Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Так они замыслили коварное злодейство,
Не ведая о том, что Мы Задумали перехитрить их. Погляди, чем обернулось их коварство: Мы истребили их и весь их народ .(27: 51) О том, как были уничтожены эти злодеи, рассказывает следующее предание. По ночам Салих любил молиться и часто удалялся в расположенную поблизости пещеру, где он устроил для себя молитвенный дом. Подобравшись ночью к пещере, заговорщики спрятались у входа, чтобы подкараулить Салиха и убить его, как только он там появится. Но не успели они устроиться в засаде, как, по воле Божией, на них обрушилась скала, придавив насмерть всех до одного. По другим преданиям, злоумышленники, с обнаженными мечами в руках, ночью ворвались в дом Салиха. Тогда Бог послал ангелов, которые, незримо заполнив жилище, стали метать в неверных каменья. Так погибли все заговорщики, не ведая, чьими руками свершилась над ними справедливая кара.
СТРАШНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В воскресенье неверные самудиты стали приготовляться к смерти. С почерневшими лицами они оделись в саваны, легли на землю и, не ведая, откуда придет к ним Божие возмездие, взирали то на небо, то вокруг себя. На рассвете с неба раздался громоподобный клич. То был глас архангела Джибрила, и глас этот был столь ужасен, что сердца самудитов разорвались от страха. Нечестивых поразил исшедший свыше клик, И наутро они лежали в жилищах своих Мертвыми, словно их никогда и не было. Воистину, самудиты отвергли Господа; Так пусть они сгинут! 12 (11: 67-68) Мы же наслали на них Один только клик, И они стали подобны Засохшим, опавшим веткам .(54: 31) Воистину, они не в силах были Даже подняться на ноги, И им неоткуда было ждать помощи .(51: 45) Смертоносный глас с неба сопровождался сотрясением ( раджфа, 7: 78 ). Толкователи и особенно хронисты склонны понимать это как землетрясение или вулканическое извержение: из земли, «из-под самых ног», пишут они, вырвался огонь, который пожрал трупы неверных, сраженных кликом Джибрила13. Жилища самудитов опустели, В наказание за их нечестивость И в назидание людям разумеющим .(27: 52) По одному из преданий, на некоторое время из самудитов в живых осталась лишь скованная параличом рабыня по имени Калба, отличавшаяся особенной ненавистью к Салиху. Когда возмездие Божие наступило и Калба увидела, какое несчастье постигло ее соплеменников, она вдруг вскочила на ноги и в ужасе побежала. Добежав до соседнего племени, Калба поведала все о случившемся, потом попросила воды, но после первого глотка упала замертво14. Накануне свершения Божией кары Всевышний ниспослал Салиху откровение, дабы тот покинул обреченный город. Пророк собрал уверовавших в него — таких оказалось всего семьдесят человек — и, обливаясь слезами, вместе с ними покинул город. В пути Салих оглянулся и увидел устремившийся ввысь столб дыма. Тут он понял, что его сородичей-самудитов больше не стало15. Покидая их, Салих сказал: — О несчастный народ! Я же передал вам Божие послание И дал вам добрые наставления , Но вам не по душе Истинные наставники .(7: 79) Пощажены были только Салих и уверовавшие в него: Когда повеление Наше наступило, Милостью Нашей в тот день От позорного наказания Мы спасли Салиха, а с ним и правоверных; Воистину, Господь твой Всесилен, всепобеждающ16 .(11: 66) Мы указали самудитам истинный путь, Но ясности истинной веры Они предпочли слепоту язычества. И за свои деяния подверглись Унизительному, губительному наказанию. А из них мы спасли лишь тех., Кто уверовал и был богобоязненным17 .(41: 17-18) Согласно одному из преданий, Салих и его приверженцы возвратились в опустевший город и поселились там. Преобладает, однако, мнение, что правоверные пошли дальше, в Палестину. Там Салих и умер в возрасте ста восьмидесяти (или 58, 270) лет. По другому преданию, спустя несколько лет Салих переселился из Палестины в Мекку, где и прожил до конца своих дней18. В Коране рассказ о гибели двух народов — адитов и самудитов — упоминается не один десяток раз в назидание неверным язычникам. Так, в 41-й суре Бог, имея в виду мекканцев, обращается к пророку Мухаммеду: Если они отвернутся от тебя, Скажи им: — Я вас предостерегаю от той молнии, Что поразила адитов и самудитов19 .(4: 13) Пространное предостережение мекканским идолопоклонникам со ссылкой на злосчастную судьбу адитов и самудитов звучит в 46-й суре Корана. Мы упрочили их положение, Наделив их могуществом и богатством, Кои не были даны даже вам. Мы даровали им И слух, и зрение, и разум; Но ни слух, ни зрение, ни разум Оказались им ни к чему, Раз они отринули знамения Божий. Их постигла именно та кара, Над которой они так глумились. Да, Мы погубили жителей городов, Существовавших когда-то вокруг вас. Однако прежде Мы умножили знамения Наши. Надеясь, что они обратятся к Нам. Разве помогли им те, кого они почитай, Помимо Бога, как божества, Способные приблизить их к Нему.' Нет, эти божества сгинули, Когда пришло Божие наказание. Это были те, кого они измыслили, Те, кого они выдумали сами20 .(46: 26-28) ЗУ-Л-КАРНАЙН
Зу-л-Карнайн был первым из двух — наряду с Сулайма-ном — правоверных царей, которым Всевышний даровал власть над всем миром. Он повелевал Востоком и Западом, за что и получил прозвище Зу-л-Карнайн, Двурогий. Настоящее же его имя — Марзубан. Жил он в Египте и происходил из рода Йа-фиса (Иафета), сына Нуха (Ноя)1.
ПОХОД НА ЗАПАД По преданию, к Мухаммаду как-то явилась группа неверных мекканцев. Захотев испытать его, они задали Пророку три вопроса, один из которых касался Зу-л-Карнайна. Поэтому ко-раническое повествование о Зу-л-Карнайне начинается словами: Тебя спрашивают о Зу-л-Карнайне; Отвечай: «Я поведаю вам историю о нем».( 18: 83) Далее в Писании Всевышний ведет речь от первого лица. Воистину, Мы споспешествовали Обустройству его власти на земле И ко всему желаемому Открыли ему доступ .(18: 84) По промыслу Господню, Зу-л-Карнайну сопутствовал успех во всех его делах и начинаниях. Бог сделал светлым его разум, посвятил его в тайны всех вещей. Говорят, где бы он ни нахо- дился, Зу-л-Карнайн мог свободно общаться с людьми на любом местном наречии. Полагают также, что Бог подчинил его власти облака, а другие предания добавляют к ним еще свет и тьму. В походах облака давали ему тень и прохладу днем, ночью же свет озарял пред ним путь, а тьма следовала позади. По рассказу Вахба, Бог повелел Зу-л-Карнайну распространить истинную веру по всему свету. И он взял путь на запад, Пока не достиг места заката солнца. Там он увидел, что солнце Заходит в мутный источник, А близ источника он нашел людей2 .(18: 85-86) Согласно некоторым толкователям, источник впадал в океан, куда садилось солнце. Ар-Рази же полагает, что само слово «источник» следует понимать иносказательно. Земля, пишет он, шарообразна и находится в центре Вселенной, а положение солнца на небесных сферах хорошо известно. Дойдя до крайнего Запада, Зу-л-Карнайн видел, что солнце как бы исчезает в источнике, хотя в действительности никакого источника не существует: то, что видел Зу-л-Карнайн, схоже с тем, что наблюдает мореплаватель, присутствующий при закате солнца, которое скрывается из глаз по ту сторону морского горизонта. На крайнем Западе Зу-л-Карнайн обнаружил племя неверных, именуемое хронистами Насик и происходящее якобы от самудитов3. По описаниям, это — чернокожие дикари, которые не носят одежд, обитают в хижинах и живут ловлей рыбы. После того как Зу-л-Карнайн покорил неверных, Бог оставил их судьбу на его усмотрение. Мы сказали Зу-л-Карнайну: — Этих людей ты можешь наказать Или обойтись с ними по-доброму .(18: 86) Хорошее обращение, разъясняют толкователи, означает помилование или призыв к истинной вере; а наказание — смерть, плен или истязание. И Зу-л-Карнайн рассудил так: — Упорствующих нечестивцев мы накажем, А когда они возвратятся к Господу, Он подвергнет их Еще более страшной каре; Кто же уверует и будет творить добро, Тому полагается наилучшая награда, И повеления наши Будут легкими для него4 .(18: 87-88) Когда дикари предстали перед Зу-л-Карнайном, он стал их увещевать. Некоторые из них уверовали в единого Бога, другие же продолжали упорствовать в идолопочитании. В наказание последним -Бог обрушил на них песчаную бурю и покрыл тьмой. Песок запечатал неверным рты и уши, глаза их ничего не могли видеть, и тогда, почувствовав приближение своей погибели, они тоже раскаялись и приняли истинную веру. После этого Зу-л-Карнайн оставил народ Насик и вернулся домой. Согласно другому преданию, он, по своему обыкновению, взял мужчин покоренного племени ратниками в свое войско. По Вахбу, Зу-л-Карнайн покорил затем племя Хавил — на крайнем Севере, Мунсик — на крайнем Востоке и Тавил — на крайнем Юге, после чего двинулся к народам Йаджудж и Мад-жудж (Гог и Магог), обитавшим «посредине земли». Коран повествует лишь о его двух последних походах. НА КРАЙНЕМ ВОСТОКЕ Потом Зу-л-Карнайн держал Путь на восток, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы