Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


А. Выражение «одна природа Бога Слова воплощённая»




Многими современными исследователями утверждается, что выражение «одна природа Бога Слова воплощённая» по происхождению является измышлением аполлинарианской школы. Даже допуская, что это может быть и так, следует заметить, что неправославное происхождение термина или документа не является достаточным основанием для его отвержения в православном богословии.

В частности, термин Никейского Символа веры «единосущный»*являлся составной частью вокабуляра валентиниан. Более того, около 268 года по Р. Х. он был отвергнут Антиохийским собором, который анафематствовал Павла Самосатского. Однако Никейский Собор принял термин «единосущный», и после почти полувековой борьбы он был утверждён Церковью на Константинопольском Соборе 381 года. Как видим, в отношении того или иного термина в действительности важно не его происхождение, но то значение, которое ему придаётся, и богословская необходимость проведения связанной с ним идеи.

В V веке словосочетание «одна природа Бога Слова воплощённая» рассматривалось в христианском богословии как часть наследия Афанасия. А Кирилл Александрийский принял его в качестве необходимого терминологического средства для адекватной интерпретации православного понимания Личности Иисуса Христа, особенно в противостоянии учению Нестория.

Таким образом, с точки зрения Кирилла и его сторонников, в христологии это словосочетание имело основополагающее значение. Хотя местный («домашний») собор 448 года в Константинополе и Халкидонский Собор явно игнорировали его, тем не менее восточные защитники Халкидона в VI столетии вновь заявили о признании данного выражения. Сопоставляя его с соборной формулой «в двух природах», они утверждали, что в данном контексте оно было необходимым для противостояния несторианству.

Так, Иоанн Грамматик писал: «По этой причине блаженный Кирилл приемлет утверждающих «две природы» Еммануила, кои тем самым избегают ереси Аполлинария. И, кроме того, он утверждает необходимость исповедования «одной природы Бога Слова воплощённой» с тем, чтобы осудить Нестория. Принимающие оба эти выражения держатся истинного учения. Отвергающие же одно из них впадают в пагубное учение ереси».

В «Книге против Грамматика» Севир приводит целый ряд фрагментов из труда своего оппонента, в которых нехалкидониты критикуются за то, что они принимают выражение «одна природа Бога Слова воплощённая», не признавая формулу «в двух природах», реципированную Халкидоном. Собор, утверждает Грамматик, «осудил Евтихия и тех, кто ревновал о признании его учения», которое заключало мнение о том, «что Божество и плоть составили одну сущность и одну природу (one ousia and one nature)».

Можно сказать, что именно такое понимание выражения «одна природа Бога Слова воплощённая» и является причиной того, что нехалкидонитское сообщество заклеймено как монофизитское.*

Севир следующим образом отвечает на критику Грамматика: «Твоё обвинение, кажется, направлено против меня, хотя во многих местах своих сочинений своими собственными словами я заявлял, что тело, одарённое разумной душой, которое Бог Слово воспринял от Девы Марии и соединил с Собою, было не** одной сущности с Ним».

Далее Севир пишет, что в своём сочинении «К Нефалию», касаясь вопроса об устроении человека, он имел возможность разъяснить, чтó в действительности означает выражение «одна природа Бога Слова воплощённая». Воплощённая природаодна, однако не потому, что две природы превратились водну «простую природу» (one «simple nature»), но вследствие «стечения – без смешения – двух природ в единство, а именно – в единую Личность (into unity, namely the one Person), Которая является результатом соединения этих природ». Выражение «одна природа» не подразумевает какого–либо превращения (одной из двух природ в другую), но имеет в виду лишь единство, которое совершилось в результате схождения воедино (convergence) двух природ. Посему Севир не может быть объектом критики Грамматика.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.) Главная | Обратная связь