.Готье, показывать которую была приглашена певица Бьорк. Природа всегда и при всех условиях являлась для человека непосредственным полем его производственной деятельности. Потребность ПОНЯТЬ окружающий мир, познать природу в ее целостности при вела к изучению и воплощению ее законов. Наби рая из века в век «информационный багаж», чело вечество подошло к созданию такой науки, как био ника (Вши — греческое слово, означающее «эле мент жизни»). Это направление формально зародилось в конце 1950-х гг. Основным параметром этой науки стало изучение возможностей использования биологических систем и процессов. Пионерами бионики можно считать Леонардо да Винчи, Н.Е.Жуковского, Л.Гальвани. Живой природой был пронизан стиль модерн, зародившийся на стыке рубежей XIX—XX вв., и именно в этот период возникла теория ограниченной архитектуры. Ярчайший пример этому — работы испанского архитектора А. Га-уди. Его работы с криволинейными поверхностями можно назвать биологизацией конструктивных форм архитектуры. Еще больше развил идею органической архитектуры Ле Корбюзье. Он первый предложил конкретные принципы возрождения генетических связей людей с природой. Его по праву можно назвать основоположником архитектурной бионики. Скоро бионика стала распространяться и на другие области: бытовая техника (самозатачивающиеся ножи по принципу зубов грызунов), военная промышленность (форма подводных лодок по форме рыб) и т.д. Ярким воплощением бионики стала «липучка» (велькро), созданная на основе колючек репейника, успешно применяемая в дизайне костюма, обуви и аксессуаров. Природа как главный дизайнер миллионы лет оттачивает свое мастерство, создавая шедевры, которыми восхищается человек. Возможность найти новых формы, в которых бы осуществлялась логическая и художественная связь органической природы, стала основной задачей нового направления современного дизайна, на который оказывают огромное влияние тесно взаимодействующий бионика и кристаллография. На их основе разрабатывается множество объетов — предметов дизайна: одежда, обувь, сумки, головные уборы, аксессуары, ювелирные украшения и многое другое. Рис. 7.8. Костюм по этническим мотивам Для дизайнера характерно целостное видение материального объекта в гармоничном единстве внутренней сути и внешней формы. Целостность запечатлевается в различных типах форм, которые с позиции дизайна могут быть положены в основу упорядочения многообразия биоформ. Примером этому могут являться гараж со спиралевидным пандусом архитектора К.С.Мельникова 1920 г., башня архитекторов Ю.С.Лебедева, И.В.Тимофеевича и В.Ф.Смирнова, в основу которой положена конструкция раковины. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Точно так же и человек старается достичь желаемого результата в своей деятельности с наименьшими затратами. На первый план выходит многофункциональность изделия, т.е. возможность выполнения нескольких предназначений. Это обстоятельство невозможно без трансформации, предложенной еще конструктивистами в 1920-х гг., но реализованной только в настоящее время. Трансформация — это изменение формы и объема изделия за счет различного способа крепления, перестановки и замены его отдельных деталей. Иначе говоря, в проект вещи закладывается некая подвижность, так как вешь может быть рассчитана на активное участие в процессе деятельности человека. № набора стандартных деталей с помощью различных способов креплений к основной форме можно создавать множество вариантов. В современной моде функциональная трансформация вещей — следствие постоянного разрушения нор-дативных операций. Пример использования ядеи трансформации и спирали — коллекция головных уборов и сумок, созданная по единому технологическому принципу, позволяющему легко изменять цвет, фактуру, форму и за счет этого назначение изделия. Кроме того, творческим источником могут послужить новые технологии изготовления объектов дизайна, материалы, космос, сны, мечты, психологические переживания. В последние годы стало особенно заметно, что дизайн подвержен стилистическим изменениям, а импульсы этих стилистических изменений могут исходить не только от функционально-конструктивной структуры изделий, но и от формально-эстетических поисков. В связи с этим привлекают все большее внимание и те концепции формообразования, которые стояли у истоков современного стиля и в своей совокупности определили общие тенденции стилеобразо-вания. Все чаще дизайнеры обращаются к художественному наследию 1920-х гг. в области формообразования — конструктивизму. Это направление получило название «хай-тач». Хай-тач — один из современных путей развития дизайна, вобравший в себя дух конструктивизма. Это высокие технологии, перенесение производственных элементов в среду обитания человека. Та скорость, с которой изменяется искусственная среда в последнее время, превосходит способность человека адаптироваться к ней. Одной из основных трудностей антропологической адаптации к техногенной среде является потеря реальной материальности мира вещей, поэтому перед модельерами и дизайнерами встала задача создания нового сверхчувствительного мира. «Хай-тач» — это своего рода формообразование, сенсоризация, материализация, дизайн цвета, освещения, акустического режима среды. На рис. 7.13 показан пример решения ансамбля костюма и аксессуаров на основе «конструктивизма» и «живописной архитектоники». Созданию наиболее выразительных образов в композиции костюма способствует развитие ассоциативного мышления — преобразование предметных, абстрактных и психических ассоциаций в графические поиски решения объекта, т. е. ассоциативное рисование. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2150; Нарушение авторского права страницы