Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественное творчество древних греков
Религиозные сказания древних греков украшало не только богатство воображения, но и особого рода эстетическое чувство, которое, ещё с Критских времён, отличало ментальность этого народа. Соответственно, огромную роль в повседневной жизни древних греков почти в каждом полисе (за исключением, пожалуй, Спарты) играло художественное творчество. Греки знали на память множество стихов и могли декламировать их, аккомпанируя себе на лире, цитре или кифаре (этому искусству они обучались в школах). Вазы, которыми они пользовались в быту, боевые щиты, женские шкатулки были покрыты изысканной росписью; самые незначительные предметы быта были произведениями искусства. Ремесленники знали толк в украшениях; они могли выполнять самые сложные и ответственные заказы. Крупные города буквально купались в красоте: мраморные храмы, портики, фигурные каменные лестницы украшали священные места города. Площади и храмы были украшены множеством статуй, посвящённых богам, героям и победителям спортивных игр. В Афинах статуй было столько, что, по словам древнегреческих историков, их количество было гораздо больше, чем число самих жителей. Древнегреческий храм был не только духовным, но и архитектурным центром города. Даже развалины этих храмов до сих пор поражают изяществом и гармонией своих форм. Украшенный рельефом фронтон, мраморные колонны, поставленные по периметру здания (иногда вместо них использовались статуи ¾ кариатиды), красивые резные капители колонн, ступени и портики, ¾ всё радовало глаз, всё было соразмерно человеку и не подавляло его воображение чрезмерной высотой. Общественные здания и алтари кое-что заимствовали от облика храмов: пластическое изящество было неизменным качеством этих сооружений. Архитектурный стиль ¾ «так называемый «ордер» ¾ существовал в Древней Греции в трёх основных вариантах: дорический (самый простой и мужественный), ионический (более изысканный) и коринфский, самый пышный, известный «растительными» рельефами на капителях колонн. Почти всегда архитектура, так или иначе, соседствует в древнегреческом искусстве со скульптурными или рельефными изображениями. Искусство ваяния было одним из самых ценимых в Древней Греции, и то немногое, что дошло до наших дней, указывает на культ телесной красоты как одну из самых замечательных особенностей древнегреческой культуры. Статуи архаического периода: курос (фигура обнажённого юноши) и кора (задрапированная женская статуя) сначала во многом напоминали древнеегипетские образцы, но уже эти первые каменные статуи обнаруживают тонкое чувство телесной пластики и отсутствие какой бы то ни было портретной характерности. Лица этих статуй украшала искусственная улыбка, позы были статичными. Постепенно скульпторы научились изображать движение (характерный пример ¾ «Дискобол» Мирона ). Одежда на женских статуях становились всё прозрачнее, обнаруживая волшебную пластику женского тела. К V в. до н.э. улыбка исчезает с лиц статуй, ¾ теперь это классически правильные лица с прямым носом и бесстрастным выражением, по-прежнему лишённые портретных черт. В эпоху высокой классики ( Фидий, Поликлет ) пластика тела совершенствуется; мрамор в руках скульптора становится поистине живым и одухотворённым. Пракситель был одним из первых, кто отважился изваять полностью обнажённое женское тело ¾ высший предел красоты, достигнутый природой. В эпоху эллинизма преображаются лица статуй: на них появляются эмоции (характерный пример ¾ скульптурная группа Лаокоон) и портретная характерность (статуя Александра Македонского Лисиппа, статуя Демосфена Полиевкта ). Роспись на вазах была в Греции специальным искусством на протяжение всей её истории. О характере вазописи в критский, микенский и гомеровский периоды здесь уже упоминалось. Архаика и классика ¾ время наивысшего расцвета этого искусства. На вазах этого времени мы встречаем, главным образом, изображения мифологических персонажей и эпизодов Гомеровского эпоса. Различались два вида вазописной техники: чёрнофигурная (изображаемые фигуры покрывались чёрным лаком) и краснофигурная (закрашивался только фон; сами фигуры имели естественный цвет обожжённой глины). Среди вазописцев были свои гениальные художники: Эксекий, Евфроний, Дурис, Бриг. Особым вниманием и почётом пользовалось у греков искусство красноречия. Обсуждения на народном собрании всех важнейших вопросов жизни полиса как нельзя более стимулировало этот род искусства. Риторике обучали в школах. Имена виднейших ораторов ( Горгий, Лисий, Демосфен ) пользовались не меньшим почётом, чем имена победителей на спортивных состязаниях. Оригинальнейшим созданием творческого гения древних греков был театр. Началом театральных представлений послужили сельские празднества в честь бога Диониса. Празднества сопровождались шествием толпы ряженых: мужчины, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, составлявших свиту разгульного бога. Они распевали песни, повествующие о печальной судьбе Диониса, растерзанного титанами. Мифологические сюжеты, послужившие канвой для этих песен, становятся впоследствии основой для жанра театральных представлений, который назывался трагедия, то есть «песня козлов» (трагос ¾ козёл, ода ¾ песнь). В торжествах принимала участие также компания подвыпивших селян, распевавших весёлые песенки (часто ¾ с фривольным содержанием). Эти выступления послужили началом для жанра комедии (комос ¾ толпа). В Афинах Великие Дионисии отмечались особенно широко. Каждый гражданин мог принять участие в этом празднике, который проводился в течение 5 дней. Ежегодно к этому празднику поэты сочиняли песни; эти песни, в исполнении хора и в сопровождении танцоров, звучали на центральной площади. Примерно к концу VI в. до н.э. для таких представлений был сооружён первый театр. Первый день праздника Дионисий был посвящён шествиям и жертвоприношениям; в течение остальных 4-х дней показывались спектакли. Каждый год публике представлялись три автора трагедий и пять комедиографов. После окончания состязаний судьи называли лучшие постановки и вручали призы. В трагедиях персонажами были, как правило, боги, цари и герои; там затрагивались вечные проблемы, главной из которых было противостояние человека и Судьбы. Величие героя заключалось в том, что, не смотря на свою обречённость, он мужественно шёл навстречу неизбежной гибели (в этом и заключалась суть героизма, выраженная, уже в Новейшее время, известными словами писателя Эрнеста Хемингуэя: «Человека можно убить, но победить ¾ нельзя! »). Виднейшими авторами трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид. Их пьесы и поныне ставятся в ведущих театрах мира. Жанр комедии, напротив, предполагал обычных людей в качестве театральных персонажей и забавную интригу в качестве сюжета. В диалогах комедий содержались комментарии по поводу насущных проблем, а также известных событий и лиц. Эти комментарии могли быть весьма злободневны; известные в Афинах политики и демагоги легко могли узнать себя в таких театральных постановках. Комедии, таким образом, в какой-то мере служили аналогом современных злободневных журнальных фельетонов. Наиболее известными комедийными поэтами были Аристофан и Менандр. В эпоху классики специальные помещения для театральных постановок стали строиться во многих крупных городах Древней Греции. По форме это был так называемый амфитеатр: возвышающиеся друг над другом каменные скамьи, расположенные перед сценой в виде полукруга. Всё сооружение, по форме напоминающее половину гигантской раковины, обладало великолепной акустикой и вмещало, как правило, не менее 18 тыс. зрителей. Прямо перед зрителями находилась круглая площадка ¾ орхестра, ¾ там располагались актёры и хор, комментирующий диалоги актёров и сопровождающий действие пьесы разнообразными танцами. Задней стеной площадки служило помещение для переодевания актёров ¾ скене. (Два эти слова: «орхестра» и «скене», послужили лексической основой для позднейших слов «сцена» и «оркестр»). Актёрами могли быть только мужчины. Обычно они выступали в масках. Маска подчёркивала возраст, пол и эмоциональное состояние персонажа. Актёр мог сменить роль простой заменой маски; её удобство состояло ещё и в том, что она была видна даже с самой дальней от сцены точки театра. У маски был большой открытый рот, который усиливал голос актёра, как рупор. Счастливые персонажи одевались в яркие костюмы, а трагические ¾ в тёмные. С дальних рядов не все могли хорошо видеть происходящее на сцене, поэтому актёрам приходилось прибегать к разным уловкам, чтобы казаться крупнее: под костюмы они приспосабливали накладки, надевали высокие парики и обувь на толстой подошве (котурны). Участики хора в комедиях иногда, по ходу действия, надевали довольно причудливые костюмы, изображавшие птиц или зверей. Театральные представления проходили только 4 дня в году, поэтому на них стремились попасть все взрослые граждане города (причём, на комические представления женщины не допускались, поскольку комедии нередко изобиловали непристойностями и грубыми шутками). Особое место в Древней Греции занимали музыка и поэзия. Эти два искусства были тесно слиты. Слово лирика, всем известное, родилось именно в результате того, что древнегреческие поэты чаще всего не декламировали, а именно напевали свои стихи, сопровождая их игрой на лире. Странствующие певцы, ¾ рапсоды, ¾ зарабатывали на жизнь исполнением стихов во время праздников, состязаний или на пирах. Песни и музыка сопровождали главные события в жизни грека: рождение ребёнка, дружеское застолье, свадьбу, культовый праздник, оплакивание покойного. В музыкальных представлениях использовались разнообразные инструменты: арфа, лира, кифара, тимпан, сиринга, авлос. Первые три были щипковыми инструментами, тимпан (ударный инструмент) напоминал бубен, сиринкс («флейта Пана») выглядел как связка камышовых свирелей разной длины, авлос ¾ двойная дудка ¾ был также весьма популярен. Изображения всех этих инструментов мы встречаем во множестве на росписях ваз и сохранившихся фресках. Знаменательно, что в Греции впервые возникает некий свод правил, которые мы в праве расценивать как первую в истории попытку создать теорию музыки. Её автором был знаменитый мистик, философ и математик Пифагор, живший в VI в. до н.э. Он впервые описал акустические закономерности звучания музыкальной струны и строение диатонических ладов. Эпическая поэзия ( Гомер, Гесиод ) возникает, по-видимому, раньше, чем лирическая ( Сапфо, Архилох, Алкей, Анакреонт ), которая появилась лишь в VI в. до н.э., уже накануне эпохи классики. Греческий эпос ¾ это уже область «вечной» литературы; здесь мифология приобретает отчётливо выраженную философскую и литературно-эстетическую окраску. На «Илиаде» Гомера воспитывались, вплоть до настоящего времени, многие поколения лучших европейских художников и мыслителей. 5.7. Философия, образование, наука Не меньшее значение как для европейской, так и для всей мировой культуры имеет древнегреческая философия, представленная именами Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других выдающихся мыслителей. Здесь не место рассматривать их учения, ¾ это тема для специального курса, ¾ но две фундаментальные особенности, отличающие мышление этих философов, необходимо выделить. Во-первых, это ¾ диалогичность их творчества, ориентация на спор, обмен мнениями, плодотворную дискуссию. Это ¾ мысль, выкованная в беспрестанном публичном обсуждении всех основных вопросов жизни античного полиса, характерной в первую очередь для Древней Греции: культура, взращённая агорой. Греческие философы оттачивали свою мысль во время бесчисленных открытых интеллектуальных состязаний с любыми соперниками (особенно этим славился Сократ). Большинство произведений Платона написано в виде диалогов, ¾ форма, наиболее адекватная стилю мышления древнегреческих философов. Учеников Аристотеля прозвали перипететики («прохаживающиеся»), ¾ учитель имел обыкновение во время чтения своих лекций прогуливаться со своими учениками под колоннами лицея, попутно обсуждая с ними свои идеи. Второй и очень важной особенностью древнегреческой мысли была её эмансипация от мифа. Уже с первых шагов греческая философия обнаруживает тенденцию искать истину не в мифологической традиции, а в рациональных доводах ума. Первопричиной мира многие из них видели не волю богов, а осязаемую физическую субстанцию. По мнению Фалеса, всё сущее произошло из воды; Анаксимен первопричиной мира считал воздух, Гераклит ¾ огонь, Демокрит ¾ неделимые твёрдые мельчайшие частицы (атомы). В лице этих мыслителей человечество перешагнуло черту, отделяющую мифологический строй сознания от чисто рационального. Вся последующая европейская философия продолжает и совершенствует этот путь движения мысли. Образование в Древней Греции кардинально отличалось от шумерских и древнеегипетских школ. Цель этого образования ¾ обучение и воспитание свободных граждан, способных в полной мере принимать участие в государственных делах (вспомним, что каждый взрослый свободный гражданин полиса был, как минимум, участником народного собрания). Поэтому грек, не владевший грамотой и счётом, не знающий хотя бы азов философии и риторики ¾ не мог чувствовать себя полноценным членом полиса. К образованию стремились все, и абсолютное большинство свободных греков имели право считать себя образованными людьми. Девочки, не имея возможности посещать школу, обучались дома. В школе преподавались три группы предметов. Учитель, называвшийся грамматик, преподавал чтение, письмо и математику. Кифаред (то есть, мастер игры на кифаре) обучал детей поэзии и игре на различных музыкальных инструментах. Учащиеся обязаны были знать наизусть отрывки из произведений великих поэтов: в Древней Греции правилом хорошего тона считалось цитировать ¾ даже в бытовых диалогах ¾ отечественных классиков. Особая роль отводилась танцам и физической подготовке: этими занятиями руководил педотриб. Половину учебного времени греческие юноши отводили спорту; для этих занятий существовали специальные помещения: гимнасий (площадка для тренировок) и палестра (комната для борьбы). Указанные три группы дисциплин имели свою специфику и были ориентированы на менталитет и образ жизни среднего гражданина древнегреческого полиса. Это относится в первую очередь к рационалистической манере мышления древних греков. Необходимость выступать в народных собраниях и убедительно (т.е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения привела к усовершенствованию искусства устной аргументации и в конечном итоге ¾ к разработке приёмов логического доказательства. Этим и объясняется тот факт, что греческая наука с момента своего зарождения была наукой теоретической. Это хорошо видно на материале древнегреческой математики. Ни в Вавилоне, ни в Египте не проводили различения между точным и приблизительным решениями математических задач: любое решение, дававшее практически полезные результаты, считалось правильным. Наоборот, для греков имело значение прежде всего строгое решение, полученное путём логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. К V в. до н.э. уже существовал курс арифметики, в котором в строго логической форме и с достаточной полнотой излагалась теория числовых отношений и делимости. Грекам принадлежит честь открытия иррациональных чисел. Была создана геометрическая алгебра ( Эвклид, Пифагор ). Величайшим греческим математиком эпохи классики был Эвдокс Книдский. Он построил общую теорию отношений и создал метод «исчерпывания», заложивший основы теории пределов. Он также исследовал пропорции «золотого сечения». Таким образом, математика была в древнегреческой школе не только поводом для овладения техникой счёта, ¾ она служила серьёзной логической тренировкой ума. Что касается изучения поэзии, ¾ оно проследовало далеко не только общеэстетические цели. Мир древнегреческих мифов в полном смысле слова был необходимой для полноценной жизни грека питательной средой, ¾ здесь сокрыта почвенная основа античной культуры, ¾ воображение, интеллект, культурный кругозор грека определялись и самими этими мифами, и поэтическим вдохновением великих рапсодов, придавших им литературную форму. Стихи Гомера, Анакреонта, Сапфо были формой духовного Бытия для всех рядовых граждан Древней Греции (не только для интеллектуалов), ¾ и в этом также, несомненно, сказался результат полисного образа жизни. Наконец, спорт служил для греков не только оздоровительным целям. Культ силы и воинской доблести (унаследованный ещё от Микенской эпохи) требовал от взрослого мужчины способности быть умелым воином и спортсменом; общегреческие спортивные состязания ¾ Олимпийские, Истмийские, Немейские, Пифийские игры ¾ были частью того специфического духа состязательности, которым отличалась полисная культура Греции. Кроме того, внешнее совершенство тела было немаловажным условием общественного престижа для свободного грека. Телесная красота ценилась не только в пластических искусствах, но и в жизни. Древнегреческая наука, от архаики к эллинизму, прошла путь без малого в полтысячелетия, и сделала большие успехи на этом пути. При этом занятия наукой и философией нередко совмещались: Фалес был математиком и астрономом, Пифагор ¾ геометром, Аристотель ¾ основателем науки логики и т.д. Древнегреческая наука изобилует эпохальными открытиями и предвидениями. Аристарх Самосский задолго до Коперника выдвинул гелиоцентрическую гипотезу, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси, и вместе с тем движется вокруг солнца по кругу, наклонённому к экватору. По сравнению с Древним Египтом и особенно Месопотамией, сильно продвинулась вперёд медицина. Философ и врач Алкмеон (конец VI ¾ начало V в. до н.э.) первый стал применять вскрытие трупов животных в целях изучения строения функций отдельных органов. Знаменитый Гиппократ (вторая половина V в. до н.э.) написал множество медицинских книг (т.н. «Свод Гиппократа»). Его метод был строго рационалистичен: он признавал только естественные причины болезней. Он учил, что у каждой болезни есть своя «природа», которую врач должен знать, чтобы умело направить течение болезни в благоприятную для пациента сторону. Ему приписывается и формулировка основных положений врачебной этики. Так называемая «Клятва Гиппократа» сохраняет своё значение и поныне. В Греции зародилась и получила развитие историческая наука. Известными авторами исторических трудов считаются Геродот (его называют «отцом истории»), Фукидид и Ксенофонт. В эллинистическую эпоху древнегреческие учёные нашли более благоприятную почву для своих исследований уже не в самой Греции, а в столицах новых государств, образовавшихся после распада империи Александра Великого. Правители этих государств, в целях личного престижа, всячески покровительствовали учёным и философам. Уже упоминавшийся Мусейон в Александрии Египетской был своего рода научным институтом, где работали учёные и литераторы, получавшие государственное жалование. Эти учёные, в числе прочего, разрабатывали математические и астрономические теории. Всемирно известными стали труды математика, географа и астронома Птолемея, создавшего т.н. геоцентрическую теорию, согласно которой Солнце должно было вращаться вокруг Земли (эта точка зрения лишь через много столетий была опровергнута Коперником). Основы теоретической механики связаны с именем Архимеда, военного инженера при дворе сиракузского царя Гиреона. Он впервые исследовал принцип рычага и открыл закон плавающих тел, носящий его имя. Ему принадлежат также труды по геометрии и математике. В области прикладной механики Архимеду принадлежат идеи оборонительных машин, использованные защитниками Сиракуз при осаде римскими войсками. Ему же приписывается изобретение так называемого архимедова винта («улитки»), применявшегося для поливки полей. Большие успехи также делает ботаника и зоология. Наибольшее влияние на развитие этих наук оказали биологические трактаты Аристотеля и труды по ботанике Феофраста. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы