Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психология познавательных процессовСтр 1 из 6Следующая ⇒
Психология познавательных процессов
Общая характеристика ощущений. Виды ощущений. Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно (неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична). Выделяю следующие виды ощущений: 1. по модальности( с органами чувств) выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые; 2. по расположению рецепторов выделяют: - интероцептивные ощущения - сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. Они относятся к числу наименее осозноваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. - экстероцептивные ощущения - рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды. - пропреоцитивные ощущения - рецепторы расположены в мышцах, связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела /ощущении равновесия, движения. 3. по контакту с раздражителем выделяют: - дистантные ощущения - слуховые, зрительные и т.д. Дают информацию о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с самим предметом. - контактные ощущения - кожные, вкусовые, органические. Возникают при непосредственном воздействии рецептора с объектом. 4. по основанию генетической классификации выделяют: - протопатические ощущения - описаны английским неврологом Хэдом в 1918г. Под ними принято понимать более примитивные, аффективные, менее дифференцированные и локализованные, к которым относятся органические чувства голода, жажды и т.д. - эпикритические ощущения - наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам. Выделяется также особая группа неспецифических ощущений - рецепторы вибрации.
Функции ощущений и свойства рецепторной системы. Ощущение – результат нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах – анализаторах. Этот процесс не что иное, как рефлекс. Функции ощущений: Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира. Отражательная – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире. Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности. Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. – Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение. – Наличие дифференциальной (различительной, разностной, контрастной) чувствительности, то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями. – Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. – Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности. – Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы. – Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. - Сигнальная функция– уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира. - Отражательная – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире. Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика. Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о другой стороне – регуляторной . Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями. Так, И. М. Сеченов писал: «Ощущение повсюду имеет значение регулятора движений». Отражая предметные условия и регулируя протекание действий, чувственные образы обеспечивают адекватность действий тем объектам, на которые они направлены, и тем условиям, в которых они протекают.
Общие свойства ощущений. Ощущение - психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. Ощущение имеет рефлекторный характер, характеризуемый как активный процесс. В состав каждого ощущения входит движение (в виде вегетативной реакции - сужение сосудов; мышечной реакции - поворот глаз, напряжение мышц). Все виды ощущений имеют общие свойства: 1)Интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека. Это степень испытываемого ощущения как реакции на некоторый физический раздражитель. Можно говорить об интенсивности болевого ощущения, интенсивности зрительного ощущения, интенсивности ощущения жажды и т.д. На интенсивность ощущения влияют сила самого раздражителя и функциональное состояние рецептора. Другими словами, интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека. 2)Длительность ощущения - отрезок времени, в течение которого сохраняется ощущение воздействия раздражителя после его прекращения. 3)Латентный (скрытый) период ощущения - отрезок времени от момента начала действия раздражите-ля до момента начала возникновения ощущения. На-пример, «инерция» зрения составляет величину 0, 1 -0, 2 с. Это учитывается при проектировании аппаратуры. Латентный период тактильных ощущений составляет 130 мс, вкусовых - 50 мс, болевых - 370 мс. 4)Последействие ощущения - отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения ощущения. Так, при выходе из вагона метро несколько первых секунд пассажиру еще кажется, что движение продолжается (используется в осветительных электрических цепях, в технологиях кино и др). Если в темноте включить яркий источник света и посмотреть на него, то после выключения света у человека сохранится образ этого источника света. 5)Пространственная локализация раздражителя - свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное положение действующего на рецепторы раздражителя (направление звука, место появления болевой точки на теле и др.)., зрительные). Типу ведущего анализатора (модальности), участвующего в восприятии объектов. 2) форме существования материи: а) восприятие пространства (при пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта). б) особенности восприятия фигуры и фона, частей и целого. в) восприятие движения и времени. 3) степени использования волевых усилий - восприятие считается произвольным, или преднамеренным, если в его основе лежат осознанная цель и воля. Индивидуальным различиям в отражении объектов.
Восприятие времени. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия: – активное движение; – обратная связь; – поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; – сохранение привычной структурированности информации. Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.
Восприятие Движения. Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции. Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объекта, являются скорость, траектория, направление, ускорение движения и др. По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции: • Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения. • Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений движения, а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних по-ложений объекта (представители гештальт-психологии, придерживающиеся этой позиции, называют такие переживания фи-феноменом). В формирование образа движущегося объекта включены факторы: - предшествующий перцептивный опыт индивида, связанный с движущимися объектами, и интеллектуальное осмысление текущей конкретной ситуации, в которой наблюдается движение; - специальные типы мозговых клеток, реакции которых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения; - сигналы обратной связи, информирующие перцептивные центры мозга о перемещении головы и глаз человека в соответствии с перемещением объекта.
Виды внимания. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Непроизвольное внимание возникает: 1. Вследствие внешних причин (физические причины): сила и неожиданность раздражителя, новизна раздражителя, подвижность объекта, т.е. начало и прекращение действия раздражителя, контраст между раздражителями. 2. Психофизиологические причины : внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, т.е. потребностям; внутренние побуждения (мотивы), доминирующие в данный момент. 3. Психические причины . Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание. Интерес , как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Большое значение имеет также влияние прежнего опыта. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Послепроизвольное - носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек увлекается работой, содержание и процесс деятельности становятся интересными и значимыми, а не только ее результат. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным.
Свойства внимания Внимание характеризуется различными качественными проявлениями свойствами. Основными из них являются объем, концентрация, устойчивая переключаемость, распределяемость и отвлекаемость. 1)Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами, объем внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, цифр, фигурок и пр.) в интервале времени 0, 07-0, 1 с объем внимания у взрослого человека равен 5-7, в среднем 7 элементов с кратковременным запоминанием). У младших школьников он весьма ограничен и с возрастом увеличивается. Увеличить объем внимания можно и с помощью специальных упражнений. 2)Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей. Человека с трудом можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей. 3)Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании объекта внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин - значимости дела, интереса к нему, навыков и т.п. 4)Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому при сохранении высокой степени концентрации на нем. Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Эффективность переключения зависит от особенностей объектов внимания значимости работы или интереса к ней, а также от индивидуально-типологических особенностей подвижности нервных процессов. Слишком частое переключение (впрочем, как и однообразная, требующая длительного сосредоточения внимания работа) может приводить к быстрому утомлению. Возможно повышение показателей переключения путем специальных упражнений. 5)Распределяемость внимания определяется возможностью выполнения двух и более действий одновременно с рассосредоточением внимания между ними. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективное распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности. 6)Отвлекаемость внимания связана с непроизвольными колебаниями его уровня. Например, прислушиваясь к очень слабому, едва слышимому тиканью механических часов мы то слышим звук более отчетливо, то менее отчетливо. Колебания - легко прослеживаются и при восприятии конкурирующих (двойственных) изображений Процессы памяти По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную (двигательную, образную, эмоциональную, символическую и волевую). Процессы памяти таковы: Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации). Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Способы организации информации в памяти: – пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве); – ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками); – иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует). Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забывание практически не поддается управлению.
Методы исследования памяти. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. Исследование состоит из 4 серий и проводится индивидуально или с группой в 8-16 человек. В каждой серии испытуемому зачитывается один из наборов 7 цифровых рядов, первый ряд состоит из 4 цифр, в последующих рядах прибавляется по одной цифре до 10 цифр в седьмом ряду. Цифры ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде экспериментатора испытуемые должны воспроизвести эти ряды на листе бумаги в том же порядке, в каком они предъявлялись. Интервал между сериями - 6-7 мин. При обработке результатов исследования устанавливают: · количество рядов, воспроизведенных полностью и в той же последовательности, в которой они предъ являлись экспериментатором; · наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно (А); · количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А (С); Затем по формуле вычисляют коэффициент объема кратковременной памяти (Кп): где n - число серий опыта, в данном случае - 4. При Кп равном 3-4 уровень кратковременного запоминания считается очень низким, 5-6 - низким, 7 - средним, 8-9 - высоким, 10 - очень высоким. Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование рекомендуется повторить через несколько дней. Исследование опосредованного запоминания состоит из двух опытов. В первом опыте определяется объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, Испытуемого просят запомнить предъявляемые слова и через 10 с. по команде экспериментатора воспроизвести их вслух или написать н а бумаге. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. Экспериментатор отмечает в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно и ошибочно. Во втором опыте определяется объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, состоящего из 20 пар слов, в 4-6 букв, с заранее заданной системой смысловых связей. Испытуемого просят запомнить вторые слова каждой пары. Через 10 с. экспериментатор снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно и ошибочно воспроизведенные слова. После окончании опытов испытуемого просят описать как он запоминал слова в первом и во втором случае и подсчитывается количество правильно и ошибочно воспроизведенных слов по каждому опыту. Данные заносят в сводную таблицу и анализируются. При непосредственном запоминании испытуемый запоминает 5-9 слов, при использовании мнемотехнических приемов 10 и более. Большинство спытуемых запоминают лучше начало и конец или середину ряда, в зависимости от этого составляются рекомендации по улучшению памяти. Исследование преобладающего типа запоминания состоит из четырех опытов. В первом опыте 10 слов для запоминания предъявляют на слух. Во втором - зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления (просят слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе) и в четвертом - комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Интервал между предъявлениями новых слов во всех случаях составляет 3 с. Через 10 с. после окончания каждого опыта испытуемого просят написать слова на бумаге в порядке их предъявления. Перерыв между опытами - 5 минут. Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Механизмы воображения В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения. Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Особый вид комбинирования - это агглютинация - при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец -- полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образаБогданов И.В., Лазарев С.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. М., 2003.. Акцентирование . Способ основан на искусствен-ном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и дрКозубовский В.М. Общая психология: Познавательные процессы. Учебное пособие. Минск, 2008.. Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи. Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны)Козубовский В.М. Общая психология: Познавательные процессы.
Понятие «интеллект» Существует множество различных подходов к понятию «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям. Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Для С. Л. Рубинштейна и Ч. Спирмена интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека…» Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов. Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может классифицироваться: – по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание; – по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение; – по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение. Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности. Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.
Формы мышления Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. К основным фор-мам мышления относят понятия, суждения и умозаключение. Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п Различают типы суждений: формальное и эмпирическое. Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений, предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений: - индукция - когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо - на четырех лапах, с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака); - дедукция — когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики - люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый); - аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов; - предположение - когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте.
Творческое мышление. Проблема природы творческого мышления волновала еще древних греков, так Платон помимо понятия интеллекта как исконно человеческой, земной сущности, выделял еще божественный творческий разум, который он назвал - нус. Это разделение получило свое продолжение в работах немецких философов Канта и Гегеля. Творческую составляющую интеллекта стали называть разумом, другую ее часть рассудком. М. Вертгеймер среди наиболее важных особенностей творческого мышления выделял такие его свойства, как адаптивность, т. е. улучшение ситуации и структурность, которую он видел в том, что в. процессе решения происходит анализ особенностей проблемной ситуации и изменение функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры. Он также обратил внимание на то, что стимуляция творческого мышления возможна только " нетипичными", необычными для человека заданиями, в результате чего ему пр иходится взглянуть на ситуацию по-новому, использовать скрытые свойства объектов и непривычные связи. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда основана на связи творческого мышления с четыремя особенностями человека, к которым он относил: 1) оригинальность высказываемых идей их необычность, доходящая до смехотворности; 2) способность видеть объект под новым углом зрения, которую называют семантической гибкостью; 3) способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны - образная адаптивная гибкость; 4) способность продуцировать разнообразные идеи даже в ситуации, которая не предполагает творческого мышления - семантическая спонтанная гибкость. В настоящее время доказано, что творческое мышление можно и нужно развивать, причем установлено, что коллективное решение проблемы стимулирует творческое мышление. Примером развития творческого мышления является метода " мозгового штурм а", в основе которого лежит разделение процесса выдвижения гипотез от их оценки. Данный метод включает фазу разминки, когда людям предлагаются шуточные задания, фазу генерации идей, когда всячески поощряется любые идеи для решения проблемы и фазу оценки выдвинутых идей. Экспериментальное изучение позволило установить условия, влияющие на проявление творческого мышления: 1) испытанный успешный способ решения задачи обычно применяется в первую очередь при встрече с новой задачей; 2) чем больше усилий затрачено на поиск нового решения, тем выше вероятность, что он будет применен вновь; 3) защитные реакции организма, вызванные страхом неудачи тормозят творческое мышление; 4) чем большим багажом знаний обладает человек, тем больше вариантов решения задачи он может предложить; 5) стереотипы мышления препятствуют творчеству. Кроме описанных условий на развитие творческого мышления оказывают влияние и особенности личности: 1) склонность к конформизму - желание быть похожим на других, страх выделиться, который чаще всего связан с психологической травмирующей ситуацией, перенесенной в детстве. 2) ригидность мышления, его плохая переключаемость с одной стереотипной точки зрения на другую; 3) повышенная тревожность, неуверенность в собственных силах; 4) высокая внутренняя критичность собственных идей; 5) безинициативность, связанная со страхом показаться смешным, нелепым; 6) нежелание критиковать других людей, которая может быть связана как со страхом показаться невежливым, нетактичным, так и со страхом возмездия, увольнения, осуждения со стороны других людей; 7) завышение значимости своих идей, проявляющееся в виде своеобразного эгоизма - нежелания делиться своими идеями с другими людьми. Гештальтпсихология. Этнопсихология о мышлении. Психология познавательных процессов
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы