Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Три аспекта работы над душой.
1. Отвержение себя. Призыв Христа отвергнуть себя записан в трёх Евангелиях: Мф. 16: 24-26, Мр. 8: 34 и Лук. 9: 23-25. Что это значит? «Отвергнуть себя» – это отвергнуть не свою душу, не личность свою, а мы должны отвергнуть своего природного человека по Адаму, своё плотское «я», глубоко испорченное. Слово Божие предлагает это растленное, гордое, самолюбивое наше «я» распять, что Павел и осуществил на себе (Гал. 2: 19-20; 6: 14). В Мф. 16: 23-25 связаны между собой три слова: «думаешь», «себя» (наше «я») и «душа» (т. е. жизнь). Наш разум является выражением нашего «я», а наше «я» – воплощением нашей души (жизни). Наша жизнь воплощена в нашем «я» и проявляется через него, а «я» проявляет, выражает себя через разум, мысль, через то, что мы думаем. Это наши представления и мнения. Когда мы обращаем нашу мысль не к Божьему, а к человеческому, наш разум хватается за эту возможность действовать и выражать себя. Именно это и произошло с Петром, когда он предложил Христу не идти на крест. Господь же повелел ему отречься от себя, от своего «я» и не спасать свою жизнь, но потерять её ради Царствия Божия. Отвергнуть себя, свой естественный ум, естественную волю и естественные чувства, т. е. нашу невозрождённую и не способную возродиться старую природу – задача не из лёгких. Но это то, без чего нельзя обойтись и без чего немыслима духовная жизнь. 2. Очищение Кровью Христа и Словом Божиим. Душу надлежит очищать Кровью – это мы хорошо знаем и постоянно применяем, и Словом Божиим (Ин. 15: 3), что мы упускаем. Пётр рекомендует верующим то же самое, говоря: «Послушанием истине чрез Духа очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга...» (1Пет. 1: 22). Кровью Христа душа (как и совесть) очищается от скверны, а Словом – от природных и мирских методов мышления и действия. Повреждённая грехом душа до отказа заполнена мирским багажом и природным представлением о мире. Всё это надо проверить и освободиться от ненужного груза, очиститься и взамен принять новые представления и понятия из Слова Божия. Это и есть очищение Словом. 3. Полное обновление и преображение. Все три составных части души должны быть обновлены и преображены, чтобы полноценно совершать свою работу по духовному возрастанию верующего (Рим. 12: 2; 2Кор. 3: 18). Разум – главный форпост нашей личности, с него и надо начинать, затем продолжить труд над волей и чувствами, а лучше всего делать всё одновременно. Рассмотрим это по пунктам. а) Вначале о работе над разумом. Ещё раз напомню: разум – это способность мыслить, познавать, соображать, постигать, взвешивать, анализировать, давать оценку, делать выводы и, конечно, помнить. Писание называет разум «очами сердца» (Еф. 1: 16-18). Он дан человеку для того, чтобы им познавать Бога и Его волю, уметь оценивать добро и зло, полезное принимать, худое и злое отвергать. Просветлённый Духом Святым разум ведёт к духовному мышлению. Он может судить обо всём с точки зрения Бога. Это ум Христов (1Кор. 2: 16). Вот почему разум верующего нуждается в капитальном обновлении. Прежде всего его нужно очистить от груза прежних представлений, накопленных нами по плоти, освободиться от всех ложных, ошибочных понятий и представлений, очистить и область своего воображения, и способ мыслить. Нужно себя заново основательно пересмотреть, переоценить и вообще сделать переоценку всем ценностям на основании Слова Божия и Духа Святого. Затем стараться приобрести новое мышление, новое библейское понимание жизни земной и вечной и наших отношений с Богом, членами церкви и со всеми людьми этого мира. Всё это не лёгкое и не быстро совершающееся занятие, а кропотливый труд, требующий усилий и времени. Ведь надо научиться по-новому мыслить и по-новому говорить, не по-плотски и по-душевному, а по-духовному (1Кор. 2: 14-16; Фил. 4: 8; Кол. 3: 1-3). Писание уделяет много внимания образу мышления человека: каковы его мысли, таков он и сам, таковы и его слова и дела. И пока мы не настроим наши мысли на духовный лад, не станем мыслить по-библейски, мы по-прежнему остаёмся плотскими и душевными, но не духовными. Только когда прежний разум отвергнут и восстановлен новый, духовная и земная жизнь потечёт правильно, по Божию замыслу, по Божию руслу, чего Он и ждёт от нас. Но, к сожалению, не все верующие поступают так. Иные бывают весьма небрежны и не заботятся о своём разуме, позволяя ему годами оставаться необновлённым и не до конца очищенным и просвещённым. Многие часто останавливаются на начатках учения Христова, не спешат достигать духовной зрелости (Евр. 6: 1-3) и продолжают духовно прозябать. А ведь цель Господня для нас возвышенна: привести нас к совершенству, к преображению в Свой славный образ. Апостол Павел сформулировал эту великую задачу так: «...Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова...» (Еф. 4: 11-13). Бог всемерно позаботился, чтобы довести нас до некой определённой меры духовной зрелости, доступной на земле, чтобы мы «не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения...» (Еф. 4: 14). б) Теперь кратко о работе над волей. Разум и воля – два руководящих центра нашей души. Разум подаёт свет, воля приводит все решения в действие, исполняет все задачи. В воле находится желательная и деятельная часть человека, ведающая правом выбора и решения. Освещённая светом истины и приведенная в послушание Богу, воля устанавливает в правильное положение дух, душу и тело. Привести разум и волю в согласованное взаимодействие, в разумное сотрудничество и подчинение воле Божией – одна из тяжёлых и насущнейших задач. Подчинить свою волю воле Божией удаётся немногим, и это потому, что грех капитально испортил и извратил природу человека. Возрождение обновляет наш дух, начиная с совести. Но обновление души Словом Божиим надо начинать с преображения разума и приведения воли к послушанию велениям Божиим. Здесь поможет только крест, только сораспятие со Христом (Гал. 2: 19-20). Другого средства нет. Применить к душе крест, отдать своё гордое и непокорное «я» на распятие, отвергнуть себя, умереть, затем воскреснуть со Христом – это акт веры. Вера идёт впереди и совершает это важное дело христианина постоянно. Только после этого человек начинает меняться в лучшую сторону. Порядок таков: воля должна сотрудничать с разумом, подчиняясь его советам, идущим от Бога. Разум же должен принимать эти советы от нашего духа, руководимого Духом Святым, ибо он есть приёмник света и откровений Божиих. Воля поэтому беспрекословно должна повиноваться воле Божией, поданной через дух и разум. Только такое сотрудничество разума и воли, такое взаимодействие угодно Богу и признаётся Богом и приносит положительные результаты. в ) И, наконец, работа над чувствами. Чувства – очень большая область души. Они окрашивают душу в разные тона, начиная от нежных и до вульгарных. Привести чувства в соответствие с волей Божией – следующая нелёгкая задача. Она затруднительна для человека потому, что он многое путает, зачастую подменяя понятия, особенно в области ощущений. Да и всё духовное даётся нам нелегко. Здесь нужно развитие внутреннего человека, нужны познания законов духовной жизни и самого Писания, словом, нужно помазание от Святого Духа (1Ин. 2: 20, 27). Если Он руководит всеми шагами нашей веры и нашего следования за Христом, то мы справимся и с областью чувств. Их тоже надлежит очистить от всех скверн этого мира и наполнить силой Божией с помощью Крови Христа и Слова Божия. Труднее всего подчинить чувства обновлённым разуму и воле, держать их под контролем, не позволять распоясываться. Мы, дети Божии, стремящиеся к правде и к жизни победы во Христе, не имеем права поддаваться эмоциям и делать любые решения скоропалительно, под напором нахлынувших чувств. Такие поспешные решения незрелы, потому что они от плоти, а не от духа. Плоть, а с нею и страсть, не должна владеть нами. Мы не должны поддаваться также порывам гнева, негодования, тяжкого уныния, депрессии и т. п. Это проявления ветхого человека, которые могут завести нас в дебри и опрокинуть нашу духовную стабильность в Господе. Ап. Павел учит Божиих детей: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе...» (Фил. 2: 5-8), а Он знал Своим чувствам меру и учился (даже Он! ) смирению и послушанию (Евр. 5: 8). Он держал Свою плотскую естественность Человека под постоянным контролем. Мы должны перенять у Него эти навыки, чтобы и свои чувства навыком приучить к различению добра и зла (Евр. 5: 14). Это трудно, но это возможно всякому человеку при старательном усердии и помощи Божией. В отношении чувств нас подстерегают две опасности: 1) впасть в бесчувственность и стать сухарями, законниками с фанатичной верой или 2) поддаться эмоциям и подменить дух чувствами. То и другое равно опасно и наносит непоправимый вред христианину. Полное обновление всех наших чувствований не допустит этого перекоса; напротив, оно украсит наш характер и нашу духовную жизнь: сделает нас нежными, мягкими, добрыми, тонко чувствующими, легко отзывающимися на всё, возможно, и легко ранимыми, но, несомненно, прекрасными, как и у Христа (Пс. 44: 3, 8). Неустроенное сердце Теперь перейдём к вопросу о неустроенном сердце и рассмотрим его на основании 77 Псалма. Это очень поучительная иллюстрация. Внимательно вчитаемся в стихи 6-11, где говорится о колене Ефремовом. 77 Псалом – это поэтическая интерпретация истории древнего Израиля, который жил в ветхозаветное время, когда Бог через трёх патриархов создавал Свой народ. Ефремово колено было одним из двенадцати израильских колен. Дух Святой, давая ему краткую характеристику и оценку с точки зрения Бога, указывает на его отрицательные черты, а именно: неустроенное сердце и неверный Богу дух. Этим Псалмом Дух Святой предупреждает и нас: «...не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (ст. 8). Как же много заключено в этих словах, в этой исчерпывающей характеристике! Неустроенность сердца и неверность духа ефремлян стала их главным пороком, от которого Бог предостерегает все последующие поколения верующих. Порок этот проявился в том, что они «не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его» (ст. 10). Они, как видно, отреклись не словами, а, скорее, делами, что является худшим из преступлений. Есть отречение словами, а есть отречение делами. В качестве иллюстрации отречения делами приведу ссылку из Послания к Титу (1: 10-16), где Павел порицает религиозных деятелей, извративших духовный труд на ниве Божией. Они путём обольщения вторгаются в дома и ложно учат о Христе. «Они говорят, – пишет Павел, – что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (ст. 16). Это уже не слова, а дела отречения «пустословов» и «обманщиков». К отречению в любой его форме нельзя относиться легко. Оно опасно тем, что творит разрушение, и в Божием народе им надо пользоваться осторожно и с умом, пользоваться только в случаях крайней необходимости. Имея колоссальную разрушительную силу, отречение решительно разрывает все духовные нити, цепи и обязательства с тем, с кем или с чем был связан человек. Но вернёмся к 77 Псалму. Из двенадцати израильских колен Ефремово колено было самым многочисленным и самым неверным Богу. Оно занимало одну из лучших и плодородных частей Обетованной Земли, в самой её середине, и было средоточием израильского народа. Многолюдное, богатое, воинственное и гордое, занимающее обширную площадь, Ефремово колено до времени Давида пользовалось огромным влиянием на весь народ. В пределах этого колена, в городе Силоме, находилась главная святыня Израиля – Скиния собрания и жертвенник всесожжения, простоявшие там около 300 лет. В праздничные дни туда стекались израильтяне из всех колен и пределов Израиля. Туда они приносили свои десятины, там исповедовали свои грехи и воскуряли многочисленные жертвы (1Цар. 1: 1-3). Но сами ефремляне не отличались благочестием. Напротив, они во многом пренебрегали волей Божией, заповедями Божиими, поступали своенравно и своевольно и в этом своеволии упорствовали до мятежности. В благословениях Моисея и Иакова Ефрем, или колено Ефремово, названо неудержимым буйволом, роги которого избодают народы до пределов земли (Вт. 33: 17), и отраслью плодоносного дерева над источником (Быт. 49: 22). После рассеяния Израиля речи пророков о Ефремовом колено особенно скорбны. «Слышу Ефрема плачущего: ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый» (Иер. 31: 18). Он – «обученная телица, привычная к молотьбе» (Ос. 10: 11, 13). Амос называет ефремлян «телицами васанскими на горе Самарийской» (4: 1). Всё это общие характеристики буйного, неукротимого, бунтующего нрава ефремлян. Они свою надежду возлагали не на Бога, а на собственную силу, на свой путь и на множество своих ратников (Ос. 10: 13). Бог поэтому отнял у них первенство в руководстве Израилем и передал его Иудину колену и дому Давидову. Туда же, в Иудино колено, был перенесен и Ковчег завета, а Иерусалим стал центром поклонения Иегове и столицей Израиля. Несмотря на многочисленные чудеса, явленные Богом всему народу на пути в Обетованную Землю (Пс. 77: 11-16), сыны Ефремовы так и не извлекли урока. Они остались людьми с неустроенным сердцем и неверным Богу духом и «продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего» (ст. 17), как род упорных мятежников, искушающих Бога. В 9 стихе этого псалма им ставится в вину их предательское отношение к братьям. Первоклассные стрелки, они, претендуя на первенство, покидали поле брани в ответственные моменты, отказываясь помогать своим братьям. Это именно они возглавили десять колен, отколовшихся от дома Давидова, образовав Северное (Израильское) царство во дни Ровоама. Ни один из царей этого царства не был благочестивым, все были вероотступниками, особенно Ахав с его беззаконной женой Иезавелью, которая активно насаждала в Израиле язычество (3Цар. 16: 29-33). Можно с уверенностью утверждать, что сыны Ефремовы, изображённые в 77 Псалме, являются символом той части еврейского народа, которая на протяжении всей истории оставалась упорной в своём непослушании Богу. Это они своим мятежным духом противились Иисусу Христу и предали Его на распятие. Они всегда жили с неустроенным сердцем, хотя считали себя избранниками Бога. И с духовной стороны сыны Ефремовы дискредитировали себя. Они были «вооружены», т. е. оснащены всеми необходимыми средствами для успешной духовной жизни и деятельности, получили все от Господа: Закон, Десять Заповедей, обильные наставления через Моисея и пророков, имели великолепный Храм с наилучшим служением Богу, – чего ещё им недоставало?! Но в день брани Господней они обратились назад, были обращены в бегство. Какой позор! В чём причина такого поражения? Причина в том, что они имели неустроенные сердца и неверный Богу дух, не сохранили Завета Божия и отреклись ходить в законе Его (Пс. 77: 10). Неустроенное сердце – величайшая духовная опасность, трагедия Божиих детей. «Не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его»– это уже следствие и следствие именно неустроенного сердца. Не то же ли самое происходит сегодня с теми, кто называет себя христианами? Сегодня, в день благодати, когда Иисус Христос совершил победу над властями тьмы и дал Церкви право и силу жить победоносной жизнью, дал полноту духовных благ (чего ещё не хватает им? ), многие верующие не сохраняют завета, нарушают верность Господу и терпят кораблекрушение в вере. Дали Богу обет служить в доброй и чистой совести, в знак смерти со Христом приняли водное крещение, получили Духа Святого, были Им запечатлены (Еф. 1: 13), но в день искушения, день огненных скорбей не сохранили завета, обратились назад, отреклись ходить по заповедям Христа. И причина такого печального состояния – неустроенное сердце. У ефремлян это выразилось в том, что они забыли Божии дела и чудеса, так щедро явленные им, пренебрегли духовным, увлёкшись земным и в результате отпали от Господа. Нечто похожее мы видим сегодня у многих из тех, которые считают себя, нет, не просто номинальными христианами, но возрождёнными и живыми. Ап. Павел так описывает плотское состояние верующих Коринфской церкви: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские»(1Кор. 3: 1-3). У них «зависть, споры, разногласия» (ст. 3), потому что сердце их неустроено. Он призывает их говорить одно, чтобы не было разделений, чтобы они были соединены «в одном духе и в одних мыслях» (там же, 1: 10). А ведь коринфяне были возрождёнными верующими, по призванию – святыми (там же, 1: 1-3), а по практике жизни – плотскими. У них не было духовного мышления и воля у них не была подчинена духу, не было и плодов духа. Всё это потому, что сердце их было неустроено. Если внимательно читать оба Послания к Коринфянам и Послание к Галатам, то мы увидим, что в их среде фигурировал или имел место ряд пороков, ясно показывавших неустроенность их сердец. И это в среде тех, кто принадлежит к членам Церкви Божией! Неустроенное сердце – это не только плотские дела, но это и состояние, когда человек не ощущает своего духа. Его дух не очищен в должной мере от примесей мирского духа, совесть притуплена и не реагирует чутко, а интуиция вообще не работает. Со всех сторон его дух заблокирован, перекрыты все каналы для доступа света. Человек живёт, как лунатик, и водится своей природой плоти. Душа не подчинена духу, разум не освящён, не очищен от прежних мирских представлении. Перед нами – современный представитель плотских христиан, острых умом, острых на язык, хватких на земное, но, увы, плотских, а не духовных, более душевных, почти мирских, о которых даже люди мира этого говорят: «Верующий, а хуже мирского». Воля таковых своевольничает, держится только своих мнений – мнений плоти, а не духа (Рим. 8: 5-8), и её не образумить, не обличить никому. Зададим себе закономерный вопрос: почему и сегодня, как в первые дни христианства, столько ошибок в духовной жизни большинства верующих? Почему часто принимаются неверные решения? Почему верующие не умеют самостоятельно решать свои проблемы без помощи старших братьев? Почему некоторые из нас при малейшем задевании нашего «я» ощетиниваются и чуть что – хнычут и чувствуют себя обиженными? Всё это происходит от неустроенного сердца! А устроенное сердце – у тех, кто подчинился Слову Божию, работает над собой, приводя в порядок свой дух и душу, которые функционируют естественно, свободно, под руководством Духа Божия. Их дух полностью очищен и имеет общение с Богом в чистой атмосфере; интуиция получает свет и непосредственное познание воли Божией; совесть работает безукоризненно, ибо чиста, добра и непорочна. Все качества души (разум, воля и чувства) очищены и приведены в полный порядок: разум легко схватывает, формулирует и передаёт мысль, воля легко подчиняется духу и легко повинуется советам разума; освящённые чувства приятны, благодатны, радостны, выражают себя естественно и легко подчиняются Духу Святому. Вот это и есть устроенное сердце. Дорогие дети Божии! Во Христе Иисусе нам даны все средства, все инструменты, чтобы мы могли сами устроять своё сердце по Его образу. Это наша обязанность – работать над собою, работать всю жизнь неустанно, не покладая рук. Это нам Бог поручил очищать своё сердце постоянно от всех пятен из-за соприкосновения с ядом греха и грязью этого мира, молитвенно освящать его Кровью Христа и Словом Божиим. Это мы должны заботиться, чтобы внутри себя вырастить девять замечательных качеств как плод нашего духа, взаимодействующего с Духом Святым: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23). Это нам повелено приложить всё своё старание, чтобы явить в своей жизни семь ступеней добродетели: в вере – добрые дела, в добрых делах – рассудительность, в рассудительности – воздержание, в воздержании – терпение, в терпении – благочестие, в благочестии – братолюбие, в братолюбии – любовь (2Пет. 1: 5-7). Когда мы этого достигаем и умножаем, говорит Апостол, мы достигаем успеха и плода в познании Христа и нам откроется свободный вход в Его вечное Царство (2Кор. 1: 8-11). Запомните, дорогие, навсегда: устроенное сердце, по Слову Божию, начинается с нашего покаяния и веры, с капитального поворота жизни в сторону Бога через рождение свыше. Без духовного рождения верующий как христианин не состоится! Это аксиома аксиом. Нынче есть много христиан по убеждению, по традиции, по воспитанию в доме родителей, наконец, по религиозности. Но всё это ещё не то, чего требует Бог. Настоящее христианство начинается с возрождения, обновления, преображения нашего сердца от Слова Божия и Духа Святого и неизменного следования путём покаяния и веры в Иисуса Христа – Того, Кто тебя и меня заместил на Голгофском кресте, Кто умер и воскрес и этим спас тебя и меня. Послушные дети Божии, христиане по призванию – это те, кто исполняет заповедь крещения и вступает в завет со Христом через погружение в «воды Иордана», как и Он, посвящая себя на служение Богу. Это добровольное и сознательное посвящение с обещанием верности и чистой совести. Это наша присяга, но без удостоверения клятвой, как это делается сегодня в Армии при призыве на службу. Наше «да» сильнее всякой клятвы, потому что оно удостоверяется Богом и нашей совестью. Все обетования Божии тоже утверждены словом «да» и словом «аминь» (2Кор. 1: 20). Обет посвящения предполагает соблюдение требования Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лук. 9: 23). Без соблюдения этого условия устроенного сердца не получится. Мы верой становимся на почву Рим. 6: 3-11, верой погребаемся со Христом в водяной могиле для прошлой греховной жизни и верой воскресаем с Ним для новой и обновленной жизни. Всё это усваивается верой, которая есть одна из ведущих сил христианской жизни. Когда это в наличии у нас есть, мы можем приступать к устроению нашего духовного дома по слову Ап. Петра в 1Пет. 2: 5. Господь предлагает нам и строительный материал – «золото, серебро и драгоценные камни» (1Кор. 3: 10-15) и предупреждает не строить из «дерева, сена, соломы» – материала, сгорающего в огне испытаний. Золото, серебро и драгоценные камни – это всё Божие: и Слово Его, и вера, воплощающая это Слово в жизнь, и драгоценные обетования, приобщающие нас к Богу, одним словом, мудрое применение всего этого к себе. Дерево, сено и солома – это человеческие представления о Боге, человеческие предания, традиции, внешняя религиозность без возрождения духа, без внутреннего обновления. Вот когда мы можем и должны произвести плод нашего духа от Духа Божия (Гал. 5: 22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5: 9), имеется в виду плод Духа Святого, Его воздействие на нас. Весь Новый Завет учит, как сделать сердце устроенным, начиная с поучения в Нагорной Проповеди и кончая книгой Откровения, где говорится: «...Праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё» (Отк. 22: 11). «...Огонь испытает дело каждого» (1Кор. 3: 13-15), огонь как Святого Духа (Лук. 12: 49), так и огонь испытаний и тяжких огненных страданий на земле (1Пет. 4: 12) или за гробом. Пока есть время, друзья мои, будем устроять свой духовный дом. Образец нам дан в Св. Писании: это Сам Господь наш Иисус Христос и Его учение. Это пример мужей веры, исполненных Духа Святого, которые могли произнести подобно Ап. Павлу: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4: 16), и мы можем смело таковым подражать. В Своей Нагорной Проповеди Иисус призывал: «...Будьте совершенны, как Отец наш совершенен» (Мф. 5: 48), а совершенство достигается устроением сердца. Если мы будем следовать Божиим заповедям, Божию учению, будем прилагать старание в работе над собой, то и достигнем возможного на земле совершенства.
13." ДУХ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ФУНКЦИИ"
Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Ин. 4: 24 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его... Рим. 1: 9
Б ог есть Дух. Он принимает поклонение и служение Ему только в духе. Все другие виды служения и поклонения не принимаются; и не потому, что Он не снисходит или не сочувствует людям, нет. Но таков Его принцип. Из любви и сочувствия к людям Бог послал на землю Своего единородного Сына, «Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мёртвых» (Рим. 1: 3-4). Иисус Христос учил людей, как поклоняться Богу и служить Ему в духе и истине, а точнее: учил людей и служить, и поклоняться Богу только в духе и только в истине. Поклонение душой или плотью Он в расчёт не принимает. Чтобы лучше понять, что значит поклоняться и служить Богу в духе и истине, нам следует понять, что из себя представляет наш человеческий дух и изучить его функции. По Библии у нас сложилось определённое представление о Духе Божием, Духе Святом как о третьем лице Святой Троицы. Но когда заходит речь о нашем собственном духе, то обнаруживается, что мы меньше всего знаем его. А между тем Слово Божие призывает нас поклоняться Богу в духе и служить Ему духом нашим. Не душой, не плотию, а именно духом. Люди же из-за своей испорченности стараются поклоняться Ему душой и плотию. Чтобы научиться служить Богу духом своим, давайте проследим по Писанию, что оно говорит о человеческом духе. Вспомним, как был сотворён человек. Книга Бытия 2: 7 сообщает: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В этой фразе заложен глубокий смысл, не всегда доходящий до читателя. Тело Бог сотворил из элементов материи, из «праха земного», то есть из земли, поэтому человек и является земным. Не потому ли и имя нашего праотца – Адам – родственно еврейскому слову «адамах», что значит «земля». Иные переводят имя Адам как «красная земля». Человек взят из земли и вся его жизнь проходит на земле. На ней он рождается, растет, питается земной пищей, трудится, творит и, умирая, уходит в землю. «...Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19), – сказал Господь Адаму после его грехопадения. Духовная же сущность человека появилась сразу после того, как Господь вдунул в его лицо (буквально: «в ноздри») «дыхание жизни». «Дыхание жизни» – это часть Духа Божия, отделённая специально для создания в человеке его жизни и духовной сущности. «...Рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3: 6). Как только «дыхание жизни» вошло в контакт с телом человека, образовалась душа, а «дыхание жизни» превратилось в дух, в принцип духовной жизни в нём. Слово «дыхание жизни» в еврейском подлиннике стоит во множественном числе. Это означает, что Бог произвёл в человеке двоякую жизнь – духовную и душевную. Сама душа означает и естественную жизнь, и внутреннюю сущность человека, т. е. его личность. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», – говорит Елиуй (Иов. 33: 4). Таким образом, Быт. 2: 7 можно истолковать следующим образом: «И создал Господь Бог человека из праха земного» – это относится к телу; «и вдунул в лицо его дыхание жизни» – относится к духу, посредством которого человек способен общаться с Богом; «и стал человек душою живою» – относится к душе, но уже после того, как дух оживил тело, которое и превратилось в живого сознательного человека. Человек – уникальное творение Божие. Другого такого творения нет во всей Вселенной. Ангелов Бог сотворил без материальных тел. Это бесплотные духи. Все другие живые твари на земле имеют материальные тела и физическую жизнь, но лишены духовной сущности. Человек же предназначен явить высочайший образец Божественного искусства. Только он имеет в себе изумительное соединение духа и материи. Соединяющим элементом является душа, это непревзойденное творение Божие. Вот что пишет по этому поводу А. Мюррей в книге «Пребудьте во Мне»: «Соединение в одном существе материи и духа в совершенной гармонии – это тип полнейшего и законченного единения Бога с Его творением. Но в этот процесс вмешался грех и как будто нарушил план Божий. Материя получила ужасное преимущество над духом. Однако «Слово стало Плотью», и Божественная полнота приняла воплощение в человечности Христа для того, чтобы искупление могло быть полным и совершенным». Автор дальше говорит, что воплощение Христа и Его дело послужили для преображения не только духа человека, но и тела через воскресение. Итак, человек создан из двух не зависящих друг от друга элементов – материального и духовного. Когда они соединились, тогда только человек стал «душою живою». Дух и тело соединились в душе, и человек стал самосознательной личностью. Посредством своего тела мы соприкасаемся с материальным миром и осознаём его через свои пять органов чувств. Душа же включает в себя разум, волю и чувства, которые составляют нашу личность. Душа – это орган самопознания и самоопределения, а дух, посредством которого воспринимаем Бога и поклоняемся Ему, – орган богопознания и богопочитания. Тело – орган миропознания. Всё это бесконечно величественно. Дух является самым благородным из этих трёх составных частей, так как производит связь человека с Богом. Тело, напротив, является самым низким элементом, так как осуществляет связь человека с материальным миром. Находящаяся между ними душа соединяет дух и тело друг с другом, обладая одновременно существенными чертами обоих. Душа содействует тому, что дух и тело могут вступать в контакт друг с другом и совместно действовать. Задача души – заботиться о том, чтобы дух и тело не теряли своих правильных взаимоотношений, т. е. чтобы тело не переставало подчиняться духу и чтобы дух управлял телом посредством души. Вот почему душа человека имеет такое великое значение. Она заимствует у духа всё то, что дух принимает от Духа Святого, чтобы усовершиться самой и сообщить телу то, что ею получено, чтобы и тело могло иметь часть в совершенстве. Так душа принимает участие в одухотворении тела. Как видим, дух – это самая высокая часть человека, покоящаяся в самой сокровенной сфере его существа. Тело является внешней оболочкой души, а душа – внешней оболочкой духа. Так коротко можно объяснить дух, душу и тело и их назначение. Верующему человеку очень важно знать свой дух, понимать его движения, потому что именно в духе осуществляется его встреча с Богом и в духе происходит истинное поклонение и служение Богу. Дух не обладает материальной природой, а существует независимо от тела, являясь по существу невидимой составной частью личности человека. Его не всегда легко ощутить или отличить от чувств души. А теперь обратим более глубокое внимание на его функции. Всё, что мы знаем о духе человеческом, взято из Писания и личного опыта детей Божиих. Прежде всего необходимо твёрдо усвоить, что дух – это не разум, не воля и не чувства; эти три элемента являются функциями души, а не духа. Дух же – это особый тонкий и нежный организм, который имеет свои определённые функции и который руководствуется определёнными законами. Мы знаем своё тело и его законы, нечто знаем из области души, но решительно ничего или почти ничего не знаем о своём духе и о его законах. А знать их очень важно, потому что Бог сообщается с нами только через дух; и чтобы эта связь была пребывающей, необходимо содержать дух в пригодном состоянии. Дух можно уподобить телеграфному аппарату, принимающему и посылающему сигналы. И если дух наш – та сфера, в которой движется и работает Дух Святой, а эта сфера не приведена в порядок, как может в ней работать Дух Святой? Или если Дух Святой хочет нам что-то сообщить, посылает нам импульсы, а мы не понимаем их, как можем мы жить по духу? Вот почему так важно знать свой дух и соблюдать его законы. Чтобы наша духовная жизнь была полноценной и прогрессирующей, будем стараться отводить первое место духу. Духовная жизнь управляется духовными законами точно так же, как естественная жизнь управляется законами физического мира. Нарушая естественные законы, мы сознательно или бессознательно страдаем или наказываемся. То же происходит и в духовной области: послушание законам духа ведёт к здоровой христианской жизни. И одним из законов первостепенной важности является знание собственного духа. Дух может находиться в оковах души или плоти, и мы тогда не можем его ощущать. В этом случае в человеке лидирует душа, занимая высшее место, и его «я» держит дух в рабстве. Но когда человек отдаст своё «я» на сораспятие со Христом, дух освободится из рабства и займёт принадлежащее ему положение руководителя человеческой личности. Жизнь Божия потечёт тогда в свободный дух, и он станет сильнее, чем естественная жизнь души. Это и есть настоящая духовная жизнь, потому что руководит Дух Божий, обитающий в нашем духе. Итак, хорошее знание человеческого духа, знание законов, которыми он руководствуется – предпосылка для успешной и беспрепятственной духовной жизни. Верующий должен знать свой дух так же хорошо, как он знает своё тело. Незнание приводит к заблуждениям, которые так опасны в духовном мире. Дух включает в себя три весьма важных функции: интуиция, общение и совесть. Все эти три функции духа взаимосвязаны, работают согласованно и одна без другой обойтись не могут. С их помощью и осуществляется духовная жизнь человека, поклонение и служение Богу. Духовная жизнь формируется не из того, что мы делаем или о чём помышляем, а из познаний, получаемых через интуицию, общение и нашу совесть. Ведь Бога познать невозможно ни помышлениями, ни чувствами, ни волей; Он познаётся только духом и только благодаря интуиции и общению. Общение с Богом иначе ещё называется поклонением, а для поклонения как духовного акта органы души непригодны. Этот дивный диалог, называемый общением с Богом, и обмен информацией или вестями может осуществляться исключительно в духе, и это глубоко внутренний, сокровенный процесс. Как видим, все три составных части духа – интуиция, общение и совесть – функционируют в согласовании друг с другом: совесть, как правило, судит на основании данных интуиции и отвергает всякое поведение, не соответствующее полученным от неё указаниям. Интуиция, в свою очередь, взаимосвязана с общением, так как человек познаёт Бога средствами интуиции; ими же он узнаёт и ту волю, которую Бог ему открывает. Остановимся подробнее на всех трёх функциях нашего духа. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы