Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Она - мысль мудреца, она - экстаз святого.
Душа человека – объективная реальность. Поэтому испокон веков люди говорят: «радуется душа моя», «тяжело на душе» или «болит душа». И никто никогда не скажет, что это только пустые слова, не имеющие никакого смысла. «Что за хитрая это штука! Где жилище во мне нашла? Или нынешняя наука впрямь чего-то недоучла? – вопрошает поэт. – В сотнях справочников проверьте, опровергните сорок раз, я физически вот, поверьте, ощущаю её сейчас» (Е.Евтушенко). Её ощущает каждый. Одна глухонемая девушка спросила своего учителя: «Что это такое – душа? » – «Душа, – ответил он, – это то, что думает, чувствует, надеется, желает, любит, решает...» – «И то, что иногда болит? » – добавила она. Эта глухонемая правильно поняла, что такое душа. К этому можно только добавить ещё, что душа – независима. Она может быть обособленной от тела. Можно быть слепым, глухим, немым, можно быть без рук, без ног, быть каким угодно инвалидом, но при этом душа наша остаётся целостной и не теряет своего духовного естества, своего бесценного внутреннего мира, который функционирует отдельно от тела. Это наше второе «я», наша индивидуальность, невидимыми нитями связанная с Богом. И если даже закроются в человеке все пять, а с интуицией шесть органов чувств, душа не потеряет своих сверхъестественных способностей и творческого дара. Человек является венцом творения, поэтому он превосходит всех живых тварей на земле. Но что возвышает его среди множества живых существ? Нет сомнения, что это делает его бессмертная душа, та драгоценная «жемчужина», ради которой Господь Иисус Христос приходил пострадать на земле, чтобы искупить её на Голгофском кресте ценой Крови, ценой Своей смерти (Мф. 13: 45-46). Душа человека представляет собой величайшую драгоценность! Ценность души человеческой не может быть сравнима даже с целым миром. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? » – сказал наш Божественный Спаситель (Мф. 16: 26). Потеря души – величайшая из трагедий. Кто-то из мыслителей определил её такими словами: «Вся глубина мировой скорби, все слёзы, пролитые человечеством, вся вековая боль мира в связи со всеми лишениями и утратами, все неизмеримые страдания, причинённые войнами всех времён, и все тягчайшие переживания бесчисленного сонма страдальцев, мучеников и несчастных всего мира, – всё это, вместе взятое, никогда не сравнится и не может дать и самого отдалённого представления о бездонной скорби и об ужасе состояния даже одной погибшей души». Это верно. Все богатства земного шара не могут возместить потерю вечности, потерю небесного блаженства души человека, которое Господь приготовил для тех, кто Его полюбил и последовал за Ним. Вот почему у Ангелов Божиих на небесах бывает радость и ликование, когда кается на земле хотя бы один грешник (Лук. 15: 7, 10). Как мудры те, которые берегут свои души от зла и греха, от похотей и пороков этого мира (1Ин. 2: 15-17) и всего, что пагубно отражается на их судьбу. Иисус Христос отдал Свою душу, Свою жизнь, чтобы искупить человеческую душу от греха и смерти, от власти закона (Гал. 4: 5) и от ада (Ос. 13: 14), чтобы передать её Богу. Цена души человека – это цена жизни Сына Божия, то есть фактически она бесценна. Так что же такое душа? Чтобы ответить на этот вопрос, начнём с более лёгких определений и перейдём к более сложным. Вот как отвечает на этот вопрос христианский поэт Родион Берёзов: «Душа моя – дворец, не клеть. Ей свойственно вперёд движенье. В минуту может план созреть и запылать воображенье». Другой поэт вторит ему: «Без души в квартире тела пусто, без души и плоть моя мертва. Ведь душа – бессмертный жизни сгусток, ведь душа – частица Божества». Вот он, почти полный ответ на то, что такое душа. Душа – это частица Божества. Но порассуждаем далее об этом более обстоятельно. Библия, книга откровений Божиих даёт самый правильный ответ на этот вопрос. Она показывает, как была создана душа человека, каково её назначение, какая судьба её здесь на земле и что ожидает её в вечности. Из Библии мы узнаём, что Бог есть Творец человека, Он же и Творец человеческой души. Первый человек был создан «по образу» и «по подобию» Божию (Быт. 1: 26-27). В душу человека Бог заложил Свой Божественный образ и отразил в ней Своё подобие». Далее, в Быт. 2: 7 читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Часто задают вопрос: а что такое «дыхание жизни»? В еврейском подлиннике выражение «дыхание жизни» стоит во множественном числе. Это значит, что Бог взял от Себя, как от источника вечной жизни, некую часть Самого себя и вложил в тело человека, созданное из праха земного, из элементов материи, что вызвало в человеке двоякую жизнь: 1) естественную, физическую, жизнь ощущений и функций организма и 2) духовную жизнь. Схематично можно представить это так: от дыхания Божия возник дух человека, а под влиянием или воздействием духа возникла душа. Это дыхание пробудило в теле душу, которая и стала центром человеческой личности. Так её и рассматривают все богословы и духовные авторы. Душа помещена между духом, открытым сверхъестественному миру, т. е. Богу, и телом, соединяющим его с видимым материальным миром. Душа сама может выбрать и, как правило, выбирает, какой из этих двух миров должен руководить человеком и господствовать внутри него. Человеческая душа, по определению богословов, «представляет собой цельную и неделимую, хотя и многогранную сущность. В сокровенной своей глубине душа человека – это часть Божественного, часть самого Творца. Человек, благодаря божественной сути своей души, обладает определёнными свойствами и возможностями, присущими самому Богу. Это выражается в способности человека вырваться за пределы привычного существования, свободно выбирая пути, по которым он может либо взойти к величайшим духовным высотам, либо спуститься в глубочайшую бездну греха. Иными словами, здесь идёт речь о свободе воли и творческих силах, которыми наделён человек. Это его уникальное свойство обусловлено тем, что человеку передана часть беспредельной Божественной воли, не скованной никакими ограничениями. Подобно этому, творческие способности человека есть отражение Божией способности создавать новые формы; и в этом смысле человек сотворён по образу Бога» Каждая душа уникальна и неповторима в том, что касается её сущности, её способностей и задач, которые она призвана выполнить в этом мире. Нет душ, одинаковых по своим свойствам и задачам. И ни она душа не может занять место другой. Даже самая величайшая из душ не в состоянии исполнить ту особую роль, которая отведена другой душе, пусть даже самой незначительной. Вот почему в плане Божием каждый человек незаменим, и его место в системе мироздания никем не может быть занято. Уникальность души определяется не только наследственностью и воспитанием, но и Божиим замыслом. Каждому человеку Бог определил в мире особую задачу, которую не может выполнить никто другой, хотя бы и самый лучший и одарённейший из людей, которым эта задача по плечу. И всё же только он сам, этот человек, должен решать эту задачу, ибо она предусмотрена лично для него и её условия предполагают единственно возможное сочетание времени, места и методов исполнения. И ещё потому, что каждому человеку предусмотрена своя доля в служении Богу, и очень важно, как он её выполнит. Душа, разумеется, нематериальна и возвышается над материей и неизмеримо выше всего, что интеллект, в своих высочайших проявлениях, способен постичь и осмыслить. Свою главную задачу душа выполняет на земле среди живых созданий в контакте с материей, т. е. находясь в теле, хотя сама нематериальна. Она сообщает телу жизненную энергию, которая присуща всему живому в материальном мире, благодаря чему человек существует и продолжает свой род. Кроме того, душа определяет индивидуальность каждого человека, т. е. его личность, а также его отношения с другими творениями в этом мире. По своему строению душа человека имеет как бы два уровня: низший и высший или физический и духовный, предполагающий материальную и духовную основу. На низшем, материальном уровне она называется «душой живой» (иные называют её «душой животной» в том смысле, что она подобна душам всех других живых существ и ограничена пределами сосуда, в котором заключена, т. е. человеческого тела). «Душа живая» (Быт. 2: 7) связана, однако, не только с физиологическими потребностями человека и сугубо материальной стороной его жизни, но она является также источником тех качеств, которые определяют индивидуальность человека, его личность. На втором, более высоком уровне присутствует духовно-божественная сторона души. Это та её часть, которая не умирает. Она определяет у человека наличие сознания и проблеска высшего восприятия, которые возвышают человека над всем животным миром и связывают его с миром Божественным. Эта сущность души поднимает её до уровня духа, именуемого «руах», который соответствует по своей сущности миру ангелов. Тело и душа взаимно и постоянно влияют друг на друга: душа даёт телу жизнь, а тело окутывает душу материальной оболочкой, предоставляя в её распоряжение средства и возможности физического тела. В результате этого взаимообмена душа даёт телу жизненную энергию, а сама, пользуясь возможностями тела, приобретает физическую форму существования. Контакт и взаимопритяжение души и тела создают неповторимую и уникальную человеческую личность, которая является продуктом их слияния и может творить великие дела, выражая торжество одухотворённой плоти над мёртвой материей и радость души, пользующейся благами этого контакта. Личность не остаётся неизменной на протяжении всей жизни человека. В начале своего развития она почти полностью связана с жизнедеятельностью организма, и работа интеллекта и души происходит неосознанно. С ростом и развитием своих физических и духовных сил человек постепенно осознаёт высокую сущность своей души и может реализовать заложенные в нём духовные возможности, продвигаясь вверх, к Царству Божию, и прилагая к этому необходимые усилия. Но на жизнь его и сознание всегда будут влиять его собственные физические свойства, окружающий его материальный мир и существа, которые этот мир наполняют. Частично эти влияния человеком осознаются, а частично – нет. Движение человека к совершенству зависит от его способности вырваться из рамок, ограничивающих духовное в материальном мире. Душа человека функционирует в мире, используя тело как инструмент для своей деятельности. Облечённая в плоть, она мыслит, воспринимает, чувствует, реагирует, избирает, решает, действует. С помощью своего тела она должна выполнять в реальной действительности двойную задачу: управлять видимым миром и поднять себя на более высокий уровень, приготовив себя к переходу в иной мир. В этом бесконечно большую помощь душе оказывает Слово Божие, Его святое откровение. Выполнив свою задачу, душа оставляет этот мир и переселяется к Господу. Такова концепция о душе христианских богословов всего мира. Обратимся теперь непосредственно к Слову Божию. Священное Писание слово «душа» употребляет в трёх значениях, и мы обязаны это знать: духовно-нравственная личность, физическая жизнь и единица измерения. Кратко рассмотрим все три значения. 1. Душа, прежде всего, – это наше внутреннее «я», которое даёт самоопределение. Это наша личность, включающая в себя три важных функции: мыслительную – наш ум, интеллект, разум, память; желательную – наша воля, в которой желания, выбор, решения; и чувственную – наши чувства, эмоции, склонности, влечения, интересы, которые либо украшают, либо обезображивают душу. Эти три функции души охватывают в основном весь многослойный спектр качеств или свойств человеческой личности, которые нелегко поддаются исследованию. К ним может быть применен внутренний опыт, основанный на вере в откровение Божие. На всех этих функциях следовало бы остановиться подробнее, так как они играют ведущую роль в поведении и жизни человека. Всё то, что в конечном итоге представляет собой интеллектуальную, духовно-нравственную личность человека, – это и есть качества его души. К ним относятся: помышления, чувства, идеалы, способность различения, принятие решения; аналитические и синтетические свойства разума, постижение концепций, развитие идей, обработка знаний в виде выводов; обеспечение связи между качествами, характеризующими сознание, и теми, которые определяют эмоции; накопление эмоциональных сил, воля к преодолению, стремление завершить начатое, упорство в достижении цели, способность входить в контакт с другими посредством слов и действий и многое другое. Всё это различные области души, которые действуют как единая система, формируя мысли и чувства человека во всём их многообразии, необычайной тонкости и сложности. Любая мысль, чувство или поступок являются результатом влияния либо одного из качеств, перечисленных выше, либо нескольких, либо всех вместе. 2. Второе значение души по Писанию – это просто наша естественная, физическая жизнь. В книге Левит (17: 14) это значение души связано с кровью: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его». Кровь есть физическая основа жизни: вытекла из тела кровь – ушла физическая жизнь, ушла из тела и душа. Бог предназначил кровь для жертвенника, чтобы очищать души людей (Лев. 17: 11). Вот почему Иисус Христос умер телом, т. е. отдал Свою жизнь до последней капли Крови, чтобы совершить великое дело искупления всего человечества. Кровь Христа есть также средство очищения нас от всякого греха (1Ин. 1: 7). 3. Третье значение души в Библии иногда употребляется в качестве счётной единицы. Например, в книге Быт. 46: 27 написано: «Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят». Или в Деян. 2: 41: «...И присоединилось в тот день душ около трёх тысяч». Но главное, доминирующее значение слова «душа» – это наша личность, включающая в себя разум, волю, чувства. По учению Писания, душа является связью между духом человеческим и его телом. Она есть место, где они встречаются. Через тело человек связан с миром видимым, а через дух – с миром невидимым, духовным. В душе всё это собирается или аккумулируется, переосмысливается, и человек принимает решение к действию. В теле находится сознание о мире, в духе – сознание о Боге, в душе – самосознание и самопознание. Душу (разум, волю, чувства) Бог предназначил быть инструментом для принятия и выражения жизни духа, т. е. духовной жизни. Поэтому принято считать, что душа есть сосуд духа, а тело – сосуд души. По усмотрению Божию душе дан дух человеческий как путеводитель и орган соединения и общения с Богом; в нём же находится интуиция (прямое знание от Бога) и совесть (определитель добра и зла). Совесть – это голос Божий в нашей душе. Если бы душа каждого человека прислушивалась к голосу своей совести, она избежала бы многих грехов и страданий и искала бы своё пристанище в Боге, в Котором её спасение. Подытожим всё вышесказанное. Дух является благороднейшей из всех частей человека, так как через него осуществляется связь с Богом. Тело, напротив, является самым низким элементом человеческой личности, осуществляющий связь с физическим миром, с материей. Простирающаяся между ними душа соединяет обе эти части в одно целое – человека, обладая одновременно существенными чертами их обеих. Душа содействует тому, что дух и тело могут вступать в контакт и взаимодействие. Задача души – заботиться о том, чтобы дух и тело не теряли своих правильных отношений, т. е. чтобы тело не переставало подчиняться духу, а дух – руководить телом посредством души. В этом её великое назначение. Душа заимствует у духа всё, что он принимает от Духа Святого, через это совершенствуется сама и сообщает это телу, чтобы и оно имело часть в совершенстве. Сила души весьма велика, потому что она является центром вращения всего существа человека, в ней способность оценивать и решать. И хотя руководство личностью поручено осуществлять духу, в котором заложена способность общения с Богом, на практике чаще всего управляет душа. Адам и Ева в раю встречались с Богом, делили с Ним своё общение, и это общение было духовным и проходило в радости. Это был период высшего блаженства. Но грехопадение нарушило этот идеальный порядок и произвело разделение человека с Богом. Через орган свободной души – разум – грех проник в человека и поставил преграды в общении его духа с Духом Божиим. В результате Адам и Ева оказались вдали от Бога и стали чужды жизни Божией (Еф. 2: 12; 4: 18). Дух человеческий попал в сосуд души, под её господство, и в душе угас свет. Она постепенно погрузилась в духовную тьму и оказалась под властью плоти. Страсти, похоти и вожделения завладели внутренним миром человека. Так душа стала рабой плотского образа жизни. Сатана через грех развратил и растлил её. Грех, как змеиное жало, уязвил и душу и принёс ей смерть – смерть духовную и смерть вечную. В эту вечную смерть, в пределы преисподней, стали нисходить души грешников, расставаясь с телом в момент физической смерти. Грех, о котором так много говорит Библия, более всего касается души человека. «Душа согрешающая, она умрёт», – сказано у пророка Иезекииля (18: 20). Разуму, этой мыслительной способности человека, этой главной функции души, Бог доверил задачу всё проверять, взвешивать, оценивать. Разум ведь является глазами сердца (Еф. 1: 18). Но через грех душа оказалась помраченной в разуме (Еф. 4: 18). «Бог века сего» ослепил умы дюдей (2Кор. 4: 4), положил на душу пелену, тёмное покрывало греха, закрыв им светлый образ Сына Божия (2Кор. 3: 14-15). Грех помутил наш разум, сделал его безумным, и потому человек говорит: «Бога нет! Я сам себе господин» (Пс. 13: 1). Воля же человека, в которой желание, выбор и решение, под воздействием греха ожесточилась и затвердела, как камень. Вот почему бывают каменные сердца. Чувства тоже извращены и развращены грехом. Поэтому Христос сказал о душе такие бесконечно печальные слова: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мр. 7: 21-22). Господь говорит конкретно, а не отвлеченно, называя каждый грех своим именем. Все эти грехи, эти злые дела умервщляют душу. Замечательно сформулировал это поэт: «Губят душу, распинают душу, убивают в ней ростки добра. И сегодня, не жалея, рушат то, что строили с трудом вчера». Диавол грехами загоняет душу в бездну, в державу вечной смерти. Бог в Своём милосердии и любви к падшему творению обещал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13: 14). И то, что Он обещал, Он выполнил и выполняет. Во Христе Иисусе, нашем Спасителе, Бог предложил душе новое рождение – рождение свыше, от Бога. Через это рождение Он усыновляет душу, принимает её в сонм святых, в состав Своей многочисленной семьи, сыновей и дочерей Небесного Царства (2Кор. 6: 18). Человек, верующий во Христа, имея в себе духовное начало, т. е. возрожденный дух и обновленную душу, принадлежит к двум мирам: к миру видимому, земному, и к миру невидимому, небесному. В одно и то же время человек – гражданин земли и небожитель, временный и вечный. Физическими свойствами он воспринимает внешний мир, а духом, душой он проникает в мир духовный, потусторонний, невидимый. Созданный по образу и подобию Божию, человек наделён способностью познавать высшее и низшее, познавать Бога и Его светлое Царство и окружающий материальный мир, а в мире – познавать добро и зло, добро творить, зло отвергать. Надо отметить, что триединство человека (дух, душа и тело) составляет на земле цельную личность. Только телесная смерть разделяет это триединство на его составные части: тело, состоящее из материи, «праха земного», погребается в землю; с ним уходит и физическая основа души – кровь. Дух и духовная сущность души, наш внутренний человек, уходят к Богу, Который создал нас и дал нам дух (Еккл. 12: 7). Спасение и жизнь вечная, даруемые Христом, относятся ко всему человеку: к его душе, к его духу и даже к телу. Но искупление распространится на тело в день пришествия Христа (Рим. 8: 23). Многие богословы считают, что душа, освобожденная от тела после его смерти, уже не может измениться в лучшую или худшую сторону: наступила жатва того, что человек сеял при жизни на земле, живя в теле (Гал. 6: 7-8). На земле тело являлось домом, обителью, храмом, сосудом для души, а душа – сосудом духа. Душа руководилась телом, а сама контролировалась духом, получая через него свет и силу Духа Святого для праведной и святой жизни. При действии на душу Духа Святого через наш дух человек может духовно возрастать, достигать совершенства, уподобляться Христу. Самое нормальное положение и состояние души – когда она покоится в Боге, о чём и говорит цитированный выше 61-й Псалом. Никто, никогда и ничем не мог удовлетворить душу человека или успокоить её. Только в Боге и только на груди Христа она обретает истинный покой (Мф. 11: 28-30). Душе нужен Бог, как телу воздух, как рыбе вода. Без Бога душа вянет, сохнет, угасает и гибнет. В Боге её жизнь, в Боге её основа, в Боге её тихая, родная и желанная пристань. В Боге она расцветает, оживает и животворит. Поэтому Христос и призвал всех утружденных и обременённых прийти к Нему. Диавол обманул человека, направив его душу на бездушную материю, на самоудовлетворение в похотях, страстях и вожделениях плоти и обольщениях этого мира. Но всё в этом мире – мираж, приносящий душе смерть. Только во Христе её жизнь, и эту вечную жизнь Он даёт ей даром, по вере (Ин. 3: 16, 36). Только во Христе человек обретает мир, который выше всякого разумения, обретает покой на сердце, на душе. Великое счастье для человека – всецело отдаться Иисусу Христу, посвятить Ему свою душу, всего себя. Бог приготовил для души вечные обители и, чтобы попасть туда, надо верить Христу, любить Его, соблюдать Его заповеди (Ин. 14: 1-3). Надо бережно нести свою душу в небеса сквозь дебри земной неустроенности и греховной жизни. Будем делать это, пока мы живём в теле, пока ходим по этой земле, и мы никогда не постыдимся, когда придется предстать перед Богом и давать отчёт за прожитую жизнь. Хочется закончить это рассуждение о душе замечательными строками поэта:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы