Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Здесь вычистить могут ковёр и халат,
Рабочую куртку, двубортный пиджак, Нарядное платье, прадедушкин фрак. Пальто и штаны станут новыми тут. Вот совесть в химчистку, увы, не берут! Благодарение Богу, Он предусмотрел на этот случай Свою помощь, выход и наилучшее средство очищения совести от скверн и пороков – драгоценную Кровь Господа нашего Иисуса Христа (Евр. 9: 14; 10: 22). Будем помнить, что Кровь Христа – единственное средство очищения совести. Другого такого средства в мире нет. Прошлую греховную жизнь, в которой могло быть немало скверных, постыдных поступков, требующих воздаяния и исправления делом, можно загладить «правдой и милосердием к бедным», как посоветовал это пророк Даниил гордому и надменному царю Навуходоносору (Дан. 4: 24; Пр. 16: 6). Да, любовь покрывает множество грехов (Иак. 5: 20; 1Пет. 4: 8), покрывает даже все грехи (Пр. 10: 12). Но снять пятна с совести, найти оправдание и очищение её можно только в Крови Христа. Мы должны ежедневно стоять под прикрытием Крови кропления (Евр. 12: 24), чтобы содержать совесть нашу всегда чистой и непорочной, как это писал о себе Ап. Павел, чтобы в день явления Господа нам не постыдиться (1Фес. 5: 23). «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым... да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10: 19-23).
15. " ДУХОВНЫЙ, ДУШЕВНЫЙ, ПЛОТСКИЙ"
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. 1Кор. 2: 14-16 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо, если между вами зависть, споры, разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? 1Кор. 3: 1-3 Т ема о духовной, душевной и плотской жизни – одна из важнейших тем Нового Завета. Иисус Христос и Апостолы уделили этой теме много внимания, рассмотрев её с различных сторон. Сегодня назрела необходимость снова вернуться к ней и рассказать о ней новому поколению верующих, влившихся в Церковь. Чтобы лучше понять эту тему, вспомним, как устроен человек. Если кратко сформулировать мысль, то он устроен из духа, души и тела (1Фес. 5: 23). Каждая из этих частей в плане Божием имеет своё определённое назначение. Как и Бог наш, Которому мы верим и поклоняемся, это единый Бог, но Он в трёх лицах, и каждое лицо имеет Своё взаимосвязанное служение, так и человек состоит из трёх частей, но это единый и неделимый человек. Он создан по образу и подобию Божию и предназначен отражать славу Божию. Всё это нам открывает Библия, Слово живого Бога. За её словами сокрыты великие духовные истины, которых наш естественный, душевный человек понять не может и которые становятся понятными только через откровение от Духа Божия. Уже древние христиане пытались понять и определить состояние человека, когда, в каком случае Писание называет людей духовными, душевными и плотскими. Тертуллиан, один из отцов Церкви III века, называет плоть, т. е. физическую сущность человека, «телом души», а душу – «сосудом духа». Душа расположена между духом и телом посередине и как бы соединяет их, потому что прямая связь между духом и телом невозможна. Общение между ними может происходить только через душу. Это очень важные истины, и их необходимо хорошо знать каждому верующему. Богословы последних двух столетий разработали эти истины так, что каждый читатель без труда может в них разобраться. Они, например, объяснили, что душа является связью между духом и телом; она есть место, где они встречаются. Через тело человек – «душа живая» (Быт. 2: 7) – связан с миром видимым, а через дух – с миром духовным. В теле находится сознание о мире, в душе – сознание о себе, а в духе – сознание о Боге. Нам нет нужды повторять здесь все вопросы, касающиеся устроения человека и взаимодействия его систем, так как они детально рассмотрены в других главах. Поэтому я перейду к изложению предмета. В книге Бытие (2: 7) мы читаем, что в начале Бог сотворил бездушную форму, фигуру и вдунул в неё «дыхание жизни». В еврейском подлиннике выражение «дыхание жизни» стоит во множественном числе. Это значит, что Божие дыхание вызвало в человеке двоякую жизнь – естественную и духовную. От дыхания Божия возник дух человека, а под влиянием духа возникла душа, которая стала центром человеческой личности. Как место нахождения личности, состоящей из разума, воли и чувств, как самосознательное существо, находящееся между духом и телом, душа может выбрать, какой из двух миров должен руководить человеком. До грехопадения в Адаме над душой господствовал дух, вдунутый Богом; через душу он освящал тело, созданное из праха, так что оно способно было выполнять Божие назначение. Грехопадение нарушило созданный Богом порядок: через разум, орган души, в человека вошёл грех и разлучил его дух с Богом. Человек стал чужд жизни Божией (Еф. 4: 18), оказался без Бога, без Христа (Еф. 2: 12), сделался неспособным жить в общении с Ним. Дух попал в сосуд души, а душа, в свою очередь, подпала под власть плоти. Душа с её разумом, волей и чувствами обратилась к плоти, увлеклась её страстями и похотями. Она иногда господствует над плотью, иногда – в рабстве плоти. Все невозрождённые люди живут под господством души, которая в своих помышлениях и стремлениях абсолютно земная и плотская. Об этих людях Апостол Иуда пишет: «Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (ст. 19). Плотские люди падают всё ниже, потому что в них неограниченно господствует низший материальный элемент. При возрождении положение меняется: через действие Слова Божия и Духа Святого дух оживает и поставляется во главе человеческой личности. Душа просвещается светом свыше в той мере, в какой человек понял и принял истину. Тело очищается от господствующих в нём похотей и страстей, подчиняется духу и поставляется на служение Богу. Так человек рождается от Бога и начинает жить духовной жизнью. Это в идеальном случае. Но на практике бывает иначе. Поэтому в Церкви, среди возрожденных людей, дух которых пробужден к новой жизни, имеется три класса людей или три ступени развития в зависимости от того, какая сила господствует над ними: духовные, душевные и плотские. Духовные – это люди, которые в своей жизни руководствуются духом, находящимся под дисциплиной Духа Святого. Душевные – те, которые водятся душой, т. е. разумом, волей и чувствами. И плотские – люди, которыми управляет плоть с её низшими инстинктами. Если в верующем господствует дух, – он будет духовным; если господствует душа, – он душевный; если же он, несмотря на возрождение, допускает дела плоти, как это было у коринфян, о чём пишет Павел (1Кор. 3: 1-3), он – плотский. Как видим, в верующих, спасённых благодатью Христа, могут быть три жизни: несотворённая (или духовная) жизнь от Бога, сотворённая (или душевная) жизнь человеческая и падшая (или плотская) жизнь от сатаны. Все эти три жизни могут существовать в человеке одновременно, но верх берёт та, которой предоставлена свобода для проявления, т. е. та, к которой человек склоняет своё сердце. Кратко остановимся на каждой из этих жизней. Плотский человек Это человек уже верующий, возрожденный, но всё ещё живущий по плоти. Плоть в данном случае – это испорченная грехом природа (тело, естество) человека по Адаму, в которой прежние земные желания и интересы, называемые в Писании «страстями и похотями» или «вожделениями», ещё не умерли, ещё господствуют. Они насаждены в нашей плоти (старой природе) после грехопадения. В Едеме сатана, совратив человека, сделал ему, образно выражаясь, смертоносный укол в плоть, то есть ввёл в неё грех, свою злую падшую природу, свою сатанинскую жизнь. Поэтому грех, страсти, похоти и вожделения – это представители сатаны в человеке. Так зло вошло в нашу естественную природу. И обобщая этот вопрос, Павел говорит: «...Я плотян, продан греху... Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7: 14, 18). А дальше добавляет: «...Потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8: 7). Вся 7 глава послания к Римлянам показывает, к какому плачевному результату приводит господство плоти: на престоле сердца царит наше «я»; оно старается повернуть нашу душу (разум, волю и чувства) к плотским интересам, позволяя ей увлечься земными вещами больше, чем духовными. Происходит борьба плоти и духа за первенство, за обладание душой: плоть порабощает душу, дух – вырывает её из рабства тлению. Плотские люди – это «младенцы во Христе», не могущие питаться «твёрдой пищей», ибо они «не в силах», не в состоянии усвоить глубокие духовные вопросы. Их питание – духовное «молоко» (1Кор. 3: 1-3). Хотя они и рождены свыше, но они всё ещё не покончили со страстями и похотями, восстающими на душу (1Пет. 2: 11). Поэтому, обращаясь к верующим в Колоссах, Павел предлагает им не просто контролировать или обуздывать себя, но «умертвить земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание», приравниваемое к идолослужению (Кол. 3: 5). У коринфян проявилось другое – «зависть, споры и разногласия» (1Кор. 3: 1-3). Всё это дела плоти. Их перечень приведен в Гал. 5: 19-21, где сказано, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют». Каждое из перечисленных дел, если оно допускается верующим, отражает в нём меру плотской жизни, которая проявляется через душу, как через окно или дверь личности. Такой человек живёт по плоти, хотя дух его пробудился к жизни Божией. А «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8). Чтобы покончить с делами плоти, такому верующему надлежит по-настоящему раскаяться, сокрушиться у подножия Креста и просить у Господа прощения. А затем он должен подписать смертный приговор своей греховной природе, своему влечению ко греху и верою стать на почву Рим. 6: 5-6, где сказано, что в смерти Христа мы с Ним соединяемся и с Ним умираем для греха и ветхого Адама. В это надо верить, и вера осуществляет то, что написано: «ветхий наш человек распят с ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху». Надлежит отвергнуть своё плотское «я», отдав его на сораспятие, и предоставить место Христу в своём сердце (Гал. 2: 19-20). Этот довольно трудный и не для всех понятный вопрос хорошо объяснил Освальд Чеймберс в своих комментариях на Гал. 2: 19 и Рим. 6: 4. Он пишет: «Каждому из нас обязательно нужно облечь все свои благие порывы и благородные убеждения в чёткую форму, вынести вердикт своей склонности ко греху, а точнее, своим правам на самого себя. Павел говорит: «Я сораспялся Христу», что значит: «Я умер вместе с Ним, Его смертью». И когда я прихожу к такому решению и начинаю действовать, исходя из него, тогда всё, что Христос совершил на кресте для меня, начинает совершаться во мне ». И далее он пишет: «Никому не дано войти во всю полноту освящения, минуя «белые похороны» – погребение ветхой жизни. Если этой смерти не было, любое освящение – это просто обман зрения. Обязательно должны состояться «белые похороны», должна прийти смерть, из которой есть лишь одно воскресение – воскресение в жизнь Иисуса Христа. И такая жизнь не подвластна никакой силе, она сливается с Богом и течёт к одной цели – быть Ему свидетелем» (Извлеч. из кн. «Всё, что могу, – во славу Его»). Итак, когда Павел говорит: «...уже не я живу, но живёт во мне Христос», – это означает, что мы остаёмся самим собой, но суть нашей жизни, её движущие мотивы и сила, ею руководящая, меняются неузнаваемо. Телом мы всё те же, но в нас уничтожено древнее сатанинское право самим распоряжаться своей жизнью. Душевный человек Когда верующий через силу креста перестаёт жить и ходить по плоти, он может слишком легко посчитать себя уже духовным, полностью обновленным и руководимым Духом Святым. Но Слово Божие и практика христианской жизни показывают, что и после возрождения и обращения ко Христу мы встречаемся с не приведенной в порядок деятельностью нашей души: с её разумом, волей и чувствами, которые носят отпечаток падшей природы. Это великая опасность, в которую впадают многие христиане. Освобождение от власти плоти ещё не означает устранения душевной жизни. Возрожденный может перестать быть плотским, но надолго остаётся душевным, т. е. ходит под руководством своей не вполне обновленной души вместо того, чтобы ходить по духу. Апостол Иаков (3: 17) показывает мудрость душевную, идущую от нашего разума, ещё не подчинённого Духу Святому, хотя и освобожденному от плоти. Если разум верующего не освящен, если он не находится под руководством Духа Святого, он легко склонен к разного рода заблуждениям и становится опаснейшей функцией души. Ведь многие очень часто стараются своим разумом постичь истину Слова Божия и проникнуть в тайны Духа. Павел пишет, что душевный, в том числе и верующий, не может понять того, что от Духа Божия, «потому что об этом надобно судить духовно». Если в церкви встречаются разделения и расколы, то мы имеем дело в душевным элементом. Обе стороны могут при этом любить Бога и друг друга, но, несмотря на это, различия во взглядах разделяют их. Несогласия показывают всегда на известную степень плотской жизни или плотского образа мыслей, ибо в смерти Христа, в сораспятии со Христом нет трений. Власти тьмы, духи злобы действуют именно на душевную жизнь христиан и производят споры, разногласия и разделения. Если кто почитает себя более святым, чем другие, – то это признак душевной жизни. Да, люди могут остаться душевными, т. е. руководимыми душой, и после получения Духа Святого. Одни лишь слова об отдаче Богу, о водительстве Духа Святого далеки от истинной отдачи и от подлинного водительства. Можно много говорить о воле Божией, а между тем держаться собственной воли и собственного образа мыслей. Господь – Судия праведный, и Он поставит тебя под испытание, чтобы разоблачить твою душевность. Только душевные люди спорят, ссорятся, вызывают трения и разделения, проявляя господство душевной жизни. Другая сторона душевной жизни – это чувственность, питающаяся чувствами тела; это попытка получить даже Духа Святого через чувства. Всё внешнее, привлекательное чаще всего действует на душу, но не на дух. Прекрасные здания, помпезность, пышная, блестящая одежда, сладкие ароматы фимиама для обоняния и увлекательная музыка для ушей или прекрасные картины на религиозные и другие темы для очей – все это может наполнять человека восторженными чувствами, но остаться в пределах души. Дух наш не принимает впечатлений через чувства. Он принимает впечатления только от Бога и только от Духа Святого и непосредственно через дух. Это единственный приёмник, соединяющий нас с духовным миром. Все внешние средства имеют значение лишь постольку, поскольку они прокладывают путь к познанию истины Слова Божия. Но тут кроется опасность: влияния, которые не идут дальше души, чтобы оживить дух, обманчивы. Они дают человеку только видимую святость или набожность, благочестие без силы. Вот таким именно образом благовестие Евангелия превращается в «вероисповедание» и может скатиться до уровня языческой философии и языческого культа. Как видим, не приведенные в порядок действия души, силы её разума и воли – это величайшая опасность как для отдельных верующих, так и для всей церкви. Не является ли это причиной, почему наши общины полны людей, которые не носят и следа истинной христианской жизни? В их душе – тайная тоска по Богу, но они никогда не находят удовлетворения, так как внимание их приковано исключительно к потребностям душевной жизни. Это может быть или умственное толкование истины, или успокаивающее влияние на чувства через музыку и т. п. Но таким путём люди не достигнут истинного богопознания в духе, которое является единственно принятым Богом методом. Величайшая цель сатаны состоит в том, чтобы искупленный Богом человек в своём развитии сохранил в себе действующим какой-либо элемент падшей природы, плотский или душевный. Когда же человек становится духовным, тогда он живёт в более глубоком общении с Богом и всё дальше уходит от влияния души и власти злых духов. Он становится способным распознавать их даже намёки, противостоя всем своим существом. Итак, суммируем всё, что мы узнали о душевном христианине, ибо таковых в церкви большинство. Это возрожденный человек, имеющий обновленный дух, в котором живёт Дух Святой. Но Он (Дух Святой) ограничен душой, потому что, вместо подчинения духу, душа сама руководит своей жизнью. Такой человек может быть даже хорошим христианином, иметь добродетели, быть нравственным, участвовать в служении, но он душевный. Вы не увидите в нём духа, вы не почувствуете от него благоухания жизни Божией. Это человек, который уже не живёт плотской греховной жизнью, но он ещё не живёт и духовной жизнью. Он остановился на середине, на душевной жизни. Ведь душа – это наша неповторимая личность, наше эго, наше «я». Душа – это мы сами. Она любит руководить собой самостоятельно и никому не подчиняется, не признаёт ничьего управления. Так научили её духи лжи после грехопадения Адама. Поэтому человек, как правило, живёт в разуме и чаще всего руководствуется разумом. Разум – это орган мысли, это наш мозг (в физиологическом смысле это мозг, в психологическом – это разум). Это основная часть души. Обдумывание, размышление, осознание, запоминание – всё это функции разума в душе. Как человек думает, так чаще всего и поступает. Очень многие люди живут и руководствуются разумом. У них очень сильно развито логическое мышление. Но оно всё ещё не обновлено в достаточной степени Духом Святым и всё ещё носит на себе печать естественной душевной жизни. Человек остаётся душевным. Другие живут чувствами. Чувства в душе – это орган любви, радости, печали, негодования, гнева и т. п. Человек любит, ненавидит, восторгается или подавлен – это функции чувств в его душе, они окрашивают жизнь в разные тона. Существует много людей эмоциональных. У них чувства интенсивны, легко возбуждаются. Они и поступают чаще всего соответственно со своими чувствами, потому что водятся не духом, а душой и более всего чувствами. Это признак душевной, но не духовной жизни. Эти люди верят только чувствам, полагаются только на чувства. Никакими доводами разума их не убедить, никакие логические доказательства они не воспринимают. Но стоит пустить слезу, как они быстро растают и согласятся. Для них и вера – это чувства: они воспринимают Бога только чувствами; чувства испытали благоухание или нечто приятное, значит Бог близок к ним. Но это ошибка: Бог и Его Дух воспринимается духом, но не областью чувств! Третья категория людей живёт и руководствуется волей. Воля в душе – это орган желаний и принятия решения. В ней выбор. Человек решает, судит, выбирает, принимает и отвергает – это функции воли. Одни люди водятся разумом, другие чувствами, иные волей. Тот, кто водится волей, очень силен в своих решениях. Если он примет решение, его никто не сможет сдвинуть с места, его никакими силами не переубедить, доводы на него не действуют. Не действуют и слёзные мольбы. Ни логические убеждения, ни уговоры не затронут их сердца и не переменят решения. Сколько горя производит между людьми (а часто и между работниками Божиими) собственная несокрушённая воля! Какие грустные последствия бывают в любом деле и на любом поприще, когда дети Божии дают простор своим симпатиям и антипатиям! Если «я» тобой руководит, ты ещё далёк от воли Божией. Каждый человек имеет разум, волю и чувства. И независимо от того, какой из частей души он водится (волей, разумом или чувствами), он – душевный. Он может быть хорошим человеком, может быть даже высоко нравственным, но он – душевный. А о душевном сказано, что он не принимает «того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно». Душевный человек – это всякий нравственный человек в этом мире. Но это также и всякий христианин, который не сумел подчинить своей жизни своему духу, в котором Дух Божий. Такие люди часто не принимают того, что от Духа Божия. Они руководствуются разумом, чувствами или волей, но только не духом, и этим удовлетворяются. Они могут быть честными, порядочными, культурными, интеллигентными, но если их душа не подчинена духу, они душевны, но не духовны. Оттого они не только не принимают, но часто и противятся тому, что от Духа Божия. Практика работы в церквах это подтверждает. Бог душевной жизни не принимает, так как она не является истинной христианской жизнью. Настоящая христианская жизнь – это жизнь духовная, жизнь в духе; а дух – это особый организм, это приёмник, это своего рода «радиоузел» или «телебашня», соединяющая нас с небом, но более высокоорганизованная, которая принимает жизнь непосредственно от Бога. Вот почему в Писании очень настойчиво напоминается ходить по духу и отвергать дела плоти и вот почему так строго осуждается душевная жизнь. По этой самой причине и Господь Иисус говорил Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Отвергнуть себя – значит отвергнуть своё себялюбивое «я», отвергнуть всю нашу душевную жизнь, отдать её на крест, на смерть, на умерщвление, на сораспятие со Христом, как это сделал Ап. Павел (Гал. 2: 19-20). «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10: 38). Тот никогда но расстанется с душевной жизнью и никогда не сможет стать духовным. В Отк. 12: 11 представлены победители, которые «не возлюбили души своей» (т. е. душевной жизни) даже до смерти. Предав её на смерть, они так победили лукавого. Духовный человек По ходу излагаемого материала я уже ответил, кто такой духовный человек. Но суммируя, подчеркну ещё раз: это глубоко верующий христианин, который в своей духовной жизни руководствуется духом. Собственным духом и Духом Божиим. Духовный человек практически прошёл все этапы духовной жизни и все ступени духовного роста. В соответствии с Рим. 6: 3-11 он отказался от вожделений и похотей плоти и умер для греха верою. Он отверг себялюбивое «я» – сердце душевной жизни – и отдал его на крест. Он душу свою – разум, волю и чувства – целиком подчинил духу. Мысль его обновлена Богом и тоже подчинена духу, поэтому у него «ум Христов» (1Кор. 2: 16). Он и чувства подчинил духу, которые в духе черпают силу, чтобы проявлять себя. Он и волю подчинил духу, и она старается избирать и решать по духу, становится гибкой и послушной, поэтому все его решения духовны. Быть духовным не означает, что человек не пользуется разумом, чувствами и волей; но это значит, что он перевёл их из низшего плана на высший и во главе над ними поставил свой дух. Духовный человек позволяет духу быть его господином, хозяином его жизни и источником всех его действий и поступков. Все составные части его души – и разум, и воля, и чувства – у него не только подчинены духу, под дисциплиной духа, но и направляются духом. Если душевный позволяет разуму, воле и чувствам лидировать в его жизни, то у духовного – они подчинены, а лидирует дух. Духовный отвергает главенство души, отказывается признавать лидерство разума, даже самого умного, воли, даже самой сильной и лучшей, и чувств, самых утончённых. Духовный неуклонно следует Богу и Его Святому Писанию, доверяет Ему, верит Ему, полагается на Него всегда и во всём. Вместе с духом у него лидирует и вера как ведущая сила жизни. Для определения того или иного явления духовный пользуется прежде всего не разумом, не чувствами и не волей, но духом. Он «включает» свой дух, молится и получает ответ от Бога. Иногда он получает этот ответ через интуицию – одну из функций духа. Этот ответ приходит как бы «по прямому проводу» от Бога или, выражаясь иначе, «по прямой телефонной связи», которая мгновенно соединяет его с Богом. Библия показывает, что через дух приходит к нам свет откровения, определение всякого дела или явления. Через дух говорит Бог. В духе нашем обитает Дух Святой, и Он же осуществляет присутствие Христа в нас. Когда мы получаем свыше то или иное откровение или сообщение, то его получает дух и передаёт разуму. Разум тогда вступает в работу, чтобы всё осмыслить и передать воле и чувствам к действию. Так происходит руководство душой у духовного человека. Духовный человек пользуется органами души, но не живёт жизнью души. Он живёт жизнью духа, а функции души – только органы, которыми он пользуется. Недостаток или беда верующих нашего времени в том, что они не научились (к сожалению, часто и не учатся) определить свой дух, чувствовать его движения, подчинять себя духу. А ведь в духе живёт Дух Святой и потому наш дух назван «светильником Господним» (Пр. 20: 27). В нашем духе мы можем получить свет и откровение о всяком деле, если держим светильник зажжённым, пламенеющим и имеем в запасе масло для поддержания света (Мф. 25; Рим. 12: 11). Но верующие, как и все люди, чаще предпочитают жить душой, а не духом, потому что душой жить проще и понятнее. А жить духом – это надо прилагать усилие (Мф. 11: 12), что всегда труднее. Поэтому так много недостатков в нашей христианской жизни. Бог принимает только духовную жизнь. Он не принимает жизни плоти, потому что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8). Бог не принимает и душевной жизни, – душевному чуждо то, что от Духа Божия (1Кор. 2: 14). Бог принимает только живущих по духу. Истинное христианство – это жизнь в духе. Все Апостолы Иисуса Христа и все истинные служители Божии – это люди не душевной, но духовной жизни. Как же положить нам конец душевной жизни? Если говорить кратко, то это – крест. Крест Христов – вот линия разделения души и духа. Крест – это начало, середина и конец духовной жизни. Отвергнуть себя – это отвергнуть свою душевную жизнь. Самим по себе сделать это очень трудно, потому что душевный человек очень живуч. Но с Богом всё возможно! У Него сила, у Него победа и у Него награда. Его Слово – как обоюдоострый меч или как Божественный скальпель, который «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). Поэтому будем больше вникать в Слово Божие, больше питать им наш дух, чтобы он рос, креп и стал властелином нашей жизни.
16. " ПОМЫШЛЕНИЯ ПЛОТСКИЕ И ДУХОВНЫЕ"
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир. Рим. 8: 5-6
Т ема о плотских и духовных помышлениях является заключительной в небольшой серии тем о духовной жизни верующих. В эту серию входят: «Душа человека», «Сердце человека», «Совесть во свете Библии», «Устроение духовного дома», «Лицо человека и лицо Божие», «Духовный, душевный, плотский» и наконец «Помышления плотские и духовные». Ап. Павел в Рим. 8: 5-6 обращает особое внимание на помышления верующего, связывая их с последствиями. Он говорит, что тот, кто живёт по плоти, помышляет о плотском, и эти помышления приносят ему «смерть»; а тот, кто живёт по духу, помышляет о духовном, и его помышления приносят ему «жизнь и мир». На первый взгляд кажется, что всё понятно, но если глубже вникнуть в его слова, то мы затруднимся ответить, о какой смерти и о какой жизни говорит здесь Апостол. О духовной? Физической? Вечной или временной? Или ещё какой-то? И вообще, что такое жизнь и что такое смерть? Вопрос о жизни и смерти – один из самых насущных и затрагивает всё человечество. Но множество людей не понимает, что такое жизнь и смерть, тем более не могут понять, как это жизнь и смерть зависят от человеческих мыслей. Люди, как правило, жизнь любят, а смерти боятся и сторонятся её. Но избежать её никто не может: она настигает тебя в определённый день и час и кладёт конец твоим делам в этом мире. Ответить на вопрос, что такое жизнь и что такое смерть, оказалось не под силу никому из людей – ни писателям, ни учёным, ни мыслителям, ни философам. И это не случайно. Даже гениальные из них теряются перед загадкой жизни. Люди обычно судят о жизни со своей точки зрения и чаще всего исходя из условий, в которых они находятся. Жизнь, рассуждают некоторые, это «свобода», другие – что это «тюрьма». Да нет же, возражают третьи, это «непрерывный труд» и «бесконечные страдания». Иные считают, что жизнь – это «постоянная битва во мраке». Какая безнадёжность, безысходность звучит в этих определениях! И каких только определений нет о жизни! И что это просто «сон», «несбыточная мечта», «блеснувший миг», или «великая школа», «весёлая игра», для иных – «вечное движение», «вечная путаница» и т. д., и т. п. Во всех этих определениях фактически нет ответа. Наш великий поэт А.С. Пушкин свои раздумья о жизни выразил стихами: «Дар мгновенный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?..» На это стихотворение, в котором три куплета, откликнулся его современник поэт И.П. Клюшников: «Дар мгновенный, дар прекрасный, жизнь, зачем ты мне дана? Ум молчит, а сердцу ясно: жизнь для жизни создана! Познавать Творца в твореньи, видеть духом, сердцем чтить – вот в чём жизни назначенье, вот что значит в Боге жить». Но это ещё не полный ответ. Вот как отвечает на это Ап. Павел, отдавший свою жизнь на служение Богу и людям: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21). В основании такого ответа лежит уверенность в вечном спасении и награде от Бога, потому что наш Божественный Учитель, Который есть альфа и омега, первый и последний, начало и конец всего сущего, сказал о Себе: « Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин. 11: 25). Что можно добавить к этим словам? Только Библия, книга Божиих откровений, даёт исчерпывающий ответ на вопрос, что такое жизнь и что такое смерть. Жизнь и смерть – в этих двух словах заложен великий смысл, и они употребляются в Библии в буквальном и в переносном значении. Библия открывает, что Бог – источник и родоначальник жизни, Он сама жизнь. От Его Престола исходит «река жизни» и течёт во Вселенную, даруя жизнь всему, с чем ни соприкоснётся (Отк. 22: 1). Наш Бог – это Отец, вечный, безначальный и бесконечный Бог. О Нём сказано: «От века и до века Ты – Бог» (Пс. 89: 3); «Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101: 28). Бог Отец «имеет жизнь в Самом Себе», Он и «Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5: 26). Вот она, настоящая жизнь! Она, как и Сам Бог, не сотворена, без начала и конца. Это единственная, истинная и неподражаемая жизнь, потому что она имеет природу Бога. Всякая другая жизнь не есть жизнь в подлинном смысле этого слова. Все виды жизни во Вселенной, будь то жизнь Ангелов, людей, животных или растений, – не вечны. У них нет самой природы Бога, и потому они не божественны, не истинны. Только жизнь Божия вечна, бессмертна и неизменна. Она не подлежит смерти и неразрушима (Евр. 7: 16). Это единственная уникальная и неповторимая жизнь. Она принесена Христом на землю, и Он даёт её тем, кто верует в Него и принимает Его (Ин. 1: 12-13). Иисус неоднократно повторял, что верующий в Него «имеет жизнь вечную» и «перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Он говорил о Себе: « Я есмь путь и истина и жизнь » (Ин. 14: 6). Он даёт её людям «с избытком» (Ин. 10: 10). В речах Иисуса Христа слово «жизнь» фигурирует очень часто, потому что Он говорил как Распорядитель жизни, как Жизнеподатель. Потому и Апостолы утверждают, что «имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин. 5: 12). Кто верит в Него, рожден от Него, тот стремится к этой жизни и миру. И Библия, слово откровения Божия, – единственный источник света, эталон истины и единственное окно в духовный мир. Она ведёт людей от смерти в жизнь. Но вернёмся к нашему тексту из Рим. 8: 5-6: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном...» Плоть и дух являются в человеке источниками сил и как бы двумя магнитами или проводниками мыслей. Народная пословица гласит: «Посеешь мысль – пожнёшь поступок, посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Действительно, мысль рождает слово, а посеянное слово рождает дела. Дела, в свою очередь, переходят в привычку, привычка же творит судьбу. В приведенном тексте Павел обращает особое внимание на то, что «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». Слово «жизнь» и слово «смерть» имеют здесь и прямое, и переносное значение. Сначала поговорим, что значит «жизнь». Верующие в Иисуса Христа, рожденные от Бога, получают новое сердце и новый дух, в которых обитает жизнь от Бога. Они отличаются от невозрождённых людей тем, что по своей духовной природе являются детьми Божиими (Гал. 3: 26). Через принятие верою драгоценных обетований Божиих и осуществление их в практике жизни они становятся причастниками Христу, наполняются жизнью от Бога и становятся одно со Христом. Дух Святой поселяется в сердце, в их духе и научает их духовной жизни. Оттого у них и помышления духовные, приносящие им радость, жизнь и мир. Но не все рожденные свыше живут духовной жизнью. Некоторые долго ещё остаются душевными, даже плотскими (1Кор. 3: 1-3). Это те, которые не пережили полного обновления души – разума, воли и чувства. Они всё ещё носят в себе следы падшей природы. Разум, воля и чувства, эти три важнейших функции души, обновлены у них настолько, насколько человек верою принял, понял и применил истину Божию к собственному сердцу. На их мыслительной деятельности часто остаётся печать старых представлений и помышлений, воля не подчинена духу, а чувства подвержены влиянию ветхой природы. Такие верующие всё ещё живут душевной, а иногда и плотской жизнью, допуская прегрешения, слабости, споры, трения, разногласия, разделения и т. п. скверные дела плоти. Как видим, уверовавший в Иисуса Христа, рожденный от Бога и получивший Духа Святого в своё сердце, может жить вполне духовной жизнью, если целиком посвятил себя Господу и подчинил руководству Духа Святого. Но он может жить и душевной жизнью, если его душа всё ещё хранит на себе отпечаток ветхой натуры. Если верующий живёт по духу, он духовный; если живёт душой – он душевный, если живёт по плоти – он плотский. Жизнь во многом зависит от помышлений. Если у человека помышления духовные, тогда он и сам духовный. И тогда у него на сердце господствует жизнь Божия и мир Божий. Если же у него помышления плотские, то они несут противоположное жизни – несут смерть. Это не значит, что кто-либо, питающий плотские мысли, непременно должен умереть или же навлекает на себя вечную смерть. Но это значит, что плотские мысли имеют начало в грехе и смерти. Ап. Иаков в 1: 14-15 пишет, что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Питающий в себе плотские помышления находится на пути к смерти. Ведь помышления плотские в виде похотей, страстей и вожделений рождаются в глубине нашей плотской испорченной природы. По свидетельству Библии, все мысли и помышления сердца людей всегда были зло (Быт. 6: 5; 8: 21). С мыслей начинается грех и все злые дела, поэтому плотские помышления ведут к смерти. Точно также и духовные помышления рождаются в глубине сердца, в сокровенной глубине нашего духа, исполненного Духом Святым. Эти помышления ведут к жизни. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы