Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества
Велло Серма «Простое собирание фактов неизбежно на определенных стадиях развития науки; это- здоровая реакция против философского и спе кулятивного построения теорий. Однако оно не может дать удовлет· варительного ответа на вопросы о причинах и условиях явлений. Только с помощью теорий можно определить причинные связи» [Lewiп, 1936, р. 4].
Из этого следует, что мы умеем с некоторой долей уверенности определить одиночество. И, как демонстри рует опыт настоящего исследования и всех остальных исследований, помещенных в данном сборнике, собрано большое количество относящихся к одиночеству фактов. Чтобы наше понимание одиночества могло получить дальнейшее развитие, нам нужно теперь разрабатывать теоретические модели одиночества, которые объединят все, что мы знаем о нем, и помогут проводить дальней шие исследования и получать новые знания об этом фе номене. В течение ряда лет автор данной статьи с помощью группы аспирантов и студентов йоркекого университета в Торонто (Канада) собирал данные о случаях одино чества в форме автобиографических отчетов, структу рированных интервью, анкет и тестов, определяющих тип личности. Кроме того, ранее автор получил несколько сотен очерков об одиночестве из трех других универси тетов: Орегонского университета, Университета штата Калифорния в Сан-Франциско и Университета в Торонто. Практические соображения, такие, например, как отсут ствие денежных средств в фонде научных изысканий на исследование подобного рода на его ранних этапах, свели начальную работу к изучению лишь демографи ческого состава студентов и преподавателей универси тета, хотя совсем недавно нам удалось начать исследо вание групп населения за пределами университета. По данным на сегодняшний день, не более одного двух процентов опрошенных сообщают о том, что никогда не чувствовали себя одинокими, в то время как от десяти до тридцати процентов людей в различных выборках утверждают, что испытывали глубокое чувство одино чества со скачкообразными колебаниями в течение боль шей части своей жизни. Типы вскрытого одиночества довольно равномерно распределены между универси тетскими группами и группами населения за пределами университета, хотя оказывается, что среди переживших жестокие и травмирующие периоды одиночества, о чем свидетельствуют признания в попытках самоубийства и психиатрическое лечение, более высокий процент при ходится на долю тех, кто изъявил желание участвовать
15• в нашем исследовании в ответ на призыв, опубликован ный в газетных и журнальных статьях. Мы начали исследование с того, что попросили людей описать во всех деталях, как они сами переживают оди ночество или как его переживают те, кого они хорошо знают и о ком могут дать подробную информацию. Затем мы проанализировали содержание этих письменных документов. Оказалось, что многообразие личных пере живаний одиночества можно свести к определенным общим темам и категориям. Например, каждый третий из четырех респондентов объяснял свое одиночество прежде всего непредвиденными трудностями или раз ладом в личном, интимизированном общении с другими людьми. Респонденты ощущали отсутствие какой-либо возможности поделиться наиболее важными для себя мыслями, чувствами и беспокойством с кем-то, кто бы понял и признал, кого бы взволновало то, о чем они хо тели рассказать. Смерть близкого человека, неудавшееся важное начинание или более общее ощущение, что че ловек не оправдал своих собственных надежд и ожи даний, - в этих и других переживаниях люди часто усма тривали причину появления или усиления чувства оди ночества. Мы также получили группу ответов, в которых одиночество не связывалось с каким-то особым, под толкнувшим к данному состоянию событием или кри зисом, а, казалось, скорее имеет экзистенциальную при роду. В таких ответах экзистенциального характера одиночество объяснялось осознанием своей исходной отделенности от других людей, невозможностью пол ностью поделиться чувствами и переживаниями с кем бы то ни было, необходимостью принимать важные решения одному и при отсутствии определенности, а также осознанием того, что человек смертен. Со временем мы разработали группу вопросов, наце ленных на получение той же информации, но более систематическим и структурированным образом. Мы включили эти вопросы в анкету «ситуативного одино чества». Хотя расположение пунктов по степени важности несколько отличалось для разных групп населения, опре деленные ситуации и случаи постоянно соотносились по 1О-балльной шкале «интенсивности чувства одино чества» получили следующие пункты анкеты:
«Чувствуете себя одиноко, когда умер кто-то близкий (родители, ребенок, супруг или друг)> >. .: Чувствуете себя одиноко, когда вы разашлись с другом, подругой или супругом 1 супругой (только противоположного пола)». «Чувствуете себя одиноким в обществе человека, с которым у вас должны быть близкие, интимные отношения (например, с вашим мужем 1 женой, любовником 1любовницей, другом или подругой)> >. «Ощущаете, что вы здесь лишний, что люди вокруг вас - чужие и как человек вы их не интересуете> >. о: Чувствуете себя одиноко, когда близкий друг (тот, с которым у вас не было романа) живет теперь далеко от вас> >. «Испытываете такое чувство, что невозможно или бесполезно говорить с кем бы то ни было о своих самых важных и глубоких чувствах, тревогах, мыслях и т. д., потому что вам казалось, что другие не поймут или не проявят интереса и сочувствия или даже могут про явить недоброжелательность». «Чувствуете себя одиноко, когда вам кажется, что люди, с которыми вы считаетесь, низкого мнения о вас, или если они высказывали свое неодобрение или неприятное мнение или суждение о вас». «Чувствуете себя одиноко тогда, когда вам захотелось поговорить с хорошим другом и вы внезапно поняли, что все, кого можно считать таковым, живут далеко, на трудно преодолимом от вас расстоянии».
Каждый респондент отвечал только на те пункты анкеты, которые имели отношение к тем чувствам и пере живаниям, что он или она испытали сами. Все перечислен JJР! е выше пункты имели непосредственное отношение к большинству случаев одиночества во всех выборках. К тому же оказалось, что некоторые пункты особенно показательны для отдельных подгрупп. Например, выясни лось, что у мужчин выше баллы одиночества, связанного с «чувством, что они не оправдали своих надежд; что они сами себя подвели в жизни». Молодые люди, при числившие себя к малым этническим группам, те, которые или родились за границей, или у которых родители имми грировали в Северную Америку непосредственно перед их рождением, сообщили о довольно сильном ощущении одиночества, когда они почувствовали, что «никому из окружающих не понять, что они пережили». Хотя большинство респондентов сообщили, что на каком-то этапе им доводилось испытывать физическую изолированность от всех остальных людей, средние
ному расстройству и полностью парализовать способ ности человека (например, в случае одиночного заклю чения в тюрьме или когда человек оказывается на необитаемой территории в результате кораблекрушения или авиакатастрофы). Однако лишь немногие респон денты (очень небольшой процент) ответили, что они пребывали в физической изоляции хотя бы в течение нескольких дней, и менее одного процента находились в изоляции более недели. Примерно три из четырех опро шенных сообщили о чувстве одиночества, испытанном в то время, когда они никоим образом не были физически изолированы от других людей, а из не вошедших в число ответивших таким образом респондентов около половины показали, что вполне могли бы встретиться с близкими людьми или повидать старых друзей, когда им было одиноко, но они не приложили к этому никаких усилий. Тщательное изучение содержания 401 рассказа респон дентов о пережитом одиночестве не выявило сколько нибудь значительной связи между степенью физической изоляции каждого из них от других людей и силой чувства одиночества. Фактически изучение ответов показала, что, пожалуй, более тяжелая форма одиночества харак терна для ситуаций, когда человек не испытывает недо статка в общении. Гораздо труднее преодолеть чувство одиночества, которое не проходит, несмотря на то что мы находимся в обществе друзей или членов семьи. Мы использовали оценки самих респондентов для определения прежде всего наличия, а затем и силы чув ства одиночества, так как одиночество скорее субъек тивное переживание, чем внешнее состояние, которое могут объективно наблюдать и оценивать беспристраст ные судьи. Ответы на вопрос, какого рода и в какой мере необходимо человеку общество, чтобы преодолеть одиночество, тоже, оказывается, отличаются у разных людей. Сейчас мы придерживаемся той точки зрения, что сила чувства одиночества пропорциональна несо ответствию, которое ощущает человек между видами межличностных отношений, существующих у него, по его мнению, в данное время, и видами отношений, явля ющихся, по его же мнению, желательными или такими, какие он хотел бы иметь в идеальном случае. Но мы не утверждаем тем самым, что каждый человек обязательно обнаружит способность описать отношения, которые ему хотелось бы иметь, как бы он ни был неудовлетворен
своим настоящим положением. Сказанное, возможно, особенно верно в тех случаях, когда люди были более или менее хронически одиноки всю свою жизнь, и поэтому им, видимо, особенно трудно представить, каким вообще могло бы быть идеальное состояние. Человек может также ошибаться в определении сущности своих переживаний и вовсе не осознавать их как одиночество. Например, он может выражать презре ние к каким-то людям или в порыве гнева собирается заявить на них в суд, когда считает, что они поступили с ним несправедливо, вместо того, чтобы на самом деле признать себя обиженным их нежеланием проявить по отношению к нему свое одобрение и дружбу. Далее, все самооценки уязвимы из-за ошибок и искажений, попыток показать себя в более выгодном свете и из-за того, что можно отрицать или не осознавать индивидуальные особенности личности или образа жизни, указывающие на слабость и ранимость. Так, я встречал людей, катего рически отрицавших, что они когда-либо испытывали чувство одиночества, и провозглашавших себя незави симыми и самостоятельными. Эти же люди избирают такой способ поведения, который непременно наводит на мысль, что они сильно озабочены поисками общения с другими людьми, даже если сами при этом встали на путь, который ведет к неудачам и разочарованию. По скольку все вышеприведенные самооценки и ответы ре пондентов не позволяют сделать вывод, что то, как люди отвечают на вопросы о своем чувстве одиночества, всегда дает верное и полное представление о внутреннем состоянии человека, мы начали разрабатывать другие, более косвенные оценки одиночества, которые можно сравнить с данными самооценок. Тем не менее понятие одиночества как субъективно переживаемого несоответ ствия между наблюдаемой реальностью и желанным идеальным состоянием кажется все же самым подходя щим для описания сущности проблемы. Хотя в центре нашего внимания при таком подходе находится человек -его прошлое, его восприятие насто ящего и то, каким образом он справляется с одино чеством, - мы не собираемся игнорировать или преумень шать важность социальных условий и норм культуры, которые могут усилить одиночество многих людей нашего общества. Более того, факторы, усиливающие широко распространенное одиночество, могут иметь и важные
социальные последствия. Так, например, недавно собран ные данные говорят о том, что процент случаев само убийств среди подростков и молодых людей в возрасте немнагим более двадцати лет удвоился за последние десять лет и что одним из главных факторов, способству ющих этому явлению, оказывается сильное и почти непере даваемое чувство одиночества. Персонал Центра доверия в Торонто (Toronto Distress Center), поддерживающий круглосуточную телефонную связь с людьми, которые испытывают желание поговорить с кем-то во время кризи са, сообщает, что причиной приблизительно 80 процентов всех поступающих звонков было одиночество абонентов. В данной статье мы, однако, не станем рассматривать социальные последствия одиночества, а ограничимся обсуждением некоторых аспектов субъективного одино чества у человека и способов преодоления этого сос тояния. Один из возможно представляющих интерес подхо дов -это сопоставление тех людей, которые, по-видимо му, поддерживали в целом удовлетворительные межлич ностные отношения в течение большей части жизни, но страдают от одиночества из-за какого-то иного кризиса, такого, как смерть или разлука, с теми людьми, которые испытывали постоянное чувство одиночества без всякой на то определенной внешней причины. Хотя мы не распо лагаем результатами долговременного повторного иссле дования, собранные нами автобиографические отчеты дают основание предполагать, что человек с опытом хороших межличностных отношений, вероятно, обладает достаточными навыками межличностного общения и за пасом общительности, чтобы в конечном счете опять установить удовлетворительные новые межличностные отношения. Вовремя оказанная поддержка и утешение в пик кризиса вполне могут помочь ему справиться с ситуацией. Конечно, есть и такие люди, которым навы ков межличностного общения хватало только до кризис ных перемен в их жизни, например иммигрант, попавший в совершенно новую культурную среду, или человек с опытом весьма удовлетворительной брачной связи, очутившийся в абсолютно иной социальной ситуации из-за смерти супруга / супруги. При таких обстоятель ствах может оказаться, что ранее достаточные навыки межличностного общения больше не срабатывают в изме нившемен социальном окружении. И наоборот, бывают
люди с длительным, почти непрерывным опытом одино чества, которые, как выясняется, прибегают к неадекват ным или неводходящим способам установления контак тов. И действительно, оказывается, что они ведут себя иногда таким образом, что их поведение создает или надолго закрепляет обстановку, в которой у них возникает чувство одиночества. Личностными переменами, соотносящимиен с описан ным одиночеством, оказались две - враждебность и пас сивность, или покорность. В докторской диссертации Джозефа Мура [Moore, 1972] из йоркекого универси тета было наказано, что первокурсницы колледжа, полу чившие высокие баллы по анкете одиночества Сизенвейна (Sisenwein Loneliness Questionnaire, 1964), также полу чили значительно более высокие баллы как при оценке враждебности, так и при оценке покорности по вопроснику межличностных отношений Jiири (Leary Interpersonal Check List (ICL), 1957), чем студентки с низкими бал лами при оценке одиночества. Впоследствии я попросил студентов из семинара по психологии анонимно оценить себя как с точки зрения чувства одиночества в целом, так и с точки зрения своей склонности сердиться на людей. Полученная в результате корреляция +0, 39 оказалась значительной при степени доверия почти в 0, 0 1. В другом исследовании двое независимых друг от друга исследователей-наблюдателей оценивали межлич ностное поведение членов трех небольших групп, Встре чавшихея на десяти еженедельных трехчасовых заня тиях [Sermat, Cohen & Pollack, 1970]. Оценке подверга лись их поведенческие характеристики, такие, как выра жение эмоций, попытки контролировать поведение других и, управлять им, предложения оказать помощь другим членам группы и предпочтение высказаться по поводу того, что происходит в группе в это время, а не уходить с головой в свои собственные заботы. Оценки каждому члену группы выставлялись на основе всех переменных в течение нескольких занятий, и их подсчет осуществлялся в том порядке, в котором, по мнению авторов, происходит упрощение межличностных отношений. После десятой встречи группы каждого ее члена попросили назвать (не называя своего имени) трех человек из группы, с которыми он бы счел удобным обсуждать свои личные дела, а также попросили выбрать трех человек, с которыми он предпо чел бы не оказаться в другой группе такого рода. Выстав-
ленные экспертами общие оценки поведения дали корре ляции: +0, 52 с выбором человека, с которым можно обсуждать личные вопросы, и -0, 46 с исключением какого-то члена из будущего состава группы. Несмотря на то что эти наблюдения велись за очень небольшой выборкой людей ( 16), обе корреляции оказались важны ми. Таким образом, было выявлено, что наблюдатели способны правильно определить некоторые межличност ные формы поведения в кругу группы, которые могут предсказать реакцию других членов группы на данного человека. При исследовании 125 студентов Йоркекого универ ситета, пожелавших участвовать в программе, составлен ной для группы с целью усовершенствования их навыков межличностного общения, Мур и Серма [Moore & Sermat, 1974] обнаружили, что люди, которые сообщили, что испытывали чувство одиночества «часто» или «все время» в течение прошлого года, значитеJJьно отличались по тесту личностной ориентации Шострома - Personal Orientation Inventory (POI) [Shostrom, 1966] от тех, кто ответил «вовсе нет» или «немного» на вопрос об одино честве за тот же период времени. Оказалось, что более одиноких людей сильнее беспокоили чувства сожаления и вины по отношению к прошлому и что они чаще строили твердые или слишком идеалистические планы на буду щее. Эти люди, по всей вероятности, руководствовались не столько внутренними побуждениями, сколько поддава лись внешнему давлению или влиянию. Другие важные различия говорили о том, что, чем более одинок человек, тем труднее ему осознать свои чувства и поступать сооб разно им, тем меньше он способен спонтанно выражать свои мысли, тем меньше он терпим к гневу и агрессив ности в самом себе и тем труднее ему устанавливать личные, близкие контакты с другими людьми. Более одинокие получали также ниже баллы по пунктам само реализации и чувства собственного достоинства в тесте личностной ориентации (POI). На основе полученных данных была установлена следующая корреляция: люди, сообщившие о себе как о более одиноких, получали также более высокие баллы в тесте на тип личности по признаку «враждебность покорность», хотя при этом они обладали меньшей спо собностью сдерживать гнев, меньшей спонтанностью и не столь развитым умением устанавливать межличностные отношения. Наблюдение за индивидуальным поведением в группе и более глубокое изучение отдельных лиц наво дит на мысль, что одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека очутиться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отпор, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность могут быть результатом прежних неудовлетворительных контактов, а отсутствие ощущения надежности и теплоты в отношениях родителей с детьми вполне может вызвать у человека склонность закрепить свою отчужденность от общества и одиночество как норму последующего образа жизни [Farber, 1968]. Если мы обнаружим, что из-за боязни рискнуть, вступив в общение, человеку становится труднее прео долеть одиночество и что этот страх фактически способ ствует некоторым образом созданию обстановки, вызы вающей чувство одиночества, мы можем прийти к лучшему пониманию одиночества, а также к реальной отправной точке для принятиЯ профилактических и терапевтических мер против него. С этой целью мы попытались выяснить степень пред расположенности к риску при общении. Первоначальный тест состоял из 52 пунктов, которые описывали ряд ситуа ций межличностного общения, от относительно официаль ного до достаточно интимного. Среди включенных в тест вопросов были, в частности, следующие: «Легко ли было бы: человеку, только что поступившему на новую работу, Сflросить у других, справляется ли он с ней, если сам он в: этом сомневается? », «Когда человек знал, что оста нется на выходные один, а ему хотелось быть в обществе, как бы он отнесся к тому, чтобы обратиться к кому-нибудь с предложением составить ему компанию? », «Если бы У человека создалось впечатление, что друг сердится на него или раздражен, и если бы он не знал причины или не был бы уверен, что так оно и есть, как бы он отнесся к тому, чтобы спросИть у него, в чем дело? » Мы предло жили этот тест 169 женщинам и 32 мужчинам, пожелав шим участвовать в нашем исследовании в ответ на призыв, опубликованный в канадском журнале, и обнаружили, что большинство вопросов, независимо от их содержания или степени интимности, оказались тесно взаимосвязан ными. Тест из 15 лучших вопросов дал корреляцию 0, 85 от общего счета; тест из 30 пунктов дал корреляцию 0, 91.
234 235 Получилось, будто мы в основном имели дело с тестом одного измерения: те респонденты, кому было трудно справиться с одной «рискованной» ситуацией, обычно считали трудными и остальные ситуации. Когда же мы проанализировали связь этой степени предрасположенности к риску с признаниями в одино честве, то обнаружили поразительное расхождение между респондентами-мужчинами и респондентами-женщинами. Несмотря на относительно малое число тестируемых мужчин, их общий балл предрасположенности к риску давал довольно значительную (r=0, 53, р< 0, 001) корре ляцию с одиночеством, в то время как у тестируемых женщин практически не было корреляции между этими двумя переменными (r=0, 09, р=0, 131). Позднее я пред ложил тот же тест из 52 пунктов целому курсу студен тов-психологов в составе 23 мужчин и 44 женщин. В другой раз, несколько недель спустя, этому же курсу было предложено оценить степень своего одиночества по анкете, состоявшей из ряда других вопросов. Выставляя оценки по шкале, респондент не называл своего имени; последнее можно было установить только по шифру, известному ему самому. Полностью себя аттестовали всего 16 мужчин и 34 женщины; недостающие ответы объясняются прогулами студентами одного из двух занятий. Несмотря на эти скромные цифры, корреляция одиночества и предрасположенности к риску вновь оказалась значительной лишь для мужчин (r=0, 52, р=0, 019), но не для женщин (r=0, 08, р=0, 326). Выяв ленное таким образом отсутствие существенной связи между двумя оценками у женщин наряду с постоянно прослеживаемой между ними связью у мужчин было подтверждено в некоторых других анкетах для студентов других университетов при использовании более краткого перечия из 15 вопросов о предрасположенности к риску. Известно одно исключение: при тестировании 20 студентов и 20 студенток, когда одиночество оценивалось как непосредственным, так и косвенным (предположитель ным) образом, выяснилось, что предрасположенность к риску и одиночество находятся в существенной взаимо связи и у мужчин, и у женщин. Однако, до тех пор пока мь1 не повторим это исследование с большим количеством участников, нам не хотелось бы делать какие-либо выводы. Расхождение между полами в степени предрасположен ности к риску выявилось и тогда, когда краткий тест из
15 пунктов был соотнесен с различными другими харак теристиками личности: баллы за краткий тест говорят, видимо, о несколько отличных у мужчин и женщин типах личности. При сравнении индивидуальных корреляций 52 воп росов с общей оценкой за весь тест на предрасположен ность к риску мы также обнаружили их разницу при первом тестировании неуниверситетских групп населения и при втором тестировании студентов университета. Тем не менее корреляции всего теста с одиночеством были почти идентичными. Ниже приводятся 8 из 52 вопросов, выбранных по той причине, что они показали существенные корреляции с общей оценкой за тест на предрасположен ность к риску и/или с баллом описанного самими респондентами одиночества и у тестируемых мужчин, и у тестируемых женщин в обеих выборках. Они распо ложены в порядке значимости по их корреляции с общей оценкой за 52 пункта в первой выборке из 201 человека, колебавшейся от 0, 68 до 0, 54 за первые шесть вопросов, которые были также включены в краткий вариант из 15 вопросов. В приводимой ниже табл. 1 показаны кор реляции каждого вопроса с общей оценкой теста и с опи санным самими тестируемыми одиночеством и у мужчин, и у женщин во второй выборке, состоящей из студентов.
1. «Если бы я был на вечере и меня окружало бы много незнакомых лиц, смог бы я проявить ·инициативу и попытаться познакомиться с кем-то из этих новых людей? > > 2. «Если бы мне захотелось пообщаться и меня бы пригласили на вечер, где я никого не знаю, то nошел бы я туда? » 3. «Если меня знакомят с кем-то, а я не расслышал имени, попросил бы я повторить его? » 4. «Если бы на вечере я увидел человека, который мне очень нра· вится, и появилась бы возможность обратиться к нему или к ней, то смог бы я подойти и представиться? » 5. «Если бы я жил в собственном доме в районе, где я никого не знаю, и мне бы захотелось познакомиться с людьми, то пошел бы я к соседям, чтоб1> 1 им представиться? > > б. «Если бы у человека, с которым я nлохо знаком, была бы какая-то вещь, положим, инструмент, который был бы мне очень нужен, то пошел бы я просить одолжить мне его на время? » 7. «Если бы я был увлечен человеком противоположного пола и у меня был бы друг, который знал ее (или его), то поnросил бы я своего друга познакомить нас? » 8. «Если бы в магазине я никак не мог разыскать, где находится какая-то необходимая мне вещь, то обратился бы я за помощью к продавцу? »
236 237 Респонденты оценивали каждый пункт по б-балльной системе с точки зрения того, «насколько трудной или легкой (неудобной или потребовавшей бы определенной смелости) посчитал бы он или она данную отдельную ситуацию или задачу». В предварительном исследовании мы также просили каждого респондента оценить вопросы с точки зрения того, «насколько вероятно, чтобы он или она поступили так, как указано в вопросе», но обнаружи ли, что субъективная оценка трудности ситуации давала более высокие корреляции с описанным респондентами одиночеством, чем оценка того, «сделали ли бы они это или нет». Таблица 1 Выборочные вопросы теста предрасположенности к риску при общении. Корреляции с nолным тестом (из 52 nунктов) и с признаниями в одиночестве у мужчин и женщин
1. Обратиться на вечере к незна
Если внимательно посмотреть на вышеприведенные пункты, то можно заметить, что первые семь из них предполагают необходимость проявить инициативу в си туациях общения. Лишь последний пункт (который у жен щин дает наибольшую корреляцию с одиночеством из всех 52 пунктов) и, возможно, также шестой относятся к такому типу отношений зависимости, при которых человек из-за своего поступка не подвергается сколько нибудь значительному риску получить отказ или расте ряться. Проанализировав внимательно те вопросы, которые у женщин дали наибольшие корреляции с оди ночеством, мы поняли, что одиночество в основном было связано с трудностями преодоления вынужденной зави симости и вступления в личные и достаточно интимные контакты. Эти трудности обычно не характерны для первых попыток познакомиться, а скорее отличают более зрелую стадию интимных отношений. С другой стороны, оказа лось, что вопросы, давшие у мужчин наибольшие корреляции с одиночеством, подчеркивают их способ ность проявить инициативу в общении ту особенность, которая типичным образом ассоциируется с ролью муж чины в нашем обществе. Так, вопрос, при ответах на который получена наибольшая корреляция с одино комым ЛЮДЯМ 2. Пойти на вечер, где никого не знаешь 3. Попросить чело века повторить его/ ее имя 4. Представиться
противополож 0, 502 -0, 013 0, 494 0, 245
0, 234 -0, 145 0, 394 0, 172
0, 037 0, 206 0, 324 0, 346
0, 316 0, 019 0, 327 0, 392 чеством в случае 169 женщин в первой выборке (по всей Канаде), подразумевал звонок подруге в случае подав ленности, депрессии, ощущения одиночества ( r = 0, 273), в то время как самый высокий показатель у 32 мужчин - приглашение на вечеринку совсем незнакомой женщи ны (г= 0, 673). Во второй выборке ( йоркекого универ ситета) самый высокий показатель для мужчин занимал ту же устойчивую позицию (r = 0, 699) а у женщин он поиизилея до двенадцатой позиции из 52 (r=0, 213). По-видимому, студенткам легче, чем женщинам за пре делами университета, обсуждать волнующие их проблемы со своими ровесниками, или у них есть больше возмож ностей для этого. Тест на предрасположенность к риску находится в состоянии разработки и пока не применялея к доста точно крупным и представительным выборкам из различ ных групп населения. Сейчас мы пьпаемся сформулиро ного пола 8. Обратиться к продавцу за по 0, 473 0, 242 0, 620 0, 197 вать пункты, относящиеся к предрасположенности к риску в общении в более интимных ситуациях, которые мощью 0, 475 -0, 045 0, 470 0, 415 могли бы иметь непосредственное отношение к случаям одиночества у женщин. Между тем наши догадки о раз-
238 239 личии полов в отношении предрасположенности к риску в общении и к одиночеству остаются по необходимости умозрительными, хотя трудно усомниться в том, что такие различия действительно существуют. Главная проблема, которая едва была затронута в исследовании одиночества, - это проблема определения достоверности и обоснованности оценок одиночества. С помощью повторного тестирования мы попытались получить сведения о достоверности данных, касающихся «ситуативного одиночества» на примере двух выборок студентов университета. Однако повторяемость результа тов была, к сожалению, очень низкой, а число женщин и мужчин, заполнивших обе анкеты, столь небольшим, что нам не хотелось бы делать никаких выводов; мы можем лишь отметить, что достоверность данных при повторном тестировании значительно варьировалась от вопроса к вопросу и от выборки к выборке. Например, при ответе на один и тот же вопрос получен коррелят 0, 155 в одной группе студенток и 0, 904 - в другой. Коэффи циенты надежности оказались значительно выше, когда второе тестирование проводилось через четыре - шесть недель, чем тогда, когда его провели через три месяца после первого; они также оказались выше у студентов, слушавших курс моих лекций, чем у студентов других групп, откликнувшихся на призыв принять участие в тести ровании; наконец, они были выше у женщин, чем у муж чин. Когда группе из 20 студентов четвертого курса семинара, который я вел, тест на одиночество предлагали с перерывами в одну неделю, выяснилось, что выставлен ные ими баллы оставались вполне стабильными в течение двух месяцев, кроме нескольких случаев, когда измене ние в оценках оказалось связанным с важными переме нами в межличностных отношениях респондентов. Вероятно, люди будут менее осторожны в своих при знаниях в одиночестве, если интервью у них будет брать человек, который постарается сначала найти с ними общий язык и рассеет их опасения относительно цели исследо вания. Возможно также, что и у разных групп населения наблюдается разная степень откровенности при обсужде нии этой темы. Например, обращаясь к людям старшего возраста, живущим как в собственных коттеджах, так и в многоквартирных домах, мы обнаружили, что среди этих категорий населения многие (довольно высокий процент опрошенных) вообще отказываются давать интервью
и что даже те, кто охотно разговаривает с нами, часто отрицают, что они в настоящее время хоть в какой-то мере чувствуют себя одинокими, хотя и могут легко признать, что испытывали одиночество в различных осо бых ситуациях: когда кто-то из близких умер или когда дети общались с ними не так часто, как им бы этого хоте лось. Возможно, для этих людей отрицание одиночества _ способ защитить себя от уже свершившегася падения в своих собственных глазах, от того, что от них отверну лись общество и семья, и от сознания, что у них столь ограниченны" е средства, чтобы сделать свою жизнь Значительнои и содержательной. Стабильность или отсутствие стабильности собствен ных оценок одиночества, вероятно, связаны также с воз растом и той стадией развития, на которой человек на ходится в настоящее время. Когда человеку немнагим более двадцати лет или он еще не достиг указанного возраста и У него происходят резкие перемены в домашней обстановке, в окружении по месту учебы или работы и в межличностных отношениях, то вполне можно предпо ложить, что его самооценка повседневного чувства оди ночества будет менее стабильной, чем на том этапе жизни, когда он «овладеет» профессией и обзаведется своим домом и семьей. Не так давно, однако, некоторые исследователи [см., например: Gould 1972· Levinson et al 1974] высказали предположение, чт су ествуют повт; ряющиеся и предсказуемые моменты кризиса на протя жении большей части взрослой жизни человека. Таким образом, вполне вероятно, что оценки одиночества тоже меняются со временем, и нет оснований считать одино честв? устойчивой чертой характера у большинства людеи.! 'fсключением может быть человек, хронически одинокии из-за того, что ему ни на каком этапе жизни не удалось установить удовлетворительные межличностные и социальные отношения. Таким подходом к изучению одиночества который свел бы к минимуму большую часть перечисле ных мето дологических трудностей, стало бы долгосрочное иссле дование. Оно бы обеспечило постоянный контакт между данным человеком и исследователем, и в этом случае факторы, усугубляющие одиночество, сущность этого переживания и характерные для отдельного человека средства его преодоления можно было бы наблюдать тогда, когда происходят подобные события, а не пола-
16-1219 241 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы