Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Школьное расписание — не помеха творчеству⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Расписание, распорядок дня — эти инструменты обычно используются руководством для организации времени и ресурсов. Теоретически цель расписания — содействовать обучению. На практике результат часто оказывается прямо противоположным. Жесткость большинства школьных расписаний занимает главное место во всей школьной культуре. Вместо гибкого графика занятий, соответствующего требованиям преподавания и обучения, ученики и учителя вынуждены двигаться по рельсам жестко фиксированного расписания. Уроки ограничены временем, независимо от вида деятельности, и объединены в блоки, повторяющиеся еженедельно. Но ведь разные процессы требуют разного количества времени. Практиковать язык лучше всего с помощью кратковременных, но частых периодов погружения; работа над групповыми проектами в науке и искусствах требует более продолжительных по времени занятий. Расписание должно учитывать эти различия. Еще одна причина, по которой необходимо пересмотреть расписание, — это зависимость детских сил от времени дня; расписание должно это учитывать. По некоторым свидетельствам, суточные биоритмы подростков отличаются от биоритмов взрослых. Нейробиолог Рассел Фостер, руководитель отделения нейробиологии суточного цикла в Оксфорде, провел серию экспериментов по исследованию памяти учеников подросткового возраста в Монкситонской средней школе в Северном Тайнсайде в Великобритании. Его исследования показывают, что мозг подростка на два часа отстает от времени взрослых. Биологические часы ребенка перестраиваются, когда он вступает в переходный возраст. Подростки встают позже, не потому что так ленивы, а потому что они на это биологически запрограммированы. Пол Келли, директор Монкситонской школы и автор книги «Making Minds», считает, что продолжительная необходимость рано вставать «превращает подростков в зомби» и что разрешение начинать уроки в одиннадцать утра оказало огромное влияние на учебу. По мнению Келли, лишение подростков сна может влиять на их психическое и физическое здоровье и соответственно на обучение. Чтобы понять это, не нужно быть ученым; ранний подъем приводит к повышенной раздражительности и резким перепадам настроения. Неправильное расписание способствует депрессии, набору лишнего веса и снижению иммунитета. Келли утверждает: «Ранний подъем влияет на всех подростков, начиная примерно с одиннадцати лет и до студенческого периода, а иногда и позже. Согласно исследованиям, мы сами создаем подростков такими, какие они есть, и с этим нужно что-то делать». Он ставит перед собой цель в ближайшем будущем изменить ритм и распорядок всего рабочего дня школьника. Непосредственным результатом исследования Келли стало появление так называемого распределенного обучения, или обучения с перерывами (Spaced learning); по этой методике учитель ведет урок блоками с несколькими десятиминутными перерывами для двигательной активности. Во время эксперимента по распределенному обучению школьники успешно справились с 90 процентами заданий по физике в течение пары, состоящей из двадцатиминутных блоков и десятиминутных перерывов на физические упражнения, причем ученики заранее не готовились к этой работе8. Некоторые школы привлекают учеников к радикальному переосмыслению расписания и культуры образования в целом. Школа «Садбери Вэлли» была основана в 1968 году во Фремингеме, в Массачусетсе. Эта частная школа для детей от четырех до девятнадцати лет построена на двух принципах: образовательная свобода и демократическое управление. В этом отношении она занимает свое место в давней традиции демократических школ, включающих экспериментальную школу «Саммерхилл», основанную в 1921 году А. С. Нейлом в Лейстоне, в графстве Суффолк, в Англии. В «Садбери Вэлли», как в Саммерхилл, ученики несут полную ответственность за свое образование. Школа действует на условиях полной демократии при равенстве учеников и персонала. Ученики всех возрастов сами решают, что они будут изучать, когда и где — заниматься. Такая свобода «составляет сердце школы; она принадлежит студентам как неотъемлемое право». Фундаментальный принцип состоит в том, что «от природы все люди любознательны; наиболее эффективное, продолжительное и глубокое обучение происходит, когда ученик сам к нему стремится и сам за него отвечает; все люди творческие, если им позволяют развивать их уникальные таланты; объединение в группы разновозрастных детей способствует равному развитию всех учеников; свобода жизненно необходима для появления личной ответственности». На практике учащиеся сами начинают свою деятельность и создают свою среду. Взрослые и ученики всех возрастов общаются друг с другом совершенно свободно. «Повсюду в школе можно увидеть учащихся — беседующих, читающих или играющих. Кто-то занимается в студии цифровых искусств, редактируя отснятое им самим видео. Почти повсюду можно встретить учащихся, которые создают музыку того или иного стиля, причем для этого имеется несколько специально отведенных мест. Кто-то учит французский, биологию или алгебру. Одни сидят у компьютера, другие занимаются административной работой в офисе, играют в шахматы, репетируют пьесу, участвуют в ролевых играх. В кабинете рисования рисуют, в других кабинетах вышивают, пишут красками, работают с глиной на гончарном кругу или без него». Организация обучения строится на том принципе, что физическое пространство и оборудование предназначены для того, чтобы ученики пользовались ими при необходимости: «Школа обеспечивает условия, в которых все независимы, всем доверяют и относятся ко всем как к ответственным людям; школа также представляет модель общества, в котором ученики сталкиваются с разнообразными проблемами, возникающими в демократии прямого участия». «Садбери Вэлли» и «Саммерхилл» — это не изолированные эксперименты. Десятки школ в более чем тридцати округах основаны на подобных принципах. Хотя в основном это частные школы, они представляют собой часть растущего движения по всему миру, направленного на привлечение учеников к непосредственному планированию своего образования и на воплощение в практику принципов демократии, на которой система общественного образования изначально была основана.
Все школы уникальны Ученики проходят обучение в школах, а не в коридорах законодательных структур. Преобразование системы образования в целом — процесс куда более масштабный, нежели реорганизация отдельно взятых школ; и этот процесс может быть начат в вашей школе уже сегодня. Задача заключается не в том, чтобы сделать какую-то одну модель универсальной, а в том, чтобы распространить принципы творческого образования на все обучение, чтобы каждая школа развивала собственные подходы к тем уникальным проблемам, с которыми она сталкивается в своей деятельности. Часто самые простые идеи дают превосходный результат. Несколько лет я был руководителем программы по развитию творчества и новаторства в Оклахоме. В этом штате внедрена признанная на общенациональном уровне программа образования для детей младшего возраста. Одна из школ в городе Талсе инициировала необычное партнерство с находящимся через дорогу домом престарелых Grace Living Center. Руководитель центра обратился в школьный округ за разрешением принять участие в окружной программе чтения. В итоге округ устроил классную комнату для детей младшего возраста в фойе дома престарелых, и группа детей стала приходить туда каждый день на учебу. Суть партнерства — программа Book Buddies («Книжные приятели»), когда дети читают вслух старикам, а потом старики читают детям. Результаты оказались блестящими. Больше 70 процентов детей к завершению курса программы значительно повышают свой уровень, обогнав многих сверстников. Ведь у них обучение чтению гораздо более персонализированное. Кроме того, в общении с пожилыми людьми дети не просто осваивают навыки чтения, но и узнают о традициях Оклахомы. Кроме того, потребление медикаментов в доме престарелых резко снизилось. У стариков появился новый стимул жить и новая энергия. У них есть цель. Правда, иногда детям говорят, что некоторые из их друзей по совместному чтению не придут, потому что их больше нет. Так уже в столь раннем возрасте дети узнают о неизбежности смерти. В большинстве образовательных программ учащихся разделяют в группы по возрасту. Проект в городе Талсе показывает, что, когда объединяются разные поколения, происходит восстановление традиционных отношений. Как это часто бывает с настоящими инновациями, результатом, по выражению Элиота Эйснера, становится непредсказуемость, а не спрогнозированный итог. Небольшие творческие изменения в любой школе приносят большую пользу. Серьезные изменения соответственно дают существенные результаты. Здесь мы все вместе
Один из принципов преобразования — это партнерство. В будущем образования заинтересованы все, и во многих регионах мира существуют формальные объединения школы и бизнеса, благотворительного и культурного секторов. В США организация Partnership for Twenty First Century Learning («Партнерство в образовании XXI века») — национальная организация, цель которой — «подготовить каждого студента к XXI столетию». Организация работает над созданием средств и ресурсов для поддержки образовательной системы США, «объединяя критическое мышление и навыки решения проблем, средства общения, сотрудничество, творчество и инновации», и поддерживает любую политику властей на всех уровнях — штата и общенациональную, если та способствует продвижению этого подхода. В числе основателей Партнерства — фонд AOL Time Warner, Apple Computers, Cisco Systems, Dell Computer, Microsoft и Национальная ассоциация просвещения США. Американская организация Council of Chief State School Officers («Совет старших руководителей школ») (далее везде CCSSO) образовала с консорциумом штатов и фондов партнерство The Partnership for Next Generation Learning («Партнерство обучения следующего поколения»), которое основало сеть «инновационных лабораторий» в образовании. По мнению CCSSO, система образования больше не соответствует потребностям страны. Организация призывает к созданию новой образовательной системы, «разработанной на основе фундаментального принципа необходимости предоставления каждому ребенку персонализированного обучения, способствующего успеху. Существует множество примеров систем личностного роста в США и за рубежом, как в формальном образовании, так и других секторах. К сожалению, они остаются скорее исключениями, нежели правилом. Нам не хватает системной трансформации, потому что существующие системы общенационального уровня, штата или округа не способствуют развитию инноваций и переходу к новой политике»9. Цель стратегии CCSSO — повлиять на государственную дискуссию о том, как усовершенствовать результаты образовательной системы. «Хотя многие пытаются усовершенствовать различные элементы действующей системы, Партнерство готово привлечь тех, кто может перенаправить энергию, время и инвестиции с исправления существующей на создание государственной системы образования, которая нам нужна... и на то, чтобы сделать эту трансформацию реальностью для всех учащихся»10. В Великобритании Королевское общество покровительства искусствам возглавило кампанию по преобразованию системы обучения. Через сеть, состоящую из тридцати трех тысяч членов, и благодаря широкому сотрудничеству с другими учреждениями общество координирует национальное движение за так называемое «целостное образование» (Whole Education), которое «связывает в единое целое академическое, практическое и профессиональное обучение, персонализированное под потенциал каждого учащегося». В основе целостного образования лежит убеждение, что необходимо «инвестировать в интеллектуальное развитие молодого человека вместе с инвестированием в его социальную и эмоциональную компетенции. Эти компетенции составляют ту необходимую базу, которая позволяет каждому молодому человеку эффективно обучаться и вносить позитивный вклад как в свое собственное развитие и успехи, так и в построение лучшего общества». Партнерские инициативы программы целостного образования работают с более чем пятью тысячами школ и колледжей, с многочисленными молодежными организациями, имеющими прямые контакты с молодежью. Общая цель — «сделать так, чтобы все молодые люди имели доступ к целостному образованию, которое обеспечивает их навыками, знаниями, позициями и ресурсами, необходимыми, чтобы справиться и достичь успеха в жизни вне школы, а также вносить позитивный вклад в деятельность общества»11. Как реализовать планы Чтобы изменить образование, очень важно знать теорию изменения, и в нашем случае она должна быть связана:
Мой опыт показывает, что в высшей степени необходимо разрабатывать оба направления. Государственная политика в области образования, политика штата и местная бесспорно оказывают глубокое влияние на школьный климат. В особенности это касается государственных программ типа «Ни одного отстающего ребенка». Всегда очень важно привлекать политиков, чем бы они ни занимались, и менять политический климат в сторону улучшения. Однако школы могут не дождаться изменений в политике и потому должны делать что-то сами, как и ученики не могут откладывать свою жизнь и образование на будущее. В любом случае у школы часто гораздо больше свободы для инноваций, чем принято считать. Творчество нельзя ассоциировать со вседозволенностью; часто оно проявляется именно в рамках ограничений или в их преодолении. Особенности развития культуры состоят в том, что изменения распространяются в ней по всем направлениям. При наличии Интернета и социальных сетей идеи и инновации могут быстро распространяться и вдохновлять других на поступки. Чуткие политики ощущают перемены и порой даже ставят их себе в заслугу.
Культура образования В главе 9 я говорил, что мы должны вкладывать в понятие организационной культуры представления о традициях и среде обитания. В школах к традициям можно отнести несколько взаимосвязанных компонентов:
Среда обитания — это физическая сторона школьной жизни, то есть здание, обстановка и окружающая среда. Все это оказывает глубочайшее влияние на учебу и может быть изменено при наличии системного подхода к развитию воображения и творчества. Общенациональные движения за преобразование обучения обычно рассматривают в первую очередь изменение учебной программы и системы оценок. Они устанавливают стандарты на государственном уровне и на уровне штата, иногда уточняют содержание и учреждают общенациональные системы тестирования. Обычно при этом игнорируется тот единственный компонент, который способен повлиять на результаты учащихся, — качество преподавания. Учитель — творческая профессия. Школы не оправдывают возложенных на них надежд, а системы дают сбои по очень простой причине: учителя, как и ученики, перестают участвовать в общешкольном процессе. Некоторым преподавателям не нравится учить, или у них нет к этому способностей, тогда им лучше заняться чем-то другим, чтобы реализовать свой потенциал. Это не значит, что они плохие люди, но они не должны навязывать свои услуги ученикам, которые требуют и заслуживают лучшего. Но есть много хороших преподавателей, чьи творческие силы не востребованы стандартизованным образованием, из-за чего снижается их эффективность. Культура творчества в школах зависит от того, удастся ли привлечь талантливых педагогов. Творческое обучение
Вспоминая школьные годы, вы вспоминаете, прежде всего, людей — своих сверстников, и особенно учителей — тех, кто пробудил в вас интерес к предмету, и тех, кому это не удалось;
В определенном контексте беглое замечание учителя, иногда даже всего лишь поднятая бровь или интонация, может направить вас в путешествие увлекательных открытий на всю жизнь или привести к тому, что вы не сделаете даже первый шаг. В главе 5 я рассказывал о разнице между двумя традициями индивидуализма — рациональном и естественном отношении. В определенной степени они ассоциируются с двумя стилями преподавания. Так называемые традиционные методы обычно предполагают формальное преподавание всему классу и обучение методом заучивания фактов. Такие подходы зачастую считаются необходимыми для обеспечения общепринятых академических стандартов. Очевидный упадок в их использовании часто связывают с явным упадком этих стандартов. К прогрессивным методам относится обучение-исследование, когда ученики индивидуально или в группах работают над интересующими их темами и предлагают собственные идеи. Я не выступаю за отмену формального образования и замену традиционных подходов исключительно «прогрессивными» методами. И те и другие занимают важное место в творческом обучении. Иногда педагогу целесообразно прибегнуть к методикам формального обучения для лучшего запоминания или передачи концепций и информации; в другое время ученикам целесообразнее изучать материал без помощи учителя, индивидуально или в группах. Некоторые из этих методов развивают творческие возможности, некоторые нет; одни хороши, другие не очень. Общая проблема состоит в неправильном понимании сути творческой деятельности не только в образовании, но и в жизни. Слишком часто за творческую деятельность выдается всего лишь недисциплинированность и неумение. Однако в целом в школах превалирует академическое обучение, в котором ценится только один вид знаний и вытесняются другие. Это наносит вред как самому обучению, так и ученикам. Творчество зависит от взаимодействия чувств и мышления и легко преодолевает границы, разделяющие дисциплины и области знаний. Мастерство в преподавании подобно мастерству в любом другом деле. Опытные практики и профессионалы в любой области: врачи, юристы, кулинары, художники, ученые владеют целым арсеналом технических приемов, широкими познаниями и практическим опытом. Умение применить свои знания и умения в новой ситуации — вот что значит профессиональный опыт, которым обладают также и опытные учителя. Между обучением с помощью творчества и обучением ради творчества есть разница. Хорошие учителя знают, что их задача — привлекать и вдохновлять учащихся. Этот процесс сам по себе творческий. Специалист по эстетике Луи Арно Рейд заметил лингвистическое различие между использованием глагола для описания задачи и ее выполнения. Преподавание — яркий тому пример. Вы можете спросить, чем занят какой-то человек, и вам скажут, что он «преподает в классе Б». Это может соответствовать истине относительно задачи преподавания, но, если в классе не происходит обучения, преподаватель не выполняет свою задачу. Слишком многие учителя получают работу благодаря знанию предмета, а не благодаря желанию учить. От хорошего педагога требуется знание предмета и способность передать его другим. Обучение ради творчества подразумевает содействие творческой работе других людей. Необходимый навык может быть творческим вообще или в определенной области, подобно умению играть на музыкальном инструменте или знать технику танца или гимнастики. Обучение ради творчества подразумевает:
Обучение ради творчества подразумевает творческое обучение (педобразование М.Н). Обучение ради творчества включает три родственные задачи: поощрение, идентификация и воспитание. Поощрение Многие люди не считают себя творческими личностями, им не хватает уверенности, чтобы сделать даже первый шаг. Первая задача в обучении творчеству в любой области - заставить людей поверить в свой творческий потенциал и воспитать в них уверенность, достаточную для попытки. Другие положения, важные для развития творческого начала, включают:
Идентификация Вторая задача педагога — помочь ученикам выявить свои творческие способности. Кто угодно может освоить общие навыки творческого мышления. Каждый из нас обладает личными творческими способностями. Творческий музыкант не обязательно будет выдающимся ученым; творческий писатель не обязательно станет ярким математиком. Движущей силой творческих достижений часто становится любовь человека к какому-то инструменту или ощущению материала, удовольствие от работы, захватывающей воображение. Определение творческих способностей человека подразумевает правильный подход к выявлению творческих способностей и помощь в поиске призвания.
Воспитание Третья задача — развить навыки независимой творческой работы. Обучение ради творчества направлено на
Обучая ради творчества, учителя стремятся:
Цель этого:
Учебная программа Учебная программа — это содержимое учебного процесса: знания, информация, идеи, навыки и ценности, которые необходимо усвоить учащимся. Есть разница между формальной учебной программой, которой должны следовать все ученики, и неформальной программой — факультативной, включающей занятия в свободное от учебы время. Мой интерес в данном случае заключается в учебной программе в целом, под которой я имею в виду все возможности, обеспечиваемые школой, включая формальную и неформальную учебные программы. Первая функция учебной программы — организовать знания таким образом, чтобы их можно было преподавать. В школе не учат многим вещам. В большинстве школ, например, не изучают колдовство и некроманию. Одна из функций нашей школы — легитимизировать определенные виды знаний и опыта, а это подразумевает, что другие виды не обладают аналогичной ценностью. По выражению французского социолога Пьера Бурдье, образование определяет различие между «ортодоксальной и еретической культурами»12. Учебная программа включает еще одну функцию — управленческую. Школам требуется учебная программа для самоорганизации, чтобы знать, сколько учителей нанимать, какие привлекать ресурсы, как составить расписание, кого куда поставить, когда и в какое время. Учебная программа — это инструмент управления, реализуемый в расписании. Как обсуждалось на страницах этой книги, принято различать академические и неакадемические предметы. Например, естественные науки, история или математика обычно воспринимаются как академические, а рисование, музыка или театральное искусство — как неакадемические. При таком подходе возникают определенные проблемы. Во-первых, сама идея существования предметов, которая предполагает, что компоненты учебной программы определяются их содержанием; так наука отличается от искусства, потому что подразумевает другое содержание. Мне гораздо больше по душе идея дисциплин. Математика определяется не только пропозициональным знанием. Это сочетание концепций, методов и процессов — и пропозиционального знания. Ученик узнает не только о математике, но и о том, что с ней делать. То же самое относится к музыке, искусству, географии, физике, театру, танцу и всему остальному. Во-вторых, идея дисциплины также раскрывает динамику междисциплинарной работы. Именно благодаря такой динамике дисциплины постоянно меняют конфигурацию и развиваются. Это и имел в виду лингвист Джеймс Бриттон, когда сказал: «Мы классифицируем с риском для себя. Эксперименты показали, что даже легчайшее прикосновение руки классификатора способно заставить нас видеть членов класса более схожими, чем на самом деле, а объекты из разных классов менее схожими, чем на самом деле. И когда от нас требуется нечто большее, чем просто смотреть, в процессе нашей работы эти ошибки могут превратиться во что-то довольно весомое»13. Дисциплины постоянно сливаются, перестраиваются, перекрестно оплодотворяют друг друга и производят новое потомство. Впервые прибыв в свой последний университет, я участвовал в собрании совета профессоров — комиссии, куда входили все преподаватели разных дисциплин в университете. От профессора химии поступило предложение, что университету следует ввести новую должность профессора химической биологии. Совет с умным видом покивал головами и был готов переходить к следующему вопросу, когда профессор биологических наук опротестовал предложение. Он утверждал, что на самом деле университет нуждался в кафедре биологической химии. Как дает понять Бриттон, наши категории знаний должны быть в лучшем случае условными. Вторая проблема связана с тем, что одни предметы считаются академическими, а другие нет. Это не так. Все вопросы и проблемы можно рассматривать как с академической, так и с других точек зрения. Их можно изучать в дедуктивном или других режимах. Эти процессы можно применять к любым объектам и явлениям: растениям, погоде, поэзии, музыке, социальным системам. Знания генерируются многими путями, не только словами и числами. Не все, что мы знаем, может быть выражено в словах и цифрах, и слова и цифры — далеко не все, что мы знаем. Именно по всем этим причинам школы должны предлагать учебные программы, которые отличались бы широтой и сбалансированностью. Одно из последствий стандартизации проявляется в том, что учебные программы становятся все более узкими. Во многих школьных системах акцент делается на языки и так называемые основные дисциплины: естественные науки, технологии, математику и инженерное дело — в ущерб искусствам, гуманитарным предметам и физической культуре. Очень важно, чтобы существовал баланс между этими компонентами учебной программы, потому что каждый из них отражает крупнейшие пласты культурного знания и опыта, к которым все мы должны иметь одинаковый доступ. Каждый из них адресован разным областям интеллекта и творческого развития. Способности каждого человека могут заключаться в одной области знаний или в нескольких. Убогая, несбалансированная учебная программа порождает убогое, несбалансированное образование. Если следовать утверждениям, представленным на страницах этой книги, сбалансированная учебная программа должна давать равный статус и одинаковые ресурсы развитию чтения и счета, естественным и гуманитарным дисциплинам, искусствам и физической культуре. Высокие стандарты развития гуманитарного и технического мышления важны сами по себе и, кроме того, составляют основу освоения многих других дисциплин. Языки и математика предлагают нечто гораздо большее, нежели знание слов и умение считать. Изучение языков должно включать литературу, навыки ораторского мастерства и умение слушать. После того как эти фундаментальные предметы будут усвоены, математика откроет путь к неисчерпаемым областям абстракции и концептуальному языку науки и технологий. Обучение научным основам играет существенную роль в образовании. Обучение естественным наукам означает доступ к существующим научным знаниям; использование научных методов для проверки гипотез; исследование взаимодействия науки с другими предметами, включая технологию. Научное образование стимулирует понимание доказательств и навыков «объективного» анализа; дает доступ к существующему научному пониманию процессов естественного мира и управляющих им законов; а также обеспечивает возможности для практических и теоретических изысканий, посредством которых существующие знания могут быть подтверждены или опровергнуты. Научное образование также способствует более высоким стандартам научной грамотности: пониманию научных концепций и достижений, сформировавших современный мир, их значимости и ограничений. Гуманитарные науки дают понимание человеческой культуры. К ним относятся история, изучение языков, религиозное образование и некоторые аспекты географии и социальных наук. Гуманитарное образование расширяет и углубляет понимание окружающего мира, его многообразия, сложности и традиций. Оно стремится расширить наше знание того, что общего у нас с другими человеческими существами, включая тех, кто удален от нас во времени и культуре; а также развить критическое осознание своего времени и своей культуры. Гуманитарное образование включает изучение этих дисциплин, а также использование методологии и процессов для собственных изысканий в области человеческой культуры. Гуманитарные дисциплины пересекаются с науками и искусствами в разных плоскостях. Пересечение с искусствами состоит в том, что и то и другое изучает человеческое измерение опыта, хотя и различается способом воспроизведения знания и используемыми формами исследования. Искусства сосредоточены на понимании и выражении качеств человеческого восприятия. Музыка, танец, изобразительное искусство, драма — это наша форма передачи чувств и ощущений, образующих пережитый опыт понимания себя и других. Изучение искусства и обучение видам искусства важны для интеллектуального развития. Искусство иллюстрирует многообразие интеллекта и дает практические способы содействия его развитию. Кроме того, искусство — самый естественный процесс выражения личных чувств и эмоций и их связи с нашими пониманием мира; искусство — одно из ярчайших выражений человеческой культуры. Для понимания других культур нужно узнать их музыку, изобразительное искусство, танец, литературное и драматическое искусство. Физическая культура непосредственным образом улучшает физическое здоровье и самочувствие учеников. Все мы существа материальные, состоящие из плоти и крови, но существует прочная связь между ментальными, эмоциональными и физическими процессами. Физическая культура может также усилить творческие процессы, способствуя повышению концентрации и гибкости ума14. Физкультура и спорт — неотъемлемый элемент многих культурных традиций; они пробуждают сильные чувства и приобщают к новым ценностям как при непосредственном участии в спортивных играх, так и за счет ощущения сопричастности к коллективной деятельности при наблюдении за игрой. Они помогают развивать индивидуальные качества и навыки командной работы, а также учат совместно переживать успех и неудачу в контролируемых условиях. С этой и других точек зрения физическое воспитание играет важную роль, и при сбалансированном подходе к творческому и культурному образованию его значение не ниже, чем других компонентов учебной программы.
Система оценок Система оценок — это процесс составления суждений о прогрессе и достижениях учеников. Для творческого образования проблему составляет не собственно необходимость выставления оценок, но природа этого явления. Оценки должны поддерживать достижения и дальнейший прогресс учащихся, однако на практике отметка в системе образования часто становится приоритетом и самоцелью. Здесь можно выделить четыре связанные проблемы. 1. Увлечение общей (суммарной) оценкой в форме тестирования. 2. Акцент на измеряемых результатах в форме «таблиц рейтингов». 3. Трудности с оценкой творчества. 4. Давление общенациональных показателей системы оценок на учителей и школы.
Система оценок имеет два компонента: описание и сравнение. Если вы говорите, что кто-то может пробежать стометровку за восемь секунд или говорит по-французски, это нейтральное описание возможностей человека. Если вы говорите: «Он лучший спортсмен в округе» или «Он говорит на французском, как парижанин», — это уже оценка. Различие в том, что при формальной оценке индивидуальные результаты сравниваются с результатами других на основании заданных критериев. Проблема систем оценок, использующих буквенные и числовые показатели, состоит в том, что они очень мало описывают и налегают на сравнение. Учащиеся получают оценки, не понимая, что они значат, и учителя нередко до конца не понимают, почему ставят именно такие оценки. Однажды я разговаривал со старшеклассницей, которая только что окончила трехлетние танцевальные курсы. Я спросил ее, что она от этого получила (в смысле, что ей дали занятия танцем), и она ответила: «Я получила " хорошо" ». Вторая проблема с основанной на отметках системе оценок — в том, что единственная буква или цифра не отражает сложности процесса, которые она призвана обобщить, а некоторые результаты нельзя адекватно выразить этим способом. Как однажды выразился Элиот Эйснер, «не все важное измеримо, и не все измеримое важно»15. Один из способов повысить статус системы оценок — разделить описание и сравнение. Разного рода портфолио позволяют детально описать работу, сделанную учениками, и дополнить ее примерами и аналитическими комментариями, как их собственными, так и других людей. Обеспечение однозначных и подробных критериев — еще один способ обеспечить прозрачность и объективность оценки. Другой вариант — оценка, данная группой сверстников; в этом процессе учащиеся сами оценивают работы друг друга и разрабатывают критерии оценки. Все перечисленные подходы ценны как в текущем, так ив итоговом режиме оценивания творческой работы. У системы оценок несколько функций. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы