Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГОСПОДЬ ЕСТЬ ЧАСТЬ НАСЛЕДИЯ МОЕГО»



 

К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним всё желание моё...

Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.

Пс. 15: 3, 5-6

 

П салом 15 исполнен великого духовного пафоса и торжественности. Он содержит пророчество о воскресении Иисуса Христа после Его искупительного подвига на Голгофе. Вместе с тем этот Псалом раскрывает внутренний мир Давида, этого великого певца Господня. Чувствуется, что Давид крепко любит Господа и имеет открытые глаза, чтобы лицезреть Его. Он крепко любит и тех, кто поклоняется Господу. В этой песне Давид вдохновенно поёт: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны. К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним всё желание моё».

Эти строки и те, которые поставлены в эпиграф, показывают, чему Давид отдавал приоритет в своей жизни – Богу и детям Божиим. Его сердце не только искренне и глубоко любит их, но и испытывает к ним неодолимое влечение, а также влечение ко всему возвышенному, духовному, божественному, что его всецело поглощает, животворит и без чего он не мыслит своего существования. Тех, к кому его влечёт, он называет «святыми на земле» и «дивными» Божиими; они занимают все его интересы и желания.

Но более всего его сердце прилепилось к Богу, Который стал для Него источником жизни, радости, счастья. Он настолько любит Господа, что называет Его частью своего «наследия» и своей «чаши», говорит, что Он держит его жизненный «жребий» и что «межи», по которым проходит его «наследство», «приятно» для него. Никто из пророков и мужей Божиих не сумел так прекрасно и выразительно описать глубину своей самозабвенной любви к Господу. Воистину Давид ощутил Его всеми фибрами своей души и духа, он действительно потонул в этой любви.

Кратко остановимся и порассуждаем над этими удивительными словами Давида о наследии и о чаше.

Что сегодня мы, верующие, ученики Господа и Его дети, знаем об этой чаше? Что мы знаем о нашем наследии в Господе? Так мало в наши дни говорится об этом в собрании святых или при общении друг с другом. А очень жаль. Священное Писание Нового Завета более, чем Ветхого, открывает богатое наследие в Господе для тех, кто твёрдо решился следовать по пути Его на этой земле.

Некогда отцы израильского народа Авраам, Исаак и Иаков, почитая себя странниками и пришельцами на земле, верили в это наследие и стремились к нему. Павел в Новом Завете так пишет об этом: «...Они стремились к лучшему, то есть небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11: 16). Вся их земная жизнь была полна стремления к небесному наследству, к городу, «которого художник и строитель Бог» (Евр. 11: 10). Этот город Он приготовил и для тех, кто вошёл в Его святую Церковь, кто совершил свой путь на земле по следам Христа (1Пет. 2: 21).

Для них, по словам Ап. Павла, Бог приготовил то, чего «не видел глаз... не слышало ухо и не приходило на сердце человеку» (1Кор. 2: 9). Пётр называет это наследством «нетленным, чистым, неувядаемым, хранящимся на небесах» для нас (1Пет. 1: 4). Сами же верующие названы наследниками Божиими, сонаследниками Христу (Рим. 8: 17).

В наши дни многие христиане оказались под давлением многочисленных испытаний, искушений и переживаний и совершенно забывают о своём небесном наследстве. Забывают и о том, что для истинных христиан все времена были нелёгкими. В условиях греха и демонизма всегда тяжело идти по следам Христа и нести свой крест, всегда нелегко соблюдать Божии заповеди. В 2Тим. 3: 12 мы читаем, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» независимо от времени, в которое живут. А если не будут гонимы, то будут презираемы или лишены земных преимуществ. Но зато Бог обещает и приготовил для них на небесах чудное наследство.

Что же это за наследство? И что вообще означает наследство? Наследство – это богатство или имущество, завещанное родителями, родственниками, друзьями своим близким или избранникам. Из прочитанного текста мы видим, что Давид ищет особенное наследство, самое возвышенное и прекрасное. Он называет Бога своим наследием своего и своей чашей, своей судьбой. Для него Господь Бог составляет всё его достояние, всё богатство, все драгоценности. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72: 25), – так утверждает тот, для кого Бог – цель и смысл жизни, кто получил в Нём своё глубокое удовлетворение и кто слился с Ним в одном Духе. Это пережил Давид. Это пережил автор 72 Псалма Асаф, это пережили многие души. Сам Господь стал частью их наследия, их чаши, их доли, их настоящего и будущего.

Под чашей в данном случае подразумевается то великое благословение, те драгоценные духовные ценности и богатства, которые душа приобретает в Боге верою, если эта вера всем сердцем прилепляется к Нему.

О богатом человеке, купающемся в благополучии и преуспевающем во всём, иногда говорят, что чаша жизни его переливается через край. Это образное выражение, метко передающее достаток человеческой жизни. Так и Давид говорит о себе: «Ты приготовил предо мною трапезу... чаша моя преисполнена» (Пс. 22: 5). У Давида этой преисполненной чашей являлся Сам Господь. Это Он, его Господь и Пастырь, переполняет до краев его чашу богатством Своего присутствия и делает его вполне счастливым. Чаша Давида переполнена присутствием Божиим в его жизни, в его сердце, в его помыслах, стремлениях, желаниях, во всей его судьбе. Что может быть выше этого? Поэтому Давид так уверенно заявляет: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой».

Жребий, о котором говорит Давид, означает его счастливую судьбу – именно всё то, что он получил от Бога. Он уверен, что Сам Бог дал ему этот счастливый удел и что Он держит в Своих могучих руках всю его судьбу, выпавший на его долю жребий на земле и в вечности. Поэтому с глубоким удовлетворением он далее возвещает: «Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня». Это духовно-поэтический приём Давида, чтобы в чудных образах обрисовать благословения его духовной жизни, имеющей будущее.

Межи – те места, где наши участки соприкасаются с участками соседей. Если перенести это в духовный план, то можно видеть наши межи, прошедшие через благословенные места. Эти места пролегают через сердца наших близких, дорогих и любимых, через сердца родных и друзей, вошедших в Церковь и составляющих с нами одну Божию семью. И спереди, и сзади, справа и слева от нас Господь поместил тех, кто так же, как мы, любят Господа, кто решительно идёт по Его следам, исполняет Его заповеди. Так близко от нас Он поместил тех, кто любит и нас, кто готов нас поддержать, помочь, ободрить, когда мы имеем в этом нужду. Их любовь согревает нас, целит наше сердце, радует душу и обогащает нашу жизнь. Через их уста, их сердце, их руки, их присутствие Господь дарит нам радость, каждодневно посещает нас.

Давид это замечательно выразил в другом Псалме: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе... Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс. 138: 1-3, 5). Давид ощущает явное присутствие Господа в своём сердце, в своей жизни, в своей судьбе, во всём своём хождении по земным путям. Господь рядом с ним и в горе, и в радости.

Вспоминая свой жизненный путь, я тоже нахожу те благословенные межи, когда Господь был рядом, хранил меня, спасал, защищал, поддерживал, утирал слёзы, подавал руку помощи. В трагические минуты жизни Он подал мне руку помощи через мою жену, которая явилась светлым ангелом, верным другом и отрадой на моём пути. Я ощущал не только Его явное присутствие со мной, но и Его водительство, побуждение, предупреждение, благословение. Не всегда мы это ощущаем, не всегда умеем видеть Его благословляющую, охраняющую или руководящую руку. Наверное, это минус для нас. Например, великий праведник Иов когда-то, в дни тяжелейших своих страданий, искал присутствия Господа и не находил, а потому жаловался: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! ...вот, я иду вперёд, и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю» (Иов. 23: 3, 8-9).

Так было в жизни Иова, когда он проходил долину смертной тени, поприще своего креста. Болезни, страдания и горести донимали его до смерти. А друзья, вместо помощи и поддержки, отягощали его своими обличениями. Его жизнь приближалась к могиле. А между тем Бог избрал его стать великим образцом служения страданиями, пройти путь креста в подобии Агнца Божия Иисуса Христа. Но его друзья этого не понимали, как не понимают этого и многие из нас. Но Иов претерпел все невзгоды до конца и затем пережил величайшие благословения от Господа. Он получил от Него двойную награду (Иов. 42: 10).

Но вернёмся к Давиду. Как чудно звучит его речь в Псалме 138! Он говорит о явном присутствии Бога во всех его делах и во всех его путях. Это присутствие Божие исполняет его сердце неземной радостью, переполняет его до краев и переливается через край. Он видит присутствие Господа с момента своего зачатия в утробе. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было», – с полной уверенностью говорит Давид. Всевышний вошёл в его жизнь как часть наследия его и чаши его. И потому межи его прошли по прекрасным местам и наследие его приятно для него.

Детям Божиим даны великие и драгоценные обетования (2Пет. 1: 3-4; 2Кор. 1: 20). И мы можем смело говорить с Давидом, что Господь и для нас – часть нашего наследия и нашей чаши, что и наши межи прошли по прекрасным местам и наше наследие приятно для нас. Оно приятно и очень дорого для нас. И самое большое обетование для нас – то, что Иисус с нами и в нас. Дух Святой осуществляет Его присутствие в нас, и вся наша жизнь принадлежит Ему. Мы с Ним связаны вечными узами на земле и в небесах.

Присоединимся же к молитве Ап. Павла за верующих Ефесской церкви. Павел просил Господа, чтобы Он просветил их очи сердца и они «познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас» (Еф. 1: 16-19), «дабы вам исполниться всей полнотой Божией» (Еф. 3: 19).

Павел хочет сказать, что то, что приготовил Бог для нас на небесах, так велико и прекрасно, что мы не в состоянии постичь этого своим ограниченным умом. Чтобы вместить это в своё сердце, надо молиться о том, чтобы Бог открыл наши внутренние глаза. Когда они открыты, мы сможем увидеть бесконечное богатство наследия на небесах, приготовленное Господом для тех, кто ведёт жизнь победы. Иисус сказал Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14: 1-3).

В современной Вселенной обнаружено огромное количество галактик. Для кого они приготовлены? И не на них ли находятся эти обители, которые Иисус обещал приготовить для верующих в Него? Мы этого не знаем. Но Слово Божие отвечает, что Бог творит «всё новое» и «побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Отк. 21: 5, 7). Этого достаточно, чтобы уже сегодня радоваться вместе с Давидом: «Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня». Обозревая всё это духом живой веры, будем всем сердцем устремляться к ним!

 

 

19. " СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"

 

«Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека от Господа»

Пр. 29: 26

«Нет ничего случайного в судьбе человека, но Промысел Божий о нас обычно только в малой мере прозревается в том, что кажется случайностью»

Епископ Семёнов-Тяньшаньский,

«Отец Иоанн Кронштадский».

 

И ные служители Божии (например, Вадим Белый из ж. «Вера и жизнь», 5-98, с. 8-9) считают, что «судьбы нет, есть вечный Бог, в руки Которого можем отдать свою жизнь и ни о чём больше не беспокоиться, так как написано: «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36: 5)...»

Однако наш текст в эпиграфе показывает, что в Священном Писании фигурирует слово «судьба». В русской Библии оно встречается только четыре раза и, к удивлению, три раза по отношению к Богу и только один раз по отношению к человеку. Неужели Бог тоже имеет судьбу? «Как непостижимы судьбы Его! » – читаем мы в Рим. 11: 36 о Боге. То же и в Пс. 35: 7 и в Ис. 28: 13. Здесь сказано о Боге, о непостижимости Его путей; это восхищение Его путями.

А в Пр. 29: 26 слово «судьба» употреблено по отношению к человеку: «...судьба человека от Господа».

Смысл слова «судьба» в иных местах Библии передан через слово «жребий». Например: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). По новому переводу: «В Твоих руках судьба моя».

Слово «жребий» означало определение чего-то спорного, кому оно должно принадлежать. Например, воины бросали жребий об одежде Иисуса (Ин. 19: 24). Затем посредством жребия стали определять и долю человека, его участие в чём-то. Ап. Пётр, например, предложил бросить жребий, чтобы определить, кто из двоих мужей должен принять апостольство вместо Иуды Искариота (Деян. 1: 21-26).

Таким образом, слово «жребий» употребляется в Библии в двух смыслах: 1) в буквальном: бросали жребий, когда Иисус Навин делил по коленам землю (И.Нав. 15: 1; 16: 1; 17: 1) и 2) в переносном: жребий в смысле доля, участь, судьба. «Каждому свой жребий, своя доля» – так говорят в народе. В Иер. 13: 25 читаем: «Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь...» Здесь «жребий», «часть» или судьба означают одно и то же. Даниилу Господь говорит: «А ты иди к твоему концу, и успокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 13). И здесь слово «жребий» употреблено в смысле «судьба».

В сознании большинства людей слово «судьба» ассоциируется с понятием счастья или несчастья, богатства или бедности, полного благополучия или бедствия, одним словом, с тем, как человек устроился в земной жизни, с нашей долей на земле. Поэтому многие люди ищут благосклонного лица правителя, начальника, человека богатого, влиятельного, надеясь, что он поможет им лучше устроиться в жизни, облегчит их положение, их судьбу.

Но и правитель, и начальник, и человек богатый не в состоянии помочь настолько, чтобы восполнить все нужды человека и навсегда сделать его счастливым. Это не в их власти. И правитель, и начальник, и человек богатый – тоже только люди. Они сами часто в чём-то нуждаются и не чувствуют себя вполне счастливыми.

Восполнить все нужды человека и устроить его судьбу может только Бог, его Создатель. Бог – Тот, Кто определяет судьбу человека. В Пр. 22: 2 читаем: «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь». Одним Бог уделяет судьбу быть богатыми, другим – быть бедными; но и тех и других проводит по путям жизни, чтобы в любых условиях они выполняли своё предназначение. Часто бедные лучше выполняют своё предназначение, чем богатые, хотя у богатых больше возможностей послужить Богу. Однако они подвергаются большим искушениям впасть в сребролюбие и не выполняют своей задачи. У бедных же нет ничего, кроме их сердца, которое они готовы отдать Господу. Они тоже подвергаются искушению – роптать на Бога за свою нищету, но они легче идут к Богу. Бог тысячелетиями держал основную массу народов в «чёрном теле», потому что в условиях закона греха и смерти бедные легче идут к Богу за спасением души, чем богатые.

Богатые не всегда счастливее бедных, хотя многие завидуют богатым. Богатство – только кажущееся счастье. На самом деле оно часто приносит несчастье его обладателю. И богатые тоже плачут. Бедные же не всегда несчастнее богатых. Бедность – не порок, не несчастье, а нужда и с Господом её возможно преодолеть, если довериться Ему. В Пс. 33: 7 читаем: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его». И богатый, и бедный своё счастье могут найти только в Господе.

В Библии счастье называется «блаженством», и о нём говорится там много. Господь показывает, в чём истинное счастье (блаженство) и богатых, и бедных. Другое дело, что люди обольщены, обмануты лукавым и своё счастье ищут не в Боге, не в Его блаженствах, а более всего в материальных благах, в земных вещах и удовольствиях, в разных увлечениях и интересах, в похотях плоти – во всём том, что никогда не приносит истинного счастья.

Екклесиаст, занятый поиском цели и смысла жизни человека на земле, на основании своих наблюдений пришёл к выводу, что всё – от Бога, всё – от Его руки и что даже есть, пить и наслаждаться жизнью человек не может без Бога (Еккл. 2: 24-25). Он советует читателям: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй; то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл. 7: 14).

Вот что пишет Яков Крекер в статье «Смысл молитвы»: «Современные идеологи предпринимают огромные усилия, чтобы вернуть народы к их первоначальным религиям. Надменно утверждается, что каждый человек несёт свою судьбу в себе самом. Тем самым он призван быть творцом самого себя и господином своей судьбы. Римский религиозный философ Луций Сенека, современник Иисуса и Апостолов, открыто признавал: «Судьба пользуется своим правом и не может быть поколеблена мольбой. Её невозможно склонить ни сочувствием, ни благодарностью. Почему ты плачешь? Чего ты желаешь? Всё это напрасные усилия. Перестань надеяться, что судьбу, предназначенную богами, можно изменить молитвой...» (Ж. «Вера и жизнь», 4-98, с. 13).

Иными словами, судьба – это предопределение богов. Так понимали древние, так говорит и Библия. Судьба – это Божие предопределение, включающее в себя и обречённость. В Иер. 15: 2 читаем: «Если же скажут тебе: «куда нам идти? », то скажи им: так говорит Господь: кто обречён на смерть, иди на смерть, и кто под меч, – под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен».

Судьба в общем смысле – это предназначение человека к добрым делам: Еф. 2: 10. Она устрояется Господом или, как гласит наш текст, «от Господа», – так свидетельствует Библия, книга абсолютной истины. А многие люди утверждают, что человек – сам кузнец своего счастья, сам устрояет свою судьбу. И действительно, в судьбе человека очень часто ведущую роль играет то, что он сам избрал. Да и Бог, насколько видно из Библии, постоянно призывает нас делать выбор. Бог призывает придти к Нему, зовёт искать в Нём смысл жизни и с Ним устраивать свою судьбу. Но выбор делает сам человек. Бог призывает избирать добро, отвергать зло, искать блага, отвращаться всякого греха.

Моисей говорит израильскому народу: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь...» (Вт. 30: 19).

Иисус Навин на закате своих дней даёт такое наставление народу: «... Изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу» (И.Нав. 24: 15).

Пророк Иеремия от лица Господня говорит жителям Иерусалима: «Так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: кто останется в этом городе, тот умрёт от меча... а кто выйдет... тот будет жив...» (Иер. 21: 8-9).

В приведенных примерах ключевым словом является «избери»!

Все пророки Ветхого Завета возвещали то же самое.

Ту же картину мы видим и в Новом Завете: Иисус постоянно призывает людей к покаянию и вере в Евангелие (Мр. 1: 14-15). Он указывает, что для всех людей есть только два пути: узкий, ведущий в жизнь вечную, и широкий, ведущий в погибель. Он настойчиво призывает всех отвергнуть широкий путь и избрать узкий, ведущий в жизнь.

Как видим, от выбора самого человека зависит его судьба и на земле, и в вечности. Если это так, то как тогда понимать утверждение Библии, что судьба человека от Господа? Сам Господь предлагает людям избрать путь жизни, отвергнуть путь смерти. Он не принуждает, не насилует, не приказывает, а зовёт, предлагает, влечёт; выбор же делает сам человек. И от его личного выбора зависит его судьба – судьба и земная, настоящая, временная, преходящая, мимолётная, и вечная, непреходящая, небесная, та, которая в Писании называется блаженством. Это самая наиславнейшая судьба.

Таким образом, можно легко придти к выводу, что судьба человека целиком зависит от его самого, от его личного выбора. Но не поспешим с выводами. Обратим внимание на то, что в судьбе зависит от человека и что в ней от него не зависит. В судьбе есть нечто такое, что абсолютно не зависит от выбора человека. Обратим также внимание на то, как сочетается выбор человека с предопределением Божиим. Это, наверно, самый трудный вопрос для каждого из нас.

Чтобы его уяснить, посмотрим, что Писание говорит о судьбе человека, в которой есть Господне предопределение, и вообще что такое судьба. Само слово «судьба» произошло от слова «суд», «судилище, которое выносит решение». Первоначально слово «судьба» означало высший суд, верховное судилище, которое определяет участь человека, его долю, его часть, его счастье или несчастье. Судьба – это вердикт верховного суда: что суд решил, то и постигает человека. Впоследствии люди в слово «судьба» стали вкладывать всё то, что с ними происходит на земле и что они получают в вечности. Стали считать, что судьба – это предопределение свыше, от Бога, в руках Которого всё.

Но если судьба – это предопределение свыше, то многие мыслители, философы и даже некоторые богословы приходят в тупик. Становится непонятно, непостижимо, даже несообразно, как предопределение возможно согласовать, совместить со свободной волей человека, с его правом выбора и ответственностью за свои поступки.

Да, это действительно трудный вопрос. Нужно хорошо знать Библию и нашего Господа, чтобы разрешить эту дилемму. А Библия ее разрешает, уверенно утверждая, что судьба человека – это Божие определение и что в её основе лежит предопределение. Ниже мы рассмотрим это подробнее.

Конечно, в истории народа Божия на этот вопрос было ряд точек зрения. Давайте хотя бы бегло коснёмся их. Ещё со времён блаженного Августина (354-430) в его борьбе с пелагианством, отстаивавшим свободу воли человека, возник спор двух точек зрения на проблему предопределения и свободу воли. Августин считал, что жизнь человека изначально и до малейших подробностей предопределена свыше и потому свобода воли человека – не более, чем иллюзия. В дальнейшем сторонники абсолютного предопределения стали называться партикулистами. К ним принадлежали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Их кредо: «Всё от Бога. Нет ничего случайного в нашей жизни. Всё предопределено свыше».

Такое категорическое мнение неминуемо ведёт к внутреннему противоречию, так как снимает с человека практически всякую ответственность за свои поступки. Если всё в человеке диктуется свыше, то и хороший, и дурной поступок одинаково исходит от Бога, а значит нет никакой свободы воли и нет вины человека за содеянное. Такой вывод не согласуется с тем, чему учит Библия.

Сторонники свободной воли (названные универсалистами) заявляли, что люди ответственны за свои поступки. Свобода воли кладёт на человека ответственность. Бог разрешил человеку делать выбор, а значит, он ответственен перед Богом за свой выбор. Такие взгляды отстаивал Яков Арминий (1560-1609) и его сторонники.

Это, безусловно, трудный вопрос. В какой-то степени обе точки зрения правы, и истина лежит где-то посередине. Середину занимает умеренный кальвинизм, и мы должны признать, что эта точка зрения ближе всего к библейской истине. Истина находится в центре между двух крайних мнений, и нам необходимо её найти.

Прежде всего напомню, что в судьбе человека есть много того, что он никогда не выбирал и выбрать не может, что от него самого и от его свободного выбора абсолютно не зависит. Ни один человек не выбирает себе родителей, не выбирает нацию, в которой он рождается; не выбирает страну, где родиться, и время рождения, даже места рождения. Вспомним и то, что не мы выбирали себе пол – мужской или женский; не мы выбирали продолжительность нашей жизни, хотя все желаем жить подольше. Бог дал обетование, что если дети слушаются родителей, они продлевают себе жизнь на земле (Еф. 6: 1-2). Даже свой рост, образ лица, цвет глаз, темперамент и многие черты характера мы получаем в готовом виде от родителей, а не потому, что сами так захотели и избрали.

Так рассуждая, мы можем идти дальше и поймём, что и земную жизнь, и планету Земля, и воздух, которым дышим, и солнце, которое нас согревает, и многое другое мы получили в готовом виде от Бога, и нашего выбора здесь не было. Всё это, безусловно, определено свыше, Богом, и оспаривать этого факта, увы, никто не может. Это – то, что называется предопределением. Ведь человек – Божие творение, и Бог – его Творец и Устроитель судьбы. Бог создал человека для Себя, поручил ему размножаться, наполнять землю и владеть ею (Быт. 1: 27-28); поручил служить славе Божией. Он дал человеку землю, солнце, воздух в готовом виде; и с этой точки зрения судьба человека – от Господа и целиком зависит от Него.

Судьба и предназначение человека – исполнять то, что определил Бог. Хорошо понимая это, Ап. Павел писал: «...Всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11: 36). Этой краткой фразой Павел выразил ту основу жизни, которую дает нам Бог. Мысль эту хорошо понимал царь Езекия. Когда он лежал на смертном одре и взывал к Богу, он произнёс такие замечательные слова: «...Жилище моё снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы...» (Ис. 38: 9-12). Когда человек умирает, он «отрезается от основы». Так понимал и так выразил свою молитву Езекия.

Давайте на миг представим себе, что значит отрезать жизнь от основы и что такое основа. Основой на ткацком станке являются туго натянутые продольные нити. Ткач заполняет основу поперечными нитями, т. е. ткет на основе узор. Основу нашей жизни дал нам Бог, это судьба от Него. Эту основу Он поручил заполнять утоком (поперечными нитями) и наносить на основу свой рисунок, свой узор.

Создав человека по Своему образу и подобию, Бог наделил его уникальными дарованиями, в числе которых – свободная воля и право выбора. По этому праву человек волен делать любой выбор в пределах возможного и необходимого. Нельзя никак исключить права выбора за человеком, иначе он превратится в автомат, в заводную игрушку, которой можно манипулировать.

В известной мере человек действительно может многое выбирать и многое решать самостоятельно. Так, например, он выбирает себе профессию, род деятельности, занятия, интересы. У каждого человека есть к чему-то склонность, есть данное от Бога призвание. Одни любят строительное дело, другие – быть учителем, врачом, экономистом. Иные идут в науку, а иные становятся миссионерами, пасторами, служителями Божиими. Каждый стремится осуществить своё призвание, к которому лежит его душа, и это от Бога.

Человек также выбирает себе спутника жизни (жену, мужа) для создания семьи, для рождения детей. Выбирает себе место жительства и место работы. И многое другое человек выбирает себе сам. Но чтобы в выборе не сделать ошибки, Бог заповедал нам свой выбор согласовывать с Его волей. Верующие так и поступают, понимая, что у Бога для них есть лучший план, чем у них самих, и потому идут к Нему за советом.

Они просят, чтобы Бог послал им друга жизни, которого Он усмотрел, чтобы их жизнь протекала благословенно и счастливо. Просят помочь выбрать профессию, место работы, деятельности или служения, чтобы иметь внутреннее удовлетворение, прославить Господа и заработать себе на жизнь. Они также вопрошают Господа, где лучше поселиться жить. Даже вопрос деторождения они решают с Господом, прося Его послать им столько детей, сколько они в состоянии вырастить и воспитать для Бога. И Бог как любящий Отец идёт навстречу Своим детям, помогает даже в мелочах и всё посылает по силам. Там, где не было своеволия, своенравия и искривления путей, жизнь верующего складывается успешно, и он смело может сказать: «Моя судьба от Господа». Он уверенно заполняет полученную от Бога основу нитями своего утока и художеством своего богоугодного поведения.

Итак, основу жизни каждому человеку даёт Бог. И на этом Божием полотне человек начинает ткать рисунок своей жизни. Какое замечательное сотрудничество и какое доверие Бога к человеку! Какую ответственность Бог возлагает на него: Он даёт основу, а рисунок наносит сам человек. Так ткется одежда будущего, одежда Невесты Христа, над которой трудится Дух Святой, наставляя и вразумляя человека, и трудится сам человек. В эту прекрасную одежду, вытканную усердием человека на основе библейских истин, Церковь облечётся на браке с Агнцем, когда наступит вечность. Мы читаем об этом в Отк. 19: 7-9: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых».

Рассматривая по Писанию эту тему шире, мы увидим, что Бог даёт нам не только основу жизни, чтобы мы заполнили её делами праведности, но даёт и основу спасения. Для спасения людей Бог сделал всё: это целиком Его дело и Его заслуга. Но верующие обязаны эту основу спасения заполнять утоком добрых дел. Даже духовную жизнь, наш духовный дом Бог поручил устроять нам самим под руководством Духа Святого (1Пет. 2: 5) по образу, указанному в Писании. И одни люди делают это успешно и основательно, другие – пренебрегают и по своей лености и халатности живут не духовной, а плотской жизнью. Вспомним послание к Лаодикийской церкви (Отк. 3: 14-18).

Интересно, что Пс. 44: 15 пророчески изображает Церковь облечённой в «испещренную» (т. е. пёструю, яркую или вышитую) одежду. А в Отк. 19: 8 эта вышитая одежда названа «виссоном чистым и светлым», т.е кристально убелённым, убелённым до блеска, блистающим. Такой высоты и совершенства достигнут праведные дела святых, которыми они вышьют свой виссон, нанося рисунок на золотые нити праведности Христовой, полученной нами в день крещения (Гал. 3: 27). В процессе жизни они омывали и убеляли полотно Кровью Христа до блеска (Отк. 7: 14).

Итак, подведём итог: основа жизни и одежда из золота (1Кор. 1: 30) даётся нам Богом, а наши добрые дела во имя Бога являются тем виссоном или утоком, которым мы заполняем основу.

Каждый человек заполняет основу делами по собственному выбору – делами веры Божией, делами правды и праведности по вере. Поэтому и сказано, что праведник свою жизнь устрояет «на вечном основании» (Пр. 10: 25). Когда эти основания разрушены, то что может сделать праведник? (Пс. 10: 3).

Бог позволяет людям духом веры, молитвы и святыми делами готовить себе брачную одежду для неба, украшать её святостью жизни и благочестием. С этой точки зрения, люди сами делают свой выбор, сами устрояют свою судьбу. Бог только надзирает и Своим невидимым Провидением руководит, ибо дал человеку возможность сотрудничать с Ним в устроении своей судьбы. Путём веры и молитвы мы можем подправить свою судьбу, облегчить её иногда по собственному неразумию и утяжелить.

Мирские люди живут греховной жизнью, устраивая её по своим правилам. Бог и им дал основу жизни, но чем они её заполняют? Чаще всего они заполняют её делами, за которые впоследствии приходится краснеть и в которых приходится каяться. Жену, мужа, род занятий, место жительства, интересы, удовольствия и многое другое они избирают по видению очей и по влечению обольщённого сердца. Они думают, что сами являются кузнецами своего счастья, но как часто это счастье приводит их к драме, к трагической развязке. Они подобны тогда щепке, захваченной вихрем ветра или поднявшейся житейской волной, ибо свой выбор основали на личных греховных интересах и плотских влечениях. См. Пс. 108: 17.

Люди этого мира не знают, что судьба человека – от Господа, что к Нему надо приходить со всеми своими проблемами и решать вместе с Ним. Он – Устроитель судьбы, которую подчиняет установленным Им законам. Один из Божиих законов гласит: «...Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23). Отвергнув Бога и Его закон, человек сам себе подписывает смертный приговор. Ведь Бог от начала сделал общее определение: кто избирает Христа, тот находит жизнь; кто отвергает Христа и избирает свои пути, тот находит смерть. Тут ничего не поделаешь: это всеобщий закон для всех.

Бог со Своей стороны сделал всё, чтобы люди были счастливы и наследовали благословенный удел. Он приготовил им Спасителя Иисуса Христа, подарил Своё Слово – Библию, выслал проповедников и евангелистов, озарил землю небесным светом. Уверовавших в Него Он избрал войти в Церковь, Невесту Христа, и предопределил «быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8: 29-30). Он предузнал их прежде создания мира, когда определял путь нашей планете земле и судьбу всего человечества. А кого предузнал, тех предопределил и избрал быть Его наследием (Еф. 1: 4-5). Прежде создания мира Он всё приготовил, а от нас зависит взять это верою. Вот каков наш Бог, Который видит всех наперёд и знает, кто примет, а кто отвергнет Христа.

В христианстве бытует мнение о личном предопределении одних ко спасению, других – к вечной гибели. Древние греки-язычники верили в судьбу, как в слепой, непреодолимый рок. Они считали, что судьба неотвратима; она – предопределение богов, которое никто ни при каких обстоятельствах изменить не может. У них даже есть трагедия «Эдип царь», которая иллюстрирует их веру в слепой рок. Такая вера в слепой рок, в неотвратимость судьбы является фатализмом (fatalis – роковой).

Библия отвергает такую веру. Но есть и богословы, верящие в личное предопределение одних ко спасению, других – к погибели. Это тоже фатальная уверенность. Библия отвергает всякий фатализм, хотя есть нечто фатальное в том, что мы, например, не можем переменить свою кожу (Иер. 13: 23). Библия не подтверждает фатальной веры, не подтверждает личного предопределения людей к погибели. Вечный огонь, по словам Иисуса Христа, уготован диаволу и ангелам его (Мф. 25: 41), но не людям. Людям Бог приготовил спасение и для этой цели послал на землю Своего Единородного Сына, чтобы Он совершил искупление всех.

Поэтому наше евангельско-баптистское братство не принимает доктрины о личном (персональном) предопределении к погибели. В Деян. 17: 30 читаем: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Это значит, Бог повелевает всем без исключения прийти к Нему с покаянием и принять спасение во Христе Иисусе. Доктрина о спасении не принадлежит только избранным, отдельным, особым людям, так сказать, любимчикам Господа. Она принадлежит всем людям. Иисус говорил: «Придите ко Мне, все. ..» (Мф. 11: 28). «Жаждущие! Идите все к водам...» (Ис. 55: 1).

«Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Отк. 22: 17), – таким призывом оканчивается библейское откровение к человеку. Бог готов дать жизнь вечную каждому, кто отвергнет грех и верою примет спасение во Христе. Кто же не принимает призыва Божия, не оставляет греховного пути, тот сам себе подписывает смертный приговор и идёт в погибель. Тогда и исполняется определение Божие: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16: 16). Это определение Господа, относящееся к судьбе людей; это закон духовного мира. Я должен здесь попутно осветить ещё один вопрос. Возможно, кто-нибудь из читателей скажет: «Моя судьба очень тяжёлая. При всём моём желании и усилии у меня ничего путного в жизни не получается, нет никаких успехов. Кроме того, меня посещают депрессии, иногда отчаяние, мысли о самоубийстве, хульные мысли на Бога и т. п. Не знаю, что и предпринять».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь