Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Помилуй меня, ибо только Ты можешь прощать грехи».



По преданию же от Ибн-Аббаса, покаяние Адама раскры­вается в его беседе со Всевышним:

— Господи, не Ты ли сотворил меня дланью Своею?

— Да, так.

— Не Ты ли вдохнул в меня от духа Своего?

— Да, так.

— Не Ты ли обратил ко мне слова Свои: «Да помилует тебя Бог! », когда я чихнул?

— Да, так.

— Так разве милость Твоя не берет верх над гневом Тво­им? 33»( 33 Рассказывают, что, завершив создание Неба и Земли, Бог сотворил запись на свитке, который затем вохчожил на Свой Трон. Эта за­пись гласит: «Милость Моя берет верх над гневом Моим».)

— Да, так.

— Господи, не Ты ли поместил меня в Раю Своем?

— Да, так.

— Господи, а если я раскаюсь и исправлюсь, возвратишь ли Ты меня в Рай?

— Воистину, так оно и будет.

Адам, по некоторым свидетельствам, обратился к Богу еще с одним вопросом:

— Господи, не Ты ли предначертал мое грехопадение

— Да, так, — ответствовал Всевышний34.( 34 О грехопадении Адама как следствии Божиего предопределения го­ворится в хадисе относительно спора, возникшего в присутствии Бога между Адамом и Мусой (Моисеем).

— Тебя, Адам, — сказал Муса, — Бог сотворил сам, вдохнул в тебя жизнь, приказал ангелам поклониться тебе, поместил тебя в Рай, но по твоей собственной вине ты был изгнан оттуда.

— А тебя, Муса. — отвечал ему Адам, — Бог избрал Своим про­роком, сделал Своим собеседником, ниспослав тебе Тору (Пятикнижие). Как по-твоему, за сколько лет до моего сотворения была написана Тора?

— За сорок лет, — сказал Муса.

— А не находишь ли ты там, — продолжал Адам, — такие слова: Ада.» ослушался Господа своего и сбился с правильного пути (ср. Ко­ран, 20: 121).)

Муса признал это. Тогда Адам воскликнул:

— И ты станешь меня порицать за поступок, который Бог пре­допределил за сорок лет до моего сотворения? Ведь еще за пятьде­сят тысяч лет до создания Неба и Земли Он предначертал мне это!

К более позднему времени относит покаяние Адама и про­щение его Богом предание от Айши, жены пророка Мухаммада. По ее словам, после переселения Прародителей на землю и возведения Каабы Адам совершил семикратный обход храма и исполнил ритуальную молитву. Затем он обратился к Господу: «Боже, Тебе ведомы все дела мои, тайные и явные, — прими же мое покаяние. Ты знаешь нужды мои — дай мне то, о чем прошу у Тебя. Ты знаешь, что кроется в душе моей, — прости мне грехи мои. Боже, прошу у тебя такой веры, которая до кра­ев наполнила бы сердце мое; такого истового убеждения, чтобы я знал, что меня постигнет лишь предначертанное Тобою, и чтобы я принял тот удел, который Ты даровал мне, о Всеслав-ный и Благороднейший! »

Бог смилостивился и простил Адама, сказав: «Адам, Я про­стил грехи твои, и кто бы из потомства твоего ни обратился ко Мне с молитвой, с которой ты обратился ко Мне, Я прощу ему грехи его, сниму с него все заботы его и печали; да не испытает он бедности и да обильно будет богатство его, хотя бы он и не желал этого! »

Покаяние Адама было искренним и вдохновенным. Гово­рят, если собрать все слезы сего мира и сравнить их с покаянными слезами Дауда (библ. Давид), то последние перевесили бы их, но все же покаянный плач Дауда был ничем по сравне­нию со слезами раскаявшегося Адама35.( 35 Речь идет о покаянии Дауда после согрешения с женой Урии. Об этом будет рассказано в соответствующем разделе книги.)

Бог принял покаяние Адама,

Ибо Он всевеликодушен и всемилосерд .(2: 37)

Господь приблизил Адама к Себе,

Принял его покаяние

И направил на путь истинный .(20: 122)

Как явствует из приведенного рассказа, в Коране отсутству­ет мысль о первородном грехе, заложенном в самом человече­ском естестве, и ответственность за который перешла от Адама и Хаввы ко всем будущим поколениям. Более того, согласно гос­подствующему среди мусульман представлению, Адам совершил не тяжкий грех, а незначительный проступок, к тому же не­преднамеренный. Каялся же он столь страстно лишь в назида­ние своим потомкам: если уж сам Адам, поддавшись столь ма­лому греху, был в таком отчаянии, то тем более ревностно должны каяться за грехи свои простые смертные.

Рассказывают, что после грехопадения Адам и Иблис, каж­дый в свой черед, вознесли молитвы Богу, чтобы Тот поддер­жал их — одного против другого.

Иблис просил:

— Господи, Ты сотворил Адама, положив вражду между им и мною. Дай же мне власть над ним и его потомством.

— Я сделаю сердца их вместилищем для тебя, — отвечал

Бог.

— Господи, — взмолился Иблис, — добавь мне еще власти.

— Если у Адама родится чадо, у тебя родится десять.

— Господи, добавь мне еще.

— Ты будешь растворяться в потомках Адама, подобно тому 'как кровь течет у них в жилах.

— Господи, добавь мне еще.

— Ты поделишь с ними их детей и богатства36. ( 36 Ср. с айатом 17: 64. По мнению толкователей, речь идет о материаль­ных благах, приобретенных путем- ростовщичества, воровства и други­ми неправедными путями, а также о незаконнорожденных детях.)

Адам же, обращаясь к Богу, молил:

— Господи, Ты сотворил Иблиса, положив вражду между мною и им, и дал ему власть надо мной и моими потомками. Я не в силах сопротивляться ему, разве что с Твоею помощью.

— Как только родится у тебя дитя, — отвечал Всевыш­ний, — Я приставлю к нему двух ангелов, кои будут оберегать его от дьявола и его сообщников.

— Господи, добавь мне еще.

— За одно доброе дело Я буду награждать тебя десятикрат­но 37. ( 37 За совершение злого поступка в Коране предусматривается лишь соразмерное ему однократное наказание.)

— Господи, добавь мне еще.

— Я не затворю врата Моей милости перед покаянием лю­бого из потомков твоих, даже если он раскается при последнем вздохе своем.

В некоторых преданиях говорится и об обращении к Все­вышнему Хаввы:

— Боже, Ты сотворил меня из кривого ребра Адама, пред­начертал мне каждый месяц оскверняться месячными, обрек меня на муки беременности и родов. Молю Тебя, Господи, дай же мне от Твоей милости, как дал им.

— Дарую тебе быть источником жизни и красоты челове­ческой. О если бы знала ты, сколько благ уготовано тебе в на­граду за мучения твои при каждых месячных и родах. Воисти­ну, если женщина погибнет при родах, да пребудет она как мученица среди блаженных.

— Я довольна, — отвечала Хавва.

По словам Ибн-Аббаса, Всевышний предопределил, что каждый раз, когда женщина страдает в потугах, ей полагается награда как мученице Божией; если роды прошли благополуч­но, ей отпускаются все прежние грехи, будь их даже столько, сколько пены в морях; а коли женщина скончается в родовых схватках, она возводится в ранг мученицы и пребудет в Раю до самого Дня Воскресения. Тогда она, превосходя красотой рай­ских гурий в семьдесят раз, воссоединится с супругом своим.

 

НИЗВЕРЖЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ

 

Хотя Господь простил Адама и Хавву, Он не счел возмож­ным дальнейшее их пребывание в Раю и повелел им удалиться на Землю.

И Бог сказал им:

Низвергнитесь из Рая/

Дети ваши будут врагами,

Чиня друг над другом

Несправедливость и насилие;

На земле до поры,

До срока, что прожить вам суждено,

Вы обретете приют и усладу;

На ней будете жить,

На ней и умрете

И из нее извлечены будете В день Воскресения-38.( 7: 24-25)( 38 По некоторым толкованиям, в айатах подразумевается вражда меж­ду Сатаной (или змием) и человеком.)

Изгнав Адама и Хавву из Рая39, ( 39 Изгнание Прародителей из Рая, по убеждению некоторых толкова­телей, не следует рассматривать как наказание. Наказанию Все­вышнего, считают они, подлежит лишь тот, кто часто грешит. По отношению же к праведным людям такие наказания можно рас­сматривать не как кару, а только как средство загладить их грехи. Поэтому если Бог и удалил Адама из Рая, то сделал это не в нака­зание ему, а чтобы испытать его. Своими праведными делами на земле Адам в будущей райской жизни заслужит радостей во сто крат больше, чем пребывая в первозданном Раю. Порой высказывается предположение, что слова Божий об уда-пении Адама из Рая могут быть истолкованы как лишь предложе­ние, а не обязательное повеление Господа.

Во 2-й суре Божие повеление об изгнании Прародителей из Рая упоминается дважды, причем второй раз — после рассказа о покая­нии.Адама и его прощении Господом (2: 36, 38). На этом основании некоторые полагают, что сначала Адам был удален из Рая на ниж­нее, ближайшее к земле, небо и лишь потом, при втором своем низвержении, он оказался на земле. Среди мусульманских ученых, однако, преобладает мнение, согласно которому повторное повеле­ние служило лишь «подтверждением и усилением» первоначального. После нарушения Божией заповеди Прародителям было велено низвергнуться из Рая. Но поскольку они тут же раскаялись и Бог простил их, то Адам и Хавва могли предположить, что им дозволя­ется оставаться в Раю. Чтобы они так не подумали, Бог и повторил Свое повеление.)

Бог, однако, обещал людям не оставлять их без Своего попечения:

Низвергнитесь из Рая все!


Поделиться:



Популярное:

  1. VII1.1.6. «Резистентность» наследственных болезней к наиболее распространенным методам терапии
  2. Анализ наиболее эффективного использования
  3. Б. Эксперименты с применением приспособлений, приборов
  4. Бальный метод выбора наиболее конкурентоспособной модели.
  5. Банковский процент - одна из наиболее развитых в России форм ссудного процента. Он возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк.
  6. Биология наиболее распространенных филярий, паразитов человека
  7. В местах лишения свободы наиболее распространены
  8. Вам всегда будет не хватать либо времени, либо денег
  9. Влияние может быть либо позитивным, либо негативным
  10. Влияние ошибок счислимых кординат на вычисляемый азимут. Выгодные условия наблюдений.
  11. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР).
  12. Вопрос 2(42) Важнейшие экологические группы грибов и характеристика их представителей.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь