Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Учимся быть творческими людьми




 

Образование представляет собой не линейный про­цесс подготовки к завтрашнему дню, а сложную процедуру культивирования природных способно­стей и умственной восприимчивости — то есть развитие тех качеств, благодаря которым все мы сможем лучшим образом существовать: · в настоя­щем и
              • создавать для себя достойное будущее

 

Преобразование процесса обучения

Давайте договоримся о терминах. В наши дни под понятием «школа» подразумевается определенный тип официальных учреждений, предо­ставляющих систематическое обучение главным образом детям и мо­лодежи. Я использую это слово в более широком смысле: как обозна­чение любого сообщества, нацеленного на обучение. Обучение может быть ориентировано на детей или взрослых, может быть обществен­ным или коммерческим, носить принудительный или добровольный характер. Я отношу сюда официальные учреждения и добровольные объединения всех форм и видов: дошкольные заведения; муниципаль­ные двухгодичные колледжи; университеты; обучение на дому и мно­гие другие. Понятие «образование» часто ассоциируется с детским, подростковым и молодым возрастом. Я в это слово вкладываю иной смысл: образование доступно всем возрастам — от дошкольников до взрослых. Понятия «ученик» и «студент» я отношу к любому человеку, который осознанно занимается повышением своего образования, не­зависимо от возраста и условий.

На страницах этой книги я не перестаю утверждать, что неверие огром­ного количества людей в свои творческие способности представляет собой отчасти наследие образования, особенно нашей общеобразова­тельной системы, уходящей корнями в эпоху зарождения промышлен­ной революции. Конечно, многие люди и организации способны само­стоятельно восстанавливать свои творческие силы, но этот факт вовсе не отменяет настоятельной необходимости преобразовывать систему образования.

Найдется немало педагогов, применяющих в классах, студиях и ла­бораториях творческий подход, и они делают свою работу замечатель­но. В разных школьных округах имеются учебные заведения, реали­зующие передовые программы, и есть целые округа, которые пытаются внедрить их в школы своих регионов. Однако в большинстве случаев все нововведения происходят не благодаря нынешней культуре обра­зования, но вопреки ей.

Задача состоит в том, чтобы сделать инно­вационные преобразования нормой, то есть превратить образование в процесс, направленный на решение реальных — жизненных и трудо­вых — проблем XXI века.

Что же входит в процесс преобразования? В пользу такого подхода у меня имеются два аргумента:

во-первых, мои рассуждения касаются в основном качества преподавания и учебы, где бы они ни происходили;

во-вторых, образовательные учреждения могут принимать разные формы.

Если есть стремление к переменам и цели обучения четко обозначены, то образовательные структуры мо­гут меняться. Правда, цели слишком часто искажаются существующи­ми образовательными стандартами. Как выразился Уинстон Черчилль, «мы формируем социальные институты, потом эти институции фор­мируют нас». Перспектива одна — влить свежие силы в конкретный социальный институт и переосмыслить наше понимание цели.

Культура творчества

Правительство Великобритании попросило меня в 1997 году сформи­ровать национальную комиссию для разработки стратегии творческого образования в начальной и средней школе. Уже существовала государ­ственная программа повышения грамотности, которая, в частности, предусматривала отведение в начальных школах одного часа в день на обучение грамоте по единым учебникам, одобренным министерством. Аналогичный метод был разработан для математики. Из бесед с не­которыми членами правительства я понял, что и от нашей комиссии ждали чего-то подобного, например урока творчества в пятницу после обеда, — такой «причесанной» стратегии, которая отлично ужилась бы в существующей системе. Но наши рекомендации шли гораздо дальше. Развивать творческий потенциал учеников на системной основе озна­чало для нас преобразовать школьную культуру в целом.

Лучший способ достичь этой цели — сделать то, о чем давно про­сят наши политики — вернуться к основам*. Под «основами» мы часто понимаем навыки чтения и письма, а также знания по так называе­мым базовым дисциплинам: естественным, техническим, прикладным наукам и математике. Бесспорно, все фундаментальные предметы важ­ны. Но прежде чем говорить об учебной программе, следует коснуться более насущных вопросов образования XXI века. Для чего оно нужно, что составляет его сущность? С этой точки зрения будет полезно про­вести аналогию с театром.



 

* Имеется в виду общенациональная кампания «Назад, к основам» («Васк to basics»), начатая в 1992 г. премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором и Консервативной партией, призывающая к возврату к традиционным консервативным ценностям. Прим. перев.

Назад, к основам

Питер Брук — великий режиссер-новатор, один из прославленных театральных деятелей нашего времени — считает, что сплошь и ря­дом современное театральное действо лишено и зрелищности, и рас­кованности. Сам режиссер стремится превратить театр в яркое зре­лище, в котором всегда присутствует непосредственное восприятие. Для Брука суть театра заключена в тонких связях, возникающих между актером и драматургом, между актером и режиссером, между актером и зрителем. И к этим отношениям добавлять ни чего не надо, разве только поддерживать и улучшать их: «Любое ничем не заполненное пространство можно назвать пустой сценой. Человек движется в пространстве, кто-то смо­трит на него, и этого уже достаточно, чтобы возникло театральное дей­ствие. Тем не менее, говоря о театре, мы обычно имеем в виду нечто другое. Красные занавеси, софиты, белый стих, смех, темнота — все это беспорядочно перемешивается в нашем сознании и создает расплыв­чатый образ, который мы во всех случаях обозначаем одним словом. Мы говорим, что кино убило театр, подразумевая тот театр, который существовал в момент появления кино, то есть театр с театральной кассой, фойе, откидными креслами, рампой, переменами декораций, антрактами и музыкой, как будто само слово "театр" по определению означает только это и почти ничего больше»*. Постепенно из театра ушло то, что было его главным предназначением; как картины старых мастеров от времени темнеют и покрываются трещинами, так всякого рода хлам искажает понимание сценического действия.

Прямая аналогия с образованием, разве не так? В основе обра­зования лежат отношения между учителем и учеником. Если ученик не усваивает знаний, обучения не происходит. Во многих образова­тельных системах ясность этих отношений искажена целом рядом обстоятельств:

  1. политическими целями,
  2. режимом труда, условиями занятости,
  3. действующими нормами,
  4. системами тестирования,
  5. гра­дациями профессий и специальностей,
  6. государственными стандар­тами.

При подобном столкновении разных интересов, слабо свя­занных с собственно образованием, легко забыть о потребностях самих учеников. Что в итоге и происходит. Это одна из причин того, почему многие из них бросают учебу. С самого начала дети чувству­ют, что вся эта громоздкая конструкция к ним имеет слишком малое отношение.

В образовании, как и во всем, жизненно важна ясность цели — особенно когда так много людей играет столь разные роли. Деятель­ность всех сложных систем зависит от множества ролей, причем некоторые из них главные, некоторые — второстепенные. Любая организация должна,

во-первых, иметь четкое представление об основном направлении деятельности, ради которого сотрудники выполняют свои роли, и,

во-вторых, признать, что каждое такое ис­полнение способно внести творческий вклад в совершенствование своего бизнеса.

Недавно руководители крупной сети отелей пригласили меня об­судить с ними проблемы подходов к работе с персоналом. Все в компа­нии осознают, что суть их бизнеса — обеспечивать комфорт и удовлет­ворять желания клиентов. Каждый работник выполняет отведенную ему роль, либо находясь в непосредственном общении с гостями, либо незаметно для них, но в любом случае его основная цель — ублажать их и делать все, чтобы они захотели посетить отель снова. Это понимают не только сотрудники, непосредственно работающие с клиентами, но и те, кто с ними никогда не контактирует, например: прачки, посудо­мойки, техники и другие. Успех системы зависит от каждого из них. Мытье грязной посуды действительно способствует качеству обслу­живания в целом; посудомойки прекрасно знают, как одно пятнышко губной помады на бокале может погубить все, и у гостя навсегда будет испорчено впечатление от отеля. Чувство общей цели и личная ответ­ственность — вот что на самом деле продвигает и расширяет бренд компании.

Основное направление деятельности школы — совершенствовать качество обучения, но об этом слишком часто забывают. Принципы творческого подхода необходимо применять на всех уровнях процесса образования. Директор школы несет особую ответственность за фор­мирование такой культурной среды, которая способствует творческо­му участию в общем деле каждого, в какой бы социальной роли он ни выступал. Эта культурная среда охватывает все, что происходит в шко­ле, и каждого, кто так или иначе вовлечен в образовательный процесс, независимо от того, улучшает он или ухудшает ситуацию.

 

Принципы преобразования

В главе 3 я говорил, что роль образования определяется тремя направ­лениями.

1. Индивидуальное назначение — содействовать развитию лич­ности ученика, проявлять его восприимчивость и таланты.

2. Культурное назначение — способствовать глубокому понима­нию мира.

3. Экономическое назначение — снабжать ученика необходимы­ми навыками, которые помогут ему зарабатывать на жизнь и обеспечивать экономическую эффективность.

Предложенные мной тезисы о природе творчества и культуры предполагают определенные принципы, опираясь на которые школа могла бы осуществить предназначенную ей роль.

Разносторонние таланты

Излишняя нацеленность на ограниченный круг школьных дисциплин и академические способности учащихся неизбежно приводит к мар­гинализации тех, чьи интересы и таланты относятся к другим сферам. Чтобы развивать в учениках все их дарования потребуется пересмо­треть приоритеты учебных планов, увеличить количество дисциплин и принять более гибкие методы преподавания. Это не значит, что дети должны заниматься лишь теми предметами, которые им нравятся или к которым у них есть природная склонность. В задачи образования входит,

  • с одной стороны, расширять интересы школьников и привле­кать их внимание к тем предметам, к которым они не обнаруживают никакого расположения;
  • с другой — постоянно оказывать внимание интересам учащихся, чтобы таким образом дать им понять, что их спо­собности замечены и оценены.

Моя жена Терри училась в старших классах в Англии, и зимой по средам во второй половине дня дети играли в хоккей. Поэтому среда стала для нее самым нелюбимым днем недели. Ее соученицы, более спортивные, проворные и сильные, по-настоящему любили хоккей. Во время игры Терри чувствовала себя так, словно все время оказывалась на пути неуправляемого товарного состава. И ни о чем большем она не мечтала, чтобы только эти девочки, с таким наслаждением сбивавшиеее с ног, пошли бы хоть раз вместе с ней в балетную студию и увидели, как она, Терри, хороша и ловка в своей стихии — там, где полностью раскрывались ее способности.

Таланты наших детей разносторонни и многолики, это накладыва­ет определенные обязательства на школьное образование: оно обязано быть не только широким, но и глубоким. Наряду с освоением общей учебной программы ученики должны получить шанс серьезно зани­маться предметами, интересующими их сильнее остальных. Следует предоставлять разные и в то же время равные возможности при выбо­ре будущей карьеры. Не все хотят иметь высшее образование, многие в нем просто не нуждаются. По крайней мере, совсем не обязательно немедленно после школы принимать такое важное решение, как по­ступление в университет. Кто-то выбирает школу дизайна, музыкаль­ное училище или академию танца. Других привлекает самостоятельная жизнь, и они хотят сразу пойти работать. Человеческое сообщество в большей степени зависит от многообразия талантов, чем от какой-то единственной, пусть даже культивируемой, способности.

Индивидуальное обучение

Сократу приписывают известное выражение: «Ученик не сосуд, кото­рый нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». У всех де­тей разные интересы, и каждый учится по-своему. Во время обучения следует использовать все способы усвоения знаний, чтобы школь­ные предметы и выбранные методики пробуждали в них инициативу и воображение. Учеба — это всегда личный выбор каждого. Никому против его воли нельзя навязать желание учиться. Разумеется, если принуждать и наказывать, даже самый нерадивый ученик вопреки же­ланию начнет зубрить во избежание неприятных последствий. Но дух демократического образования предполагает добровольное стремле­ние ребенка к получению знаний.

Для учеников, отказывающихся от учебы в школе или колледже, разработано множество программ, которые помогают им вернуться и получить образование. В основном эти программы построены на обращении к личности учащегося и персональном обучении. Но если наше образование с самого начала не было бы обезличенным, то го­раздо меньше учеников бросали бы его. Некоторые утверждают, что персонализация обучения — это утопия, поскольку оно слишком до­рого стоит, да и учителя, в силу формальных обстоятельств, не могут уделять столько времени и внимания каждому ученику. На эти два ар­гумента есть два возражения.

  • Во-первых, у нас просто нет другого выбора. Образование должно быть персональным — или это не образование. Персонализированное обучение — это инвестиция, поэтому оно не затратно, а выгодно. Труд­но представить, что все ученики как один просыпаются каждое утро с мыслью: что бы им такое придумать ради повышения стандартов успеваемости в своем регионе. Самое интересное, такой способ есть, и сегодня он единственный — подключить энергию и воображение каждого ученика. Мы уже знаем, как дорого обходится наплеватель­ское отношение к этому.
  • Во-вторых, персонализировать обучение каждого ученика вполне возможно. Лучший способ достичь этого — творчески осваивать ин­формационные технологии. Ведь именно, благодаря им, как движущей силе экономических и культурных рево­люций устаревает и уходит в прошлое индустриальная модель образования. Новые технологии - самые мощные из изобретенных средств общения, со- трудничества и приложения творческих технологии, сил — в настоящее время открывают уни­кальные возможности персонализации образования в соответствии с интересами и особенностями усвоения материала каждого ученика. В некоторых странах, таких как Швеция, Новая Зеландия, Сингапур, Великобритания и отдельные штаты США, уже используют для пер­сональных программ интернет-технологии, соединяющие учителей и учеников1.

Яркий пример великолепного новаторского подхода — програм­ма School of One («Школа одного ученика»), вводный курс которой опробуется в Нью-Йорке. Миссия школы сформулирована предель­но просто: «Обеспечить персонализированное, эффективное и дина­мичное обучение в классе, чтобы дать учителям больше времени для качественного преподавания». Школа разработала пакет компьютер­ных программ, учитывающих профили учеников (составленные на всесторонней оценке и информации, полученной у родителей и учи­телей) и содержащих комплекс уроков (собранных из всевозможных программ, разработанных в удобных форматах и учитывающих раз­ные стили преподавания и восприятия). В основу системы положена программа, известная как алгоритм обучения, согласно которой для конкретного ученика и конкретного учителя разрабатывается уни­кальное расписание на каждый день и соответствующие материалы. Эти расписания, включающие групповую работу, совместные про­екты и индивидуальное обучение, выводятся на экраны, располо­женные по всей школе. Учителя освобождены от большинства ру­тинных административных задач, мешающих преподавательской работе, и могут сосредоточиться на «оказании ученикам качествен­ной помощи и их обучении». Учителя имеют право по собственной инициативе и по усмотрению ученика изменять расписание. «Школа одного ученика» находится в стадии эксперимента, но обещает вне­дрить еще более новые информационные технологии, развивающие то, что основатели не без иронии назвали «массовой индивидуали­зацией обучения».

В главе 3 я упоминал о разнице между цифровыми аборигенами и цифровыми иммигрантами. Типичное для этих сообществ поведе­ние — цифровые дети обучают своих нецифровых родителей новой культуре. Взрослые чаще всего привносят в нее элементы своей род­ной, старой культуры, надеясь сохранить прежний образ жизни из-за ностальгических чувств и ради собственного спокойствия. Молодые с головой погружаются в новую культуру и энергично осваивают ее. Они приносят ее домой, чтобы привить старшему поколению новые ценности и свой жизненный уклад. Именно таков путь проникновения цифровой культуры. Современные дети живут ею и дышат ее возду­хом, а большинство взрослых не решаются принять ее своеобразие, обычаи и приемы. В-системе образования наши школьники могут научить нас многому из того, что они постигают интуитивно, хотя бы современным средствам обучения и способам представления. К сожа­лению, некоторые учителя до сих пор не решаются принять эту точку зрения.

В традиционном университетском образовании тоже происходят глубокие сдвиги благодаря появляющимся системам дистанцион­ного обучения. Все чаще образовательные учреждения организуют интернет-курсы, и каждый день со всех сторон на головы будущих студентов сыплются богатства знаний. По мере девальвации универ­ситетских дипломов и роста затрат на их получение все больше людей проявляют интерес к альтернативному обучению и повышению квали­фикации, которые стали доступными благодаря Интернету.

Убедительный пример привлекательности альтернативных форм получения высшего образования дает Открытый университет — обра­зовательное учреждение дистанционного обучения, основанное пра­вительством Великобритании в 1969 году. Его выпускники получают степени бакалавра, дипломы, сертификаты и возможность дальней­шего образования. Университет последовательно придерживается по­литики открытого доступа, то есть если человек захочет пройти базо­вый цикл обучения и получить степень бакалавра, то его предыдущая академическая успеваемость не принимается во внимание. Почти все студенты Открытого университета — жители Великобритании, но его курсы доступны гражданину любой страны. Университет располагает тринадцатью региональными центрами в Великобритании и филиала­ми по всему миру, в нем учатся около двухсот тысяч студентов, двад­цать пять тысяч из которых живут за рубежом. По количеству сту­дентов это крупнейшее образовательное учреждение в Европе и одно из самых крупных в мире. Со времени его основания в нем получили образование свыше трех миллионов студентов. По уровню удовлет­воренности студентов Открытый университет занимал первое место среди университетов Англии и Уэльса в 2005-м и 2006 году, и второе — в 2007 году. Успех Открытого университета и других организаторов дистанционного обучения свидетельствует о растущем стремлении людей найти индивидуальные пути к высшему образованию и пере­довые средства его получения.

Жизнь — не лабораторная работа

«Обучение служению» («Service-learning») — инновационный метод изучения, преподавания и осмысления, сочетающий академическую программу обучения в аудитории со служением обществу. Обще­ственная работа объединяется с учебой и рефлексией для закрепления опыта, что способствует приобретению гражданской ответственности, привлечению к общественной деятельности и укреплению сообщества для всеобщего блага. Одним из мировых пропагандистов этого метода является National Youth Leadership Council (далее везде NYLC); руково­дители этого Совета определяют обучение служению как «философию, педагогику и модель развития общества, которую используют как вос­питательную стратегию для выполнения поставленных учебных задач и достижения нормативных знаний по предметам». NYLC был основан в 1983 году Джеймсом Килсмейером «ради молодых людей, их школ и сообществ, чтобы они могли с помощью обучения служению создать справедливый и устойчивый мир без войны»2. Деятельность NYLC в настоящее время ведется во всех штатах США и в тридцати пяти странах. Программы NYLC предполагают партнерство со школами, колледжами, крупнейшими корпорациями, правительством, религи­озными и другими некоммерческими организациями.

Интереснейший и совсем другой пример участия в жизни обще­ства дает замечательная инициатива, известная как «Комната № 13» («Room 13»). Этот социальный проект включает широкую сеть ху­дожественных студий по всему миру и международное сообщество деятелей искусства, педагогов и представителей других профессий. «Комната № 13» — демократически управляемая студия, работающая, как обычная коммерческая структура. Уникальное отличие ее состоит в том, что ею руководят дети от восьми до одиннадцати лет.

Студия начала работу в 1994 году, когда в городе Каол, который находится в Шотландии, рядом с Форт-Уильямом, группа учеников на­чальной школы собралась в аудитории № 13 и основала собственную художественную студию. Философия студии разработана ее основа­телем Робом Фэйрли, занимавшим должность художника в местных школах. Фэйрли сотрудничал со многими начальными школами, и од­нажды ученики начальной школы города Каола тоже попросили его преподавать им рисование. При его поддержке они превратили студию в настоящее коммерческое предприятие, создали фонд для покупки материалов и привлекли других художников к совместной работе.

Основу проекта «Комната № 13» составляет убежденность, что каждый человек индивидуален и неповторим и что возможность са­мовыражения чрезвычайно важна для становления личности. Фэйрли говорит: «Основным стимулом стало раздражение, что вокруг не было никакой заинтересованности в развитии визуальной грамотности и в преподавании основных технических навыков, необходимых для выражения идей через визуальные образы»3. В студии видят в детях ху­дожников, равных по интеллекту взрослым, и сочетают художествен­ное развитие с обучением основам управления бизнесом.

Постепенно естественным образом «Комната № 13» превращается из факультативного кружка, интересного только Фэйрли и его учени­кам из каолской школы, в международную сеть, студии которой на­ходятся в Австрии, Ботсване, Канаде, Китае, Голландии, Индии, Мек­сике, Непале, Южной Африке, Турции и США. Студии предлагают художественные курсы, которые ведут художники-профессионалы, мастер-классы, занятия живописью на каникулах, экспедиции, обуче­ние и все виды творческого развития для «взрослых независимо от возраста».

Управляют всеми подразделениями «Комнаты № 13» только сами ученики. Выборное руководство отвечает за повседневную работу студии, финансовое состояние всех ее отделов и оплату всех счетов. Взрослым не позволяется подписывать чеки. В студии нет ограниче­ний по возрасту или способностям, и, конечно, никто никого ни к чему не принуждает. Школьники приходят заниматься, потому что хотят этого, и проводят там столько времени, сколько сами пожелают, при условии, что договариваются о своем расписании с учителями и не бу­дут отставать по другим предметам. «Комната № 13», разработанная и управляемая учениками начальной школы, в настоящее время полу­чила международное признание за создание произведений искусства и расширение границ творческого образования.

Успех порождает успех

Когда ученики находят занятие, от которого получают удовольствие и в котором могут отличиться, кривая их успеваемости резко идет вверх. Один из самых прекрасных примеров этого принципа — голово­кружительный успех системы музыкального образования в Венесуэле El Sistema.

Эта национальная музыкальная программа воспитала не­сколько выдающихся музыкантов и коренным образом изменила жиз­ни сотен тысяч детей Венесуэлы из самых бедных семей. В настоящее время в стране более шестидесяти детских оркестров, почти двести молодежных оркестров, тридцать профессиональных взрослых орке­стров и десятки хоровых коллективов. Среди выпускников El Sistema такие всемирно известные музыканты, как контрабасист Эдиксон Руис, дирижер Густаво Дудамель и несравненный молодежный оркестр име­ни Симона Боливара. Многие дети уже в возрасте двух-трех лет начи­нают посещать местный центр El Sistema, называемый также «ядром»; большинство детей продолжают обучение в школьные годы. Занятия проходят шесть дней в неделю по три-четыре часа в день, при этом учащиеся выезжают на концерты и посещают интенсивные мастер-классы. Все ученики занимаются абсолютно бесплатно. Основная идея El Sistema — «создание надежной гавани безопасности, радости и весе­лья, которая повышает самооценку и ощущение самоценности каждого ребенка». Дисциплина не жесткая, но соблюдать ее обязательно. На­пряженная работа и настоящие достижения необходимы для успеха этой музыкальной образовательной системы. Однако никто никогда не забывает, что искусство должно приносить радость.

El Sistema много времени уделяет работе с родителями. Детей двух-трех лет учителя наблюдают в домашней обстановке, чтобы убедиться, серьезно ли их семьи принимают ту ответственность, которая на них ложится. Когда ученики начинают осваивать инструменты, учителя объясняют родителям, как обеспечивать занятия учеников на дому, устанавливают обратную связь и предлагают свою помощь. Упор де­лается на создании сообщества, в котором каждый поддерживает друг друга. Учителя и ученики ориентированы на личный и общий успех, все вместе они «создают место, где дети чувствуют себя в безопасности и видят высокие цели. Выпускники покидают El Sistema с уверенно­стью, что у них достаточно способностей, выносливости и устойчиво­сти, чтобы справиться даже с самыми трудными проблемами в жиз­ни. Убежденность детей в том, что они нужны; ощущение того, что их любят и ценят, доверие к коллективу и вера в сотрудничество дают им возможность почувствовать, что судьба искусства — в их руках»4.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. E) MC должны быть ниже чем AVC
  2. E) микроэкономика изучает отношения между людьми в процессе эффективного использования ограниченных ресурсов
  3. E) может быть необъективным, сохраняя беспристрастность
  4. А Иисус, дорогой, с нами быть обещал,
  5. А2.В каких случаях может быть причинен вред лицу, совершившему преступление, при его задержании
  6. Аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть четко разграничены.
  7. Аюрведическая терапия, направленная на понижение Капхи, должна быть стимулирующей, осушающей, облегчающей и очищающей.
  8. Б3.Кому ограничение по военной службе не может быть назначено?
  9. Без этого справочника обойтись невозможно: все позиции, включаемые в товарно-сопроводительные документы, акты о выполнении работ и т.п. в обязательном порядке должны быть в него внесены.
  10. Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств.
  11. Бог создал нас быть подобными Ему
  12. Более того, Вам предоставится возможность лично общаться с теми людьми, кто уже прошел этот путь.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.) Главная | Обратная связь