Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О случившемся с двумя сыновьями Адама.



Итак, оба они принесли жертву;

И жертва одного была принята,

Но не была принята жертва другого.

И последний сказал своему брату:

Я непременно убью тебя.

Тот отвечал ему:

Воистину, Бог приемлет жертву Только у людей богобоязненных;

Если ты и поднимешь руку, чтобы убить меня,

Я не подниму против тебя свою руку

Я боюсь Бога, владыку миров;

Воистину, я предпочту, чтобы ты

Взял на себя и мой и свой грех

И оказался в Аду,

Который и есть воздаяние злодеям.

Мысль об убиении брата овладела Кабилом. А убив его, он был уже обречен60 .(5: 27-30)

Злоумышляя против Хабила, Кабил поначалу был в затруд­нении, еще не зная, как умерщвляют живое существо. Но вот однажды, когда он бродил, обдумывая это злодейство, к нему в образе одного из его друзей явился Иблис. На глазах у Кабила он взял птицу, положил ее голову на камень и раздробил дру­гим камнем. Так Кабил увидел, как убивают.

И он поспешил в горы, чтобы разыскать и убить скрывав­шегося там Хабила. Выждав, когда Хабил уснет подле своего стада, Кабил поднял большой камень и, ударив им брата по го­лове, убил его. Хабилу тогда не было еще и двадцати лет61.

Смерть Хабила была первой смертью на земле, поэтому Ка­бил не знал, что делать с бездыханным трупом. В течение соро­ка дней или даже года носил он останки брата своего в мешке за спиной, охраняя от стервятников и хищников.

Дабы показать, как захоронить брата, Бог послал ему ворона, Который стал разгребать землю,

Как бы желая похоронить мертвого собрата. Наблюдая за этим, Кабил возгласил: — О горе мне, неужто я не мог Поступить подобно этому ворону И так же похоронить брата моего!

И его охватило сожаление .(5: 31)

Однако это сожаление, поясняют некоторые толкователи, не было раскаянием Кабила за совершенное убийство, а лишь досадой на то, что ему пришлось так долго таскать труп на спине.

От Кабила среди людей произошел тяжкий грех кровопро­лития, неизбывный до дня Воскресения. По преданию, пророк Мухаммад как-то произнес: «Один установил добрый обычай — ему за это своя награда; другой установил дурной обычай — ему за это свое наказание». Вслед за тем Пророк и привел сло­ва, коими завершается в Коране рассказ об убиении Хабила:

Кто отнял жизнь хоть у одного человека

Не в отместку за убиение другого,

За разбой или иное нечестие,

Тот как бы истребил весь человеческий род;

А кто дал жизнь хоть одному человеку,

Тот словно даровал ее всем людям .(5: 32)

Все мироздание скорбело по Хабилу. В течение семи дней земля содрогалась семикратно. Солнце померкло, впервые со дня своего творения. Деревья, которые ранее имели лишь слад­кие плоды, обрели колючие шипы. Вода в морях, доселе прес­ная, стала горько-соленой.

После убиения Хабила Кабил вместе с Иклимой бежал в страну Йемен. Узнав о гибели сына, Адам и Хавва долго и без­утешно оплакивали его, выражая свое горе в печальных стихах, от которых и пошел обычай произносить по покойнику пани­хидные речи.

В утешение Прародителям за потерянного Хабила Всевыш­ний даровал им другого сына — Шиса (библ. Сиф).

Как передает ас-Салаби, после гибели Хабила Адам много лет пребывал в тоске и печали, отказываясь от земных радостей и плотских наслаждений. И Всевышний послал ему открове­ние: «Доколе ты будешь пребывать в печали, о Адам? Вместо убиенного Хабила родишь другого сына, коему предначертано стать святым пророком; все остальные пророки до дня Воскре­сения будут от колена его; предзнаменованием об этом станет то, что он родится один, а не в паре, как братья его» 62.

И когда Хавва понесла, она не испытывала, как прежде, ка­кой-либо тягости, а роды ее были легкими и безболезненными63.

Рассказывают также, что, посылая Прародителям благовес-тие о рождении Шиса, Всевышний обещал, что будущий сын их переймет облик убиенного Хабила. Сам Бог наделил его именем Шис, имеющим то же значение, что и имя Хабил64.

СМЕРТЬ ПРАРОДИТЕЛЕЙ

По достижении Шисом зрелого возраста Адам поручил ему дела семейства, всецело предавшись служению Богу и чтению ниспосланных ему свитков. Однажды, во время молитвенного уединения, Адам получил Божие откровение. Ему было велено оставить своему сыну Шису завещание, ибо приближался смерт­ный час Адама.

Адам завещал Шису вещи, которые взял с собой на землю из Рая, в том числе будущий посох Мусы (Моисея) и будущую печать Сулаймана (Соломона). Упоминают также священные свитки и полотнище из белого шелка с изображением всех про­роков и царей, вплоть до дня Воскресения. Адам наказал хра­нить эти вещи в особом ларе. Шису были сообщены также многоразличные знания, в том числе сведения о времени гря­дущего Потопа и конце света, о часах богослужения каждого рода тварей в дневное и ночное время.

Помимо того, Адам наказал Шису отомстить за убиенного брата своего Хабила, предрекши ему победу над Кабилом.

Адам умер на девятьсот шестидесятом году жизни65. Расска­зывают, что, когда наступил его смертный час и за душой его явились ангелы, он стал противиться им:

— Постойте, Господь предопределил мне еще сорок лет жизни!

— Как, — изумились ангелы, — ведь ты отдал их сыну сво­ему Дауду!

— Да нет же, это не так, — возражал им Адам.

Тогда Всевышний показал Адаму расписку, начертанную его собственной рукой и засвидетельствованную ангелами. По другой версии, Адам просто запамятовал об этом своем обеща­нии. Во избежание в будущем подобных случаев Бог повелел впредь людям составлять письменные договоры, обязательно скрепленные подписями свидетелей.

Каб передает, что лежащий на смертном одре Адам попро­сил сыновей дать вкусить ему от райских плодов. Те немедля отправились исполнять отцовскую волю. По пути они повстре­чали ангелов, несущих предназначенные для Адама саван и благовония, а также кирку, лопату и другие орудия могильщи­ков.

— Куда вы и зачем направляетесь, о сыновья Адама? — вопросили ангелы.

— Отец наш лежит при смерти, и он велел нам доставить ему райских плодов.

— Возвращайтесь обратно; Господь призывает сейчас отца вашего к Себе, — сообщили ангелы и поспешили к Адаму.

Когда ангелы появились в доме Прародителя, Хавва тут же признала их и кинулась к мужу.

— Поди прочь! Не цепляйся за меня! Разве не из-за тебя оказались мы тут, на грешной земле? Не вставай между мною и ангелами Господа моего! — приказал ей Адам.

Ангелы исполнили повеление Божие и вознесли душу Ада­ма на небо. Это случилось в пятницу — в тот самый день неде­ли, когда он был создан.

О кончине Адама сохранилось и такое предание от Ибн-Аббаса. Бог послал Адаму смерть в обличье крылатого барана, который, распахнув крыла, покрыл ими весь мир. Пораженный увиденным, Адам лишился чувств. Ангелы подхватили его, ста­ли брызгать в лицо живою водою, пока тот не очнулся. При-шедши в себя, Адам весь покрылся оранжевой испариной.

— Боже, как страшна смерть, как ужасен ее облик! — вос­кликнул он.

Дабы облегчить предсмертные муки Адама, Ангел смерти вручил ему кубок с райским напитком — Напитком Расстава­ния. Вкусив его, Адам легко разлучился с жизнью.

Ангелы показали Шису, как устроить могилу. Над Адамом была совершена заупокойная молитва. Джибрил был предстоя­телем, за ним расположились сонмы ангелов и семейство Адама в сорок тысяч душ. Останки Прародителя захоронены в пещере горы Абу-Кубайс, недалеко от Мекки66.

Год спустя умерла Хавва. Ее кончина пришлась на тот же день (пятницу) и тот же час, что и ее появление на свет. Она покоится в могиле рядом с мужем67.

Адам пребывает на первом, ближайшем к земле, небе. По­зднее именно там его повстречал Мухаммад во время своего Небошествия (Ми'радж)68.

Согласно Кабу, в Раю, кроме Адама, ни у кого нет бород — а у того черная до пояса борода. Всех обитателей Рая зовут по именам, к Адаму же обращаются по прозвищу (кунйа). На зем­ле Адама называют Абу-л-башар, Отец людей, а на том свете прозвищем его будет Абу-Мухаммад, Отец Мухаммада.

Выполняя отцовский завет отомстить Кабилу за убиение Хабила, Шис пошел на Кабила войной. Это была первая брато­убийственная война на земле, закончившаяся пленением Каби­ла. Шис предал Кабила мучительной казни: он привязал ему руки к шее и оставил так под палящим солнцем, пока тот не испустил дух69.

После смерти Адама пророческий дар перешел к Шису. Согласно некоторым преданиям, Шису принадлежит заслуга в возведении самого здания Каабы, которое он построил из кам­ня и глины на заложенном отцом основании. Говорят также, что Шис первым учредил куплю-продажу, установил меры и весы, ввел в обращение золотые и серебряные монеты, поло­жил начало разработке недр. Смерть настигла Шиса в возрасте девятисот (или девятисот двенадцати) лет70.

Унаследованный от отца ларь и другие ценные вещи Шис в свой черед завещал сыну Анушу (библ. Енос), а тот передал их своему наследнику Каинану, от которого они перешли к сыну того — Махлаилу (библ. Малелеил), а от последнего — к Йари-ду (библ. Иаред), отцу пророка Ихнуха (библ. Енох), более из­вестного среди мусульман под именем Идрис71.

 

ИДРИС

 

Идрис жил в Йемене, где проповедовал веру Божию среди погрязших в огнепоклонстве язычников из колена Кабила (Каина)1.

О том, как впервые на земле возник культ огня, существует предание. Однажды, к бежавшему в Йемен после убиения брата своего Кабилу явился Сатана и стал наущать его: « Знай, Огонь небесный принял жертву у Хабила только потому, что брат твой почитал Огонь и поклонялся ему; не пора ли и тебе попытаться заслужить благоволение Огня? » Вняв словам Сатаны, Кабил соорудил величественный храм, посвятив его Огню2.

«НА МЕСТО ВЫСОКОЕ»

Коран повествует о наделении Идриса высоким даром свя­тости (сиддикийа) и пророчества (нубувва):

Упомяни в этой Книге и об Идрисе, Святом и пророке3 (19: 56)

Идрису были ниспосланы десять (или тридцать) свитков. Именно они, как думают некоторые толкователи, подразумева­ются под « первыми свитками » в айате 87: 18. В данных Идрису свитках содержались всякого рода знания, в том числе астро­номические и врачебные. Эти, а также унаследованные от Ада­ма и Шиса свитки пророк читал днем и ночью, за что и полу­чил имя Идрис, что оз начает « читающий ».

Считают, что Идрис положил начало письменности, будучи « первым, кто провел пером по бумаге ». Ему приписывают пер­венство в науках о звездах, числах, гадании на песке, а также

других областях сокровенного знания. Отсюда и распростра­ненное отождествление его с жившим в древности сказочным мудрецом — Гермесом Трисмегистом.

В 21-й суре Идрис назван среди людей, угодных Богу, тер­пеливых и праведных (21: 85—86). Пророк этот служил образцом благочестия: трудясь, перед каждым стежком он испрашивал благословения Господа. А если случайно забывал об этом, то распарывал сшитое и не продолжал работу, не помянув Все­вышнего. Каждый день ангелы возносили на небо Господу столько вестей о добрых делах Идриса, сколько не могли со­вершить разом все люди на земле. Сами ангелы дивились его благочестию. Сатана же, мучимый завистью, тшетно пытался найти путь к сердцу святого пророка.

Идрис питался от трудов рук своих, зарабатывая на хлеб насущный шитьем. Он был первым из людей, кто тачал и но­сил сшитую одежду. За это Идрис прослыл среди мусульман покровителем портняжного ремесла.

Воистину, Мы вознесли его На место высокое.( 19: 57)

« Место высокое », на которое вознесся Идрис, иногда тол­куется в смысле дара пророчества и мудрости. Но чаще всего оно понимается как взятие пророка живым на небеса: в этом значении слово « вознесение » дважды встречается в Писании — в связи с Исой (Иисусом Христом, см. 73: 55; 4: 158).

Согласно одному из преданий, Идрис призывал людей к вере в Бога, единого и единственного; язычники же не внимали его словам, строя всяческие козни. Чтобы спасти пророка, Все­вышний вознес его к Себе на Небо. Идрису было тогда 365 (или 350) лет7

Несколько по-иному повествует о вознесении Идриса Ибн-Аббас. По его словам, дело обстояло так.

Как-то Идрис, изнемогая от палящего солнца, обратился к Богу с молитвой: « Боже! Если нас, удаленных от солнца, оно жжет так сильно, то что же должен испытывать ангел, который заботится о солнце? Помилосердствуй, Господи, облегчи сему ангелу хоть немного участь его ». Молитва пророка была услы­шана Всевышним. Когда ангел тот почувствовал облегчение и спросил Господа о причине, Бог ответил, что внял молению раба Своего, Идриса.

Тогда Ангел солнца, испросив у Всемогущего позволения, спустился на землю, чтобы встретиться с Идрисом. По просьбе последнего он поднял его на своих крыльях и вознес на четвер­тое небо, к месту солнечного восхода. Прибыв туда, Ангел солн­ца, исполняя желание своего друга Идриса, спросил у Ангела смерти — Израила, как долго осталось жить Идрису. Заглянув в Сокровенную Скрижаль, Израил ответил, что человека, о кото­ром идет речь, смерть постигнет на восходе солнца. Когда на­утро Ангел солнца возвратился к Идрису, он нашел того уже бездыханным.

Так закончилась земная жизнь Идриса. С тех пор он пре­бывает на четвертом небе, где его и повстречал пророк Мухам-мад во время своего Небошествия.

По словам же аль-Хасана, Идрис был вознесен в Рай, « превыше которого нет ничего ». Правда, Идрис, как гласит од­на из версий, попал туда не без хитрости. А было это так.

Своей праведной жизнью и усердным служением Богу Идрис привлек к себе внимание Израила, который захотел сдружиться с пророком. Он попросил у Бога позволения на­вестить Идриса и, приняв человеческий облик, явился к нему5.

Однажды Идрис, воспользовавшись дружбой с Ангелом, обратился к нему, чтобы тот принял его душу, дав ему испытать смерть, дабы быть более подготовленным к ее приходу. С Бо-жиего соизволения, Израил исполнил было просьбу Идриса — но Всевышний тут же вернул Идрису жизнь.

Затем Идрис пожелал побывать в Геенне, чтобы посмотреть на мучения грешников в Аду. Получив на это согласие Господа, Ангел перенес Идриса в Ад.

Наконец, Идрис захотел познать райское блаженство. С со­изволения Бога, Израил привел Идриса в Рай, который тот, однако, отказался покинуть. « Ты здесь лишь временно, — воз­мутился Ангел, — так почему же ты не хочешь уходить? » Идрис отвечал Израилу: « Всевышний сказал, что всякая душа вкусит смерти (ср. 3: 185), — и я уже ее вкусил; Всевышний предуп­реждал: среди вас нет ни одного, который сначала не будет ввержен в Ад (ср. 19: 71), — и я уже побывал там; Всевышний также обещал обитателям Рая, что из него они никогда не будут выведены (ср. 15: 48), — и вот я в Раю и более отсюда никогда не уйду ». Бог посмеялся над хитростью Идриса и позволил ему остаться в Раю.

У некоторых хронистов оба рассказа о теперешнем место­пребывании Идриса совмещаются. Говорят, Идрис то усердно молится Богу, находясь на четвертом небе, то предается бла­женству, пребывая в Раю.

 

ИСТОРИЯ ХАРУТА И МАРУТА

Когда Идрис был вознесен на небеса и ангелы узнали, что он пребудет там вечно, они, исполнившись зависти, обратились с жалобой к Богу:

— Неужели, о Господи, это греховное существо заслужило та­кую же милость, что и высшие, приближенные к Тебе ангелы?

— Душа у сыновей Адама, — объяснил им Бог, — по при­роде своей страстолюбива, и на их месте вы, возможно, были бы еше греховнее.

— Этому не бывать, — воспротивились ангелы.

Тогда Всевышний, дабы испытать ангелов, предложил им выбрать из своей среды трех наидостойнейших. Когда они сде­лали свой выбор, Бог наделил их плотской душой и послал на землю.

Ангелы отправились в дорогу, но вскоре один из них по­чувствовал, что земные страсти одолевают его, и тут же отка­зался от испытания, вернувшись на небо. Оставшиеся двое — Харут и Марут — продолжили путь.

Они шли до тех пор, пока не повстречали женщину по имени Зухара (Зухра). Та была столь хороша собой, что оба ангела не смогли устоять перед соблазном ее красоты. Кончи­лось тем, что Харут и Марут сбились с пути истинного и пре­дались всяческому нечестию — прелюбодействовали, бражни­чали, разбойничали и даже поклонялись идолам. Хуже того — они сообщили женщине магическое слово —« Величайшее имя Божие », при помощи которого можно было вознестись на небо. Коварная Зухара не преминула им воспользоваться и очутилась на небе, где была обращена в звезду, которая и поныне носит ее имя — Зухара (Венера).

В наказание за грех, совершенный перед Господом, Харут и Марут лишились ангельской силы. Крылья больше не могли поднять их до высшего неба. Тогда они воззвали к Идрису, умоляя его заступиться за них перед Богом. Для искупления греха Всевышний предложил ангелам самим выбрать себе кару: подвергнуться мучениям в будущей жизни или же принять на­казание на этом свете, продлящееся до дня Воскресения. По­скольку загробные мучения вечны, а земные временны, ангелы предпочли испытать наказание в этом мире.

Харут и Марут были заточены в некоем вавилонском ко­лодце. Закованные в цепи и мучимые жаждой, они и по сей день висят там вниз головой. Говорят, что со всех концов света туда к ним стекаются волхвы, чтобы поучиться у грешных анге­лов колдовскому искусству.

Вот что сказано в Коране о Харуте и Маруте:

Демоны учили людей волшебству


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь