Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Укоренишь ли Ты там существо,



Которое станет сеять смуту

И проливать кровь?

Ты хочешь сотворить людей.

Дабы они Тебе поклонились;

Но ведь мы только и делаем, что

Превозносим славу Твою и Твою святость12 (2: 30 )( 12 4-я и 5-я строки вставлены в соответствии с айатом 51: 56 —«Я со­творил джиннов и людей, только лишь чтоб они Мне поклонились».

Говорят, позже ангелы осознали превосходство Адама над собой и поспешили раскаяться. В некоторых преданиях рассказывается, что Бог сильно разгневался, узнав о недовольстве ангелов, и наслал на них огонь, истребивший их всех до одного.)

Знание о предстоящих дурных деяниях Адама и его потом­ков, коим суждено будет «сеять смуту и проливать кровь», от­носится к области «Тайного», «Сокровенного» (Гайб), ведомого одному лишь Богу. Ангелам же это могло открыться лишь из ре­чи самого Господа или по Его внушению. Подобное знание мог­ли они почерпнуть также из слов, начертанных на Хранимой Скрижали. Возможно, ангелы и сами догадались об этом, ибо им было известно, что среди тварей только они одни непогрешимы. Наконец, ангелы могли судить о будущих людях по сходству тех с джиннами, которые, как сказано было ранее, населяли землю еще до создания человека, распространяя всяческое нечестие.

Воистину, — изрек Господь, — Я знаю То, чего не знаете вы .(2: 30)

В ответе Творца на-сетования ангелов подразумевается, что только Он, Всевидящий и Всезнающий, один может судить, подобает ли Адаму быть Его наместником на земле. Ведь'ангелы не ведали того, что среди людей окажутся не только греш­ники, преступники и неверные, но также пророки и святые, мученики и аскеты, мудрецы и ученые.

Обращаясь к ангелам, Господь дал на будущие времена об­разец того, как во всех важных делах надлежит советоваться с другими. Но, пожалуй, самое главное — это то, что в Своей бе­седе с ангелами Всевышний хотел указать на высокое предна­значение человека в мире. Бог возвестил им о сотворении чело­века как о необычайно важном событии. Пред лицом всех тва­рей Господь назвал человека Своим наместником и тем вознес его над остальными существами.

Чтобы явить превосходство Адама по сравнению с ангелами в ведении земных дел, Бог устроил между ними состязание в наречении вещей именами. Ибо наместнику Божиему подобает быть знающим и мудрым. Без этого ему не пристало управлять и властвовать над другими.

 

СОСТЯЗАНИЕ С АНГЕЛАМИ

Господь научил Адама именам всех тварей — ангелов, джин­нов, животных, растений, минералов, звезд, а также названий их свойств и действий, благих и дурных поступков. Знание это было передано Адаму через внушение (илхам) или посредством прямой, изустной передачи (талкин). Говорят также, что Всевышний наде­лил Адама только способностью понимать то, что доступно усвое­нию разумом, а тот уже сам, путем размышления, пришел к по­стижению имен, по свойствам и действиям каждой вещи делая заключение о ее наименовании13.( 13 Одни полагают, что Господь сообщил Адаму собственные имена всех тварей. Другие считают, что первочеловеку было дано знание лишь о родовых именах — как, например, «человек», «животное», «растение», «море», «гора», «равнина». Возможно также, что Адаму были ведомы только определенные собственные имена — имена ангелов или имена его потомков.)

Имена тварей были определены не на одном, а на всех языках, на которых и ныне глаголят чада Адамовы. По одному из преданий, первый человек знал семьдесят (или семьсот) языков. Однако более всего возлюбил он арабский, на котором разговаривал в Раю. Ближайшие потомки Адама общались между собой на всех этих языках. И только после его смерти, когда люди расселились в разных концах земли, каждый народ стал пользоваться своим, отдельным наречием14.( 14 Согласно другому преданию, Адам знал тысячу языков. После гре­хопадения и низвержения на землю Адам был лишен арабского языка и стал разговаривать только на одном сирийском.)

Научив Адама всем именам

И представив перед ангелами

Существа, нареченные этими именами,

Бог сказал:

— Назовите Мне имена их,

Если вы и вправду полагаете,

Что вы достойнее Адама.

— Слава Тебе! — воскликнули ангелы, -Но мы можем знать лишь то,

Чему научил нас Ты;

Воистину, Ты всеведущ и премудр.

Тогда Бог велел Адаму:

Назови им имена этих существ.

И когда Адам назвал имена, Бог обратился к ангелам:

Разве Я не говорил вам, Что Я знаю все сокровенное И на небесах и на земле? Знаю и все, что вы делаете, Как тайное, так и явное .(2: 31-33)

Нарекая вещи их именами, Адам доказал, что он более, чем ангелы, достоин быть властелином на земле. В свою очередь, ангелы покорились воле Божией и повинились перед Господом в том, что возражали против сотворения человека.

И тогда Мы повелели ангелам:

— Преклонитесь перед Адамом!

И ангелы преклонились15 .(2: 34 )( 15 Преклонение (суджуд) ангелов перед Адамом, по мнению большин­ства толкователей, не походило на преклонение перед Богом, не оз­начало прикосновения чела к земле. Ибо совершать земной поклон подобает только перед Господом. Поклонение Адаму заключалось лишь в легком наклоне головы, обозначавшем признание ангелами превосходства Адама. Все же некоторые толкователи допускают, что ангелы преклонились перед Адамом до земли, но считают, что Адам служил ангелам лишь в качестве ориентира для молитвы — киблы. Кланяясь Адаму, ангелы в действительности поклонялись не ему, а Богу.

Перед Адамом, как говорится в другой суре Корана, преклони­лись все ангелы вкупе (15: 30).На этом основании полагают, что пер­возданному человеку поклонились- все ангелы, включая высших. Первым, кто воздал почести Адаму, был Джибрил. Ему последовали Микаил, Исрафил, Израил, а затем и все остальные ангелы. Другие же толкователи думают, что повеление Божие относилось только к

земным ангелам, поскольку именно на земле Адам должен был стать наместником Господа. Всевышний ведь не мог потребовать поклонения Адаму от Руха, Нуна, Калама и других высших небес­ных ангелов, которые пребывают при Нем, славят Его и поклоняются только Ему (7: 206).

Ангелы преклонились перед Адамом, проявившим превос­ходство над ними в знании и мудрости. Говорят, после того как Адам нарек вещи их именами, Всевышний обратился к ангелам со словами: «Теперь вам ясно, что Адам — знающий ('алим), а вы — только молящиеся(уббад), а один знающий лучше тыся­чи молящихся; и где бы ни оказался молящийся, он должен признать превосходство знающего»16.( 16 Однако в других сурах повеление Божие ангелам преклониться пе­ред Адамом следует сразу же после рассказа о придании первочело­веку образа (7: 11) или же после упоминания о том, что Создатель вдохнул в Адама от духа Своего (15: 29). На основе последних айатов нередко заключают, что ангелы поклонились Адаму из почтения перед духом Божиим, который оживил первочеловека. Более того, как считает ряд толкователей, это произошло непосредственно пос­ле сотворения человека, и уже потом, после того как ангелы покло­нились Адаму, Бог повелел им усадить первочеловека на золотой трон, вознести на небо и ввести в Рай.)

Полагают также, что Своим повелением Всевышний возна­мерился испытать ангелов, но особенно Иблиса.

Ангелы преклонились пред Адамом. Иблис же, возгордясь, не согласился, И оказался среди нечестивых..( 2: 34)

После отказа Иблиса выполнить Божие повеление между ним и Всевышним состоялся разговор:

Что тебе мешает, спросил Бог, Преклониться перед Адамом,

Раз Я тебе велел?

— Я лучше его, — отвечал Иблис, — Меня Ты сотворил из огня,

А его — из глины.

— Низвергнись из Рая/ Негоже тебе проявлять Здесь свою гордыню;

Изыди, и да презренным будешь!

— Дай мне сроку, — взмолился Иблис, — До того дня, пока

Род Адама не будет воскрешен.

Даю тебе срок, отвечал Бог.

— Так как Ты позволил, Чтоб я предался заблуждению,

Я непременно буду подстерегать людей На прямом пути, ведущем к Тебе; Я буду нападать на них Спереди и сзади, справа и слева; И Ты увидишь, что многие из них Окажутся Тебе неблагодарны За ниспосланные Тобою блага.

Изыди, — возгласил Творец, Посрамленным и отверженным! А если кто последует за тобой, Я наполню Геенну всеми вами! 17 (7: 12-18) ( 17 К опасениям ангелов и презрению, которое испытал к первому че­ловек)' Иблис, послекораническая традиция добавляет тревоги дру­гих живых существ. Так, увидев Адама, который, в отличие от ос­тальных животных, ходил в вертикальном положении на двух ногах, Орел устремился к морю, чтобы быстро оповестить Рыбу об уви­денной им диковине. «На Земле, — поведал он ей, — появилось существо лишь о двух ногах, но о двух страшных руках, и на каж­дой из них аж по пяти пальцев». На что Рыба заметила: «Взаправду, ты мне описал такое существо, которое, боюсь, не оставит в по­кое ни тебя в твоей заоблачной выси, ни меня в моей морской пучине».

15-ю строку можно истолковывать по-другому: подобно тому, как Ты..; или: клянусь тем.)

Сатана, замечают некоторые толкователи, напрасно возно­сился над Адамом, принижая землю по сравнению с огнем. Ведь огонь — настоящий вор: какую вещь в него ни кинь, он все обратит в ничто. Но доверь что-нибудь земле, и она отпла­тит тебе сторицей: бросишь горсть пшеницы — она отдаст тебе десять, за десять — сто, за сотню получишь тысячу.

Кичившийся своим происхождением от огня Иблис в ад­ский Огонь и возвратится. Адам же, гордый своей близостью Господу, вернется к Нему. Ибо сказано у пророка Мухаммада: «Чем гордишься, тем тебе и воздастся! »

Итак, Иблис не выдержал назначенного ему Богом испыта­ния. Испытание же Адама — впереди, но прежде должно про­изойти еще одно событие: Всевышний даст Адаму супругу.

 

ХАВВА

 

Адам заскучал в Раю. Ему не с кем было поговорить, неко­му было довериться. И тогда Бог решил сотворить для него женщину — Хавву (библ. Ева). Всевышний произвел ее от са­мого Адама18, ( 18 По другому преданию, порой возводимому к пророку Мухаммаду, о Хавве говорится как о сестре-двойняшке Адама, сотворенной одно­временно с ним.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. законом, иными правовыми актами или договором.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. II.2 Проблемы организации подросткового досуга и творческой деятельности (по результатам социологического исследования в КДЦ «Рассвет»)
  4. III. Препараты, содержащие сумму витаминов.
  5. V. ТИПОВАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ РАДИООБМЕНА ДИСПЕТЧЕРОВ ОРГАНОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ (УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ) С ЭКИПАЖАМИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
  6. VI. Регламент переговоров ДСП станции с машинистами поездов (ТЧМ) при приеме, отправлении и пропуске поездов по железнодорожной станции
  7. АБОНЕНТАМИ И (ИЛИ) АБОНЕНТСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ
  8. Административные правонарушения в таможенном деле
  9. Анализ метеорологической и синоптической обстановки по картам абсолютной барической топографии
  10. Анализ практики возбуждения дел об административных правонарушениях отделом административных расследований Балтийской таможни за 2012-2013 г.г.
  11. Анализ практики обжалования постановлений Балтийской таможни
  12. Аналитическая записка по результатам социологического исследования


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь