Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Феноменологический подход к познанию одиночества
Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необхо димо испытать его. Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уни кальное переживание. Мы нередко слышим такие заме чания: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одино чество каждого различно». Есть доля правды в утверж дении уникальности любого одиночества и невозмож ности дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество -только мое. Никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть опреде ленные элементы, общие для всех его проявлений. Последние заключены в самом понятии одиночества и могут быть отмечены при внимательном наблюдении за поведением одиноких людей. Одна из самых ярких черт одиночества -это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно це лостно, абсолютно всеохватно. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак Другая ошибка, которую мы хотели бы исправить в нашем исследовании, - наметившаяся тенденция к пре вращению одиночества в громадное прикрытие, охваты вающее больше явлений, чем предполагает само понятие
* Здесь и далее в квадратных скобках указаны автор и год издания цитируемой работы. Полное название работы и выходные данные см. в конце книги.- Прим.. ред.
моей «самости»; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Выделение феноменального и когнитивного эле ментов приводит к пониманию того, что одиночество - особая форма самовосприятия, острая форма самосо знания. Не обязательно абсолютно полно и точно пони мать свое состояние; однако одиночество -это одно из явлений, требующее самого серьезного внимания. В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество -это ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потреб ности просто быть в контакте с кем-либо. Основопола гающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это мо жет быть осознание своей исключенности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноме нологии (которая очень уместна в данном случае) оди ночество грозит расколоть или даже разорвать интен циональную структуру личности, особенно в интерсубъ ектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связы вает воедино нечто утраченное внутренним миром лич ности. Значение этой специфической формы самосознания особенно важно для человека, когда она имеет отноше ние к сокровенным, глубинным чаяниям личности. Оди ночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, не нужными. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Надеж да требует того, чтобы ее разделяли, чтобы к ней кто-то был причастен. Социализация содействует ощущению соотнесениости и соучастия; строя свои планы на буду щее, мы заранее предвидим общение. Одиночество пред полагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вы- зывать индивидуальное чувство бесприютности, ощу щение того, что человек везде «Не на своем месте». С точки зрения личностиостиого ощущения времени оди ночество создает обрывочные, преходящие связи, выра жая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временнь1е характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх. Одиночество может представлять такую угрозу для построения межличностных взаимоотношений, состав ляющих основу человеческого существования, что воз можно появление одного из самых страшных пережи ваний - «голого ужаса», на что ссылается Биневангер [Binswanger, 1942, р. 445]. Как указывала Фрида Фромм-Рейхман, одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Даже те люди, которые способны преодолевать одиночество без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Одиночество усугубляет ощущение проти воестественной и неожиданной пустоты, пронизываю щей весь внутренний мир личности. Мы отвечаем на одиночество стремлением к близости, общению, желая заполнить пустоту поисками связей, уз для воссоедине ния разорванной сети отношений, поисками участия, ко торое поможет превозмочь отсутствие вовлеченности в групnовую деятельность. Учитывая сказанное, мы можем предложить следу ющее определение одиночества. Одиночество -это пе реживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, кото рое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основ ных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. Наше пред варительное определение может показаться слишком сложным, но ведь оно должно одинаково эффективно «работать» и в теории, и на практике. Определяя одиночество как специфическое пережива ние, представляюшее собой особую форму самосознания, его одинаково легко и отождествить с другими родствен ными ему переживаниями, и отличить его, например, 26 27 от печали или депрессии. Кроме того, предлагаемое определение дает основание для противопоставления элементов, которые присутствуют в феномене одино чества лишь частично; оно делает возможным различение переживания одиночества как такового и чувств, име ющих к нему частичное отношение. В современном об ществе чувство страха, например, часто ассоциируется с одиночеством. В некоторых случаях страх может по вергнуть человека в состояние одиночества; в других случаях одиночество продуцирует страх. Но.нельз со гласиться с тем, что страх- неотъемлемая часть одино чества. Зададим вопрос: почему одиночества так боятся в контексте нашей культуры? Есть важный довод в поль зу того, что его не обязательно нужно страшиться. На пример, в культурах, где кочевой или охотничий образ жизни требует продолжительных и частых периодов одиночества, люди приспосабливались к изолированн сти и, по-видимому, в конце концов принимали в какон-то степени одиночество как неизбежную часть своей жизни. Даже в американском обществе молодые люди были подготовлены своими семьями предстать перед жизнью один на один и рассматривать одиночество как необхо димый момент в погоне за достижением успеха. Напо мним читателям, что «ориентированная изнутри» лич ность у Д. Рисмена [Riesman, Denney & Glazer, 1950] именно такова. Почему же американцы так боятся оди ночества сегодня? Обусловловлено ли это изменением общественного характера, как предполагает Рисмен? Отличается ли природа сегодняшнего одиночества от того, каким оно было раньше? Существуют ли факторы, усложняющие переживания одиночества и делающие его более угрожающим? Несомненно, эти важные вопросы заслуживают тщательного изучения. Приведеиное выше определение дает основание для плодотворных исследо ваний и большего понимания проблемы. Можно выработать более специальное определение одиночества и анализировать его переживавне в различ ных измерениях. 'Понятие измерения имеет фундамен тальное значение для нашей модели и употребляется в особом смысле. Перед тем как развить модель одино чества, будет полезно дать краткую характеристику феноменологических данных, которые были использованы для ее построения. • Несмотря на то что требования различных теории
феноменологии личности различны, фен мен? логическое направление в целом, идущее от европенекои традиции, служит типичным примерам возврата к опыту пережи вания для воссоздания его основных структур. Феноме нология развила одно важное понимание переживания как чувства, имеющего интенциональную структуру. Ука зывая на интенциональность, феноменология подчерки вает, что переживавне не является полностью субъек тивным или внутренним чувством; напротив, переж ва ние неотделимо от контекста жизненных отношении и связей. Поле переживания сложно; оно включает в себя значения и ценности как природы, так и общества. Более того, поле интенциональных отношений -это динамиче ский процесс, где переживавне всегда направлено во внутрь формы взаимосвязи. Экзистенциальная версия феноменологии, развитая М. Хайдеггером [Heidegger, 1967] и М. Мерло-Понти [Merleau-Ponty, 1962, 1964], которую уместно здесь применить, подчеркивала дина мический и временной аспекты событий и изменений, про исходящих во внутреннем мире личности. Дальнейшие последователи этой философии делали попытки усовер шенствовать основные ее положения и соединить их с достижениями социальных наук. В их числе можно, на пример, назвать работы Биневангера [Binswanger, 1942, 1957, 1963], Шюца [Schutz, 1962, 1964] и Садлера [Sad- ler, 1969 а, Ь]. • В своих ранних работах, где природа явлении вну треннего мира человека разбиралась более детально, чем в данной статье, У. Садлер [Sadler, 1969 а] называл эле ментарный феномен, лежащий в основе всех пережива ний, личностным миром. Эта концепция личностного мира развивала хайдеггеровскую интерпретацию концеп ции интенциональности Э. Гуссерля. Речь идет о попытке определить фундаментальную целостность личного опыта, а также то, что Э. Гуссерль в более поздних своих работах определил как «жизненный мир». Жизненный мир личности относится не просто к субъективному про цессу реакции на внешнее окружение и не ограничен сферой каких-то интересов, подразумеваемых, например, выражением «мир спорта». Скорее он обозначает фено мен «мир Я», понимаемый как динамический процесс взаимодействия, который по своей сути историчен; он составляет контекст жизни человека, в котором и обна руживается в виде событий, столкновений и становле-
ния личности то, что и наполняет ее переживания. Жизненный мир личности -это интенциональная струк турированная сетка, устанавливающая всеобъемлющие рамки, внутри которых события становятся значимыми. Концепция интенциональности рассматривает жизненный мир личности как мир, имеющий плюралистическую структуру. Плюрализм раскрывает основные экзистен циальные возможности, следуя которым человек может ориентироваться в своей жизни. С другой стороны, жиз ненный мир личности несет в себе уникальную челове ческую историю, способную развертываться в нескольких направлениях соответственно различным возможностям. Эти возможности определены типами отношений, они устанавливают круговой обзор нашего мира, внутри ко торого организуется наш опыт, его осмысление, смысло наделенный жизненный путь человека. Экзистенциальные возможности формируют и обосновывают наши глубин ные тревоги и заботы. Они создают тот фундамент, на котором покоятся сугубо личные ожидания, надежды и важнейшие ценности. Главная задача экзистенциальной феноменологии У. Садлера - разъяснить природу этих возможностей для того, чтобы обозначить рамки, в пределах которых возникают переживания. В итоге жизненный мир лич ности ориентирован на реализацию четырех определен ных экзистенциальных возможностей: 1) уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я» и его предельной многозначности; 2) традиция и культура личности, которые дают ей многие ценности и идеи и которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования 1; 3) социальное окружение индивида, формирующее поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает понятие участия в группе и ролевой функции личности; 4) восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения «Я -Ты», отношения, ко торые могут развернуться в двойную реальность челове ческого «МЫ».
1 Под этой категорией понимается то, что некоторые социологи определяют как субъективную сторону общества, а феноменалоги от· носят к области интерсубъективности. Исходя из плюралистических структурных представле ний о жизненном мире личности, можно исследовать существенные черты различных типов образа жизни с точки зрения природы их направленности соответственно перечисленным возможностям и сравнить основные ас пекты жизненных ориентаций. Эти представления могут служить базисом для понимания личности, групп и куль туры; они полезны также для понимания личностного развития человека и значения всевозможных столкнове ний, достижений, конфликтов, разочарований личности. Доказано, что плюралистические структурные пред ставления о жизненном мире личности исключительно плодотворны для уяснения значения любви и дают воз можность внести ясность в проблему одиночества с точки зрения сферы его воздействия и внутренней композиции.
Измерения одиночества
В прежних исследованиях метафора «измерение» ис пользовалась для того, чтобы указать на отличительные простра нственно- временнь1е характеристики рассматри ваемого образа жизни. В настоящее время доказано, что метафора «измерение» более всего подходит при исследованиях феномена одиночества. Сейчас представ ляется возможным указать на тот особый специфический смысл, в котором она употребляется. Понятие «измере ние» широко употребляется в обыденной речи для обозначения уровней факторов изменений и значений. В некоторых теоретических работах это понятие имеет и дополнительное пространствеиное значение, акцентируя различие между поверхностным и глубинным уровнями. В социальных науках «измерение», как правило, при меняется для определения внешних и внутренних факто ров. Мы не используем понятие «измерение» в обще принятом значении. Эта метафора употребляется как эк вивалент специальных указаний на особые динамические возможности в плюралистической структуре личностного мира. В соответствии с четырьмя возможными направле ниями, присущими развитию и распространению вовне личностного мира, измерения одиночества также четы рехчленны и их можно обозначить как космическое, куль турное, социальное и межличностное измерения. Модель четырехчленного измерения одиночества развивалась нами для того, чтобы объяснить потенциальную область
30 31 переживания и ее сложность, а также аналитически высветить разнообразные значения, которые могут быть обнаружены в переживаниях одиночества. Как будет детально показано ниже, эти значения можно объяснить, описав основные типы одиночества с точки зрения его четырех измерений. Наилучшим образом соответствую щая пониманию страданий, предопределяемых одино чеством, и проблем, сопровождающих его, такая четы рехмерная модель дает возможность осознать, каким образом одиночество приводит к глубокому истощению личности. Мы пришли к выводу, что одиночество стано вится все более нестерпимым, когда оно затрагивает человека одновременно сразу в нескольких измерениях. Не имея общего представления, которое объясняло бы сложность одиночества, человек не может ни понять его источников, ни объяснить тяжесть своего состояния, что и показал нам пример с мнесие Браун. Четырех мерная модель дает способ оценки сферы и интенсив ности данного переживания. Из-за незнания человеком истоков своего переживания одиночество может долго удерживаться без адекватной развязки. Мы вернемся к этому важному вопросу после рассмотрения некото рых существенных характеристик измерений одиночества. Прежде чем объяснить, что одиночество, испытыва емое в одном измерении, отличается от одиночества, испытываемого в других измерениях, мы подчеркиваем, что все типы одиночества имеют общее- чувство, вы ражающее идею о самом себе. Каждый тип одиноче ства -это форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляю щей жизненный мир личности. Одиночество вызывает стресс в главных сферах внутреннего мира человека. Ощущение угрозы наиболее полному раскрытию целост ных качеств личности порождает страдания одиночества. Острая форма одиночества означает крах глубинных ожи даний личности относительно реализации основных воз можностей, которые признаются важной составляющей человеческого бытия. Испытывая одиночество, человек осознает, что уходит что-то важное; ускользает то, во что он верил, чего ожидал. При этом каждое измерение одиночества отлично от другого. Так, например, степень фрустрации видоизменяется при переходе от одного из мерения к другому. Ниже мы и попытаемен показать некоторые отличительные элементы в каждом из четырех
измерений. Материалом для нас послужили описани одиночества в литературе, наблюдения из повседневнои жизни, исследований по данной проблематике.
Космическое измерение одиночества
Одно из четырех измерений- космическое, - пожа луй, наиболее сложное. Космическое измерение приме няется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия: 1) постижения себя как цельной реальности, благо даря которому человек соотносится с прирадой и кос мосом; 2) причастности к мистическим, таинственным аспек там жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; 3) веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям.. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов; другие выражения косми ческого одиночества могут заключать в себе два или даже три указанных аспекта. Чувство одиночества, относящееся к соотнесениости человека и природы, обнаруживалось не только у отдель ных индивидов; оно было типичным для больших групп людей или даже отдельных эпох. Это чувство с необы чайной силой выражалось у некоторых групп в инду стриальных урбанизированных обществах. Иногда чув ство отстраненности от природы приводит к бессилию. Литература эпохи романтизма изобилует примерами та кого типа одиночества. В более близкое нам время ли тература контркультуры выразила то же. У молодежи, желающей приблизиться к культуре североамериканских индейцев, которая рассматривала жизнь животных и растений как часть одной огромной родственной человеку системы, часто выражен этот тип одиночества. Он такж; обнаруживается у людей, которые занимаются экологиен и восстановлением взаимоотношений человека и природы. Активные поиски жизненных источников и близость к природным феноменам часто связаны с неожиданно по являющимся одиночеством данного типа. Космическое одиночество может относиться и не ко
3-]219 всей природе, а лишь к какой-то ее части. Например, некоторые люди особенно одиноки, когда чувствуют свое отдаление от объекта их интереса; они тоскуют по своей земле, как другие люди могут скучать по семье или друзьям, с которыми они разлучены. Джон Стейнбек дал нам проникиовеиное описание такого одиночества в ро мане «Гроздья гнева» ( 1951), изобразив страдания Оки *, оторванного от родной земли. У Оки, романтиков и пред ставителей контркультуры общим становится специфи ческий тип одиночества, осознание отчужденности основы жизненного мира «Я». В этом типе одиночества фунда ментальные отношения внутриличностного мира натя нуты и затруднены, но конечные потребности не могут найти своего удовлетворения через простое человеческое общение. Чувство утраты связи с бытием или Богом, которое является другим вариантом предложенного нами косми ческого измерения одиночества, характеризует опреде ленную философскую и религиозную литературу. Рели гиозный экзистенциализм дает яркий пример последнего в литературе Запада. В разнообразной восточной фило софской и религиозной литературе человек понимается как одинокая душа, заключенная в область земной не реальности, или как пилигрим, поспешающий к истинно му пристанищу, которое находится не в этом, реаль ном мире. В мистической теологии Запада и Востока фундаментальная человеческая проблема описана именно в понятиях одиночества: спасение лежит в «полете оди нокого к Одинокому». Другой пример изображения оди ночества такого типа представлен современной литера турой, именно той, где авторы размышляют над пробле мой отсутствия бытия или Бога. Сравнительно недавние примеры страданий, порожденных одиночеством, запе чатлены в литературе, повествующей о смерти или за тмении Бога, например в произведениях Ваганяна или М. Бубера ( 1952), и даже в ее светских формах, напри мер в песне Максвелла Андерсона «Среди звезд».
* Кличкой «ОКИ> > в романе Дж. Стейнбека «Гроздья гнева» бога· тые калифорнийские фермеры презрительно называли бедных пере· селенцев, первоначально выходцев их Оклахомы, а затем тысячи обездоленных безработных людей со всех концов Америки, покинувших в период экономического кризиса свои родные места и потянувшихся на Запад, в Калифорнию, в поисках работы, куска хлеба и крыши над головой.- Прим. ред.
Наследие иудейского христианства изобилует при мерами мучительной экспрессии одиночества. Псалмь1 полны жалоб, стенаний одинокого человека: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? » (Пс. 13: 2). «Как лань стремится к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже! » (Пс. 42: 2). В сочинениях прораков много подобных мест. Один из самых мучительных криков та кого одиночества прозвучал в момент распятия: «Боже мой, Боже мой! почто Ты оставил меня, удалясь от спа сения моего, от слов вопля моего? » (Пс. 22: 2). Литур гии раннего христианства зачастую сосредоточивали внимание именно на таком характере одиночества. В них почитание Бога предвкушало возвращение долгождан ного Иисуса Христа. Во многих современных религиях, в частности мистической и евангелической ее разновид ностях, чувствуется глубокая напряженность одиноче ства вместе с притязаниями на его разрешение. Неко торые религиозные секты ищут постоянный контакт с богословами, которые бы утешили одинокие сердца ве рующих. Нет сомнения, что в настоящее время в рели гиях высокого эмоционального накала одиночество сильнейший мотивирующий фактор. До сих пор в по пытках оценить новые культы и религиозные движения ему мало уделялось внимания. Модель космического измерения одиночества предлагает показатель, много обещающий с точки зрения изучения и интерпретации некоторых важных аспектов как старой, так и новой религии. Третий вид одиночества космического типа может быть легко распознан в движениях, ориентированных на некоторые конечные исторические цели. Он описан также художественной литературой и гуманистической психоло гией, включая работы Уильяма Джемса [James, 1908] и Карла Густава Юнга [Jung, 1933, 1951], в которых человек страдает от ощущения разъединенности своего «Я». Этот тип одиночества близок к переживаниям самоотчуждения, когда человек сознает, что один суще ственный аспект его личности упускается или развитие одной стороны «Я» сводит на нет другие его стороны. Вы ражения данного типа одиночества иногда проявляются в форме стремления к истинному «Я», которое еще толь ко должно быть реализовано. Другой случай одиноче ства рассматриваемого типа можно обнаружить в выра-
34 35 з• жениях веры в то, что «каждый из нас по воле рок совершенно одинок». В противоположность знаменитои эпиграмме Джана Донна некоторые люди _? ерят, чт? каждый человек -это остров, изолированвыи по своеи сути от остальных и даже отчужденный от самого себя. Мы без труда можем найти эту веру в острых формах аутизма, она легко угадывается также в литературе, имеющей отношение к одиночеству. Иногда страх одино чества и стремление подавить его обосновывают веру в то, что изоляция -истинное состояние человеческого существования. Этот краткий обзор случаев космического одиноче ства не является всеобъемлющим. История, искусство, литература, различного рода опросы свидетельствуют о том, что вариации одиночества бесконечны. Наш обзор и не предназначен для того, чтобы указать какую-либо одну метафизическую перспективу. Здесь представлена и обозначена специфическая форма самосознания лично сти, которую люди рассматривают как нарушение своего личностного мира. Новое в данном случае не является открытием каких-либо новых форм переживания. Это представление аналитической концепции, которая да т нам возможность узнать многосторонность переживании, означающих самоотчужденность или отстраненность от бытия, Бога, природы. Подобная идентификация спо собствует более тщательному анализу переживания оди ночества, его источников, помогает оценить все значение ответной реакции на него, которую человек либо прояв ляет, либо стремится это сделать. Данная кон епция полезна также для попыток оценить сферу воздеиствин одиночества на жизнь конкретных людей и групп, стал кивающихся с одиночеством в многочисленных измере ниях.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы