Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ



И ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вопросы и задания

1. Как решается проблема статуса разговорной речи в работах современных стилистов?

2. Каковы экстралингвистические параметры разговорного стиля?

3. Какие лингвистические характеристики определяют своеобразие разговорного стиля?

4. Проанализируйте фонетические приметы разговорности, воспроизведенные в следующем тексте [1].

Вот / был в сорок седьмом году обмен денех // Тогда у нас денех не было // Слава богу / мы нигде не стоя-али / все / прошло хорошо // Поменяли эти деньги // Теперь вдруг / в шыйсят каком-то третьем шо ли / или втором / их просто / один к десяти (поняли) // Ну вот щас-то они у нас / и тогда были такие большие // А потом сделали / сократили их // (на вдохе) А-А! А мы / после этого / «ка-ак же такое? » Деньжат только получили / туда-сюда / подсчитали / э-э вот например зарплата была / «через неделю будеть аванс» // Я побежала / купила песец / за девятьсот рублей / потом еще триста с чем-то рублей денех подсчитала / шифон китайский купила / а мы с сестрой были / говорим / «ну вот / а это нам / чтобы / до аванса хватило» // у нас вс-се по расписанию получилося // И все / нам дали новые деньги эти / мы… никакого шума / ничего //

 

5. Найдите элементы разговорности в тексте телеинтервью. Какими экстралингвистическими параметрами они обусловлены?

Журналист: Есть какие-то передачи, / которые Вы, ну относительно постоянно / смотрите? Информационные?

Сагалаев: Ну, да. // Я смотрю, / да, /я смотрю / новости, я там смотрю / какие-то передачи, / в которых э-э-э, ну, как-то, скажем, которые обращены / э-э-э в человеческий мир. Там, ну, вот есть там какая-то передача, допустим, / ну, там «Белая ворона», / или там, я не знаю, там «Тема». Ну, мне не интересно, / ну, я там, так скажем, все эти безумные / там викторины, / так сказать, вот э-э-э все эти розыгрыши, / это все мне // напоминает вот фразу Феллини, / когда он пришел, / поработал на телевидении / сделал там два фильма: / «Репетиция оркестра» / и «Клоуны» / – и потом ушел / и сказал, / что телевидение / – это бесконечный погребальный ритуал, / замаскированный под мюзик-холл.

 

6. Прочитайте тексты. Отметьте разговорные элементы синтаксиса [2].

Ø Вот у нас мальчик / видите какой (показывает фотографии) // Мы с мужем по отдельности с ним не гуляем // Потому что он берет на себя все внимание // Это очень серьезно // Его обязательно дрессировать надо // Обязательно // Если девочки // еще можно так вот / то этот просто… Если брать / токо девочку // Кобель / это очень серьезно // Действительно / берут очень многие / так вот для детей / а потом отдают // Если брать / токо девочку // Это просто совет // потому что потом вот так… Значит с девочкой / девочки справятся // А с кобелем они не смогут // < …> Вот с ним на площадке гулять невозможно // Мы выходим гулять / и гуляем за загородкой // < …> С девочками хлопот намного меньше // Они и послушнее / и-и вообще не знаю // Для семьи нужно брать девочку // Девочку берите // Ее и учить легче //

 

Ø – Коля! / Коль! / Ты стихи сочинять / умеешь, / а?

– Об этом не спрашивают.

– Так лес же большой, / его ж не загородишь! / А турист… / он же проникает! / А что я могу один сделать? / Его, конечно, можно было бы… / вот надписи написать: / «это запрещается», / а «это разрешается»! / Но это же скучно, / надписи-то / в лесу, / а? / Вот стихи бы нам / хорошие / о порядке! / И туристам было бы весело, / и нам бы тогда спокойно, / а?

– Что, / раз для дела!

 

7. Прочитайте фрагмент рассказа В. Шукшина «Материнское сердце». Какие языковые средства разговорного стиля использует писатель?

В дверь заглянул длинный милиционер.

– Кончайте.

– Счас, счас, – заторопилась мать. – Мы уж все обговорили… Счас я, значит, доеду до дому, Мишка Бычков напишет на тебя карахтеристику.. Хорошую, говорит, напишу.

– Там… это… у меня в чемодане грамоты всякие лежат со службы… возьми на всякий случай…

– Какие грамоты?

– Ну, там увидишь. Может, поможет.

– Возьму. Потом схожу в контору – тоже возьму карахтеристику… С голыми руками не поеду. Может, холст-то продать уж, у меня Сергеевна хотела взять?

– Зачем?

– Да взять бы деньжонок с собой – может, кого задобрить придется?

–Не надо, хуже только наделаешь.

– Ну, погляжу там.

 

8. Прочитайте текст*. Сделайте его «перевод» на язык какого-нибудь книжного стиля.

Ты знаешь / вот это производственное обучение // Сашка просто молодец // Он же на этом // радио какой-то // Транзистор у нас испортился // Он все там вынул-вытряхнул // Думаю / ну! А сделал // Говорит-играет /

 

Литература

1. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник для вузов / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – С. 432–451.

2. Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика: учебное пособие для вузов / О.А. Крылова. – М.: Высшая школа, 2006. – С. 193 – 208.

3. Кожин, А.Н., Функциональные типы русской речи: учеб. пособие для вузов / А.Н. Кожин, О.С. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 117–129.

4. Сиротинина, О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности / О.Б. Сиротинина. – М.: Просвещение, 1974. – 144 c.

5. Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. / Под ред. Е.А. Земской. – М.: Наука, 1983. – 238 с.

6. Ширяев, Е.Н. Структура разговорного повествования / Е.Н. Ширяев // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения ХI. – М., 1982. – С. 106–121.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ:

ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

И ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вопросы и задания

1. Как в работах отечественных стилистов решается проблема статуса языка художественной литературы?

2. Каковы экстралингвистические параметры художественного стиля?

3. Что такое «художественная модель мира»? В чем ее специфика?

4. Каковы средства создания художественно-образной конкретизациив художественной речи?

5. В чем заключается специфика несобственно-прямой речи как одной из форм включения в художественный текст чужого слова? Какие средства служат сигналами ввода несобственно-прямой речи в авторское повествование?

6. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Найдите в тексте историзмы и архаизмы. Определите их функции.

Солдат, одиноко стоявший в очищенном пространстве площади со значком в руке, тревожно взмахнул им, и тогда прокуратор, легат легиона, секретарь и конвой остановились.

Кавалерийская ала, забирая все шире рыси, вылетела на площадь, чтобы пересечь ее в сторонке, минуя скопище народа, и по переулку под каменной стеной, по которой стлался виноград, кратчайшей дорогой проскакать к Лысой горе.

Летящий рысью маленький, как мальчик, темный, как мулат, командир алы – сириец, равняясь с Пилатом, что-то тонко крикнул и выхватил из ножен меч. Злая вороная взмокшая лошадь шарахнулась, поднялась на дыбы. Вбросив меч в ножны, командир ударил плетью лошадь по шее, выровнял ее и поскакал в переулок, переходя в галоп. За ним по три в ряд полетели всадники в туче пыли, запрыгали кончики легких бамбуковых пик, мимо прокуратора понеслись казавшиеся особенно смуглыми под белыми тюрбанами лица с весело оскаленными, сверкающими зубами.

Поднимая до неба пыль, ала ворвалась в переулок, и мимо Пилата последним проскакал солдат с пылающей на солнце трубою за спиной.

Закрываясь от пыли рукой и недовольно морща лицо, Пилат двинулся дальше, устремляясь к воротам дворцового сада, а за ним двинулся легат, секретарь и конвой.

Было около десяти часов утра.

 

7. Прочитайте отрывок из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Установите, какие просторечные и диалектные единицы здесь употреблены. Какое участие они принимают в создании характера героя и передаче его эмоций?

– Расхристались! Все вам можно! Ну, с чем ты пришел до меня, злодий? Что у меня – воинская часть или плотницкая артель? Ты в армию на поденную работу нанимался, что ли? И какое я имею право отпустить тебя в другую часть, ну какое? Нынче ты уйдешь, завтра другой, и так далее, а потом что же получится, спрашиваю тебя? Останусь я один – и один явлюсь к командиру дивизии? Вот, мол, товарищ полковник, видали вы старого дурня? Честь имею явиться – старшина Поприщенко. Были в полку уцелевшие от боев люди, да я их всех пораспускал по свиту, как та плохая квочка, какая без цыплят домой одна приходит… Сымите с меня высокой звание старшины и прикажите повесить на самом поганом суку, я очень даже заслужил себе эти качели… Так, что ли, Василий Хмыз? Такой чести ты для моей солдатской старости хочешь? А этого ты не нюхал, чертов байстрюк?

Старшина сложил из обкуренных, коричневых пальцев дулю, некоторое время подержал ее на весу возле тонкого, с горбинкой носа пулеметчика, потом, опустив руку, значительно сказал:

– Если с дурной головы вздумаешь уйти самовольно – считаю тебя дезертиром, так и знай! И отвечать пред трибуналом будешь как за дезертирство! Ступай к чертовой маме, и чтобы больше с такими глупостями не являлся!

 

8. Прочитайте отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов». Выпишите глагольные словоформы. Как отражена стилистическая специфика художественного текста в отборе глагольных словоформ?

Через четверть часа Захар отворил дверь подносом, который держал в обеих руках и, войдя в комнату, хотел ногой притворить дверь, но промахнулся и ударил по пустому месту; рюмка упала, а вместе с ней еще пробка с графина и булка.

– Ни шагу без этого! – сказал Илья Ильич. – Ну, хоть подними же, что уронил, а он еще стоит да любуется!

Захар с подносом в руках наклонился было поднять булку, но, присев, вдруг увидел, что обе руки заняты и поднять нечем.

– Ну-ка, подними! – с насмешкой говорил Илья Ильич. – Что же ты? За чем дело стало?

– О, чтоб вам пусто было, проклятые! – с яростью разразился Захар, обращаясь к уроненным вещам. – Где это видано: завтрак перед самым обедом?

И, поставив поднос, он поднял с пола, что уронил; взяв булку, он дунул на нее и положил на стол.

 

9. В приведенном отрывке из романа Б. Акунина «Статский советник» укажите использованные изобразительно-выразительные средства.

Вроде бы недолго пробыл статский советник в желто-белом особняке, не более получаса, а когда снова вышел на улицу, город было не узнать. Ветру надоело гонять белую труху по кривым улицам, снег улегся на крыши и мостовые рыхлыми грудами, небо же, которого недавно будто бы и вовсе не было, волшебным образом прояснилось. Оказалось, что оно вовсе не низкое и крупчатое, а напротив, очень высокое, радостно-синее и, как положено, увенчанное маленьким, но блестким, как империал, золотым кружком. Над домами откуда ни возьмись повылезали елочные шары куполов, заиграл радостными брызгами новорожденный снег, и Москва проделала свой любимый фокус – обратилась из лягушки такой царевной, что вдохнешь, а выдохнуть позабудешь.

 

10. В приведенном фрагменте из романа А. Толстого «Петр I» найдите несобственно-прямую речь и назовите средства ее введения в авторское повествование.

Князь Роман, княж Борисов, сын Буйносов, а по-домашнему – Роман Борисович, в одном исподнем сидел на краю постели, кряхтя, почесывался – и грудь и под мышками. По старой привычке лез в бороду, но отдергивал руку: брито, колко, противно… Уа-ха-ха-ха-а-а… – позевывал, глядя на небольшое оконце. Светало, – мутно и скучно.

В прежние года в этот час Роман Борисович уж вдевал бы в рукава кунью шубу, с честью надвигал до бровей бобровую шапку, – шествовал бы с высокой тростью по скрипучим переходам на крыльцо. Дворни душ полтораста, кто у возка – держат коней, кто бежит к воротам. Весело рвали шапки, кланялись поясным махом, а те, кто стоял поближе, лобызали ножки боярину… Под ручки, под бочки подсаживали в возок… Каждое утро, во всякую погоду ехал Роман Борисович во дворец – ждать, когда государевы светлые очи (а после – царевнины очи пресветлые) обратятся на него. И не раз того случая дожидался…

Все минуло! Проснешься – батюшки! неужто минуло? Дико и вспомнить: были когда-то покой и честь… Вон висит на тесовой стене – где бы ничему не висеть – голландская, ради адского соблазна писанная, паскудная девка с задранным подолом. Царь велел в опочивальне повесить не то на смех, не то в наказанье. Терпи…

Князь Роман Борисович угрюмо поглядел на платье, брошенное с вечера на лавку: шерстяные, бабьи, поперек полосатые чулки, короткие штаны жмут спереди и сзади, зеленый, как из жести, кафтан с галуном. На гвозде – вороной парик, из него палками пыль-то не выколотишь. Зачем все это?

 

11. Подготовьте сообщение на тему «Соотношение звука и цвета», используя монографию А.П. Журавлева «Звук и смысл». М., 1991.

Литература

1. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник для вузов / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – С. 392–412.

2. Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика: учебное пособие для вузов / О.А. Крылова. – М.: Высшая школа, 2006. – С. 56 – 66.

3. Кожин, А.Н., Функциональные типы русской речи: учеб. пособие для вузов / А.Н. Кожин, О.С. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 118–128.

4. Прохватилова, О.А. Речевая структура авторского повествования в прозе А.П. Чехова / О.А. Прохватилова // Czlowiek. Swiadomosc. Kommunikacja/ Internet. Miedzynarodowa Konferencja Naukowa «Jezyk rosyjski w prestrzeni jezykowej i kulturowej Europy i swiata». Warszawa, 5–9 maja 2004 r. – Warszawa, 2004. – S. 137–146.

5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта, Наука, 2003. – 695 с.


Религиозный стиль:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь