Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И тому, что было ниспослано в Вавилоне



Двум ангелам — Харуту и Маруту6.

Но ангелы эти никого не научали,

Не предупредив заранее:

«Воистину, мы — искусители;

Ибо кто переймет от нас колдовство,

Тот непременно склонится к нечестию;

Остерегайся же впасть в неверие».

От них перенялось злодейство,

Как разлучать мужа и жену.

Колдуны, однако, никому не в силах

Принести вреда без соизволения Божия.

У них сами люди научились лишь тому,

Что им во вред, а не на пользу,

Хотя и знали, что в грядущей жизни

Не будет доли от райского блаженства

Тому, кто постиг это колдовство. (2: 102)

 

 

НУХ

 

Нух (библ. Ной) был сыном Ламика (библ. Ламех), сына Маттушалаха (библ. Мафусал) — единственного наследника Идриса. В течение нескольких столетий Нух, увещевая предав­шихся неверию и бесчестию людей, тщетно пытался спасти их. Грешное человечество не вняло предостерегающему гласу про­рока и было уничтожено Великим Потопом1.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ПРОПОВЕДЬ

Мы послали Нуха

Пророком к соплеменникам его.

И он пробыл с ними

Тысячу лет без пятидесяти2 .(29: 14)

Пророк Нух проповедовал в правление Биураспа (Бевораспа) среди жителей Месопотамии3. То был развращен­ный народ, питавший особую склонность к бражничеству, азарт­ным играм и женщинам. Лишенные чувства поклонения перед единым Богом, одни из них почитали звезды, другие — своих идолов.

В Коране упоминается о пяти их идолах: Вадде, Суе, Йагусе, Йауке и Насре4 (71: 23). Происхождение этих языческих бо­жеств объясняется так.

В давние времена жили пятеро праведников. Когда же они умерли, соплеменники, дабы сохранить о них в народе память, изготовили их изваяния. Однако это оказалось на руку Сатане, который, пытаясь отвратить людей от истинной веры, взялся внушать им, что еще их предки поклонялись истуканам, а вза-

мен те посылали дождь на их земли. Поверив Сатане, люди стали поклоняться статуям.

Согласно другому свидетельству, Вадд (или Вудд) имел об­лик воина-великана, опоясанного мечом и с луком на плече. Перед ним стояло увенчанное знаменем копье, на котором ви­сел колчан со стрелами. Суа изображалась в виде женщины, Йагус — льва, Йаук — коня, а Наср — орла5.

Наряду с пятью главными божествами, в пантеоне народа Нуха было еще тысяча семьсот мелких божков. В их честь воз­водилось также много богатых храмов.

Каждый год с особой торжественностью соплеменники Нуха справляли праздник, на который отовсюду стекались огромные толпы народа. Во время праздника люди устраивали шествия от храма к храму, читали молитвы, приносили жертвы (часто челове­ческие), возжигали огни, кадили, играли на различных музыкаль­ных инструментах, затевали священные любовные игрища.

Во время одного из таких торжеств Нух, которому тогда было четыреста восемьдесят лет, поднялся на гору и стал уве­щевать свой народ6.

Я пришел к вам с ясным предостережением:

— Не поклоняйтесь никому, кроме Бога;

Иначе я опасаюсь,

Как бы в один страшный день

Вас не постигло наказание .(11: 25-26)

Поклоняйтесь одному только Богу:

Кроме Него у вас нет Другого истинного божества. (7: 59)

Но язычники отвергли увещевания Нуха, не желая расста­ваться со своими божествами.

Они замышляли великие козни

И говорили друг другу:

«Не покидайте богов ваших,

Не оставляйте Вадда и Суу,

Йагуса, Йаука и Насра». (71: 22-23)

Призывая народ оставить своих идолов и поклониться ис­тинному Богу, Творцу мира, Нух говорил также:

Почему вы не боитесь

Бога превеликого,

Который поэтапно создавал вас,

Формируя в материнских утробах.9

Неужели вы не видите,

Как Он устроил

Семь небес друг над другом?

И в мире земном и небесном

Он сделал луну светом,

А солнце — светильником.

Из земли, подобно растениям,

Бог взрастил Вас;

Б нее потом и возвратит

И из нее же вызовет.

Это Бог сделал землю ковром для вас,

Дабы ходить вам по ней широкими дорогами .(71: 13-20)

Соплеменники Нуха отвечали ему:

Воистину, мы видим, что ты Пребываешь в явном заблуждении .(7: 60)

И знатные люди, из тех,

Кто отвергал слова Нуха,

Говорили своим соплеменникам:

Это — такой же человек, как и вы,

Но он домогается первенства над вами;

Ведь Бог, если бы восхотел Чему-нибудь нас научить,

Ниспослал бы нам ангелов;

И ничего из рассказанного им Мы не слышали от наших предков;

Это всего лишь человек, Одержимый злым духом. (23: 24-25)

Нет, сородичи мои,

— возражал Нух,

— Я никак не заблуждающийся,

А посланник Владыки миров;

Я передаю вам наказы Господа,

Даю добрые советы,

И благодаря откровению Божиему,

Я знаю то, что неведомо вам;

Неужели вы удивляетесь тому,

Что учение от Господа вашего

Приходит к вам через человека

, Который — один из вас самих,

Чтобы предостерегать вас от наказания

В случае вашего неверия,

Чтобы вы стали богобоязненными

И затужили милосердие Его. (7: 61-63)

Нух не только не отрицал, но, напротив, всячески подчер­кивал, что сам он — простой раб Божий:

Я не говорю вам,

Что владею сокровищами Божиими

Или знаю Тайное.

И к тому же я не утверждаю,

Что принадлежу к ангелам .(11: 31)

Отвергая подозрения неверных во властолюбии и в стрем­лении к личной выгоде, пророк убеждал:

Сородичи мои, я не просил

У вас богатства взамен того,

Что принесет вам пользу

В этой жизни и в жизни будущей:

Награда моя — только у Бога .(11: 79)

Однако знатные язычники, отказывавшиеся следовать сове­там Нуха, приводили в свое оправдание такой довод:

Мы видим, что за тобой

— Безрассудно и безоглядно

— Пошла только чернь.

Мы же не находим у вас

Никаких выдающихся достоинств,

Чтобы следовать за вами.

Напротив, мы полагаем, Что вы самозванцы. (11: 27)

 

Вельможи обещали Нуху свое покровительство, если тот от­толкнет от себя простых верующих. На это пророк отвечал:

Я не отрину от себя уверовавших:

Они в день Воскресения

Встретят Господа своего,

А Он вознаградит их

И покарает их обидчиков.

Но вы, как я вижу,

Народ невежественный,

Не ведающий, что вас ждет.

Кто же, о сородичи, защитит меня

От наказания Божиего,

Если я прогоню этих верующих ?

Неужто вы не опомнитесь?

(11: 29-30)

Знать обвиняла некоторых последователей пророка в неис­кренности. Намек на это толкователи усматривают в следую­щем изречении Нуха:

Я не могу сказать тем,

На кого вы смотрите с презрением

Из-за их нищеты,

Что не будет им от Бога добра

В этой и в той жизни.

О том же, что в душе у них,

Бог знает лучше вас.

Нет, я не скажу им этого,

Иначе я был бы несправедлив.

(11: 31)

Проповедуя истинную веру, Нух не только угрожал языч­никам «наказанием в один страшный день» (что, согласно тол­кователям, означает и Потоп и Страшный Суд), но и старался воздействовать на них лаской. Так, обращаясь к народу своему, он спрашивал:

Неужели, сородичи, вы думаете,

Что после того как я получил

От Господа явное свидетельство

В пользу моего посланничества,

Дарованного милостью Его,

И оно остается непостижимым для вас,

Неужели мы станем навязывать его вам, Раз оно вам ненавистно?

(11: 28)

Противники Нуха так и не вняли словам пророка. От подо­зрений и насмешек они перешли к прямым угрозам.

Коли ты, о Нух, не удержишься От своих пророчеств, Камнями будешь побит7.

(26: 116)

Но никакие угрозы не могли сломить пророка:

Если вам, сородичи, тягостны

Мое пребывание среди вас

И напоминания о знамениях. Божиих,

То я уповаю на Бога:

Призовите все силы,

Ваши и ваших идолов,

Коим вы поменяетесь,

И не скрывайте намерений ваших;

Поступайте со мной,

Как вам заблагорассудится,

И не медлите с исполнением,

Не заставляйте меня ждать.

(10: 71)

И так, в течение целого тысячелетия, Нух не переставал отговаривать своих соплеменников от ложных верований. Он пережил несколько поколений, и каждое из них отвергало его и завешало последующим поступать точно так же8.

Язычники, однако, не ограничивались лишь неприятием увещеваний посланника Божиего. Нередко они осуществляли свои угрозы, подвергая пророка страшным мучениям: избивая камнями, переламывая ему кости, волоча оземь и бросая в на­возную яму. И каждый раз Нух вновь поднимался и возобнов­лял свою проповедь. Вот почему в мусульманских преданиях именем Нуха открывается список «стойких пророков»9

(см. 46: 35).

Коран именует Нуха благодарным рабом Божиим (17: 3). И в радости и в горе он не уставал славить Господа своего. По сло­вам пророка Мухаммада, всю жизнь Нух провел в посте10.

Благочестивый проповедник горячо молился Всевышнему, оплакивая свои грехи. Поэтому-то его и прозвали Нухом, что означает «стенающий». Настоящее же его имя — Абд-аль-Гаффар («Раб Великосердного») или, по другим преданиям, Йашкур («Благодарный»)11.

Нух был не просто пророком, но и посланником-законодателем. Данный ему Закон Божий несколько отличался от ранее ниспосланного Адаму. Так, в нем запрещался брак между родными братьями и сестрами, что дотоле дозволялось. Передают также, что Нух изменил Киблу с направления на Мекку в сторону запада. Среди чудес, свершенных пророком по милости Всевышнего, упоминают об исцелении им одной из своих дочерей от бесплодия наложением ладони на ее пупок.

Проповеди Нуха, однако, так и не принесли ожидаемых плодов.

О Нух, — сказали неверные, — Ты все еще споришь с нами,

И слишком уж долго споришь; Если ты человек обязательный, Исполни, наконец, Обещанное тобой наказание.

— Только Бог, — отвечал Нух, — Сделает это, если пожелает,

И вам сего не предотвратить; Вам не поможет и мой совет, Если бы я захотел наставлять вас, А Бог пожелал бы Оставить вас в заблуждении; Воистину, Он Господь ваш, И к Нему будете возвращены.

(11: 32-34)

В наказание упорствующим язычникам Бог послал засуху на их земли и сделал жен их бесплодными. Нух опять стал уго­варивать соплеменников раскаяться12.

Просите прощения у Господа; Воистину, Он великосерден. Обильные дожди вам пошлет, Богатства ваши увеличит, И даст вам сады, И даст вам реки13.

(71: 10-13)

Несмотря на эти знамения, соплеменники Нуха продолжа­ли упорствовать. Но даже накануне предстоящего Потопа про­рок не терял надежды вразумить народ свой.

Поклоняйтесь одному только Богу,

Бойтесь Его и повинуйтесь моему слову.

Тогда Он простит вам грехи ваши

И оставит вас живыми

До определенного срока —

До своей естественной смерти.

О, если бы вы только знали,

Что когда наступит срок,

Назначенный Богом для наказания,

То его не отдалить,

Если вы не уверуете14.(71: 4-5)

Конечно, срок смерти (аджал), замечают толкователи, есть нечто такое, что невозможно отодвинуть или перенести. По­этому слова пророка следует понимать в том смысле, что Бог предопределил народу Нуха, если тот обратится в истинную ве­ру, умереть естественной смертью, — в противном случае ему суждено погибнуть раньше, в день Потопа.

МОЛИТВА О НАКАЗАНИИ

Отчаявшись, в конце концов Нух возроптал. Он обратился к Богу с пространной молитвой, слова которой заполняют по­чти всю 71-ю суру, названную именем пророка.

О Господи,

Денно и нощно взывал я к сородичам,

Но мои призывы к ним

Только усиливали их отвращение.

И всякий раз, как я к ним обращался,

Обещая Твое прощение,

Они затыкали пальцами уши,

Дабы меня не слышать,

И закрывшись одеждами своими,

Дабы меня не видеть.

И в своем неверии

Они высокомерно упорствовали.(71: 5-7)

 

Поведав Богу о злосчастиях и обидах, нанесенных ему не­верными15, пророк продолжает:

Я призывал их и открыто

И беседовал с глазу на глаз...

Но они меня не послушали

И пошли за теми,

Чье богатство и обильное потомство,

Кое Ты даровал им,

Только усиливали их заблуждения...

О Господи,

Не оставь на земле ни одного неверного;

Если же Ты так их оставишь,

Они отвратят от истины рабов Твоих

И народят только ярых нечестивцев.

Свою молитву Нух заключает словами:

Прости мне, Господи, И родителям моим, уверовавшим в Тебя; Тем верующим, кто войдет в дом мой; Верующим мужчинам и верующим женщинам. А нечестивым пошли только гибель! 16

(71: 28)

Мольба Нуха о наказании неверных приводится в сокращен­ном виде и в других сурах. Не исключено, однако, что последние представляют собой молитвы, относящиеся к иному времени.

О Господи,

Мой народ отверг меня.

Рассуди же нас;

Спаси меня и тех верующих,

Кои последовали за мною.

(26: 117-118)

Поддержи меня, Господи; Накажи неверных за то, Что они отвергли меня.

(23: 26)

И мольба пророка была услышана. Господь решил погубить всех неверных в водах Великого Потопа (ат-Туфан, 29: 15), кото­рый случился, по Вахбу, на 2240-м году после смерти Адама17.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО КОВЧЕГА

Нуху было откровение:

— Верующими в народе твоем будут

Только те, кто уже уверовал;

Не скорби же о деяниях нечестивцев.

Сооружай спасительный Ковчег

Под Нашим неусыпным взором

И по внушению Нашему;

И не молись за нечестивых:

Им суждено быть потопленными.(11: 36-37)

Нух долго выбират древесину, наиболее пригодную для строительства Ковчега, пока не остановился на индийском дубе (садж). По другому преданию. Бог указал ему на кедр. Говорят также, что Нух сам высадил нужные деревья и ждал сто лет, пока те не вырастут. Еще сто (или сорок) лет он потратил на то, чтобы выстрогать из них доски.

Когда те были готовы, Нух никак не мог решить, какую форму придать будущему кораблю. И Бог послал пророку от­кровение соорудить его в виде птицы: с головой как у павлина, с глазами как у орла, с грудью как у голубя, с хвостом как у пе­туха18.

Нух принялся за строительство Ковчега. Всякий раз, когда мимо него Проходили знатные его соплеменники. Они смеялись над ним.(11: 38)

Неверные насмехались над Нухом, так как тот строил Ков-чег вдалеке от воды, да еще в засуху. «Ты выдавал себя за про­рока, а стал плотником! »; «Зачем тебе сухопутный корабль? » «Мы страдаем от засухи, а ты готовишься к наводнению! » издевались те. Нух же отвечал:

Мы еще посмеемся над вами, подобно тому Как вы сейчас смеетесь над нами; Тогда вы и узнаете,

Кому выпадет, унизительное наказание, А кому суждено вечное мучение.(11: 38-39)

 

Сорок лет Нух трудился над Ковчегом19. За это время не­верные несколько раз пытались поджечь корабль. Но огонь не брал его. «Все твое колдовство! » — говорили неверные.

И вот Ковчег был готов. По Ибн-Аббасу, длиной он был в тысячу двести локтей, шириной — в шестьсот, а высотой — в тридцать. Сбоку находилась дверь, а наверху располагалась па­луба. Корабль был просмолен изнутри и снаружи20.

Ковчег состоял из трех ярусов, высотой в десять локтей каждый. Нижний ярус предназначался для животных, сред­ний — для людей, а верхний — для птиц. В Ковчеге имелось также место для хранения пресной воды21.

ВЕЛИКИЙ ПОТОП

Когда пришла пора исполниться

Нашему повелению истребить неверных

И когда как знамение пророку

В печи забила вода,

Мы сказали Нуху:

Введи в Ковчег

От всего живого по паре,

Мужского рода и женского,

А также семейство твое, кроме тех,

Против кого приговор уже вынесен;

Возьми туда еще верующих.

Но верующих было очень мало22.(11: 40)

Нух последовал словам Всевышнего. Со всех концов земли собирался скот, звери, птицы, насекомые и другие твари. Нух взмахивал правой рукой — и к нему попадал самец, взмахивал левой — и к нему подходила самка. На Ковчег Нух взял также различные растения и злаки. Пропитания и воды было запасе­но на шесть месяцев23.

Верующих, которые вместе с Нухом оказались в Ковчеге, по Ибн-Аббасу, было восемьдесят человек. Среди них из се­мейства Нуха оказалось шестеро — его сыновья Сам (Сим), Хам и Иафис (Иафет) вместе с женами. В числе спасенных, согласно одному из преданий, находилась жена неверующего сына, о котором речь пойдет ниже, а также вторая жена Нуха, правоверная. В Ковчег не попал ни один из потомков Кабила (Каина). Весь род первого на земле убийцы был истреблен По­топом24.

На корабль было перенесено тело Адама (а также, по неко­торым свидетельствам, и Хаввы), которое стало границей между мужской и женской половинами Ковчега.

Воистину, Мы отверзли

Небесные врата горним потоком.

И повелели,

Чтобы из земли забили источники.

И встретились,

Как было предопределено,

Та и эта вода.(54: 11-12)

Вскоре вода покрыла весь лик земли, поднявшись на пят­надцать (или сорок) локтей выше самых высоких горных вер­шин. И погибло все живое, кроме тех, кто был в Ковчеге25.

 

ГИБЕЛЬ СЫНА И ЖЕНЫ НУХА

Видя низвергавшуюся с неба и бьющую из земли воду, не­верные устремились к вершинам гор. Среди них был и один из сыновей Нуха — Канан (Ханаан) или Йам.

Нух обратился к сыну своему, Находившемуся в стороне от Ковчега:

Присоединяйся, сынок, к нам, Не оставайся с неверными!

— Нет, — отвечал тот, я взойду на гору, Которая убережет меня от воды.

— От приговора Божия, — сказал Нух, — Сегодня спасутся только те,

Кого помиловал сам Господь26. (11: 42-43)

Канану так и не удалось добежать до горы.

И волны разделили их27: Так сын Нуха и утонул .(11: 43)

Скорбя о гибели сына, Нух воззвал к Всевышнему:

— Как быть, Господи, с сыном? Ведь он — из семьи моей,

Которую Ты обещал спасти,

И обещание Твое истинно,

А Ты — наимудрейший из судей.

Нет, он не из твоих родичей, Кому было обещано спасение: Он совершил нечестивый поступок, Оставаясь вместе с неверными. Не докучай же Мне тем,

О чем ты не ведаешь;

Воистину, Я предостерегаю тебя:

«Не окажись среди глупцов! »

Не допусти, Господи, Чтобы я докучал Тебе;

Воистину, если Ты меня не простишь, Если меня не помилуешь, Я буду непременно обречен28.(11: 45-47)

Поучительным предупреждением служит не только гибель Канана, но и жены Нуха — Валийи29. Она 'как и супруга другого, более позднего пророка — Луга) до самого Потопа оставалась с неверующими, и ей суждено было разделить их страшную участь.

Неверным Бог предлагает в назидание

Пример жены Нуха и жены Лута.

Та и другая были замужем

За двумя праведниками Нашими,

И обе предали мужей своих.

И мужья не в силах были

Ничем защитить их от наказания Божиего.

— Войдите же в Ад, — сказано было им, — Вместе с теми, кто туда вступает! (66: 10)

Вместе с другими язычниками Валийа нашла свою смерть в водах Потопа. Так Всевышний покарал ее за то, что она, как и ее соплеменники, насмехалась над мужем, строившим Ковчег, называя Нуха безумцем30.

 

В КОВЧЕГЕ

Нух сказал верующим:

Войдите в Ковчег!

Именем Бога будет он плыть, Именем Бога пристанет; Воистину, Господь мой Преснисходителен и всемилосерд31.(11: 41)

Нух обратился к Всевышнему с благодарениями сообразно наставлению Божиему.

Как только расположитесь в Ковчеге,

Ты и кто с тобою,

Скажи:

«Да благословен Бог,

Избавивший нас от нечестивых! »

Скажи еще:

«Высади меня, Господи,

На благословенное место;

Воистину, это Ты,

Кто дарует наилучшее пристанище! »(23: 28-29)

Когда переполнились воды,

Мы унесли вас в быстром Ковчеге.(69: 11-12)

И Ковчег поплыл по волнам, Подобным высоким горам.(11: 41-42)

ниспослал Нуху переливающуюся солнечными лучами райскую бусину: если бусина тускнела — значит, опускалась ночь, а если вспыхивала — наступал день. О приближении же рассвета пра­воверным возвещал крик петуха".

Согласно некоторым свидетельствам, Ковчег совершил па­ломничество в Мекку, к священному храму Кааба, который ос­тавался единственным местом на земле, обойденным водами Потопа. Поэтому, полагают, этот храм в Коране называется «уцелевшим» ('атик, 22: 29)33.

Так Мы спасли Нуха И тех, кто был с ним В переполненном Ковчеге. А остальных Мы потопили.(26: 119-120)

Тогда сказано было:

«Да сгинет народ нечестивый! » 34(11: 44)

НА ГОРЕ ДЖУДИ

По словам Катады, Нух и другие правоверные вошли в Ковчег 10-го числа месяца Раджаба. Пять месяцев спустя Вели­кий Потоп окончился35.

И велено было:

«О земля,

Воду твою поглоти!

О небо,

Дождь твой прекрати! »

И вода убыла;

Приговор был исполнен.

И Ковчег остановился на горе Джуди36.(11: 44)

После того как ливень прекратился и буря утихла, Нух послал на поиски суши ворона. Обнаружив выступающую над водой зем­ную твердь, ворон, однако, не оповестил Нуха о находке, увлекшись найденной неподалеку мертвечиной37. За это Нух проклял ворона: с тех пор тот живет вдали от людей, питаясь падалью.

Не дождавшись ворона, Нух выпустил из Ковчега голубя, который успешно справился с делом и вернулся с оливковой

ветвью в клюве и испачканными в грязи лапами. Снискав бла­гословение Нуха, голубь с тех пор обитает вблизи человека. В награду он получил также переливающееся радужными цветами ожерелье, которое украшает его шею.

По рассказу Катады, пока не просохла земля, в течение ме­сяца Ковчег простоял на горе Джуди38.

Выйди из Ковчега, —

было сказано Нуху, —

С миром и благоговением Нашим

Тебе и тем народам,

Которые произойдут от тех,

Кто сейчас с тобой.(11: 48)

Бог повелел пророку выпустить из Ковчега на волю всех животных и птиц, которые расселились по земле так, как жили раньше. Всевышний вернул людям день и ночь: вновь на не­босклоне взошло солнце, засветились луна и звезды. Затем Господь послал на землю дождь милости. Ставшие же солены­ми воды Потопа Он собрал в моря.

Как гласит одно из преданий, Нух, сойдя с корабля, увидел перед собой совершенно белую землю. Это поразило его. Явив­шийся пророку архангел Джибрил обратился к нему с вопросом:

— Знаешь ли ты, что за белизна перед взором твоим? - Нет.

— Это кости твоих неверных соплеменников. Затем Нух услыхал громыхающие звуки.

— Что это за грохот? — подивился он.

— То гремят цепи неверных, которых волокут в Ад.

За грехи их они были потоплены, А потом ввергнуты в огонь. Они не могли найти Защиты от наказания Божиего39.(71: 25)

Спасшиеся в Ковчеге правоверные вышли оттуда и ступили на сушу в десятый день месяца Мухаррама ('Ашура). Радуясь благополучному исходу, Нух предавался в этот день посту. По­ститься пророк приказал и тем, кто был с ним в Ковчеге, включая животных и птиц40.

В благодарность за спасение Нух, повествуют некоторые предания, также принес в жертву Господу по одной особи от чистых животных и птиц41. Бог же обещал людям, что Потоп не повторится вновь. Знамением Своего завета Он установил «дугу в Облаке» — радугу, именно тогда появившуюся впервые на земле. По другому преданию, радуга существовала и раньше — в виде лука со стрелой. После данного людям Завета Бог лишил радугу ее стрелы, и это означало, что облако больше «не вы­стрелит», не разразится ужасной грозой и не вызовет всеунич-тожаюшего Потопа.

На протяжении многих столетий Ковчег покоился на вер­шине горы Джуди, напоминая потомкам о страшном наказании Всевышнего.

Воистину, Мы оставили Ковчег

В назидание будущим поколениям.

Пусть он служит предостережением

Для тех, кто способен уразуметь,

Каковой бывает Наша кара людям,

Не внявшим увещеваний и предупреждений.(54: 15-19)

Так Мы спасли Нуха и тех, Кто был с ним в Ковчеге. И Мы сделали их наследниками Поколений, погубленных Потопом За неприятие Наших знамений. Вот каков был конец тех, Кого, увы, тщетно Увещевали и предупреждали.(10: 73)

 

«ВТОРОЙ АДАМ»

У подножия горы Джуди, куда пристал Ковчег, Нух устроил поселение. Пророк дал ему название —«Деревня восьмидесяти» («Карйат ас-саманин»), по числу спасшихся с ним правоверных. Это было первое поселение, основанное людьми после Потопа42.

Повинуясь откровению Божиему, Нух перезахоронил тело Адама на прежнем месте. Передают также, что после Потопа Адам был погребен в Иерусалиме.

Спустя некоторое время все жители «Деревни восьмидеся­ти» умерли. В живых остались только Нух и его дети — Сам, Хам и Йафис с женами. Так Нух стал пращуром всех последу­ющих поколений,. Отсюда и его прозвище —«Второй Адам».

Мы спасли Нуха и его семейство От великой напасти

И сделали так, что на земле

Остались одни его потомки.

И Мы сохранили о нем

Добрую память в грядущих поколениях.

Да будет над Нухом мир

Во веки веков! 43

Так награждаем Мы добротворцев.

Воистину, Нух был

Из числа Наших правоверных.(37: 76-81)

После Потопа Нух прожил еще триста пятьдесят лет44. В предании от пророка Мухаммада говорится, что в предчувствии приближающейся кончины Нух обратился к своему сыну:

— Я даю тебе наказ придерживаться двух добродетелей и избегать двух пороков. Свято следуй Слову: «Нет божества, кроме Бога» («Ла-илаха илла-л-Лах»). Воистину, если положить на одну чашу весов все семь небес и земель, а на другую — только лишь это Слово, то перевесит оно. А если свернуть семь небес и земель в одно кольцо, то это же Слово способно разру­бить его пополам. Следуй также Слову: «Да будет Бог превозне­сен и благословен» («Субхана-л-Лахи ва-би-хамдих»). Благодаря ему все твари Божий получают пропитание. Остерегайся же многобожия и несправедливости.

И вот наступил день, когда к Нуху явился Ангел смерти, посланный Богом за душой пророка.

— Мир тебе, о пророк Божий!

— И тебе мир, — отвечал Нух. — Кто ты, который своим приветствием заставляет трепетать мое сердце?

— Я — Ангел смерти, — был ответ. — Но отчего я вижу страх на твоем челе? Неужели ты еще не насытился жизнью? Ведь ты и так дольше всех людей пребывал на этом свете.

— Воистину, мир сей для меня подобен жилищу: в одну дверь войдешь — в другую выйдешь, — изрек Нух.

С этими словами веки пророка сомкнулись, и душа поки­нула его. Тело Нуха было предано земле в Мекке 45.

Впоследствии от сыновей Нуха произошли три главные че­ловеческие расы. Сам, которому достался Запад земли (Месопотамия, Аравия и прилегающие к ним страны), положил начало арабам, евреям, персам и грекам. Йафис, получивший Восток, стал праотцем турок, хазар, славян, а также двух диких, варварских племен — Йаджудж и Маджудж (библ. Гог и Магог). От Хама же, к которому перешел Юг (Африка и Индия), ведут свое происхождение абиссинцы, нефы, берберы и индийцы 46.

 

 

худ

 

Именем Худа открывается ряд « арабских пророков ». В од­ном из рассказов о посланниках Божиих пророк Мухаммад гово­рит: « Четверо из них были арабами — Худ, Салих, Шуайб и я ».

 

СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ ИРАМ

Всевышний послал пророка Худа, чтобы он наставил на путь истинный своих соотечественников — адитов. Те были по­томками Ада, сына Уса (Уна), сына Ирама (Арама), сына Сама (Сима), сына Нуха (Ноя). Как полагают некоторые толкователи Корана и хронисты, современники Худа являлись «поздними» адитами. «Ранние» же адиты (см. 53: 50), — это их предки, ира-миты, воздвигшие великолепный город Ирам, о гибели которо­го упоминается в 89-й суре'.

Разве ты не слышал о том, Как Господь поступил с адитами Града Ирам многоколонного, Подобного которому не было создано Ни в одной стране ? (89: 6-8)

Как гласит предание, у царя Ада было два сына — Шаддад и Шадид. Когда Ад умер, оба чада его, по взаимному согласию, вместе вступили на престол и стали царствовать. Братья отли­чались жестоким нравом и властолюбием. На средства от от­цовского наследства они собрали большое войско и с помощью его овладели землями всех царей и правителей, от востока до запада. Вскоре, однако, Шадид умер, и царем всех завоеванных стран стал Шаддад2.

Царь Шаддад любил читать священные книги, ниспослан­ные древним пророкам. Из них-то он и узнал о небесном Рае, мысль о котором настолько увлекла его, что он возжелал со­здать подобие его на земле. Придворные мудрецы пытались отговорить его от этой богопротивной затеи. Однако тщеслав­ный властелин стоял на своем.

Местом для возведения земного рая, имя которому в честь царского предка дали Ирам, была выбрана Аденская долина в Йемене3, что славилась чудеснейшим климатом и чистейшей водой. Со всего света туда созвали семьдесят тысяч самых ис­кусных мастеров, и в распоряжение им придали семьсот тысяч подмастерьев. Отовсюду в Ирам свозили мрамор самых разно­образных пород, золото и серебро, алмазы и гиацинты, жемчуг и бирюзу, а равно многоразличные благовонные растения — алоэ, сандал, мускус, гвоздику и шафран.

Прежде чем приступить к строительству, мастера направили в избранную для города местность десять благодатных ветров, дувших со стороны Йемена и Сирии, и вырьии десять каналов, не уступавших по своей ширине полноводным рекам, отведя их воды в раскинувшееся неподалеку море.

А затем там стали подниматься палаты невиданной красоты и роскоши. Утопая в зелени, эти великолепные чертоги с золо­тыми колоннами, серебряными стенами, рубиновыми и алмаз­ными дверьми, излучали дивное сияние, которое слепило глаза, сливаясь с блеском солнечных лучей, отражавшихся в злато-брежных каналах, что опоясывали дворцы.

Воздух Ирама был пропитан тончайшими, изысканнейшими ароматами. В садах возвышались золотые и серебряные деревья, сверкающие изумрудными и топазовыми листьями, плодами из алмазов, жемчуга, рубинов, гиацинтов. А на деревьях этих, пере­ливающихся всеми цветами радуги, сидели вытесанные из драго­ценных камней диковинные птицы. Фигурки птиц были полыми, и при дуновении легкого ветерка от них исходили нежные, чару­ющие звуки. Все это озарялось блеском выточенных из золота и драгоценных камней всевозможных цветов — фиалок, нарциссов, гвоздик, тюльпанов, жасмина и базилика. Берега же многочис­ленных рек и каналов украшали великолепные сосуды.

Строительство Ирама длилось триста лет. По его заверше­нии Шаддад разослал во все концы царства глашатаев, которые от его имени возвестили подданным повеление царя явиться в Ирам со своими божествами, дабы принять участие в торже­ствах по случаю основания города. Когда народ собрался, туда направился сам Шаддад в сопровождении министров, вельмож и прочих придворных.

 

Но едва царь приблизился к воротам Ирама, до слуха его донесся чей-то голос. То был голос ангела, вестника Божиего, который от имени Господа обратился к Шаддаду со словами: «О Шаддад, если ты уверуешь в единого и единственного Бога, я позволю тебе вступить в город, но коли ослушаешься, душа твоя тотчас окажется в руках моих». Однако высокомерный Шаддад не внял увещеванию посланца небес. И тогда ангел из­дал страшный вопль. Шаддад и те, кто был с ним, упали замерт­во. Сам же город Ирам, со всеми его роскошными постройка­ми и садами, Господь сокрыл от взора людей, сделав его неви­димым. Рассказывают также, что город был засыпан песком поднявшейся по воле Божией бурей.

Временами заблудившиеся в пустыне путники нет-нет да и набредали на мертвый чудо-город. Но тщетно пытались они унести с собой что-нибудь из его богатств: едва люди покидали пределы города, как увезенные сокровища Ирама на глазах у них превращались в пыль.

Впрочем, существует предание, согласно которому одному из арабов все же удалось не только зреть Ирам собственными глазами, но и привезти оттуда целый мешок драгоценностей. Произошло это будто бы в правление халифа Муавии (661 — 680 гг.).

Случилось так, что некий бедуин по имени Абд-ал-Лах ибн Килаба, потеряв одного из своих верблюдов, отправился на ро­зыски его в пустыню. Долго так он брел, пока вдруг прямо пе­ред ним не выросла стена столь длинная, что конца ее было не видать. Пройдя вдоль диковинной стены. Абд-ал-Лах вдруг на­ткнулся на распахнутые настежь ворота. Недолго поколебав­шись, бедуин, влекомый любопытством, решился ступить внутрь. Но лишь только он шагнул через ворота, как остано­вился, ослепленный представшим его глазам чудом: взору араба во всем великолепии своем открылся город Ирам.

Когда Абд-ал-Лах пришел в себя, он принялся осматривать дворцы и сады чудесного города. Сказочная красота Ирама так сильно поразила бедуина, что он засомневался, не покинул ли его рассудок. Ведь подобного совершенства, говорил он себе, на зем­ле не бывает, а сам он пока жив и потому в Рай попасть не мог.

Все еще не веря своим глазам, бедуин бросился к верблюду, схватил вьюк и спешно стал наполнять его драгоценностями. Затем, усевшись на верблюда, Абд-ал-Лах покинул город. Отъе­хав на некоторое расстояние, бедуин решил поглядеть на город еще разок. Но, обернувшись, " не увидел позади себя ничего. Тогда он решил проверить, целы ли его драгоценности. Слава Богу, те оказались на месте.

Весть о необыкновенном происшествии, случившемся с Абд-ал-Лахом, достигла Дамаска и правителя его — Муавии, который призвал бедуина к себе во дворец, чтобы порасспро­сить его о необыкновенном приключении. Абд-ал-Лах подроб­но поведал обо всем, но Муавия все не верил ему. Тогда бедуин протянул халифу перстень из того самого мешка с драгоценнос­тями, который он прихватил с собой из Ирама. Халиф повелел осмотреть перстень. И как только крышка перстня приоткры­лась, по всему дворцу распространилось нежное благоухание, неведомое никому из тех, кто находился в покоях дворца.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Библейские пророчества напоминают нам, что Бог Суверенный
  2. Hе откладывай на завтра то, что ты отложил вчера на сегодня.
  3. А.15 Укажите, что представляет собой фибра
  4. А2. Что такое уголовно-правовая норма?
  5. Активные компоненты подобраны таким образом, чтобы максимально тщательно воздействовать на проблемные зоны вокруг глаз и ликвидировать темные круги, припухлости и отечность.
  6. Аллах почтил людей тем, что отправил к ним посланников
  7. Аль-Бути неправильно предположил, что слепой мужчина попросил Аллаха вернуть ему зрение ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха
  8. Берите то, что уже принадлежит вам
  9. Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения
  10. Благовестник обязан знать, по мере сил, что в жизни его нет ничего противного Богу, мешающего служению Духа Его душам слушателей.
  11. Бог не отверг нас. Это мы отвергли себя. Он здесь и Он заботится. Но Он ожидает, что мы будем сотрудничать с Ним, заботясь о себе.
  12. Брошены две игральные кости. Какова вероятность того, что на них выпали грани с одинаковым числом очков?


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.188 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь