Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальное измерение одиночества



 

Понятие «социальное» имеет здесь значение, часто подразумевающееся в американской социологии. Это построение организованных связей, отношений, образо­ вывающих структуру, внутри которой взаимодействуют 1индивиды и группы. При изучении социального измере­ ния одиночества понятие «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Данный вид одиночества широко из­ вестен. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, остра­ кизм, неприятие и с недавнего времени отставка. Под­ разумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда социальная исключен­ ность лишает людей членства в группах, которое они считают очень важным и желательным для себя. В дру­ гом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В при­ мерах космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социаль-

 

 

1 «Социальное> > в смысле системы нормативных значений, которые влияют на действия субъекта, часто ассоциируется с европейской тра­ дицией в социологии, представленной именами М. Вебера и Э. Дюрк­ гейма. В таком широком значении социальное одиночество оказыва­ ется включенным в категорию культуры.

 


ном измерении одиночества человек очень остро чувству­ ет, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним челове­ ком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены; например, когда человек уво­ лен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или на работу в понравившуюся ему фирму; или когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социально нежелательными.

К перечисленным общим факторам, содействующим

возникновению социального одиночества, добавляются и

другие факторы, широко распространенные в современном обществе, которые и помогают объяснить рост этого типа одиночества сегодня. Самые значительные из них- увели­ чивающаяся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопреде­ ленность традиционных социальных границ, распад тради­ ционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, и пренебрежительное третирова­ ние точки зрения отдельного индивида. Общее наблю­ дение показывает, что современные люди чрезвычайно за­ ботятся о своем социальном положении. К беспокойству о социальном положении и лице добавляются сомнение, тревога относительно социальной идентичности и значе­ ния повседневных столкновений с другими людьми. Что касается стабильности общества, то очень серьезным является факт распада многих традиционных групп. Предостережение Дж. Хоманса, прозвучавшее несколько десятков лет назад, актуально и сейчас: «Цивилизация, которая ради прогресса и роста разрушает малые жизнен­ ные группы, сделает людей одинокими и несчастными» [Homans, 1950, р. 457]. Одно из следствий гигантских социальных изменений состоит в появлении этого особого типа одиночества в огромных масштабах. К сожалению, в оценках движущих сил и последствий тех факторов современной жизни, которые содействуют значительным социальным изменениям, его появление не учитывалось должным образом.

Существует много очевидных примеров социального

одиночества людей, которые вследствие каких-то социаль­

ных изменений оказались отторгнутыми обществом или

 


определенной группой. На таких людей наклеиваются унизительные ярлыки преступников, неудачников, гомо­ сексуалистов, предателей, неудобных чужаков. Однако острое социальное одиночество переживают и люди, жи­ вущие не в «стороне», а на грани общества. Эти люди нуждаются в социально значимой включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей при­ роде люди, те, чьи занятия имеют сомнительное достоин­ ство, как принято считать, и в некоторых случаях под­ ростки и женщины. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и эко­ номическое бессилие, которые чувствуют, что и в расцвете лет они удалены от процесса принятия важных решений. Но такие люди не столько одиноки, сколько просто пассив­ ны в общественной и политической жизни. Ссылки на

«забытого американца» часто передают этот тип одино­ чества; это относится также к содержанию студенческих плакатов во время университетских демонстраций, гла­ сящих: «Мы чувствуем себя отторгнутыми от общества». Проявления подобного одиночества не ограничиваются выступлениями студентов или радикалов; этот аспект, как показали произведения Колеса и других писателей, является дестабилизирующим фактором в среднем классе американцев - среди «белых» и «голубых воротничков». Показав, что уровень ожиданий, касающихся социально значимого участия в демографических обществах, растет наряду с их увеличивающимся объемом и сложностью, которые делают проблематичной такую включенность, мы должны обнаружить, что этот тип одиночества ста­ новится все более преобладающим. Так как социальные институты все более расширяются, а роли личностей в них становятся все более нечеткими и размытыми, уве­ личивается возможность испытать одиночество в социаль­ ном измерении для всех типов индивидов. Это огромная проблема, которая должна привлечь внимание- гораздо больше внимания, чем она привлекала до сих пор.

Цель данной статьи -представить точную модель

возникновения одиночества на основании данных, объяс­ няющих одиночество человека в современном мире. Осо­ бое преимущества этой модели состоит в том, что она дает возможность освободиться от прежних пониманий одиночества, которые повели не в ту сторону из-за своей близости к неясным, проблематичным теориям. Одно такое понимание связано с известным ныне аргументом Д. Рис-

 


мена и его сотрудников [Riesman, Denny & Glazer, 1950] о неожиданно появляющемся социальном характере, сфор­ мированном под влиянием страха одиночества. Не ка­ саясь сомнительной ценности этой концепции социального характера, особенно с точки зрения его корреляции экономическими и демографическими структурами, отме­ тим, что в работе «Одинокая толnа» нигде нет точного определения и описания одиночества. Важнейшее теорети­ ческое положение данной концепции, особенно если ис­ пользовать терминологию Рисмена, состоит в том, что

«террор одиночества» (р. 186] смягчается при включении в толпу. Во многих случаях Рисмен признавал, что он в долгу перед исследованиями Э. Фромма по проблемам одиночества и социального характера. Однако совершенно

ясно, что Э. Фромм и Д. Рисмен говорили не об одном и том же типе одиночества. «Управляемый другими» индивид Рисмена в отличие от своего «ориентированного изнутри» предшественника боится не того измерения оди­ ночества, которое загоняет фроммовского современного человека в движение масс. Новый американец, каким Рисмен и другие исследователи описали его, беспокоится главным образом об отношении к нему группы. В резуль­ тате он больше озабочен своей идентичностью и статусом, чем личность Фромма, отчаянно ищущая смысл и ценности жизни. Типичный европейский социальный характер в этом отношении отличен от типично американского. Гарри Гал­ лер Германа Гессе и Вилли Ломан Артура Миллера оба мучительно одинокие люди, но каждый характер олицет­ воряет различные измерения одиночества. Природа рас­ стройства личности и вид его разрешения различны в каждом конкретном случае.

Подобные разграничения важны с точки зрения объ­ яснения явления, а также для конструктивных социаль­ ных действий и терапии. Разрешение одиночества того типа, на который указал Рисмен, находится в одобрении группы, соглашении внутри нее. Симптомы этого одино­ чества -беспокойство, страх по поводу непризнания груп­ пой. Насколько нам известно, Рисмен был одним из пер­ вых, кто предположил, что стремление американцев к успеху претерпело изменения: «добейся этого» стало часто определяться как «заводи друзей», «нравься», «до­ бейся признанию>. Если Д. Рисмен прав, то нужно ожидать очень широкого распространения одиночества в социаль­ ном измерении, так как многие люди сами осознают, что

 


 

мало преуспели немногого добились в жизни. Литерату­ ра, повседневным опыт, семинары по проблеме одиночест­ ва выявили, что этот тип одиночества уже преобладает. В современном обществе различные факторы отягчают его настолько, что он грозит породить серьезные проблемы, так как американцы отождествляют успех с общим при­ знанием, социальное одиночество увязывается со стыдом человека: одиночество является индикатором неудачников, которые попали в разряд «руководимых другими», «ру­ ководимых извне». Последствия такого неразрешимого одиночества -тревога, раздражение, депрессия. Тща­ тельное изучение данного типа одиночества, особенно в соединении с изучением других форм расстройства лич­ ности, приведет к большему пониманию мучительных проблем современного общества и более эффективным средствам борьбы с ним.

Переживанин социального одиночества оказываютс достаточно сложными. Обдумаем, например, проблему смятения личности, которая может быть интегральной частью социального измерения одиночества. Роман Ралфа Эллисана «Невидимка» ( 1952) ярко рисует рассматри­ ваемый особый тип одиночества и его последствия. Неви­ димка -это чернокожий человек, измученный общим не­ признанием, которое привело его к гнетущему одино­ честву. Он довольно легко «принимает на себя» различ­ ные роли, но находит, что его воспринимают не как инди­ видуальность, личность, а как воплощение стереотипа. Люди оценивают его с точки зрения выполняемой им социальной роли. Это неверное восприятие другими делает его одиночество еще более острым.

Предложенная модель одиночества помогает понять всю сложность и серьезность различных форм одиноче­ ства, как, например, переживания жертв общего пред­ убеждения, выразительно описанные Р. Эллисаном и дру­ гими авторами. Эта модель предполагает и некоторые требования, необходимые для разрешения одиночества. Люди хотят не просто быть включенными в общество, но желают такого участия в нем, когда уникальность личности, ее многогранность признаны и поощряются.

Вышеприведенные рассуждения о трех измерениях одиночества хотя и неполны, но достаточны для изложения природы этой феноменологической модели и средств, ко­ торые можно применять при различных формах пере­ живаний, до сих пор не оцененных с точки зрения «доли

 


одиночества» в них. Обратимся теперь к краткому обзору одиночества в его наиболее частом контексте межлично­ стных отношений.

 

 

От одиночества к аномии

 

Наиболее важным моментом в нашем исследовании было открытие того, что люди часто испытывают не про­ сто неопределенное одиночество. Существуют по крайней мере четыре основных типа одиночества, и многие испы­ тывают одиночество в нескольких измерениях, не осо­ знавая этого. Человек, когда на него обрушивается оди­ ночество только в одном измерении, обычно способен жить с тем страданием, которое оно приносит. Однако когда одиночество возникает в двух или более измере­ ниях одновременно, то стресс достигает иногда масшта­ бов серьезного расстройства личности, особенно если индивиды не осознают значения этого стресса для их личностного мира и, следовательно, не могут бороться непосредственно с ним. Весьма часто у человека, испыты­ вающего одновременно многомерное одиночество, по­ являются чувства безнадежности и бессилия, которые связаны с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны. Предложенная феноменологическая модель дает нам возможность считать одиночество потенциальным источ­ ник? м стресса и причиной индивидуальных трагедий во всеи их сложности. Проблема аномии намного сложнее чем. по,: Лагали ранее. По нашему мнению, аномия, п краинеи мере во многих случаях, является следствием одиночества, испытываемого в двух или более измере­ ниях личностного мира.

Работая исследователем в одной из лабораторий в Сан-Франциска, Джансон [Johпson, 1969] попытался понять, как группа одиноких подростков, отторгнутых обществом, стала аномичной. Свое исследование он про­ вел в 1968 году на примере 75 таких подростков. Про­ извольно им были отобраны юноши в возрасте 16-25 лет, которые оставили высшую школу между 9-м и 12-м годами обучения и которые не посещали других школ и не имели постоянной работы. Основной упор в то время джансон сделал на вычленение индивидуальных и со­ циальных переменных аномии.

 


Во время подготовки исследования различные вспомо­ гательные службы города пришли ему на помощь и проинформировали Джонсона, что большинство моло­ дых людей, приехавших в Сан-Франциска из других городов США, находились в подавленном состоянии, были недовольны собой и одиноки. Многие из них вели уединенный образ жизни, включающий частое употреб­ ление наркотиков, занятие проституцией, нежелание использовать возможности получения образования или профессии. Во время опроса молодые люди описывали свои чувства отчужденности, опустошенности и одиноче­ ства. Некоторые из них рассматривали свой приезд в этот город положительно: в тот момент они чувствовали, что Сан-Франциско даст им возможность покончить со своим одиночеством. Гоуэн и другие респонденты отметили, что их приезд в Сан-Франциско был, как правило, ре­ зультатом ухода из дома или миграции. Средства мас­ совой коммуникации и молва действуют как магнит на неудовлетворенных юношей, ищущих свободы и утон­ ченной культуры. Многие до этого читали в популярных журналах, что Сан-Франциско - веселый, открытый, живой город, предоставляющий много возможностей встретить других молодых людей.

В ходе своего исследования Джонсон столкнулся со случаями, когда одни молодые люди становились очень аномичными, а другие - нет, хотя и испытывали одино­ чество. Он обнаружил, что те из них, кто становился аномичным, имели отличительные черты. Им было свой­ ственно общее неприятие себя и других и тяго­ тение к действиям, обусловленным внешним контролем, поэтому они чувствовали, что вся их жизнь идет благо­ даря внешним факторам, как-то: влияние Бога, дьявола или судьбы. Они были убеждены, что их собственные усилия могут лишь в очень незначительной степени повлиять на общее направление их жизни. Наоборот, те, кто в малой степени или совсем не подвержен аномии, тяготели к приятию себя и других и действиям под внут­ ренним самоконтролем. Поэтому такие молодые люди считали, что все случившееся с ними в большей степени зависело от них самих.

Особую трудность представляли респонденты, более

восприимчивые к терапевтической профилактике. Не­ которые из них могли описать свои чувства одиночества

и под влиянием тепла, заботы, дружеских отношений


находили, что стали менее одиноки. Другие же, описывая свое одиночество, казалось, становились еще более оди­ нокими. Согласно теории Карла Роджерса [Rogers, 1961], такой результат можно объяснить следующим образом: врач недостаточно долго работал с клиентом, и поэтому клиент не способен был ощутить всю пользу терапевтических условий сочувствия, заботы и искрен­ ности.

Другое объяснение двум последним наблюдениям

дает предложенная нами модель одиночества. Если при­

нять четырехмерную модель одиночества, то мы можем

предположить, что те молодые люди, чье одиночество

переросло в аномию, испытывали одиночество в несколь­

ких измерениях одновременно, не осознавая этого. Те же респонденты, кто получил консультации, сосредоточенные на клиенте, были одиноки в основном в межличностном или социальном измерении. Вид и сложность одиноче­ ства, вероятно, образуют дифференцирующий фактор появления аномии.

Эта точка зрения поможет внести ясность в сами концепции аномии, используемые в данном исследовании.

Некоторые ученые описывали аномию в общем и целом очень схоже с интерпретацией отчужденности и одино­ чества. В отличие от одиночества, которое воспринимает­ ся как отстранение от некоей жизненной связи или основ­ ного источника существования, аномия -более широкое явление, она есть общее состояние бытия. Концепция аномии, развитая Р. Мертоном [Merton, 1964], Лоуэ и Даманкасом [Lowe & Damaпkos, 1968], представляет­ ся хорошим психологическим дополнением к социологи­ ческой концепции аномии Дюркгейма, введенной автором в идею социальной солидарности (Д ю р к­ гей м Э. О разделении общественного труда, 1900). Так, если социальная солидарность есть состояние коллектив­ ной идеологической интеграции, то аномия есть состояние беспорядка и незаконности. Дюркгейм предполагал, что 1; 1номия развивается тогда, когда быстрые социальные и экономические изменения нарушают порядок в общест­ венном устройстве. Из-за этих нарушений ожиданиям человека не суждено осуществиться. Опрокидывание традиционных норм и утрата ограничений ведут к по­ явлению у людей чувства, что они существуют в пустом пространстве без ориентиров. Не найдя ориентиров, не­ которые люди устают от существования; их усилия ста-


 

46 47


новятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и след­ ствием этого может быть аномичное саморазрушение (Дюркгейм Э. Самоубийство, 1912).

Лео Сроле [ Sro\e, 1956] впервые преложил рассмат­

ривать аномию как индивидуальный опыт. Он полагал, что этот процесс относится к индивуально вырабатывае­ мому всеобъемлющему чувству вовлеченности во все­ общую антигравитацию между людьми, доходящую до всеобщей отчужденности людей друг от друга. Клоски и Сшаар, следуя этим выводам, развили позже данную концепцию до понимания аномии как состояния мозга, суммы отношений, верований и чувств в сознании инди­ вида. Особенно чувства, что мир и сам человек... лишены ясных правил и стабильности. Основным в этой теории является чувство морального опустошения. Используя работы Сроле, Клоски и Сшаара, а также средства фак­ торнаго анализа, Лоуэ и Даманкос предложили измерить аномию. Они утверждают, что главными факторами, обусловливающими аномию, становятся обессмыслива­ ние, обесценивание, бессилие и отчуждение людей. Шка­ ла Лоуэ содержит 22 деления, например таких: «Как я теперь вижу, будущее совсем пусто для меня», «Все в мире угаснет», «Как бы ты ни старался, ты все равно в конце концов придешь туда, откуда начал свой путь». (Для страдающих аномией все эти утверждения кажутся верными.)

Анализ научной литературы по проблеме аномии

показывает, что большинство ученых занимается ее со­ циально-культурными истоками. Например, было обна­ ружено, что низкий социально-экономический статус,

.падение мобильности, возраст и низкий уровень социаль­ ного участия являются важными социальными со­ ставляющими аномии. Несколько исследователей пыта­ лись найти физиологические составляющие аномии, но, насколько нам известно, никто не рассматривал возможные связи между одиночеством и аномией, не выработаны даже какие-либо ориентиры в этой

области.

Логично предположить, что те, у кого аномия достиг­

ла высокой степени, утратили более одного источника

равновесия личности. Поэтому мы думаем, что аномии

предшествует одиночество в нескольких измерениях.

И наоборот, те, кто испытывает одиночество только в

одном измерении, например в межличностном, не ста-


 

новятся аномичными. Исследования подтвердили это предположение.

Рассмотрим, например, следующий случай. Санди - молодой гомосексуалист из маленького городка на Сред­ нем Западе, недавно приехал в Сан-Франциска. Санди

и прежде с трудом приспосабливался к традиционным и

общепринятым устоям своего родного городка. Он видел

в Сан-Франциска возможность встретить других людей,

которые разделяют его ценности и с кем он сможет про­

должить свои особые отношения. В юности Санди жил

в страхе, что семья и знакомые узнают о его сексуальных

привычках. Он немного музицировал и любил театр, но

даже эти его интересы родители воспринимали с трудом, так как надеялись, что их сын достигнет успехов в спорте. Наконец, ·когда Санди поссорился с родителями и рас­ сказал им о своих гомосексуальных наклонностях, они были шокированы этим известием и показали его семей­ ному врачу, который порекамеидавал немедленное лече­ ние у психиатра. Но вместо лечения Санди предпочел уехать в Сан-Франциска. Только через несколько меся­ цев ему удалось устроиться работать официантом и по­ ступить на курсы, где он совершенствовал свои музы­ кальные способности. Санди смог ближе познакомиться с субкультурой гомосексуальной ориентации и почувство­ вал, что принимает ее в большей степени, чем раньше. Несколько его друзей помогли ему вновь обрести хри­ стианскую веру, которой он раньше придавал большое значение. Санди привлек внимание Джонсона, когда самостоятельно обратился к нему за помощью после измены своего партнера. На первой стадии консультаций он сосредоточился преимущественно на острых чувствах потери и одиночества в результате разрыва этой связи. Под влиянием консультаций он много работал над преодо­ лением одиночества и даже вступил в новую удавлетва­ рящую его связь. Санди никогда не был аномичным. Он поддерживал себя гомосексуальной субкультурой и глубокой религиозной верой.

Согласно модели четырех основных измерений одиноче­

ства, те клиенты, чье одиночество не уменьшалось во время

терапевтических консультаций, едва ли страдали от оди­

ночества в межличностном измерении, но испытывали его

в нескольких измерениях, вследствие чего наступала ста­

дия аномии.

Эту точку зрения иллюстрирует случай Линды. Она


 

48 49

4-1219


 

выросла в богатом пригороде Детройта. У нее были школьные друзья, она участвовала в развлечениях своей семьи и знакомых, регулярно посещала церковь. Но где-то между выпускным годом в высшей школе и пер­ вым годом обучения в колледже она разочаровалась в ценностях своей семьи. Линда почувствовала, что занятия социологией и философией позволили ей увидеть лицемерие всего стиля жизни ее семьи и деятельности церкви, прихожанкой которой она была. Пытаясь по­ рвать с ними, Линда решила уехать в Сан-Франциска. Позже она стала употреблять наркотики, и галлюцина­ ции, вызванные ими, еще более отдаляли ее от ценностей ее семьи.

Во время консультации Линда рассказала, что чув­

ство одиночества ассоциируются у нее с потерей семьи и веры в религию. Она всячески старалась подавить в себе эти чувства. В поисках смысла жизни и общения она переходила от одной группы своих сверстников к другой, даже толком не познакомившись с ними. После ряда консультаций Линда стала аномичной. Порвав с рели­ гией, бросив семью, знакомых и поняв, что она не может добиться серьезной дружбы, Линда почувствовала себя одинокой и покинутой. Консультации, имевшие целью помочь Линде ослабить ее отчужденность и одиночество, не имели успеха. Поэтому она решила лечь в больницу, чтобы получить интенсивное лечение и добиться более эффективных изменений своего состояния.

Другой пример -случай Мишеля -тоже хорошо иллюстрирует упомянутую выше точку зрения. Мишель вырос в ирландской католической семье с достатком

ниже среднего на юге Новой Англии. Он многого достиг в высшей школе и колледже, позднее собирался получить степень бакалавра юридических наук. Семья и друзья Мишеля очень гордились его успехами, и он чувствовал себя обязанным «делать карьеру». Однако в первый год юридической практики Мишеля произошел случай, когда он, защищая клиента, использовал совершенно нетради­ ционную тактику. В результате он был лишен звания адвоката и возможности продолжать какую-бы то ни было юридическую практику. Мишель, чувствуя глубо­ кий стыд и отчужденность от своей семьи и религии, решил покончить жизнь самоубийством. Но друг посове­ товал ему поехать в Сан-Франциска и начать там новую жизнь. Мишель сделал несколько попыток найти работу,


но обнаружил, что просто не может работать в этих местах. Случайно один из работодателей Мишеля на­ правил его в клинику на консультацию у врача-психолога. Во время консультации Мишель описьшал свои чувства бесцельности и одиночества, но, оказалось, был не спо­ собен бороться с ними. Его чувства безнадежности и бессилия были так всеобъемлюще сильны, что консуль­ тации могли дать ему очень мало. Поэтому Мишель был направлен в больницу для дальнейшего лечения.

Мы считаем, что консультации и стратегия внешнего вмешательства, используемые в аналогичных случаях, должны учитывать типы одиночества, содержащие ано­ мию, ведущую в итоге к страданиям людей. Например, люди, страдающие космическим одиночеством, должны использовать консультации по духовному общению и религиозные консультации. Те, кто подвержен социаль­ ному одиночеству, должны прибегать к аутотренингу или группам психотерапии. Роджерс [Rogers, 1973, р. 106- 116] добился успеха, работая со специальным типом одиночества в группах соперничества, где люди, страдав­ шие аномией, подвергались всеобъемлющему одиночеству в нескольких измерениях.

 

 

Заключение

 

Итак, одиночество- это характерное для человека очень важное явление, требующее гораздо более внима­ тельного изучения социальными и медицинскими наука­ ми, чем оно изучалось до сих пор. Мы показали слабости и недостатки некоторых подходов к исследованию одино­ чества. И, что более важно, представив работоспособную модель потенциального одиночества в нескольких изме­ рениях, мы попытались продемонстрировать эффектив­ ность этой модели для понимания динамики интенсивно­ го, всеобъемлющего одиночества в появлении расстрой­ ства личности - аномии.

Надеемся, что предложенная нами модель послужит ключом к пониманию многих важных разрушающих лич­ ность явлений, связанных с одиночеством. Это понимание стало источником терапевтической помощи и идей для социологического анализа современного общества и со­ циального планирования. Надеемся также, что эта мо­ дель принесет науке и обществу ясность в проблемах личности, вытекающих из одиночества.


 

50 51

4*


 

 

Одиночество:


 

Бен Миюскович


То, что я выбрал предметом своего интереса в даль­ нейшем, - это не простой обзор концепций человеческой природы -хорош ли человек, плох он или нечто среднее между тем и другим; рациональное он существо или же изначально только чувственное; была ли природа чело­ века «вечной и неизменной» или же человек «творит себя


междисциплинарный подход

 

Психологические обоснования природы человека, в силу которых она есть именно то, что она есть, концеп­ ции, с помощью которых можно «объяснять», понимать других людей, сопереживать им или предугадывать их и самих себя, - какое разнообразие всевозможных прин­ ципов было предложено философами и психологами! Все люди стремятся к счастью, говорил Арнетотель («Этика»), так же как все они наслаждаются подража­ нием («Поэтика») и находят удовольствие в познании («Метафизика»). В этом смысле правомерно утвержде­ ние, что все разнообразие человеческого поведения или действий обусловлено самоочевидным фактом: все люди хотят быть счастливыми. Согласно Гоббсу, каждый чело­ веческий атом движим личным интересом, если не эгоиз­ мом, и каждый индивид преследует свое собственное

«благо» путем насилия над другими людьми. Бентам, напротив, рассматривает человека как подданного двух господ-близнецов -удовольствия и страдания, власть которых простирается на все человеческие поступки. Фрейд прослеживает путь возникновения симпто ов наших личностных проблем вплоть до накопленнон и подавленной сексуальности и энергии либидо, результа­ том сдерживания которой становятся явно выраженные неврозы. Адлер использует шопенгауэровскую и ницше­ анскую «волю к власти» как модель для понимания универсального чувства ущербности, изначальное про­ нехождение которого скрывается в детском чувстве не­ полноценности. Юнг же бесцеремонно подразделяет весь род людской на экстравертов и интровертов, космопо­ литов И «ОСТрОВИТЯН».


сам». Мне, скорее, интересно, что движет человеком, я

ищу универсальный принцип, посредством которого мы сможем понять, почему человек делает то, что он делает, почему человек есть то, что он есть. Тем очевиднее ста­ новится тот факт, что для выработки нашего согласован­ ного мнения о человеческой природе необходимо само по себе соотнесение с теорией человеческой мотивации. Столкнувшись с впечатляющим разнообразием интер­ претаций личности, я затрудняюсь сказать, смогу ли предложить общий критерий сравнения, но попытаюсь сделать это. Одним словом, искомый критерий -одино­ чество. Итак, я считаю, что после того, как человек удов­ летворит свои наиболее насущные физиологические и биологические потребности - в воздухе, воде, пище, ­ он стремится облегчить свое безнадежное одиночество 1 • И дело не столько в том, чтобы, следуя, например, К)нгу, подразделить нас на экстравертов и интровертов, но скорее в том, что все мы изначально стремимся к духовному общению, привязанности и дружбе, однако многим из нас, к сожалению, не удается этого достичь; и те, кого постигнет неудача, становятся фрустрирован­ ными экстравертами или сдавшимися интровертами; если же мы не можем наслаждаться обществом других людей и добиться их признания, мы обращаемся (что ненормально), к самим себе- что ж, в таком случае мы будем довольствоваться своим собственным обществом.

В своем исследовании я хочу с самых различных точек зрения последовательно рассмотреть одиночество, уединенность, изоляцию (я считаю данные понятия сино­ нимами и поэтому буду использовать их попеременно). Идея, на которой, подобно радиусам в центре окружно­ сти, сходятся эти различные аспекты, остается неизмен­ ным смысловым ядром, предметным моментом сознания,

 

 

1 Ср. с Дж. Ховардом (Howard, 1975, р. X XI, 9 10, 17 18, 69,

74 и ел., 94 и ел., 147 и ел.]. В своей поразительной модели одино­ чества Ховард представляет это состояние человека как психологи­ ческий аналог силы гравитации в физике [там же, с. 203].


 

52 53


ноэматическим центром (по Гуссерлю) или же, слегка изменяя парадигму, тем, что А. Jiавджой называл

«идеей-целостностью» (unit-idea). И хотя понятие оди­

ночества встречается во многих контекстах, употребляет­

ся с различными целями, само по себе оно остается не­

изменным по своей сущности.

Я не намерен -и, вполне возможно, не способен -

предложить здесь концептуальное определение одино­

чества, отчасти потому, что считаю одиночество в такой

же мере чувством, как и понятием. Следуя методологии Гоббса, Юма и Шефтсбери, я думаю, что мы можем

«наблюдать» это нечто, если заглянем внутрь себя. Так же

как и внешне наблюдаемая физическая гравитация, оди­

ночество -я берусь это утверждать -оказывается той

утонченной силой в психологической сфере, зачастую весьма коварной и вероломной, которая движет нами. Далее я буду рассматривать одиночество как такой пси­ хологический мотив, интернальность и «имманентность» которого независимы от конкретных физиологических фак­ торов, подобно тому как нами движет насущное желание или потребность дышать, пить, есть и спать. Но мой инте­ рес к мотиву протеста против изоляции исходит из того, что я рассматриваю его как чисто психологический мотив, не обусловленный инвайронментальными ( средовыми) или физиологическими факторами. Отсюда вовсе не сле­ дует, что я отрицаю наличие, значимость или даже не­ обходимость внешних факторов. Я уверен, что, например, эксперименты по сенсорной депривации могут дать массу данных, которые вполне способны согласовываться с на­ шими положениями и выводами. Тем не менее цель наше­ го исследования - показать одиночество как явление, характерное прежде всего для сознания, доказать, что оно есть «самосознательное осознание» изоляции; модель

«Я», или «ego», которая принимается мною как бесспор­ ный принцип, предпосылка теории и ее парадигма, в

основном сходна с картезианским рефлексивным созна­ нием. Я бы оставил в стороне бихевиористские подходы. Не стану отрицать, что в определенных обстоятельствах человек не склонен замечать собственное одиночество или собственную глупость. Как подметил Сартр, человек не склонен замечать свой антисемитизм или свою тру­ сость, пока не увидит свое «чувство» страха струящимся по ноге теплым желтым ручейком («Стена»). Мы плачем не потому, что мы печальны, говорит Уильям Джемс, но


 

мы печальны потому, что мы плачем. И хотя нечто по­ добное случается и, если хотите, происходит довольно часто, тем не менее я буду открыто утверждать, что подобный тип «позитивистской» точки зрения несостоя­ телен, если он не заложен в первичной, изначальной модели самосознания, само-осознания значения, напри­ мер фанатизма, страха, тоски и одиночества. Мы не всег: да способны определить или выразить свои чувства, но мы должны уметь ощущать наши чувства как эмоции, мы должны (само-) сознательно осознавать переживание чувства. А электрохимическая вспышка в мозгу или центральной нервной системе не есть сама по себе «не­ нависть к евреям», «чувство паники», «Признание утра­ ты» или «осознание заброшенности».

Как станет ясно из дальнейшего изложения, я при­ держиваюсь того мнения, что человек не только психо­ логически одинок, но и метафизически изолирован. Го­ воря это, я совсем не имею в виду, что мы постоянно думаем или чувствуем, что мы постоянно, каждую минуту одиноки; я считаю, что мы действительно одиноки, но не всегда осознаем свое одиночество. В моем понимании проблемы это важное положение, ибо оно предполагает, что существует возможная и значимая противополож­ ность одиночеству, а именно «общность», объединен­ ная интересом (когда наше сознание направлено вовне­

«экстра-рефлексия»), преследованием «целю> или удо­

вольствием от близости друзей. Таким образом, одино­ чество в принципе верифицируемо, поскольку оно имеет свою осмысленную противоположность. Когда я на­ хожусь в обществе близкого друга и мы оба н_аслаж­ даемся общением, вполне очевидно, что я не одинок.

Следовательно, всякий раз, когда мы испытываем истинное чувство дружбы, одиночество не осознается нами, хотя оно тем не менее служит как «структурное» (или «трансцендентное») условие возможности друже­ ских отношений. Как полагает Фихте, отдельное «ego» («ТЫ») структур но предшествует осознанию «другой».

И, наконец, последнее замечание, прежде чем при­ ступить к изложению данной проблемы по существу. Поскольку я не считаю, что человек психологически всегда одинок (хотя метафизически он таковым и оказы­ вается), то я не слишком интересуюсь случаями экстре­ мальной изоляции, представленной кататоническим, аути­ ческим или депрессивным состоянием. Я убежден, что

 

55


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь