Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В Коране имя Хаввы (Евы) не упоминается, она присутствует там лишь как «супруга» Адама.)
о чем свидетельствует следующий айат Корана, в котором говорится о происхождении всех людей от единой души, то есть, как полагают, от Адама: О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас от одной души, Создав ей из нее же пару И породив от них обеих Много мужчин и женщин .(4: 1)
Вознамерившись создать Хавву, Бог погрузил Адама в промежуточное состояние между сном и бодрствованием и разверз ему левый бок. Из изъятого у Адама ребра Всевышний и сотворил Хавву19.( 9 Из кусайра, «самого короткого ребра», как уточняется в одном предании. То, что Хавва пояпилась из Адамова ребра, вовсе не означает метафизической вторичности женщины вообще, ее ущербности. Это свидетельствует лишь о том, что она — существо хрупкое, требующее к себе бережного отношения. «Женщина, — говорит пророк Мухаммад, — была создана из кривого ребра. А посему завещаю вам обращаться с ней по-доброму. Захочешь выпрямить кривизну — сломаешь ребро». Так как Господь сотворил Хавву из Адамова ребра, то, по некоторым народным поверьям, число ребер у мужчин ныне на одно меньше, чем у женщин. Говорят также, что женщины с возрастом увядают, ибо Хавва сотворена из плоти; известно же, что плоть со временем хиреет. Наоборот, мужчины с годами становятся только красивее — ведь Адам создан из праха, а прах с течением времени очищается.) Такое состояние Адама для задуманного дела было самым подходящим. Если бы Хавва была создана, когда Адам бодрствовал, он почувствовал бы сильную боль и возненавидел ее. А если бы это свершилось во время глубокого сна, то Адам не признал бы, что Хавва сотворена из плоти его и не возлюбил ее. Проснувшись, Адам увидел сидевшую у его изголовья женщину. Чтобы испытать Адама в знании, к нему явились ангелы и принялись его допрашивать: — О Адам, кто это? — Женщина, — отвечал Адам. — Как имя ее? — Хавва. — Ты угадал, — возгласили ангелы. — Но почему ее звать именно так? — Да потому, что она создана из плоти живого (хайй) существа20.( По другой версии: так как Хавва стала прародительницей всех жи-вушнх (ахйа', мн.ч. от хайй) на земле.) — Зачем же Господь сотворил ее? — допытывались ангелы. — Чтобы она нашла покой возле меня, а я — возле нее, — был ответ. Последняя мысль находит отзвук и в словах Писания: От вас самих Бог создал вам супруг, Чтобы нашли покой вблизи них. И между вами, мужьями и женами, Любовь и ласку установил Он .(30: 31) Первая женщина вышла прекрасной. Согласно одному из преданий, Бог разделил красоту на сто равных частей, из коих девяносто девять отдал Хавве. Оставшуюся же часть Он разложил еще на десять долей: девять из них достались Иусуфу (библ. Иосиф), а последнюю Господь распределил между прочими тварями21.( 21 Некоторые считают, что Адам был прекраснее Хаввы, но она была мягче нравом и милей.) Адам, которому Хавва сразу же пришлась по сердцу, восхотел жениться на ней. Всевышний благословил их союз и повелел ангелам с почестями провести супругов в приготовленное для них в Раю жилише22.( 22 В брачном обряде, как передает Робгузи, Бог был опекуном (вали) невесты, архангел Джибрил — сватом (хатио), ангелы — свидетелями. Торжество состоялось в пятницу. Поэтому-то мусульманам и рекомендуется заключать брак именно в этот день недели. По некоторым преданиям, Ааам сел на специально сотворенного для него коня по имени Маймун («Благословенный»). Конь тот был из белого мускуса, о двух крыльях, — жемчужном и коралловом. Джибрил вел коня под уздцы, Микаил шел по правую руку, а Исрафил — по левую. Хавву же в окружении сонма ангелов поместили в жемчужный паланкин, покоившийся на спине у райской верблюдицы. По дороге в Рай ангелы провели Адама и Хавву по всем небесам, чтобы они могли узреть всевоможные диковины и чудеса. Навстречу им попадались ангелы, коим Адам посылал приветствие: «Мир вам! (ас-саламу 'алайкуяй)* Ангелы отвечали ему: «И вам мир! (ва'а.гайкум ас-салом1.)» Всевышний одобрил это привествие, говоря: «О.Адам, да будут слова эти привествием между верующими из твоих потомков, отныне и до дня Воскресения! »)
ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА
Важнейшим событием пребывания Адама в Раю 23 ( (23 Многие толкователи думают, что Адам был введен в Рай еще раньше — после состязания с ангелами или сразу же после своего создания. Полагают также, что первый человек был сотворен в Раю с самого начала. Первобытный Рай, согласно преобладающим среди мусульман представлениям, и есть тот самый небесный Рай, который предуго-тован для загробной жизни праведников. О том, что Рай первозданных людей находился на небесах, говорят коранические слова, произнесенные Всевышним при изгнании Прародителей на землю: «Низвергнитесь из него! » (2: 36), где «низвержение» следует понимать как низвержение с неба. Более того, полагают сторонники представления о небесном первобытном Рае, перед словом джанна (рай), в котором, согласно Корану, .Адам пребывал до грехопадения, стоит определенный артикль — ал, а значит, речь идет об известном всем Рае — том, что на Небе. Такое мнение, однако, не разделяет ряд мусульманских мыслителей, которые полагают, что Рай (джанна, букв.: сад) первых людей находился на земле. Небесный Рай, по их убеждению, предназначен для благочестивых, угодных Богу своей праведной жизнью. Рай — награда им за добрые дела. Первозданный же Адам не заслужил такой награды, да в небесном Рае, в «Рае вечности» и нет религиозных предписаний (таклиф), соответственно, нет наград и наказаний. В нем царит блаженство нескончаемое, и его обитатели никогда не будут выведены оттуда (15: 48). В первобытном же Раю.Адаму было предписано не вкушать от запретного Древа, и оттуда он был изгнан. Стало быть, речь идет о Рае не небесном, а земном. Что же касается упомянутого в Коране «низвержения» Прародителей, продолжают указанные авторы, то соответствующее ему араб- ское слово ихбиту может означать также «идите». В послелнслг значении оно употребляется в самом Коране: Муса (Моисей), находившийся после исхода из Египта вместе с соотечественниками з Синайской пустыне, в ответ на жалобы иудеев кл однообразное питание, говорит им: Идите обратно * Египет, там найдете, что тре-оуете! (2: 61). Можно также предположить, что Бог повелел первым людям сойти с некоего возвышенного места в Раю и перейти на другое. Наконец, вданном контексте слово джанна («Рай») употребляется с определенным артиклем, так как речь идет о том самом Рае, который упоминается незадолго до рассказа об изгнании Адама, — Рае, где жили Прародители раньше. Сторонники представления о земном Рае Прародителей по-разному определяют место его нахождения: в землях Йемена, или в Палестине, или между землями Фарса и Кирмана в Иране. После грехопадения.Адам и Хавва были удалены отсюда в Аравию или Индостан. Некоторые толкователи помешают Рай первых людей между Небом и Землей. Полагают еще, что Господь сотворил его как место развертывания первого действия в драме Священной истории, после чего он должен был исчезнуть. ) (было взятие им на себя Закона Божиего. Небесам, земле и горам Мы предлагаю взять В доверенность Наш Закон, Но они отказывались брать его, Трепеща перед подобным бременем. Человек же принял его, Поскольку — дерзок и безрассуден24 .(33: 72 )( 24 ДОВЕРЕННОСТЬ — амана. Согласно другим толкованиям, в доверенность человек взял разум, инстинкт веры, упование на Бога, божественную любовь и т.п. Некоторые относят данный айат к более позднему времени, истолковывая его несколько иначе. По их мнению, это происходило значительно позже удаления Прародителей из Рая. Отправляясь в паломничество (в Мекку), .Адам захотел на время своего отсутствия поручить Небу опеку над своим сыном Хабилом (Авелем). Небо не согласилось. Отказались также Земля и Горы. Тогда Кабил (Каин) попросил, чтобы Хабила доверили ему. Кабил, однако, обманул отца, убив брата.)
По ар-Рази, Адам отважился принять на себя обязательства, предписанные Законом, и нести ответственность за свои дела и поступки. Для небес и земли, хотя они несравненно могущественнее человека, Закон Божий был не по силам. И все-таки, несмотря на свою слабость, о которой говорится в Коране: «Воистину, человек сотворен слабым» (4: 28), человек решился взять его на себя. Всевышний же обещал человеку помощь в сохранении доверенного ему, ибо сказано Господом: Тому, кто уповает на Бога, Вполне достаточно Его покровительства .(65: 3)
В Коране не говорится, когда именно произошло это событие. Естественно полагать, что Адам принял данное обязательство до нарушения им заповеди Божией, повлекшего изгнание Прародителей из Рая. Согласно преданию от Муджахида, когда Бог предложил Адаму взять Закон в доверенность, тот спросил: — Что это означает? — А то, что, если станешь вершить благое, будешь награжден Мною; но коли прельстишься дурным, Я накажу тебя, -последовал ответ. — Я беру Закон, — сказал Адам. Однако между тем, как Адам произнес эти слова, и тем, когда он был изгнан из Рая, прошло времени менее, чем то, что отделяет полуденную молитву от послеполуденной25.( 25 Не следует забывать, что для некоторых толкователей этот день, будучи днем потусторонней жизни (ахира). но земным меркам равен тысяче или более годам.)
ГРЕХОПАДЕНИЕ Поселив Адама и Хавву в Раю, Всевышний наказал им: Живите, ты и твоя жена, в Раю; Питайтесь от плодов его вволю; Но не приближайтесь к этому дереву, Иначе окажетесь в числе непокорных .(2: 35) И Мы сказали Адаму: Сатана этот — враг вам, Тебе и твоей жене; Берегись, чтобы своими кознями Он не вывел вас из Рая, А не то будешь несчастен: Ведь в Раю не испытывать тебе Голода и наготы, жажды и зноя .(20: 117-119) Рай был отдан Прародителям в полное, неограниченное владение. Они наслаждались райскими благами досыта и неоскудно, без всякого притеснения на то со стороны кого-либо из других обитателей Рая. Единственный запрет касался лишь заповедного дерева. Первым людям было строго-настрого заказано к нему приближаться. Речь идет, конечно, не о самом приближении к дереву, как если бы оно было ядовитым или опасным в каком-либо другом отношении. Прародители, уточняют толкователи, не должны были вкушать только от его плодов. Но от какого именно дерева было заказано им вкушать? Согласно одному из хадисов, запретной для Адама и Хаввы была растущая в Раю пшеница, высотой с дерево. В качестве Древа называют также лозу, пальму, лаванду, смоковницу, яблоню26.( 26 В отличие от известной библейской трактовки Коран не дает никаких оснований полагать, что запретное дерево — это Древо позна-ння добра и зла, хотя ряд мусульманских толкователей и придерживается подобного мнения. Следует отметить, что высказывание о нем как о «древе бессмертия» в Коране исходит только из уст Саганы (см. 20: 120). Согласно же Вахбу, от плодов запретного дереза питались ангелы, приобретая тем самым вечную жизнь. Как говорится еше в одном хадисе, в Раю растет огромное дерево, под кроной которого можно ехать в течение целого столетия, не пересекая при этом тени от его ветвей, — это и есть Древо бессмертия. Некоторые толкователи, говоря о запретном дереве, предпочитают не уточнять его названия.) Несмотря на предупреждение Бога, Прародители не устояли против козней Иблиса: Мы дали Адаму наказ — Не вкушать от Древа, Но он забыл об этом. Воистину, Мы не нашли в нем стойкости... Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2291; Нарушение авторского права страницы