Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Призванный Богом на благовестие превращается из немощного сосуда в мощного глашатая Благой вести, зовущего грешников ко Христу и воспитывающего церковь в неравнодушии к ним.
Практическое задание 1. Попробуй припомнить и запиши поподробнее, как ты был призван на труд проповедника. В каком возрасте? Где? При каких обстоятельствах? Как ты почувствовал призвание? Как среагировал? Какие подтверждения дал с тех пор Господь? Подумай: может быть, имеет смысл рассказать об этом церкви, ибо Бог может твоим свидетельством и других на служение призвать. 2. Составь черновик плана последней, третьей проповеди. Не забудь учесть все замечания ментора. Урок 10. Слушатели О чём этот урок: Люди пришли тебя послушать. Ты видишь их лица. Но что у каждого на уме и на сердце - знает только Бог. " Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце" (1 цар 16: 7). Но это не избавляет тебя от обязанности знать, к кому обращаешься, изучить, чем люди живы. Живёшь ты здесь сам или приехал издалека, ты обязан сказать так, чтобы тебя поняли, чтобы проповедь твоя связала Евангелие с жизнью не каких-нибудь, а вот этих людей. Аудитория проповедника - не однородная масса. Она состоит из самых разных людей. Значит, от проповедника требуется знать о них как можно больше, чтобы достучаться до сердца каждого. Но ведь ясно, что изучить жизнь и тревоги каждого слушателя невозможно. Как же быть? Во втором уроке, касаясь трагедии греха, мы уже отмечали, что буквально у всех людей, живущих на земле, есть что-то общее. У юных и старых, богатых и бедных, мужчин и женщин, образованных и неграмотных - всегда есть что-то общее. Каждый знает о болезни и смерти, мечтах и обидах, любви и ненависти. Мы называем эти переживания общечеловеческими, потому что раньше или позже их испытывают все. Значит, в проповеди всегда можно опереться на общечеловеческое и связать с ним Евангелие. Кроме того, собравшихся обычно объединяет ещё кое-что: язык, национальная принадлежность, обстоятельства. Они легко поймут ссылки и даже намёки на местные события, слухи, надежды. Опытные благовестники любят брать примеры для проповеди из местной жизни. Это повышает уважение к ним и увеличивает вероятность того, что люди откликнутся на призыв. В конце проповеди перед ними встанет выбор, имеющий вечное значение. И тебе, естественно, хочется, чтобы они покаялись и вошли в Божью семью. Какой выбор сравнится с этим по важности! Можно сказать, что вся жизнь состоит из решений: куда пойти и что надеть, что сказать и о чём промолчать, что сделать и чего не делать. Решать, делать выбор приходится ежеминутно, даже если мы этого не замечаем. Одни решения принимаются автоматически, по привычке, другие после серьёзных размышлений. Что такое решение, выбор, людям прекрасно известно; и твоя обязанность - помочь им призывной проповедью нужное решение принять. А для этого обязательно надо, чтобы они были именно слушателями, а не просто присутствовали. Способов поддержать интерес есть немало, мы о них уже говорили. Помнишь самый главный из них? Надо, чтобы люди видели: то, о чём он проповедник говорит, его самого волнует. Да и сможет ли остаться равнодушным тот, кто тщательно и молитвенно готовил эту проповедь, кто все силы приложил, чтобы слушателей понять, кто знает любовь Божию и любит людей! В этом уроке мы коснёмся некоторых теоретических принципов и практических приёмов, которые помогут тебе передать людям волнение о вечной их судьбе. Цели урока 1. Изучить пять общих свойств любой аудитории. 2. Узнать, как Святой Дух влечёт души ко Христу тщательно подготовленной проповедью. 3. Составить окончательный план первой проповеди. * * * Как заглянуть в душу людскую, как помочь ей принять самое важное в жизни решение? Понять человека В 1983 году на Амстердамской международной конференции разъездных благовестников Билли Грэм привёл несколько примеров из собственного опыта. " Выходя на проповедь - будь то на углу улицы африканского города или в огромной корейской церкви, перед племенем в Заире или на стадионе в Нью-Йорке - я знаю, что есть в сердцах и умах психологические и духовные факторы, общие для всех людей. Начиная проповедь, я не сомневаюсь, что у каждого слушающего есть в сердце струны, которые затронет Дух Святой". Таких общих черт он насчитывает пять: " 1. Каждому человеку чего-то не хватает. Даже тому, у которого " всё есть". И так во всём мире, в любом обществе. 2. Кроме того, в любой душе, где нет Христа, зияет совершенно определённая пустота. Всё человечество мечется в поисках чего-то, а чего - неизвестно. Дай человеку миллион долларов - счастья это не принесёт. Дай секс и любые чувственные наслаждения - и это никогда не удовлетворит глубочайшей внутренней жажды. Бывая в лучших университетах мира, я слышу стон и плач молодёжи - интеллектуально, психологически и духовно павшей. Они ищут сами не знают чего. Я как-то спросил президента Гарвардского университета, чего студентам не хватает больше всего. Он подумал и ответил: обязанностей. Прекрасно сказал Блез Паскаль: " В душе есть вакуум в форме Бога, и заполнить его может только Бог". 3. Можно смело предположить, что каждый слушатель знает чувство одиночества. В наши дни его называют " одиночеством вселенских масштабов". У меня есть друг, психиатр и богослов. Я спросил его: " От чего страдают люди, которые сами обращаются за помощью? ". Он призадумался, а потом говорит: " От одиночества". И добавил: " Копнёшь поглубже - понимаешь, что это одиночество без Бога". Нечто подобное знакомо каждому. Среди праздничной толпы, когда вокруг веселье, вдруг, неожиданно, ощущаешь одиночество. Это поистине " вселенское" чувство, и разлито оно повсюду: в городах и пригородах, в Африке и Латинской Америке, в Европе и Японии. Это такое одиночество, избавить от которого может только Бог. 4. Нас слушают люди, которых грызёт совесть. Видимо, это самое общечеловеческое из всех переживаний, и масштаб его потрясает. Главврач одной психиатрической больницы в Лондоне сказал: " Найдись лекарство от угрызений совести - и я выпишу половину пациентов". Какое же мощное лекарство у нас в руках! 5. Никто не хочет умирать. Все боятся смерти. В наше время об этом не принято говорить в обществе, но от смерти никуда не денешься. В любой стране сегодня включишь телевизор и увидишь кинозвёзд, скажем, Мэрилин Монро или Жана Габена; их давно нет в живых, но вот же они, разговаривают. И создаётся иллюзия, что о смерти можно не думать, вроде бы уже и не страшно. Но хоть на задворках сознания страх остаётся всегда." Обратим внимание на слова Билли Грэма: " Какое же мощное лекарство у нас в руках! ". Бог знает боли и муки каждого сердца, которое томится вдали от Него. Евангелие Христово - это лекарство, которое Он предлагает без рецепта и бесплатно. Почему же есть немало людей, кто, слушая призывные проповеди, думает: ну, это не для меня!? Готовя свою проповедь, помни про эти общечеловеческие качества и старайся эти струны сердца затронуть. Надо все силы приложить, чтобы каждый понял: это как раз для меня. Кроме этих общих признаков, присущих любой аудитории, можно немало интересного узнать о людях, если проследить за их поведением. Выражение лиц, смех и слёзы, тон голосов и жесты очень много скажут внимательному наблюдателю. А уж если поговоришь с ними, порасспросишь, то узнаешь гораздо больше, даже задавая самые невинные вопросы: какие книги они читают, какую любят музыку, за какие команды болеют, за кого голосовали на выборах, и так далее. Ты узнаешь, что их радует, что пугает, бьются они в непосильном труде или отлынивают от работы. Ты увидишь людские взаимоотношения - между жёнами и мужьями, родителями и детьми, сестрами и братьями, учителями и учениками, работодателями и работниками, продавцами и покупателями. В городе ты обратишь внимание, чем полны местные и центральные газеты, радио, и телевидение. А в сельской местности прислушаешься к разговорам на завалинке и на сходке. Лучше всего - искренне подружиться с людьми, чтобы они не стеснялись говорить с тобой о наболевшем. Очень важно быть в гуще событий, быть своим среди людей. Проповедник, всё своё время проводящий за письменным столом, рано или поздно потеряет связь с народом, с его животрепещущими нуждами. А значит - потеряет и способность доносить Евангелие до сердец. Иисус Христос умел внимательно слушать и наблюдать за людьми - будь то враг, пытающийся подловить Его, или душа, искренне ищущая Бога. Он нередко уходил от толпы, желавшей исцелений и чудес, чтобы поговорить с одним человеком. Новый Завет доносит до нас несколько этих личных разговоров. Из них видно, как вникал Господь в заботы отдельного человека. Зная, как и чем живут люди, Он выражал небесную истину в земных терминах, понятных слушателям. В результате - " множество народа слушало Его с услаждением" (Мк 12: 37). Какая похвала проповеднику! Его слушали не потому, что Он развлекал, а потому, что Он понимал. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы