Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Споры о личности Иисуса Христа



Особенно жаркие споры разгорелись вокруг личности Христа. Кто же Он был на самом деле: пророк? Один из множества духовных учителей? Бог, принявший обличье человека? Или нечто ещё совершенно не бывалое: человек и Бог одновременно? Эти споры велись несколько веков и после того, как знаменитым Эдиктом императора Константина Великого (313 г.) христианство было объявлено государственной религией Римской империи.

Константин не ограничился изданием Эдикта: он взял на себя миссию обустройства христианской Церкви: в 325 г. в Никее под его началом был созван Вселенский Собор, на который съехались церковные иерархи со всех концов огромного государства. Некоторые из них, после тяжких гонений и репрессий, были совсем недавно освобождены из застенков, изувеченные и ослеплённые. По свидетельству хронистов, Константин целовал их в пустые глазницы и самолично провожал на их места…

Собор выработал первый вариант христианского Символа веры. В нём (по настоянию того же Константина) о Христе было сказано: « единосущный Отцу». Эта формулировка раз и навсегда определила отношение Церкви к личности Основателя новой религии.

Четверть века спустя, на Соборе в г. Халкидоне (451 г.) была принята следующая замечательная формула: Христос ¾ вполне Бог, но и вполне человек, единосущный Отцу по божеству и людям по человечеству, пребывает в двух Своих естествах неслиянно и нераздельно». Это означало, что Христос ¾ не просто вочеловечившийся Бог, но «вполне человек» по своему земному естеству.

Земная драма Христа неотрывна от драмы человека вообще. Разве не символично, что Христос родился в хлеву, умер на кресте, а на протяжение всей своей взрослой жизни вёл жизнь бездомного проповедника, никогда, никакого отношения не имея ни к богатству, ни к власти? Горькую чашу земного существования Он испил до дна, наравне со всеми страждущими и угнетёнными. Не эпическим приключением индийского аватара, не космической забавой выглядит сошествие Христа в мир; его смысл ¾ в неустанном труде спасения.

Сущность св. Троицы

Место Христа в мироздании определило и трактовку Новозаветного Бога, Который отныне выражен в трёх ипостасях (под ипостасью здесь понимается возможный способ проявления Единого Божества). Это:

I. Бог-Отец (актом Его творения и отпадения от Него человека начинается земная История), ветхозаветный Бог первых еврейских патриархов, вручивший пророку Моисею известные Десять заповедей на горе Синай, ¾ тот, кого Христос называл Отцом Небесным. Закономерно, что все книги Ветхого Завета включены в христианский канон.

II. Бог-Сын ¾ он же Иисус Христос, воплощённый Логос, посланный на Землю ради спасения людей.

III. Дух Святой, царство Которого грядёт для человечества в конце времён.

На первый взгляд, монотеизм в христианстве поколеблен, произошло возвращение к многобожию, отличавшему язычников (в чём не раз упрекали христиан последователи «чистой» Моисеевой веры). Однако повторяем, речь здесь не идёт о разных божествах, ¾ но лишь о тройственности проявлений Единого Бога. Именно благодаря появлению Второй ипостаси произошёл прорыв трансцендентности: пропасть, разделявшая Бога и человека в ветхозаветной религии, оказалось преодолена благодаря тому, что произошло «вочеловечение» Христа. Зазвучал живой голос, услышанный многими людьми, появился живой образ, который можно было видеть сначала въяве, а затем на многочисленных иконах (которые, кстати говоря, поразительным образом воспроизводят один и тот же лик). С пришествием Христа в мир Бог вплотную приблизился к человеку: Христос стал личным Богом для каждого верующего, и в то же время, Он оставался всепочитаемой надприродной ипостасью Единого Божества!

Смысл спасения в христианской религии

Второе обстоятельство, которое говорит о преемственности ветхозаветной и новозаветной религий ¾ идея спасения. Она существует в обеих религиях, но в религии Моисея речь идёт, главным образом, о выполнении договора («Завета»): верующий должен соблюдать правила, заповеданные Богом; в этом случае его ждёт награда ¾ причём, не где-нибудь на небесах, а уже в этой земной жизни. В христианстве идея спасения приобретает гораздо более символический и метафизический смысл: Бог-Отец приносит в жертву, во имя спасения грешного человечества, Своего Сына. Казнь Христа превращается в символ искупления (вот почему среди всех изображений Спасителя наиболее популярно именно распятие! ). Вера в Христа означает, собственно, признание и принятие этой очистительной жертвы. Когда, преломляя хлеб на Тайной вечере и разливая ученикам вино, Христос говорил «Примите, ядите: сие есть Тело Моё… Пейте, … ибо сие есть Кровь Моя нового завета» [Мтф. [XXVI: 26 ¾ 28)], то он таким образом положил начало символическому обряду причастия (евхаристии), смысл которого ¾ принятие верующим жертвы Христа, приобщение к мистическому «телу» Церкви. Евхаристия (вкушение освящённого хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь Христа) есть главное из семи таинств христианства, куда входят также: крещение, миропомазание, покаяние, священство, брак, соборование. Сюда следует прибавить, что христианство навсегда освободило человека от древнего обычая принесения кровавых жертв на культовый алтарь. Кровавую жертву здесь приносит Сам Господь ¾ во имя спасения человека.

Есть и другое обстоятельство, кардинально отличающее христианство от ветхозаветной религии, из материнского лона которой она вышла. Речь идёт о кульминации евангельских сказаний ¾ воскресении Христа на третий день после казни. Воскресение нигде не трактуется как лишь возвращение Богочеловека к Небесному Отцу, ¾ в этом случае оно было бы событием только для Самого Христа! Воскресение есть победа над смертью и переход в Вечную жизнь ¾ путь, предуказанный Христом каждому верующему. Эта идея послужила фундаментом для христианской эсхатологии ¾ учении о Конце света.

Согласно этому учению, драматическая история человечества должна быть исчерпана в некоей временной точке, которая будет означать прекращение и самого исторического времени, и дурной бесконечности человеческих страданий, заблуждений, потерь. В Конце времён мёртвые воскреснут для последнего Страшного Суда, который будет вершить Христос. Во всей своей Божественной силе и славе Он вторично явится на Землю ¾ и в этой завершающей точке земной Истории Его всемирная миссия спасения будет, наконец, завершена.

Два важнейших смысловых пункта христианского учения ¾ Распятие и Воскресение ¾ имеют особое значение в жизни верующего. Земные страдания получают смысл искупления («сораспятия Христу», по выражению католического святого Франциска Ассизского). И если для адепта ветхозаветной религии кару и воздаяние человек получает здесь, на Земле, то для христианина смысл человеческого бытия не исчерпывается земной жизнью: впереди брезжит перспектива второго рождения для Жизни Вечной, путь к которой предуказан самим событием Христова Воскресения. Таким образом, смысл Воскресения ¾ важнейший для всего христианского миросозерцания. Это ¾ совершившееся впервые в Истории второе рождение, рождение в Духе и преображённой плоти. Воскресение есть окончательная победа над смертью и тлением: не освобождение от плоти, а освящение и обожение плоти. Мировой процесс тем самым осмысливается в эсхатологической перспективе ¾ как провиденциальный план творения.

Христианские заповеди

В христианстве переосмыслены и сами ветхозаветные заповеди. Ряд идей Ветхого завета в Нагорной проповеди Христа претерпевают глубокую метаморфозу: вместо запрета греховного действия (не убий, не прелюбодействуй…) ¾ запрет греховного помысла (не гневайся на брата своего, не смотри на женщину с вожделением…). Вместо «Возлюби ближнего твоего…» ¾ «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…». Тем самым завет переносится как бы из внешнего во внутренний (духовный) план; человеку надлежит добиться праведности не только в своих делах, но прежде всего в своих желаниях и мыслях. Любить ¾ не только «ближних» (друзей, домочадцев, членов рода), но ВСЕХ, даже врагов, ибо и враг имеет образ Божий! Этическая планка поднята здесь неизмеримо высоко, настолько, что, кажется, вовсе нет надежды достичь её в земной жизни. Это подчёркнуто и в словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Есть ещё два существенных аспекта в заповедях Христа. С одной стороны, это порицание всякого стяжательства, с другой ¾ порицание власть имущих. Тут с самого начала раскрывается одна из позиций новой религии: быть не пособником, а моральным судьёй всякой власти. Лучшие из христианских служителей во все времена помнили об этом и не страшились говорить правду перед лицом царствующих деспотов. Христос проповедует не для сильных мира сего, но для «нищих духом», поднимает из праха мытарей и блудниц… Эпизод изгнания Христом торговцев из иерусалимского храма [Мтф. (XXI: 12, 13)] и его же слова: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [Мтф. (IX: 24)] ¾ как нельзя более красноречиво говорят и об отношении Христа к богатству.

Направления христианства.

Основные канонические тексты новозаветной религии: четыре Евангелия, «Деяния апостолов», послания апостолов и «Откровение Иоанна Богослова» составляют вторую часть Библии: «Новый завет». Эти тексты, конечно, не избежали участи всех на свете религиозных канонов: они были с разных позиций объяснены всевозможными истолкователями, что и привело, по прошествии веков, к возникновению разных направлений христианства. Два основных направления окончательно были оформлены после так называемой «великой схизмы» 1054 г., когда высшие иерархи Восточной и Западной церквей, публично предав друг друга анафеме, поставили, так сказать, логическую точку в истории многолетней скрытой вражды церквей. Отныне православная (Восточная) христианская Церковь и католическая (Западная) заняли официально враждебную позицию по отношению друг к другу. Пятью столетиями позже сформировались десятки других христианских конфессий, в результате целого ряда антикатолических религиозных войн в Европе. Этому мятежному религиозному движению, вождями которого были Гус, Виклиф, Лютер, Кальвин и др., историческая наука дала наименование протестантизм.

Параллельно этим процессам размежевания как западное, так и восточное христианство в течение веков оказывали колоссальное влияние на эволюцию духовной культуры своих народов и стран. Пути этой эволюции далеко не всегда были путями духовного прогресса; такие факты истории как крестовые походы, торговля индульгенциями, борьба между императорами и папами, костры инквизиции с одной стороны и рабское преклонение перед светскими деспотами с другой, ¾ отнюдь не говорят в пользу однозначно благодатного воздействия Церкви на паству по обе стороны конфессиональных баррикад. Толкователи учения Христа далеко не сразу могли понять и применить на благо огромное духовное богатство Его учения.

Моральный максимализм Христа (обращённый, надо думать, не только к ученикам), имел весьма неоднозначные последствия как в католической, так и в православной традиции. В исторических условиях он не мог привести к чему-то иному, чем к многочисленным, профанирующим христианство компромиссам, с одной стороны, и с другой ¾ к резкому разграничению земного и небесного, греха и праведности, телесного и духовного. Значение греха, фатальный смысл греха здесь всячески подчёркиваются. Отсюда опасность (в недалёком будущем ставшая реальностью) прийти к полному жизнеотрицанию, безнадёжно-скептическому взгляду на природу человека. В наибольшей степени эта опасность реализовалась в гностицизме и манихейских ересях; к этому же мировоззрению был весьма близок и раннесредневековый католицизм.

Долгими и тернистыми путями шло христианство, но, не смотря на тяжёлые времена кризисов и потрясений (доходивших иногда и до разгрома церквей, как это было в революционной Франции и большевистской России), благотворная духовная роль этого учения в Истории ¾ несомненна. Культуру Европы и России сейчас невозможно себе представить без одухотворяющей роли этого учения.

Контрольные вопросы

¾ Почему возникли споры о личности Христа, и как они были разрешены постановлениями Никейского и Халкидонского соборов?

¾ Каким образом Христос модифицирует ветхозаветные заповеди в Нагорной проповеди?

¾ В чём смысл трёх-ипостасности Божества?

¾ Что известно об Основателе христианства?

¾ Как называются три основные христианские конфессии?

¾ Какие книги включены в Новый завет?

¾ Каков символический смысл распятия Христа?

¾ Каков символический смысл воскресения Христа?

¾ Что такое евхаристия?

¾ Назовите известные Вам страны, где преобладающей конфессией являются католицизм, православие, либо одна из форм протестантизма.

==========================================================

Т Е С Т Ы

1. Правитель, сделавший христианство официальной религией Рима:

а) Константин Великий;

б) Корнелий Сулла;

в) Октавиан Август;

г) Катон Старший.

2. Слово «монотеизм» означает:

а) всебожие;

б) многобожие

в) единобожие

г) науку о божественном

3, Десять заповедей Ветхого завета получил:

а) Авррам в Уре халдейском;

б) Моисей на горе Синай;

в) Самсон в гостях у Далилы;

г) Ной на горе Арарат.

4. «Декалог» ― это:

а) сборник священных песнопений;

б) проповедь Иисуса Христа;

в) Ветхий Завет;

г) Десять заповедей.

5. Город, где родился Иисус Христос:

а) Вифлеем;

б) Назарет;

в) Иерусалим;

г) Иерихон.

6. Понтий Пилат – это:

а) царь Иудеи;

б) прокуратор Рима в Иудее;

в) римский поэт;

г) еврейский философ.

7. Три основных течения в христианстве:

а) вадржаяна, махаяна, хинаяна;

б) сунниты, шииты, суфии;

в) православие, католицизм, протестантизм;

г) манихеи, ариане, монофизиты.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь