Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проектирование и моделирование трикотажных изделий



Трикотажная одежда не только красива, но удобна и практична. Благодаря трикотажу модную одежду удалось сделать ярче и разнообразнее. Основными факторами, определяющими моду в трикотаже, являются переплетения и орнаменты трикотажных полотен, цвет, силуэт и форма изделий, пропорции, характер деталей и отделок.

Из трикотажа можно изготовить практически все изделия, выпускаемые швейной промышленностью из тканей. Если учесть замечательные гигиенические свойства трикотажа — гигроскопичность, теплопроводность, несмина-емость и способность выдержать продолжительную носку, не изменяя внешнего вида, — станет понятно, почему одежда из трикотажа любима потребителем. Мода в трикотаже, развиваясь с учетом общего направления моды в одежде, представляет в настоящее время самостоятельный раздел искусства моделирования и не подвержена столь частым изменениям, как в одежде в целом Она более стабильна и вместе с тем более гибка. Если в одежде из тканей очень много значат силуэт, форма, линии (как конструктивные, так и декоративные), то в трикотаже они не являются главными факторами.

Элегантность трикотажа, способность распускаться подсказывают более прстые формы. Резные линии, крой по косому направлению почти отсутствуют если их и применяют, то лишь в небольшой части изделий, кроенных из полотей устойчивых переплетений.

Предмет профессиональной деятельности дизайнера в области проектирования и моделирования одежды из трикотажа — это поиск, проектирование новых структур переплетений, орнаментов трикотажных полотен, колорита деталей отделки, новых форм в одежде и воплощение их в материале, иначе моделирование формы одежды.

Таким образом, моделирование можно определить как способы и приемы создания какой-либо объемной формы из плоского трикотажного полотна. Изменение моды в трикотаже происходит в основном путем изменения характера переплетений, рисунков, орнаментов, цветопластического решения, отделки путем создания новых пропорций в композиции трикотажной одежды. Новая мода, логически вытекая из предыдущей, развивая и дополняя уже существующие формы, детали, линии, бережно сохраняет наиболее интересные и вместе с тем приемлемые для последующих лет предложения. Основная черта современной моды из трикотажа — это элегантная простота и удобство, утилитарность.

Сегодня трикотаж — это одежда для различных сезонов и любого назначено. Характерной чертой при этом является строгое разграничение комплектов одежды по сезонам, назначению, возрастным и размерным группам. Повседневные комплекты одежды отличаются простотой, целесообразностью и практичностью, а к признакам спортивных комплектов следует отнести стройность и легкость пропорции, лаконизм и динамизм композиции, четкие цветовые решения и т.д.

10.2. Проектирование изделий из трикотажа

Главным в творческой и профессиональной деятельности дизайнера трикотажных изделий является создание как новых структур переплетений и орнаментов трикотажных полотен, так и новых форм изделий, которые бы отвечали требованиям современной моды и совершенствовали внешний облик человека.

Дизайнер разрабатывает общую идею изделия или коллекции изделий из трикотажных полотен, проектирует полотно и модель изделия, осуществляет авторский надзор за их изготовлением.

Дизайн трикотажного изделия предполагает создание такого изделия, которое соответствовало бы, с одной стороны, его утилитарной и художественной функциям, т.е. требованиям потребителей, а с другой — конкретным технологическим условиям его изготовления, т. е. требованиям производства. Следовательно, дизайн трикотажных изделий совмещает художественное творчество и технологи геское проектирование.

При технологическом проектировании обеспечиваются функциональность н экономичность изделия, при художественном творчестве — выразительность и эстетичность. В результате правильно организованного процесса технологического проектирования и художественного творчества появляется Изделие, оптимально решенное с точки зрения технологии, экономики и эстетики.

Процесс проектирования трикотажных изделий складывается из следующих этапов: 1) подготовительного (предпроектного исследования); 2) представительного эскизирования; 3) художественно-технологической разработи; 4) составления проектной документации; 5) внедрения разработанных полотен и изделий в производство.

Предпроектное исследование. На подготовительном этапе собирают и анализируют всю информацию, которая относится к разрабатываемому полотну и изделию, выявляются требования к ним. Работу начинают с изучения темы и поставленной задачи, сформулированных в задании по проектированию. В задании указываются также требования к полотну или изделию, используется сырье и отделка, требования к выполнению проекта, сроки представлені графического материала, список необходимой литературы и другие источник информации.

В качестве источников информации могут служить публикации в отечественных и зарубежных книгах и журналах, образцы из кабинетов с ассортиментов изделий, повседневная практика и т.д. Необходимо получить информацию о характере, внешнем виде и конструкции лучших мировых образцов издеделия разрабатываемого типа. Хорошим материалом в поисках композиционного решения полотна или изделия могут стать сведения о разработках ассортимента данного вида за последние несколько лет.

Собранную информацию систематизированно излагают. Образцы полотен и изделий тщательно и критически оценивают с точки зрения современных по-требительских и производственных требований, особенностей их художественного и технологического решения. При этом должны быть собраны данные о новейших технологиях и сырье, чтобы проектируемые изделия удовлетворяли требованиям времени.

На этапе предпроектного исследования проводится анализ функциональных и экономических требований и условий производства, выявляются технологические требования и возможности, уясняются экономические вопросы, формируется представление об эстетических требованиях потребителей и о направлении моды. Кроме того, учитываются гигиенические требования государственных стандартов.

При рассмотрении экономических и технологических требований и производственных возможностей устанавливаются основные параметры переплетений, конструкция модели и технология ее изготовления, выявляются возможности снижения себестоимости изделия.

При анализе эстетических особенностей прототипов изделия необходимо иметь в виду современное понимание художественных качеств изделия. Эти качества определяются умелым использованием переплетений, орнамента, фактуры, цвета, высоким уровнем исполнения, функциональностью и конструкцией изделия. В результате подготовительной работы составляется дизайн-программа. Определив для себя дизайн-программу, дизайнер формирует идею произведения. Постепенно или сразу эта идея в силу особенности мышления дизайнера, стремления к обобщению, выявлению характерного и типичного, или, наоборот, стремления к уникальности определит выбор аналогов объекта — творческих источников, которыми могут быть: образцы природы (сочетание цветов, фактур, динамики форм); образцы изобразительного или прикладного искусства, народного творчества;

образцы исторического, народного, современного костюма и т.д. Каждый источник творчества обладает своими, только ему присущими свойствами-признаками, обращая внимание на которые дизайнер может почерпнуть творческую мысль. Например, природные объекты дают нам богатство линий, форм, фактуры, напряженность тектонических образований, примеры симметрии и асимметрии, объекты архитектуры приковывают внимание грацией целого, красотой силуэтных линий, ритмом форм, образующих силуэт народный костюм — красочностью, декоративностью, ясной ритмикой формы и т.д.

Графическое изображение моделей — это проекция геометрических форм, которые имеют линии сопряжения, углы различной величины и т.д. Чтобы модель смотрелась цельно и гармонично, не была перегружена, не следует использовать в одной модели много элементов форм сложной конфигурации. Это создает за счет линий сопряжения и углов еще большее число геометрических вариаций, что означает дробность, хаотичность, пластическую несопряженность. Поэтому при избытке деталей и линий в модели нужно следить за их пластической сопряженностью, не допускать перегруженности геометрических форм. При проектировании модели не следует забывать, что пропорции и масштабность форм изделия зависят от антропологических данных фигуры, модных направлений и функциональной направленности.

Дизайнер при изображении фигуры человека в эскизе в основном должен стремиться к ясной трактовке изделия на фигуре в наиболее характерных естественных позах, к выявлению красоты движений тела в целом и его составных частей так, чтобы предложение автора прозвучало во всех лучших его качествах и убедило зрителей в созидательности, красоте замысла.

Выразительность композиции, ее читаемость находятся в зависимости от того, в какой мере создается зрительное движение формы в границах силуэта костюма от подчиненных частей к главной части, или композиционному центру. Для вь. деления, подчеркивания главного в композиции движение Должно быть организовано так, что на какую бы часть проектируемого Изделия ни был обращен взгляд, динамика неизбежно указала бы ту часть, кото-Рая выделена дизайнером. Такое движение создается благодаря свойствам различного ряда линий, ритма и принципа неравных отношений в членении. Чем лучше организовано это движение, тем яснее читаемость композиции костюма.

разработки опытных образцов полотен с учетом орнамента и структуры переплетения и всех заправочных данных; разработки макетов изделий с учетом конструктивного решения; разработки промышленных образцов полотен и изделий из полотна, разработанные макет изделия или опытный образец полотна помогают увидеть задуманное изделие или полотно, уточнить форму изделия или структуру полотна, его пропорции, цвет, фактуру, орнамент, назначение. Результат предварительных эскизных разработок является первым творческим решением нового изделия или полотна.

Воспроизведение образца изделия большими сериями — главная черта промышленного способа производства. Разрабатывая промышленный образец изделия, дизайнер решает комплекс задач.

Первая задача — обеспечение продолжительности существования изделия в среде потребления, И это довольно трудная задача в условиях быстрой смены моды. При ее решении дизайнер должен учитывать постоянство тех признаков изделий массового производства, которые сложились традиционно.

Вторая задача — формирование новых эстетических критериев. Дизайнеру нельзя следовать только сложившимся художественным представлениям, варьировать только существующими формами. Он должен придавать новый внешний вид изделию, находить новое орнаментальное или фактурное решение полотна.

Изделия новых видов отличаются от существующих по назначению, свойствам материалов и способам их изготовления. При определении художественных свойств одежды следует проанализировать особенности среды, определяющие стилевую основу одежды данного вида и особенности одежды других видов, в ансамбле с которыми предстоит носить одежду данного вида; изучить психофизиологические требования к современной одежде; выявить возможности швейных и отделочных машин, с помощью которых можно создать различные художественные, декоративные эффекты, и определить возможности применения отделочных материалов (кружев, тесьмы и др.). При этом дизайнеру следует широко использовать зарисовки, фотографии и примеры муляжирования.

Новое орнаментальное или фактурное решение полотна можно найти, во-первых, путем создания новых структур переплетений и модифицирования, т.е. изменяя физико-механические свойства трикотажа, и, во-вторых, благодаря новым орнаментальным композиционным решениям, В обоих случа-применимы все технологические и декоративные приемы. К ним относятся: использование нового оборудования, сырья, новых структур переплетений для декоративных целей и для создания силуэтной формы, дублирования и набивка полотен; создание новых фактур, одноцветных и пестровязацъ орнаментов новых композиций.

При создании или выборе переплетения нужно ответить на следующие конкретные вопросы: для каких изделий должно предназначаться данное переплетение (зимних или летних, верхних или бельевых, для взрослых или детей), будет ли оно применяться для всего изделия, его деталей и отделки или просто для создания силуэтной формы. В зависимости от этого переплетение будет проектироваться тяжелым или облегченным, устойчивым или большой растяжимости, эластичности, тонким или объемным, толстым, рельефным или ажурным, одноцветным или пестровязаным. В полотне могут быть самые раз. личные сочетания перечисленных качеств. Например, полотно может быть ажурным, объемным, устойчивым, облегченным, фактурным, гладким, пестрым, одноцветным, большой растяжимости, тонким до прозрачности и т.д.

При создании или выборе того или иного переплетения необходимо учитывать четыре основных фактора: сырье, вид вязального оборудования, класс и структуру переплетения. Внешний вид трикотажа зависит и от свойств пряжи полученных в прядении. Например, шерстяная пряжа может быть узелковой петлистой, пушисто-игольчатой, с флиром и т.д.

С точки зрения дизайнера сырье, которым располагает трикотажная отрасль, имеет два показателя: физико-механические свойства, такие, как упру, гость, эластичность, объемность, и вытекающие из них чисто эстетические -четкость, пушистость, неравномерность, отгеночность, которые характеризуют контур и характер петли в структуре трикотажного полотна. Применяя различные виды сырья на одном и том же рисунчатом переплетении, можно достичь совершенно различных эффектов. Например, на обычном жаккардовом полотне, фон и орнамент которого получены при заправке одинаковой гладкой пряжи, орнамент будет выглядеть более графичным, четким; в то же время при заправке фона гладким сырьем, а орнамента — объемным, пушистым узор орнамента по контуру будет как бы вливаться в фон и формы будут казаться более мягкими. Разительные эффекты на полотне можно получить и при использовании разноусадочного сырья, при этом активную роль всегда играет сырье с большим коэффициентом усадки.

Третья задача дизайнера при разработке образца изделия массового изготовления — достижение художественного разнообразия продукции в условиях промышленного производства. Он должен предусмотреть в типовой форме изделия новые элементы, отдельные детали при одной конструктивной основе

В промышленности разнообразие массовой продукции может быть достигнуто разными средствами: изменением цветового решения, сочетанием различных орнаментов и фактур полотна, применением отделки, фурнитуры и т.д.

Составление проектной документации. В проектах кроме графического изображения эскизов моделей изделий представляются образцы полотен и деталей-выполненные на вязальной машине, патроны рисунков полотен и их заправочные данные, чертежи конструкции изделия, пояснительная записка (рис. 10.3. Оформление проектной документации зависит от того, в каких выразительных средствах должен быть представлен итог проектной деятельности дизайнеров(или это новая структура трикотажного полотна, или это готовое изделие с разработанной конструкцией, набором всей проектной технической документации, или графическое предложение новых моделей).

При этом важен выбор наиболее выразительных графических средств и приемов, наиболее точно передающих сущность замысла и материально-вещественные свойства проектируемой модели. Важным становится условие быть понятным, точным (выборе средств, добиваться доступности восприятия зрителем проектной идеи.

Современное направление в моделировании одежды из трикотажа нельзя рассматривать в отрыве от перспектив развития художественного проектирования трикотажных полотен. Трикотажное полотно, его рисунок, орнамент, фактура и пластически свойства способны активно воздействовать на развитие той или иной модной тенденции в костюме, на его форму и конструкцию и, наоборот, характер орнамента.

его масштаб, цветопластическое решение диктуют соответствующую форму костюма. Взаимосвязь эта неразрывна. Связь фактуры или орнамента с костюмом — основное условие их сосуществования, что дает возможность предопределять и направлять творческую работу дизайнера в трикотажном производстве.

Внедрение разработанных полотен н изделий в производство. Для воплощения идеи от эскизного варианта до реального предмета потребления дизайнеру необходимо изучить конкретные условия работы предприятия или фирмы, имеющуюся сырьевую базу, уровень технологии и организации производства.

Трикотажное производство на современном этапе располагает в основном Кругловязальным и плосковязальным оборудованием.

Кругловязальные машины имеются самых различных классов и диаметров: с автоматизацией процесса вязания и вспомогательных операций, с широким использованием электроники, с электронным отбором игл, что открывает неограниченные возможности в области узорообразования и быстрой смены одного орнамента другим. На кругловязальных машинах можно изготовлять двух-, трех-, четырехцветные жаккардовые орнаменты, полотна ажурных и рельефных фактур, платированных, ворсовых и других переплетений.

Для дизайнера, занимающегося вопросами проектирования изделий верхнего трикотажа, большой интерес представляют плосковязальные машины, вторые наряду с рисунчатыми переплетениями, получаемыми на кругловязальных машинах (жаккардовыми, прессовыми, плюшевыми, платированными, глэзковыми и др.), позволяют изготовлять рисунчатые переплетения, имитирующие ручное вязание, образуемые путем переноса петель и сочетаний переноса петель и сдвига игольниц. Плосковязальные машины благодаря высокой универсальности, заключающейся в наличии широкого диапазона рисунчатых возможностей, в простоте конструкции механизмов отбора, легкое перезаправки с одного рисунка на другой, позволяют разнообразить ассортимент выпускаемых изделий, обеспечить его быстрое обновление в соответствии с требованиями моды.

Рис. 10.2. Патрон рисунка (а), образец полотна (б), эскиз изделия (в)

Существующий парк плосковязальных машин чрезвычайно разнообразен в зависимости от назначения, технологических и рисунчатых возможностей различают следующие основные типы плосковязальных машин:

специализированные автоматы для вязания деталей штучных и цельновяза. ных изделий. Среди них автоматы для изготовления деталей изделий по контуру; для вязания основных деталей изделий (спинок, полочек, рукавов) и для вязания приклада к изделиям (воротников, беек, манжет, карманов); автоматы для выработки цельновязаных изделий;

универсальные автоматизированные плосковязальные машины для изготовления купонов различных изделий. Среди них: машины без механизма отбора;

машины с механизмами отбора, обеспечивающими отбор игл механическим путем;

машины с электронным управлением работой основных механизмов и механизмов отбора;

карусельные машины.

Наибольший интерес с точки зрения получения разнообразных рисунчатых переплетений и изделий среди указанных типов машин представляют универсальные автоматизированные плосковязальные машины для изготовления купонов с механизмами отбора, обеспечивающими индивидуальный отбор игл.

Среди плосковязальных машин имеются трех-, четырех-, шестисистемные автоматы, которые оснащены системами управления, обеспечивающими получение крупнораппортных орнаментов. Значительно расширены узорообразу-ющие возможности машин, что позволяет получать многоцветные орнаменты в сочетании с изнаночными петлями, трикотажные полотна с ажурными и рельефными эффектами, сочетание рисунка со всевозможными структурами переплетений.

Современные вязальные машины обладают широкими рисунчатыми и технологическими возможностями, расширены размеры раппортов орнаментов получили широкое распространение жаккардовые машины с электронным управлением. Все машины с электронным управлением требуют применения устройств для разработки программ. А это влечет за собой, в свою очередь, обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами дизайнеров.

Введение автоматического отбора или автоматического переноса петель с одних игл на другие делает возможным создание необыкновенно сложных ажурных переплетений, имитирующих кружева, гипюр и другие модные отделочные материалы. Перезаправка вязальной машины на новый рисунок в противоположность тому, как она происходит в ткачестве, очень проста, непродолжительна по времени и не требует больших материальных затрат.

10.3. Моделирование одежды из трикотажа

Моделирование одежды из трикотажа — общий процесс создания моделей.

Основной частью этого процесса является композиция — дизайн трикотажных изделий. В процессе моделирования дизайнер прежде всего устанавливает, какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на одежду данного образца. Для этого он рассматривает систему человек—изделие—среда.В центре внимания дизайнера всегда стоит человек. Дизайнер учитывает его, отрицательное положение, антропометрические, морфологические и другие, характер движений (моторику), психофизиологические функции и т.п.

свойства называют эргономическими свойствами человека. Требования, обусловленные ими и предъявляемые к трикотажным изделиям различного назначения, называют эргономическими требованиями.

Под средой при моделировании одежды из трикотажа понимают географи-дескую среду, которая воздействует на человека и обусловливает сезонные и климатические особенности одежды из трикотажа, синтетическую среду (предметный мир, созданный человеком), которая влияет на стиль и моду в одежде, а общественную, в зависимости от которой формируются личность человека и социальная сущность одежды из трикотажа.

В качестве изделия в системе человек—изделие—среда выступает одежда, погорая является связующим звеном (мини-средой) между человеком и внешней средой (макси-средой). Одежда должна быть удобной и красивой. При современном темпе жизни удобство одежды рассматривается не только как удобство текстильных контактов человека с изделием, но и как удобство зрительного восприятия последнего.

Моделирование силуэтной формы трикотажных изделий. В процессе идеального моделирования совершенство будущих образцов трикотажных изделий, в частности одежды, и ценность готовой модели определяют сопоставлением формы предмета с его содержанием, проникновением в сущность вещи. Известно, что наиболее высокими достоинствами обладает то изделие, форма которого разработана в полном единстве с его содержанием. Под содержанием одежды понимают ее назначение, т. е. обусловленность форм одежды видом и характером деятельности человека в определенной среде.

Новая мода — это прежде всего новая форма изделия, выраженная через Конструкцию. Конструкция формы и мода неотделимы друг от друга. Поэтому Дизайнеру необходимы знания и умения в создании любой силуэтной формы Изделия, а также знания о связях конструктивных поясов и элементов конструкции с силуэтной формой изделия, чтобы он мог решать задуманную эскизом форму в чертеже и затем проверить ее в макете. Он должен предусмотреть в эскизе выразительность силуэта задуманной формы изделия, соответствие её моде сегодняшнего дня, назначению одежды и т. д.

Пытаясь проникнуть в особенности новой формы, дизайнер определяет прежде всего ее силуэт. Используя понятие «силуэт» как плоскостное выражение модной формы, следует иметь в виду не абсолютно точную тень этой Формы на плоскости, а ее условное схематизированное изображение, в котором важнейшие для данного периода моды участки подвержены некоторому Жированию. Форма и силуэт — две основные характеристики моды — тесно связаны между собой. Изменяясь во времени, они дают движение, размах моды.

Если сосредоточить внимание только на форме и проследить за ее изменением на протяжении трех-четырех десятилетий, можно отметить, что все разнообразие форм предложенных моделей за это время может быть охарактеризовано четырьмя силуэтами: прямым, полуприлегающим, приталенным и трапециевидным. Никаких новых силуэтов мы не увидим, если возьмем даже больший отрезок времени, но различия в формах одежды будут значительными. Основные силуэты одежды могут быть определены по принципу отношения фигуре (повторение ее форм, приближение и контраст): приталенный (с разным объемом лифа и юбки), прилегающий (с разной степенью приталивани, как разновидность — полуприлегающий), прямой (с большей или меньше свободой облегания), расширенный (трапеция, А-образный силуэт).

Внешние очертания фигуры в одежде (силуэт) являются важнейшими сред, ствами выразительности в работе дизайнера одежды. Еще не вглядываясь в де. тали и линии покроя, в особенности орнамента или отделки, мы сразу воспринимаем основные формы всего изделия, схватываем наиболее характер, ные черты силуэта. В нем проявляется творческая фантазия дизайнера, по силуэтам мы в первую очередь различаем новое направление в моде. Разработка силуэтов одежды требует от дизайнера выдумки, художественного чутья, умения, не повторяясь, находить новые принципы решения, различные по эмоциональному воздействию. Эскизы силуэтов одежды помогают не только развитию фантазии, но и умению использовать такие средства, как пропорции, ритм, контрасты линий и форм, читаемость формы.

Модель раскрывает свои пластические ценности, цветовые находки, изящество линий и деталей во время движения, когда одна форма следует и сменяет другую. Все это дизайнер должен предусматривать, планировать, начиная с первоначального замысла эскиза и заканчивая готовым изделием.

Силуэт с прямой линией бокового шва используют в жакетах, джемперах, костюмах, силуэт с мягким лифом (небольшой напуск по линии талии) — для женских жакетов, джемперов, костюмов и платьев прямой формы, но с поясом, охватывающим талию. Мягкий напуск по линии талии может быть также достигнут благодаря переплетению (переключением с одного вида вязания на другой). Например, юбки вяжут устойчивым малорастяжимым переплетением, а лиф — легкорастяжимым, обеспечивающим расширение его после снятия с машины. Величииу напуска варьируют ь зависимости от тенденции моды.

Полуприталенный силуэт наиболее распространен: он может быть использован для женского платья, костюма и пальто. В изделиях, кроенных из трикотажных полотен прилегаиия достигают с помощью различных вытачек, а в вязаных изделиях с плоска машин — благодаря растяжимым эластичным переплетениям. Силуэт с напуском с линии бедер характерен только для изделий, вырабатываемых непосредственно на вязальных машинах полурегулярным способом.

Низ изделия вяжется резинкой, а стан — менее растяжимым переплетением, годаря чему получается легкий напуск. Аналогичный эффект можно получить, если низ изделия вязать любым малорастяжимым переплетением с переключением на лее растяжимое.

Наиболее распространенным и целесообразным для одежды из трикотажа являет силуэт с прямой линией бокового шва. Для одежды этого силуэта характерны возможности дает сочетание переплетений с разной упругостью по ширине. пример, если нужно придать юбке, части рукава или шапочке расширенную форму или связать отделку для изделий, достаточно переключить вязальцу машину с выработки одного переплетения на другое, заботясь лишь о том, чтобы на тех участках, где ширина детали должна увеличиваться, упругость переплетений уменьшалась. Для сужения и расширения деталей вязаной одежде: придания им определенной формы в процессе вязания на вязальной шине наряду с комбинацией переплетений с разной упругостью часто изменяют количество петель, размещающихся по ширине соответствующей детали.

Естественно, для расширения деталей количество петель увеличивают для сужения уменьшают. В последнем случае крайние, а иногда и соседние с ними петли или петли в середине изделия снимают с выключаемых игл, наклоняют и переносят на другие иглы, остающиеся в работе. Боковые края деталей вязаных изделий, полученных таким способом, имеют красивую плавную линию и очень удобны для стачивания эластичными швами. Исключение составляет лишь групповая сбавка петель, когда из работы выключают одновременно 15 — 20 игл и более. Так делают, к примеру, у проймы жакетов и джемперов или при вывязывании верхнего контура (оката) рукава. При групповой сбавке петли со всех выключаемых игл сбрасываются одновременно и никак не закрепляются. В результате на краях деталей образуются резко выраженные прямоугольные уступы, величина которых зависит от числа выключаемых игл и от того, через сколько петельных рядов делают сбавку.

В процессе прибавки на боковых краях деталей изделий образуются мелкие уступы, состоящие из петель, образованных на включаемых иглах. Такие уступы можно заметить на боковых контурах рукавов, на боковых и шаговых контурах рейтуз и т. п. Поэтому, когда хотят получить вязаную одежду с красивыми эластичными швами или с ровными плотными краями, во время вязания деталей практикуют не прибавку, а сбавку петель.

Важно не только создать форму трикотажного изделия, но и сохранить ее в процессе эксплуатации. При прямой форме силуэта нежелательно расширение (клешность) нижних краев одежды, которую можно наблюдать, например, у юбки. Чтобы предупредить это, заработка изделия должна быть связана более устойчивым переплетением, или усилена дополнительной нитью, или иметь большую плотность, чем само изделие. В качестве устойчивых переплетении для заработки низа применяют двойную кулирную гладь, ластик, полученный при неполном числе работающих игл (с одной или обеих сторон), переплетения велли, валик и др.

Композиционное решение трикотажных изделий при моделировании. В композиционном решении изделий из трикотажа немаловажная роль отводится закономерностям, связанным с пропорцией, так как известно, какое значение для гармонии формы одежды в целом имеет четкая система соотношений элементов, деталей и частей проектируемого изделия. Все закономерности композиции по-разному проявляются в формах конкретных изделий одежды из трикотажа. Поэтому при решении композиции трикотажного изделия в материале дизайнер должен мастерски владеть всеми средствами гармонизации одежды, знать их закономерности, а также различные приемы и методы работы над композицией трикотажной одежды.

Композиция трикотажной одежды — творческий процесс. Источники творчества различны. Неиссякаемым источником творчества является народное искусство многонациональной России, как и других народов. Перерабатывая громадное наследие народного искусства, надо помнить, что механическое перенеесение декоративных приемов из народного костюма на современный косном может привести к его этнографичности. Дизайнером могут быть взяты сдельные характерные элементы: форма, покрой, орнамент и его расположение в костюме, отделка и т.п. На основе национального костюма дизайнер создает изделие, близкое ему по форме, но выполненное из современных трикотажных полотен. Это изделие, приобретая новые черты, сохраняет национальный оттенок.

Наибольшее распространение в трикотажных изделиях имеет орнамент национального костюма. Орнамент народного костюма благодаря совершенству его форм, гармонии, ритма, пропорции и колорита при умелом его применении (связь с формой, назначением) может быть почти целиком перенесен на изделия из трикотажа. При моделировании современных изделий из трикотажа может быть использована фактура материала, из которого выполнен народный костюм, например начес, неровная поверхность, образованная узелками, петлями, утолщенными нитями и т.д.

В трикотажных изделиях может быть применен характер набивки народного костюма. В современных трикотажных изделиях могут найти отражение народная керамика, игрушки, разнообразные росписи, резьба по дереву и кости, чеканка по металлу и т.д.

К творческой переработке народного декоративно-прикладного искусства следует подходить с большой тщательностью. Умелое использование его может дать великолепный результат при создании современных модных трикотажных изделий. Обращение к лучшим образцам народного искусства в процессе творческой работы дизайнеров над современной бытовой одеждой совершается постоянно и осуществляется по-разному в зависимости от требований времени. Работа российских дизайнеров одежды показывает, что декоративная основа народного костюма, его форма, покрой могут не только обогатить моделирование современной одежды, но и дать толчок развитию международной моды. Недаром за рубежом коллекции наших дизайнеров, показанные на подиумах Разных стран, имели успех и получили признание как «русский стиль» моды.

Если говорить о тенденциях использования народных мотивов в моделировании трикотажной одежды, то необходимо хотя бы в общих чертах охарактеризовать народный костюм как объект внимания в работе над проектированием современных трикотажных изделий.

Народный костюм — своеобразное и яркое явление материальной и духовной культуры. Образцы его, собранные в наших музеях, поражают богатством красок, логикой форм, целесообразностью построения. В этом ценность искусна народного костюма для творческого процесса моделирования одежды из трикотажа. Выполняя копии, зарисовки народного костюма и его фрагментов, дизайнеру нужно выявить пластику формы и закономерности ее развития, Красоту пропорциональных отношений отдельных частей формы друг к другу и к форме в целом, принципі/ оитмической организации, характер цветопластического решения, разнообразие фактур и декоративного оформления.

Лучшие образцы современного модельерного творчества показывают, что форма народного костюма трансформируется в современном костюме обобщено, т.е. силуэт той или иной народной формы отражается без воспроизведения внутренних конструктивны линий. Причем это происходит в каждом периоде моды какой бы силуэт формы не господствовал — свобод-ный, прилегающий, полуприлегающий или трапеция В арсенале форм народного костюма имеются все силуэты. Народный костюм можно назвать продуктом дизайна своего времени. Все многообразие его форм, ВСЕ варианты покроев логичны с позиций антропологии функциональности и идеалов красоты того времени и места, к которым эти одежды относятся. Об этом же говорит и возможность легко производить и варьировать его формы.

Народные традиции в области костюма как бы приспосабливаются к современному направлению или требованиям моды, подчиняясь ее форме, силуэту, пропорциям, деталям. Источником творчества может быть не только народный костюм, но и все народное творчество в целом — будь то деревянные кружева наличников и карнизов на деревянных домах, узорное ткачество и вязание, разноцветие пестрых ивановских ситцев и Павлове посадски-, платков. Богатейшей кладовой в плане форм и конструкции для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В каждую историческую эпоху складывался свой эстетический идеал, костюм является наиболее ярким выражением этого.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь