Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДУША МОЯ НЕПРЕСТАННО В РУКЕ МОЕЙ» Пс. 118:109
Э тот стих Писания заставляет очень серьёзно задуматься не только рядового христианина, но и мыслителя, и философа, и служителя Церкви. На самом деле: как это душа моя может быть непрестанно в руке моей? Как это возможно? И что имел в виду автор, когда составлял строки этого Псалма? Под словом душа многие понимают свою естественную жизнь и на основании этого считают, что они сами устраивают свою судьбу. Так думает большинство современных людей. Иногда так думают и некоторые христиане. Не в их ли руке их душа? Чтобы понять, что имел в виду автор 118 Псалма, вспомним, что по Св. Писанию слово «душа» имеет два очень близких по значению смысла: 1. Душа – это наша физическая жизнь, данная Богом человеку в день его сотворения (Быт. 2: 7). В таком смысле иногда и Господь применял это слово: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Мф. 16: 25) Здесь слово «душа» употреблено в смысле естественной жизни в человеческом теле.2. Но чаще всего в Писании слово « душа » употребляется в значении нашей личности. Душа – это внутренняя сущность человека, которую Иисус называет «драгоценной жемчужиной» и которую Он купил ценой Своей жизни, распятой на кресте (Мф. 13: 45-46). Поэтому в Нагорной Проповеди Он повелевает проявлять больше попечения о душе, чем о теле (Мф. 6: 25). В таком смысле «душа» очень хорошо видна в славословии Марии, Матери Иисуса, которая говорила: «...Величит душа Моя Господа...» (Лук. 1: 46), т. е. её внутренний человек преклоняется в благоговении перед верховной волей Бога Отца и славит Его. Точно так и Иисус говорит о Своей душе в Гефсимании: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26: 38). В книге Откровения (6: 9-11) представлены души убиенных за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа, они находятся на небесах под жертвенником и вопиют к Богу о мщении.И нам Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). Как видим, по словам Господа, душа ценнее тела во много раз, и к ней нужно особенное отношение.Библия открывает, что Господь создал тело из праха земного и вдунул в него «дыхание жизни», «и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7). Здесь слово «душа» означает естественную жизнь в теле и внутреннего человека, нашу личность, которая ценна пред Богом.Что же имел в виду автор Пс. 118: 109, когда говорил, что душа его непрестанно в руке его? Мы, христиане, привыкли считать, и это подтверждается Писанием, что наша душа, наша жизнь и судьба, в руке Божией. Иов (12: 10) говорит: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти».Бог есть Жизнедатель, Начальник жизни (Деян. 3: 15; 5: 31). Это Он даёт жизнь всякой плоти и Он же отнимает её у людей и у всякой твари: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу в Своё время. Даёшь им – принимают; отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. Сокроешь лицо Твоё – мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103: 27-30). Как видим, всё находится в могучей руке Господа. Как же тогда человек Божий говорит, что душа его непрестанно в руке его? Разве наша рука так сильна, что имеет силу и власть держать свою душу – и жизнь, и личность? И кто может задержать душу в теле хотя бы на один час, когда наступает время отшествия её с земли? Если никто, то как же понять тогда этот стих Писания? Господь даёт ответ в других местах Библии, и мы постараемся понять это. Но прежде – рассказ или притча, которую я хочу предложить в качестве иллюстрации нашей темы.В далёкие времена в одном городе человек, высокий сановник, сделал большое преступление против народа. Его публично осудили и приговорили к смертной казни. Его жена и дети умоляли судей пощадить его жизнь ради них, учтя его великие заслуги перед городом. Оказавшись в затруднительном положении, судьи решили снизойти к просьбе и вынесли другой приговор, по которому душа преступника – его жизнь – оказалась бы в его собственной руке. Ему налили полную чашу воды, дали в руки и сказали: «Если пронесёшь её до места казни и не прольёшь ни капли, останешься жив; а если прольёшь хоть одну каплю, будешь казнён».Так в руках человека оказалась собственная жизнь, и от него зависело, останется ли он жив или умрёт. Собрался народ, чтобы наблюдать за этим необычайным экспериментом. Одни шли молча, сочувствуя его трудной задаче, другие иронизировали и насмехались, третьи откровенно злословили, не скрывая своего злорадства. Мало было тех, кто мог ободрить и утешить его. И только родные, затаив дыхание, проследовали с ним до самого эшафота. А он шёл молча, целиком сосредоточенный на чаше, был предельно собран, внимателен, чтобы в пути не споткнуться, не упасть и не пролить ни единой капли, так как в его руке была его жизнь, его судьба. Её сохранность полностью зависела от него. Эту чашу он донёс благополучно до самого места казни, и смертный приговор был отменен.Этот рассказ помогает нам понять, как наша душа может быть непрестанно в руке нашей. По Писанию действительно наша душа – и жизнь, и её судьба – в руке Господа, потому что «Им создано всё, что на небесах и что на земле...» (Кол. 1: 16), «...всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11: 36) и «всё Им стоит» (Кол. 1: 17). Вместе с тем Бог дал человеку, созданному по Его образу и подобию, известную свободу, чтобы тот мог самостоятельно распоряжаться своей судьбой – избирать добро и отвергать зло. Бог ценит душу человека и ищет ей всякого добра. Он сожалеет о её бедственном положении под законом греха и смерти. Вспомним слова женщины фекоитянки, сказанные Давиду: «Мы умрём, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от себя и отверженного» (2Цар. 14: 14). Суть этих мудрых слов сводится к тому, что нет смысла плакать над разлитой на землю водой; душа много дороже этого. Бог заботится о том, чтобы восстановить даже отверженного. Душа и такого человека есть душа, её нельзя погубить, её надлежит спасти. О том, что Бог не желает погубить душу человека, знали не только пророки и учителя израильского народа, но и все израильтяне. Бог любит человека, Своё творение, любит его душу, ищет ей блага. Поэтому Он взывал к народу через пророков: «Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша» (Ис. 55: 3). «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33: 11). Но люди чаще всего сами не стараются сохранить своей души для Господа и Его Царства. Они не только беспечны, но и равнодушны к своей душе и к судьбе души. Обольщенные и обманутые сатаной, они ищут для плоти роскоши, а для души – развлечений и увеселений, не думая о последствиях. В погоне за земным богатством и разного рода удовольствиями они совершенно не думают о душе. Поэтому Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? » (Мф. 16: 26). Люди обмануты диаволом, который ненавидит душу человеческую и всячески старается её погубить. Он великий обольститель и обманщик. По словам Христа, он «человекоубийца от начала... лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Это он повинен в гибели множества человеческих душ. Внимательно исследуя Св. Писание, мы находим в нём важный закон духовного мира, по которому вечная судьба души каждого человека во многом зависит от него самого – от его поступков, от того, что он делал, живя в теле, доброе или худое. По этому закону человек несёт ответственность перед Богом, Творцом своей души, за свои дела, слова, поступки, намерения, даже мысли, т. е. свои пожелания. Десятая заповедь гласит: «Не желай...» (Исх. 20: 17). Желания чаще всего формируются внутри человека, в его мыслях; они активно влияют на его поступки. Вот почему человек ответствен пред Богом за всю свою жизнь. Много раз в Писании говорится, что Господь придёт судить людей и воздаст каждому по делам его (Мф. 16: 27; Отк. 22: 12). «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда...» (Мф. 12: 36). Ап. Павел говорит, что тех, которые «упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде», ожидает «ярость и гнев» (Рим. 2: 3-10). Всемирный закон сеяния и жатвы свидетельствует, что «что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6: 7-8). Даже народная мудрость запечатлела эту истину в следующем афоризме: «Посеешь мысль – пожнёшь поступок, посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Да, судьба человека, вечная участь его души зависит от поведения человека на земле. В этом смысле «душа моя непрестанно в руке моей». Свобода выбора, которая дана человеку при сотворении, позволяет ему распорядиться своей судьбой по собственному усмотрению; и что человек избирает, то и получает. «Вот Я предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё...» (Вт. 30: 15, 19). Через Моисея и других пророков Господь предложил израильскому народу, а через него и всем народам земли путь жизни и предостерёг от пути смерти. Предлагая путь жизни, Господь вместе с тем предупредил, что этот путь сопряжён с трудностями и борьбой, с несением креста. «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13-14). У Герберта есть очень удачные слова на эту тему: «Смиренны быть должны, когда идём на небо: там кровля высока, но узок очень вход». Это действительно верно, что от выбора человека зависит его вечная судьба. А, значит, не в его ли руке жизнь его, душа его и судьба его? Как хорошо понимал это псалмопевец, когда писал: «Душа моя непрестанно в руке моей». Он понимал, что очень многое зависит от его личного выбора, и потому старался не забывать закона Божия. Он понимал, что каждый человек ежедневно и даже ежечасно стоит перед выбором. Он выбирает, что сказать, что сделать, что предпринять. От его выбора зависят результаты его поступков, которые влияют на судьбу не только на земле, но и в вечности. Автор Псалма хорошо понимал, что люди ответственны перед Богом и Его законом за свою жизнь, за свою душу, за свои поступки. Бог наделил человека правом свободного выбора, – в этом он богоподобен. Он может избрать путь жизни, избрать добро; отвергнуть путь, ведущий к смерти, отвергнуть зло. Бог попустил зло на земле с тем, чтобы люди могли свободно изъявить свою волю, своё желание и своё избрание. Некогда Иисус Навин сказал народу: «...Изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу» (И.Нав. 24: 15). Как легко и свободно он это сделал лишь потому, что любил Господа и хорошо понимал, что это единственно правильный путь для всякого человека. Он сделал этот выбор навсегда и следовал ему до конца своей жизни. Весь Новый Завет, всё Евангелие построено на законе свободного выбора. Всех грешников Господь зовёт покаяться и верить в Евангелие (Мр. 1: 14-15), а уверовавших в Него зовёт к чистоте. Каждый миг своей жизни верующий совершает выбор, потому что Дух Святой обращается к нему через Слово и призывает отвергнуть «дела тьмы» и облечься «в оружия света» (Рим. 13: 12), «отложите всё» (Кол. 3: 8), «не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), «покажите в вере добродетель...» (2Пет. 1: 5), «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15) и т. д. Все эти действия лежат в свободной воле человека. Он может их с желанием осуществлять, а может и не осуществлять. Всё зависит от его хотения и нехотения, от его выбора. Словом, его душа, его судьба в его руке. Это уже другое дело, что есть две внешних силы, влияющих на выбор человека. Эти силы могучие, неодолимо влекущие. Это силы добра и зла, Бога и сатаны. Человек постоянно оказывается под их воздействием. Но ни Бог, ни сатана не могут принудить человека сделать свой выбор того или другого. Бог не хочет заставлять человека, потому что создал его свободным, с правом свободного выбора. Он только предлагает, объясняет, влечёт. Сатана же не может заставить, так как у него нет на это права. Зато он умеет обольстить, обмануть, слукавить, наконец, напугать, устрашить, надавить, чтобы уловить человека в свои сети. Всё это знал автор 118 Псалма и потому писал: «Душа моя непрестанно в руке моей; но закона Твоего не забываю». Он понимал, что, хотя право выбора за ним и судьба его в его руке, но только уповая на Господа, можно сделать правильный выбор и осуществить его в жизни. И он искал руководства Божия, чтобы избрать угодное Ему. Верующим необходимо понимать законы духовного мира, чтобы свою душу поручать охране Божией, потому что в этом мире у неё много врагов. Это и грех, и плоть, и мир, и смерть и сам князь тьмы. Это грозные противники, и душе нелегко устоять перед ними. Поэтому Давид поручал свою душу в руки Божии. «В Твоей руке дни мои...» – пишет он в Пс. 30: 16. «...В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные...» (Пс. 138: 16). Давид верил, что вся его жизнь, его душа и его судьба целиком зависят от Господа. Так верили все древние. Так оно и есть на самом деле, и Слово Божие утверждает, что «судьба человека – от Господа» (Пр. 29: 26). Но, увы, люди часто не понимают этого. Мы не всегда понимаем правильно, что такое судьба человека. К судьбе относится то, что никак не зависит от нас, и то, что очень даже зависит от нас. Что же не зависит от нас? То, чего нельзя изменить ни при каких условиях. Прежде всего выбор наших родителей – дети не выбирают себе семью, в которой они рождаются и воспитываются, не выбирают общества, в котором предстоит им жить и ценности которого окажут влияние на их формирование. Мы не выбираем нашей нации, своего народа, своего пола и своего времени. Всё это приходит к нам помимо нашего желания и нашей воли, приходит от Бога и изменению не подлежит. Бог, создавая людей, предопределил «времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 24-28). Это судьба. Это то, что не нужно изменять и от чего не очень зависит наше будущее в вечности. Бог творит историю человечества, Он участвует в ней, определяет её. Но есть нечто очень важное, что целиком зависит от нас самих. Например, наш выбор будущего в вечности, а во многом и на земле, зависят от изъявления нашей воли, нашего решения и подвизания. С этой точки зрения наша судьба в наших руках, и прав автор 118 Псалма, когда писал: «Душа моя непрестанно в руке моей». «Наше спасение – это от начала и до конца Божие деяние во Христе, но отречься от старой жизни и войти в новую должны мы сами», – пишет Освальд Тярк в размышлениях о библейской этике в брошюре «Десять заповедей». Большинство людей в наше время не верят в судьбу. Воспитанные на материализме и эволюции, они считают, что сами себе господа, и Господь им не нужен. Другие верят, что судьба определяется космосом. Бездушному космосу приписывают Божественные сверхъестественные силы. Так говорят потому, что не знают, что нижние слои космоса оккупированы демонами, которые вторгаются в жизнь людей, чтобы губить их, овладевать ими и переносить на них свою злую, испорченную природу. Так они влияют на судьбу человека. Очень многие слишком большое внимание придают свободе человека, считая, что человек сам определяет свою судьбу, забывая о том, что человеческое существо хрупко и очень уязвимо. Да, он может свободно принимать ответственные решения, строить и перестраивать свою жизнь так или этак; но в то же время может оказаться жертвой обстоятельств, имеющих для него самые непредсказуемые, обескураживающие последствия. Да, он властен распоряжаться своей душой, своей судьбой, но, тем не менее, помимо своей воли вдруг оказывается в водовороте непредвиденных событий, на которые он никак не может повлиять. «Человек – существо незащищенное, – пишет Маймонид, – его безмятежная жизнь может пойти вдруг прахом под воздействием неудержимых соблазнов, необычного поворота судьбы, неожиданных политических переворотов, экономического краха, смертельной болезни или несчастного случая». Человек уязвим со стороны событий, выпадающих на его долю, событий, которые он не выбирает. Поэтому Господь предоставляет человеку несколько шансов поправить свою жизнь. Именно шаткость человеческой жизни понуждает человека отбросить гордыню: судьба, как он убеждается, непостоянна и может внезапно измениться. Такое непостоянство судьбы служит объяснением многих предписаний и установлений Библии; оно же является основной движущей силой, приводящей человека к молитве, когда тот ищет поддержки и ободрения у Всемогущего. Итак, как видим, свобода человека – понятие относительное, условное. Да, человек свободен, но в то же время он и зависим. Мне очень понравилось сравнение человеческой свободы с лошадью, привязанной к повозке. Если позволяет длина верёвки, эта лошадь может бежать справа или слева, может забегать вперёд или отставать. Ей позволено свободно передвигаться, но именно на длину её привязи. Повозку тянут другие средства передвижения, а она может только бежать, не выбирая себе направления по собственному желанию. Она подчинена общему движению. Так точно со свободной волей человека. Эта свобода ограничена законами духовного мира и Промыслом Божиим: если человек – раб греха, он идёт туда, куда влечёт грех и его плоть, хотя у него много желаний и выбора; если он – слуга Господа, он стремится идти по следам Иисуса Христа, удовлетворяя свои желания выбором воли Божией. Человек многое что избирает и решает сам, но в конечном итоге он идёт туда, куда ведёт закон, которому подчинена его жизнь. Одни привязаны к закону греха и смерти, другие – к закону духа жизни во Христе Иисусе. И только в выборе – по какому закону ему жить – человек свободен, и тут его душа непрестанно в его руке. Мы избрали Иисуса Христа быть нашим Спасителем и Господом. Ему дали обещание служить верно до конца своей жизни на земле и в вечности. Но Господь говорит в Своём Слове: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня...» (Ис. 65: 1). «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...» (Иер. 1: 5). «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили Мне плод...» (Ин. 15: 16). Наш выбор, как видим, совпадает с выбором Господа, Который наперёд видит наше желание служить Ему и содействует нашему приближению к Нему. Поэтому Ап. Пётр пишет нам: «Посещу, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнётесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1: 10-11). Постараемся, друзья мои, уразуметь эту важную истину: душа наша непрестанно в руке нашей в том смысле, что именно мы сами, при сотрудничестве с Духом Святым, обязаны искать очищения души, освящения и уподобления её славному образу Сына Божия. И чем усерднее мы будем подвизаться в этом, тем больший успех будет радовать нас в этом деле.
11. " СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА"
Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни. Пр. 4: 23 К аждый человек на земле имеет своё собственное сердце. Оно бьётся в груди непрерывно от зарождения в утробе матери и до заката наших дней на этой земле. Нет необходимости говорить много о его колоссальной работе – об этом написаны труды учёных, поэмы и стихи. Всем известно, что сердце – это центр физической жизни человека, это самый мощный насос, какой только существует в мире. Его равномерные удары разносят кровь, в которой наша физическая жизнь, во все клеточки нашего организма. Но посмотрим на сердце человека с библейской точки зрения. Библия тоже очень много говорит о сердце. О том, что оно является центральным органом физической жизни, знали все авторы Священного Писания. Но они писали о сердце не с биологической точки зрения, а видели в нём центр духовной жизни. По их свидетельству, сердце – это средоточие всех духовных и душевных сил человека. Поэтому премудрый Соломон призывает: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни».При этом надо помнить и то, что Библия создавалась на Востоке в среде израильского народа. Восточные люди смотрели на человека, как на цельную личность, и хотя различали в нём дух, душу и тело, но своего внимания на этом на акцентировали. Всю духовную и душевную деятельность они приписывали сердцу. По их убеждению, сердце – это наш внутренний человек. Внешний человек – это тело, а внутренний – это душа, наша психика, наш характер, т. е. наше сердце. Именно это подразумевает Ап. Павел, когда пишет: «Поэтому мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4: 16). Тело – это физическая материя, она тлеет, а всё, что в нём находится неуловимого, духовного, т. е. духовная субстанция, – это сердце, и оно нетленно! Мы, люди западного склада ума, привыкли всё детализировать, всё расписывать по пунктам, раскладывать по полочкам. Читая и изучая Библию, мы обнаруживаем, что библейское откровение с начала творения человека четко различает в нём три субстанции, три составных части: дух, душу и тело. Тело – это внешняя оболочка, сосуд или дом, а по Библии – храм, в котором помещены душа и дух; душа – это наша личность, наше «я»; а дух – это некий духовный организм, своего рода приёмник, данный для руководства душой и телом, тот орган, который вступает в контакт с невидимым Богом. Суммируя сказанное, отметим: тело, имеющее пять органов чувств и контактирующее с окружающим миром, является органом для миропознания; душа – органом для самопознания и самовыражения и дух – органом для богопознания. Душа, в свою очередь, состоит тоже из трёх субстанций: разума, воли и чувств. В разуме лежит рассуждение, в воле – выбор и решение, а чувства окрашивают жизнь. И даже в духе человека мы различаем три субстанции или части: собственно дух как орган общения с всевышним Богом, интуицию или прямое знание от Бога и совесть (со-ведение) – определитель добра и зла. Что же тогда сердце? Оно – дух или душа? Сердце – ни то и ни другое. У сердца своя составная природа. Согласно Библии, сердцем является наша невидимая, внутренняя, сокровенная жизнь. Это то, что живёт в глубине души, наша внутренняя сущность, которая отличает одного человека от другого. Сердце – это духовный центр человека, своего рода форпост или стратегический пункт; поэтому Библия все духовные и религиозные переживания относит к сердцу. Библия, как зеркало, отражает истинное состояние внутреннего естества людей: «Лукаво сердце человека более всего и крайне испорчено; кто узнает его? » (Иер. 17: 9). Господь подробно обрисовал, какое зло исходит из сердца: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мр. 7: 21-22). Он также указал на средство его исправления и очищения – это покаяние, исповедание грехов и духовное возрождение посредством Слова Божия и Духа Святого (Ин. 3: 5-6). Тем, кто обратится к Нему, Он обещает: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать» (Иез. 36: 26-27). Как видим, все духовные и религиозные переживания человека Библия относит к сердцу. Она показывает, что: 1) в сердце гнездится грех противления Богу и Его истине; 2) в сердце проникает Слово Божие и Дух Святой; 3) сердце нуждается в возрождении; 4) в сердце происходит покаяние и перемена к лучшему; 5) вера, надежда и любовь рождаются в сердце; 6) в сердце обитает Дух Святой 7) и в сердце находятся источники жизни, духовной и физической. Чтобы лучше понять, что такое сердце, посмотрим на его составные части – на то, что Библия относит к сердцу. Она показывает, что сердце исполняет четыре главные функции. Во-первых, мыслительную, т. е. сердце рассуждает, обдумывает, взвешивает. Это разум души. Вот несколько примеров: «...Все мысли и помышления сердца их были зло...» (Быт. 6: 5), «Сердце праведного обдумывает путь свой» (Пр. 15: 28), «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? » (Мф. 9: 4), «...Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы...» (Мр. 7: 21-22), Павел называет разум очами сердца (Еф. 1: 17-18), «...Помышления... сердечные» (Евр. 4: 12). Во-вторых, сердце исполняет функции воли: оно желает, намеревается, избирает, решает, действует. В Деян. 11: 23 сказано: «...Убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Искренность и способность держаться – это свойство воли. В Рим. 10: 1 Павел пишет о себе: «Братья! Желание сердца моего и молитва к Богу...» В Евр. 4: 12 говорится о «намерениях сердечных», а намерения – тоже функция воли. В-третьих, сердце – это орган, где рождаются чувства человека, добрые или худые. Оно – вместилище всех чувств. Сердцем любят, радуются, восторгаются, ненавидят, печалятся, скорбят, сочувствуют, переживают, оскорбляются, завидуют, рождают клевету и т. д. В Пс. 15: 9 читаем: «Возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой...» Или: «...скорби сердца моего умножились» (Пс. 24: 17). «Взываю к Тебе в унынии сердца моего» (Пс. 60: 3). «...Печалью исполнилось сердце ваше» (Ин. 16: 6), «...Возрадуется сердце ваше...» (Ин. 16: 22). В-четвёртых, сердце исполняет функции совести. Совесть – это орган, определяющий добро и зло, правду и неправду. Слово Божие говорит: «Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог...» (1Ин. 3: 20). «...Кроплением очистив сердца от порочной совести» (Евр. 10: 22). Итак, в духовном смысле сердце исполняет функции разума, воли, чувств и совести. Разум, воля и чувства – это составные части души. Совесть – это атрибут нашего духа. Совесть внутри нас представляет Бога, Который хочет руководить нами. Если совесть нас осуждает, то тем более Бог. Таким образом, сердце соединяет в себе и дух, и душу. Часть нашего духа обращена к Богу: это та его функция, которая осуществляет общение с Богом (молитву) и интуиция; совесть же – часть духа, обращенная к душе. Сердце человека, содержащее в себе разум, волю, чувства и совесть, – это наша личность, это центр духовной деятельности человека. Поэтому Библия открывает нам, что Бог хочет иметь наше сердце в Своём распоряжении, направлять его на благо нашей жизни. Он говорит: «Сын Мой! отдай сердце твоё Мне...» (Пр. 23: 26). В наше время Бог, как правило, говорит к человеку через Своё святое Слово – Библию. Чтобы Его Слово достигло нашего духа и оживило его для Бога, оно должно пройти через сердце. И чтобы Дух Божий мог оживить наш дух и обитать в нём, Он должен тоже пройти через сердце. Только тогда жизнь от Бога может войти внутрь нас и наполнить нас. Как видим, очень многое зависит от решения самого человека, от решения его разума и воли. Евангелист Иоанн записал речь Иисуса, дивившегося неверию народа несмотря на множество чудес, Им совершенных: «Народ этот ослепил глаза и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12: 37-40). Человек может закрыть глаза на истину и может широко открыть их; он может заткнуть уши и не слушать голоса Господа, а может широко их открыть для принятия Его Слова; он может окаменить своё сердце, сделать его твёрдым, как скала, но может и размягчить его, откликнувшись на действие благодати. Разум и воля человека играют здесь первостепенную роль. Вся Библия, все речи Господа обращены к сердцу человека, к его внутреннему слуху. Много раз Господь говорит: «Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть» (Ис. 42: 18). Но люди, омраченные грехом, не хотят слушать слов Господних и отвращают от Него своё сердце. Ещё Сперджен, великий английский благовестник, король проповедников XIX века, сказал: «Для того, чтобы затронуть дух человека, надо затронуть его сердце». Только когда затронуто сердце, Дух Святой и жизнь Божия проникают внутрь человека, преображают его и творят из него новое существо. Сердце наше похоже на выключатель или переключатель: оно может допустить к себе Бога и Его Слово и может не допустить, может принять жизнь свыше и может отвергнуть. Как видим, сердце – важнейшая часть человеческого существа. Это, как я выше сказал, стратегический пункт для приёма Духа Святого и жизни от Бога в собственную личность. Поэтому сердцем человека хочет владеть и Бог, и сатана. К кому оно склонится, тот и будет его господином. Еще Достоевский сказал: «Диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». По этой причине каждый христианин должен обратить особое внимание на своё сердце, а внутри сердца – на работу разума, воли чувств и совести. Все они могут либо помогать Духу Святому, либо препятствовать в Его работе над душой. Если все эти четыре атрибута – разум, воля, чувства и совесть – обращены к Богу, то Дух Божий будет свободно общаться с нашим духом и наполнять его жизнью от Бога. Если хотя бы одна из этих составных частей не покоряется Богу, это является тормозом в работе Духа Божия над нами. Именно эти неполадки в сердце и мешают Духу Божию наполнять наш дух истиной и жизнью от Бога. Например, неполадки с совестью: совесть притупляется и перестаёт реагировать на согрешения или неверные шаги. Неполадки в разуме: худые мысли, сомнения, разногласия, беспокойства наполняют его. Затруднения с волей: проявляется упрямство, своеволие, своенравие, непокорность, жёсткость. Затруднения в чувствах: плотские влечения, нечистые желания, злоба, ненависть, неприязнь и т. п. Все эти проблемы в сердце становятся препятствием для излития благословения Божия на нас. Если мы хотим расти духовно, хотим, чтобы жизнь от Бога росла, крепла, умножалась и процветала в нас, надо прежде всего привести в порядок собственное сердце, упорядочить все его составные части. Тогда и прочие дела и взаимоотношения с людьми будут у нас ладиться и приносить нам удовлетворение. Поэтому проверим свой разум и очистим его от предвзятых мыслей, предубеждений, всякой неправды и всего, что его оскверняет. Проверим волю и освободим её от жёсткости, несгибаемости, от всякого упрямства и своеволия, постараемся сделать её мягкой и послушной Богу. Проверим свои чувства во свете истины и освободим сердце от малейшего следа ненависти, вражды, злобы или лицемерия, двоедушия и всего, что его угнетает. О, сколько там гнездится всякой нечистоты! Совесть свою очистим от мёртвых дел, от всего, что не красит нас, что нас постыжает, и направим её на добрые дела, на сотрудничество с Богом и Духом Святым. Только тогда наш дух начнёт функционировать должным образом и у нас начнёт развиваться полноценный духовный рост. Как видите, у каждого из нас работы над собой бесконечно много. Бог видит наши затруднения и препятствия и, если мы искренне стремимся к истине и чистоте, Он идёт нам навстречу и помогает. Наши холодные, жестокие, нечистые, развращённые, нелюбящие или озлобленные сердца Он исцеляет, обогащает и преображает Духом Святым. Если у кого жёсткое или жестокое сердце – это проблема с его волей: она не приведена в порядок, не подчинена Богу и собственному духу, не смягчена благодатью, самоуправна. Если сердце нечисто – это проблема разума: он не очищен от худых помыслов и склонен к лукавству. Если сердце нелюбящее или ожесточённое – это проблема с чувствами: там не наведён должный порядок, чувства не подчинены заповедям добра и велениям Господним. Непримиримое сердце – это проблема с совестью: оно не слушается её обличений и предупреждений, поступает своевольно. Чтобы наладить с Богом правильные взаимоотношения и дать Духу Святому свободу действовать в нашем духе, надо привести наше сердце в полный порядок. Вместо жёсткости – наполнить его мягкостью, вместо нечистого – стать чистым, вместо нелюбящего – стать любящим, вместо непримиримого – стать мирным и дружелюбным. Как много работы у нас с нашим сердцем, если по-настоящему взяться за дело, если добросовестно заняться его воспитанием! Говоря о мягком сердце, я подразумеваю то положение, когда наша воля не бунтует против Бога, не возмущается против того, что Он допускает в нашей жизни; когда она не дерзит людям, не упрямится, а уступает велениям Божиим и подчиняется Его воле доброхотно. Тогда Бог забирает у нас сердце «каменное» и даёт нам сердце «плотяное». А у многих из нас сердце превратилось в камень, сделавшись бесчувственным и равнодушным. Богу приходится долго его сокрушать, разбивая каменную глыбу скорбями и испытаниями, чтобы наконец достучаться до его Святого святых и воссесть на престоле души и духа. Бог достигает это любовью. Если мы не поддаёмся Его любви, Он допускает страдания, чтобы ими смягчить наше жестокое сердце и привести его в порядок. Господь Иисус в Нагорной Проповеди сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Чистое сердце достигается при участии нашего разума и воли, которые решают выбросить из него всё, что противоречит Слову Божию и чистой совести, – всякую нечистоту, скверну и всех идолов, заменяющих Бога и Его истину, и дают Духу Святому доступ его очистить и освятить, наполнить светом, смыслом, добром и жизнью свыше. Чистое сердце – радостное сердце! Радость – это развевающийся флаг над замком сердца, в котором царит Царь Царей и Господь господствующих (Отк. 19: 10). Сердце любящее – это когда чувства очищены от духа вражды, непримиримости, распрей, ссор, разногласий и наполнены любовью Божией ко всем – к Богу, Его Слову, Его делу, к людям и ко всякой живой твари. Это сердце, способное снисходить, прощать, покрывать любовью, любить даже врагов, молиться за них. Сердце мирное – это такое сердце, в котором совесть чиста и непорочна, желает всем блага, дружелюбна, видит в каждом человеке хорошее. Итак, если сердце наше чистое, мягкое, мирное и любящее, то это правое сердце, мудрое сердце. В Библии говорится: «Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую» (Еккл. 10: 2). Когда же произойдёт эта «сортировка»? На вечном суде у Белого Престола, когда Христос будет решать вечную участь каждого. «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25: 31-33). «Глупые» или «козлы» так названы не потому, что они слабоумны, а потому, что не прилагают старания, чтобы привести своё сердце в порядок, живут по принципу вседозволенности и не думают о последствиях своих поступков. На суде Божием они окажутся по левую сторону. В сердце же мудрых свободно обитает Бог. В таком сердце Дух Святой осуществляет присутствие Бога Отца и Бога Сына. В таком сердце Бог творит Свою обитель: «Кто любит Меня, – говорит Иисус, – тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Когда мы любим Бога всем сердцем, как заповедал Спаситель (Мр. 12: 30), мы охотно подчиняемся Ему, чтобы Его слушаться во всём, сотрудничать с Ним, жить для Него и умирать для Него, как написано: «А живём ли – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живём ли, или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14: 8). Ещё многое можно и нужно сказать о сердце человека. О нём много написано в Библии. Её надо читать внимательно, с верою и всё, что сказано там, тщательно проверять на нашем собственном сердце. Тогда мы приведём себя в полный порядок так, что нам будет благо, а Богу слава.
12. " УСТРОЕННОЕ И НЕУСТРОЕННОЕ СЕРДЦЕ"
«...И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». 1Пет. 2: 5
«Он... заповедал отцам нашим возвещать детям их... возлагать надежду на Бога... и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим». Пс. 77: 5-8 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы