Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проповедь убедит людей только если они увидят: проповедник нас понимает, только если он свяжет Божью истину с их жизнью.
Самопроверка 1. Живёшь ты здесь сам или приехал издалека, ты обязан сказать проповедь так, чтобы................... 2. Надо, чтобы люди видели: то, о чём проповедник говорит, его самого....................... 3. Билли Грэм насчитал пять черт, присущих каждому человеку: 1........................ 2........................ 3........................ 4........................ 5........................ 4. Лучше всего - искренне..................... с людьми, чтобы они не стеснялись с тобой говорить. Владеть вниманием Примеры обычно понятнее людям, чем " голые" идеи, поэтому благовестнику надо научиться иллюстрировать Евангелие примерами из жизни слушателей. Так делал Иисус, проходя с учениками по полям или по улицам. Вот Он говорит: " Царствие Небесное подобно..." - и ученики уже ждут сравнения с чем-то знакомым. Этой простотой раскрывались глубины учения. Интересно заметить, что богословы для своих теорий черпают термины из посланий Павла или других источников, но не из речи Иисуса Христа: у Него богословских или заумных терминов не найдёшь. Он больше любил рассказать короткий сюжет. Он знал, что рассказы привлекают внимание и что истина лучше запомнится, если показана в действии. Вот почему благовестник должен помнить, что Евангелие - это прежде всего сюжет - " величайший из рассказов". Бог возлюбил людей - и послал им Своего Сына. Кто в Него уверует, того ждёт не смерть, а вечная жизнь. Так суммирует Евангелие Сам Спаситель (Ин 3: 16). Кто-то сказал, что этот стих содержит " самые важные слова в истории человечества". Но что излагают эти слова? Краткую повесть о любви. Человек слушает тебя и думает: о чём речь? Какое отношение это имеет ко мне? Если это новая богословская система или альтернативное мировоззрение, то это информация, её можно принять к сведению, согласиться с ней или нет. Но если Евангелие явно связано с моей жизнью, с моим будущим, значит, надо менять всё: и отношение к Богу, и поведение. Это не просто " да" или " нет". Тут надо принимать решение. Знать Христа - значит жить иначе. Джима Эллиота вместе с четырьмя другими миссионерами убили в джунглях Эквадора те самые люди, которым он шёл сказать о Христе. Позже был опубликован его дневник. Там он писал: " Можно стоять вехой на обочине единственной дороги. Но мне хочется быть указателем на развилке: увидит человек во мне Христа - и узнает, куда идти, туда или сюда." Евангелие ставит людей перед такой развилкой. ...У прозревшего человека гневно требуют объяснений: кто это смеет его исцелять, и какой такой властью? Напряжение нарастает. Что он ответит? Скажет " от Бога" - рассердит людей. Скажет " меня исцелил грешник" - погрешит против истины. Слушатели затаили дыхание. И что же исцелённый ответил? Проповедник держит паузу. " Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу... От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому; если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин 9: 25, 32-33). Проповедник сумел не только заинтересовать аудиторию, но и одновременно вывести разговор на главное: кто же такой Иисус Христос. А вот конкретное и наглядное заявление Фомы: " если не увижу на руках Его ран от гвоздей... и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю" (Ин 20: 25). Покажет Иисус ему раны или упрекнёт в неверии? Оказывается, и то, и другое: " подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин 20: 27). Иоанн не зря записал в своей книге поразительные знамения Христовы: " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин 20: 31). Пусть же призывная проповедь удивляет, интригует, вовлекает, зовёт: примерами, случаями из жизни, сравнениями. Надо не только рассказывать, но и показывать. Сам Иисус звал сомневающихся - верить Его делам, если не верят словам (Ин 10: 38). Аргументы на людей действуют, но далеко не всегда. А вот с конкретным примером силы Божией - не поспоришь. Примеры, иллюстрации нужны в проповеди не просто для развлечения; это библейский способ наглядного выражения вечных истин Божьих, помогающий слушателям постичь их и принять. Разумеется, главное в проповеди - её содержание. Но и внешняя её форма - интонация, жесты, мимика, и т. д. - влияет на реакцию слушателей, помогает или мешает им откликнуться на призыв. Больший плод бывает у того проповедника, кто понимает: люди слушают не пассивно, а активно, - и умеет это активное общение поддержать и направить. Если аудитория подставила слух, а проповедник наливает туда информацию, как воду в ведро, - значит, проповедь плохая. Хорошую можно сравнить с котлом на огне: в кипяток ты бросаешь разные овощи. Вода бурлит, всё в движении, идут активные реакции, содержимое котла изменяется ежеминутно. Слушатели то внимательно следят за проповедью, то отвлекаются. Что-то из сказанного тобой может перебросить их мысль на совершенно постороннее. Вывод отсюда простой: за реакцией аудитории надо следить. Значит, проповедник обязан уметь перестраиваться на ходу. У ораторов есть древнее правило: публика заскучала - сам виноват, что-то надо изменить. Или темп речи, или громкость. Или сказать что-нибудь смешное. Или собрать внимание паузой. Или подчеркнуть мысль жестом руки. Или, если позволяют условия, пройтись по сцене. Или задать вопрос. Иногда нужно прямо спросить: всем ли слышно? Конечно, это умение приходит только с опытом. Сидя за книгой этому не научишься. Но с самого начала надо помнить: увидев, что люди не слушают, проповедник не имеет права продолжать как ни в чём ни бывало, " в том же духе". Надо срочно что-то делать. Американский благовестник, бывший спортсмен, Билли Сандей был знаменит преувеличенной спортивной жестикуляцией. О его " ужимках и прыжках" ходили слухи, и многие приходили на его выступления не столько послушать, сколько посмотреть! Но даже придя из любопытства, они слышали Благую весть, и многие каялись. Вернуть упущенное внимание можно и внеочередным введением в проповедь примера, случая из жизни (не забудь проверить на практике волшебное слово " однажды" ). Только надо, чтобы пример " работал" на тему, а не отвлекал от хода мысли. Для разнообразия можно прочесть отрывок из книги или письма. Можно даже напрямую заговорить с кем-то из слушателей (хотя это рискованно, и позволительно только опытным ораторам: ведь неизвестно, что тебе ответят). Итак, есть способы привлечь и удержать внимание аудитории. Но твоя задача не развлечь слушателей, или понравиться им. Задача - чтобы они слушали важнейшую весть, которую ты им несёшь в силе Святого Духа. Повторим: лучший способ привлечь внимание - это показать, что тема тебя самого волнует. Оратор, искренне убеждённый в истинности своих идей и горячо взволнованный ими, людей убедит всегда. Это многократно проверено опытом. Сам Господь наполнит этим волнением твоё сердце, если ты как следует подготовился и искренне хочешь, чтобы слушатели покаялись и уверовали. Волнение может выплёскиваться наружу, громкой энергичной речью, - или подогревать речь негромко, изнутри, но ощущаться оно должно. Кто его не почувствует, тот тебе не поверит. Весть о спасении - важней, чудесней и радостней которой нет ничего на свете, заслуживает того, чтобы изложить её интересно, энергично, увлекательно: чтобы и слушать хотелось, и откликнуться на неё. Подтолкнуть к решению Итак, твоя простая и ясная призывная проповедь подходит к концу. Ты приложил все силы, чтобы слушателям было интересно; они уже поняли, что ты не просто волнуешься перед аудиторией, но и искренне веришь в истинность Евангелия, и к тому же любишь их и хочешь им добра. Как теперь навести их на правильное решение: покаяться в грехах и прийти ко Христу? Есть три способа. Во-первых, можно предложить им задуматься. Проповедь изложила главные факты: - Люди погрязли в грехе, - без спасителя они пропадут, - но Бог их любит, - поэтому послал Спасителя, Христа, который бесплатно предлагает им прощение и бессмертие, - это предложение Божье человек может принять или отвергнуть, - отвергнув его, человек разлучается с Богом навсегда. Все эти факты уже как-то прозвучали в твоей проповеди. Возможно, что в заключение надо вкратце повторить какие-то из них или даже все. Но именно вкратце, чтобы не повторять всю проповедь! Заключение обязано быть ясным и кратким. Ни в коем случае нельзя его затягивать. (Засеки время и прочитай вслух эти факты - и увидишь, что вся евангельская весть умещается секунд в двадцать! ) Во-вторых, можно поставить слушателей перед выбором. Чётко и ясно " поставить вопрос ребром". Или - или. Тут бывают уместны примеры важного решения. Человека приглашают в кругосветное путешествие, а он решает остаться дома, - конечно, жизнь его сложится не так, как могла бы, отправься он в путь. Потратит мать деньги на еду для детей или на платья для себя - от этого зависит будущее детей. У каждого из таких решений серьёзные последствия. Важно помнить: ты призываешь людей принять осознанное решение, а не какие-то чувства испытать или выразить, - хотя и им, конечно, тоже есть место, особенно чувствам, касающимся грехов или любви Божьей. Эти эмоции естественны и полезны, и их нельзя перечёркивать. Просто выбор, сделанный на волне всплеска эмоций, недолговечен. Остынут чувства - забудется и решение. Ты просишь людей подумать и решить. Это дело ума и воли - покаяться или нет. В-третьих, можно подчеркнуть неотложность выбора. Время решать - сейчас. От выбора никуда не уйти. Надо понять: если, уходя после проповеди, человек не решился прийти ко Христу, значит, он решил обойтись без Него. Откладывать решение на потом - смерти подобно: никто не знает, сколько ему осталось жить, и будет ли ещё возможность об этом серьёзно задуматься, при современном-то темпе жизни! А грянет смерть - поздно будет. Мысль о неотложности решения служит плавным и естественным мостиком к призыву. Пригласив людей подумать, поставив их перед выбором, подчеркнув его срочность - логично дать им возможность как-то это решение выразить. Вернись к четвёртому уроку и повтори, какими способами это делается. Самопроверка 1. Благовестнику надо научиться иллюстрировать Евангелие из................. 2. Христос больше всего любил рассказать..................... 3. Надо не только....................., но и..................... 4. И внешняя....................... проповеди тоже помогает или мешает слушателям откликнуться на призыв. 5. Людей всегда убедит оратор, искренне......................... в........................... своих идей и............................ ими. Не забыть: Собрать народ на проповедь бывает нелегко; но не легче - удержать внимание до конца. Если проповедник понимает людей, знает, чем они живы, связывает Евангелие с их жизнью и умеет показать, что нет большего счастья, чем жизнь во Христе, - его будут слушать. Тогда можно смело ожидать чуда: Святой Дух побудит людей покаяться. А без Него, без участия всемогущей божественной силы, напрасно ты будешь трудиться. Об этом - в последнем уроке. Практическое задание 1. В черновиках планов ты помечал, какую аудиторию ожидаешь на трёх твоих проповедях. (Возможно, на всех трёх будут одни и те же люди, особенно если ты пастор церкви.) Подумай теперь о них и кратко ответь на следующие вопросы. Какие из пяти подмеченных Б. Грэмом " общих черт" видишь ты в своих слушателях? На какого рода призыв, по-твоему, им легче откликнуться? Исходя из того, что ты о них знаешь, как лучше подтолкнуть их к решению покаяться? 2. Пришла пора от чернового плана переходить к подробному, окончательному. Не рекомендуется (хотя, конечно, и не запрещается) записывать всю проповедь слово в слово - чтобы на кафедре не возникло искушение прочесть её по бумажке. Слушатели должны видеть глаза проповедника. Сегодняшняя задача - закрепить на практике приобретенные навыки. Возьми черновой план первой проповеди. По материалам восьмого, а главное седьмого урока выстрой в окончательном порядке все накопленные мысли. Тщательно сформулируй важнейшие утверждения, ключевые для развития темы; можешь их записать. Примеры запиши в таких подробностях, чтобы во время проповеди ничего важного не упустить. В этот " подробный план" войдёт всё, что тебе надо - или взять с собой на кафедру, - или заучить наизусть, - или включить в полный текст проповеди, если всё-таки захочешь его написать. Итак, стиль надо использовать такой, который тебе естественно присущ. А подробный план чётко помнить, чтобы не блуждать вокруг да около, а прямо и уверенно вести слушателей к призыву. Урок 11. Душепопечители О чём этот урок: В девятом уроке мы рассмотрели качества проповедника Евангелия, ведь он - инструмент, избранный Богом, глашатай Благой вести, призывающий людей ко Христу. Затем, в десятом уроке, мы говорили о слушателях и узнали, что каждый из них приходит на призывное собрание и принимает решение по своим личным соображениям. Вот почему ни Б. Грэм, ни его коллеги никогда не употребляют термин " массовый евангелизм". Люди приходят ко Христу не массой, а поодиночке. Даже когда таких одиночек много. Христос принимает не толпу, а конкретную отдельную душу. Не исключено, что и ты будешь проповедовать перед огромной аудиторией, но и тогда каждый покаявшийся - покается лично и индивидуально. Значит, сразу, как только люди откликнулись на призыв, возникает необходимость в служении особого рода. Во время проповеди Святой Дух помог слушателям осознать свою греховность, насадил в душах семена спасающей веры и побудил их выразить своё желание покаяться. Теперь нужно каждому уделить особое внимание, чтобы и выслушать, и объяснить, в чём проявляется любовь Господа именно к нему, и какие конкретные шаги надо сделать навстречу Богу. Таких людей уместнее называть не " новообращёнными", а " интересующимися", ибо многие из них хотят ещё порасспросить о Евангелии, прежде чем полностью вверить жизнь Христу. И надо, чтобы к каждому подошёл кто-то внимательный и духовно зрелый. А нужды и вопросы у людей бывают совершенно разные. Юного наркомана волнует одно, незамужнюю женщину, с ужасом узнавшую, что она беременна, - совершенно другое. Хирург, у которого под ножом умер пациент, расстроен одним; жена, которую бросил муж, - другим. И так далее. Благовестник не в силах выслушивать больше, чем одного человека одновременно. Кроме того, сразу после окончания проповеди у него часто бывают другие обязанности. Поэтому ему нужны грамотные помощники, готовые встретиться лично с каждым откликнувшимся на призыв и уделить ему время и внимание. В первые годы служения Билли Грэм любил сам оставаться после собрания и часами беседовать с отдельными людьми. Но когда на призыв стали выходить сотни, а потом и тысячи, это стало невозможным. Его сотрудники быстро поняли, что призывное собрание можно проводить только тогда, когда подготовлено достаточное количество душепопечителей - чтобы к каждому человеку кто-то подошёл. То же самое касается и поместной церкви, где призыв практикуется на каждом собрании. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы