Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Расстройство эмоциональной сферы
Несмотря на мощные усилия контркультуры и все ее благие намерения, в обществе все еще доминирует классическая психология с культом психического здоровья. К вящей радости фармацевтических компаний она продолжает быть ориентирована на лечение нервных расстройств, чаще называемых эмоциональными расстройствами. Последние сто лет все сложное сооружение психического здравоохранения возводилось на концепции эмоционального расстройства личности. К настоящему времени уже сформировалась мировая индустрия, цель которой — помочь людям справиться со своими эмоциями. Психотерапевты, психологи и психиатры всех школ и мастей ни минуты не сидят без дела благодаря постоянному наплыву людей, страдающих от нервных расстройств, проблем с самооценкой, сложных взаимоотношений, психологических травм, кратковременных депрессий и полного расстройства личности. Эти проблемы не ограничиваются исключительно клиническими нарушениями. Многие люди осознают, что не понимают собственных чувств. Число жаждущих улучшить свои коммуникативные способности, восстановить былую уверенность в себе, наладить отношения с другими людьми постоянно растет, и на помощь высококвалифицированным специалистам пришла целая армия консультантов и выстроились легионы книг по соответствующим тематикам. Желательные навыки В последние годы развивается новое направление психологии, получившее название позитивной психологии; оно исследует положительные аспекты человеческой психики, в частности занимается изучением счастья. Кроме того, все чаще признается важность такого понятия, как эмоциональная отзывчивость, или эмоциональный интеллект, названного так с легкой руки Дэниела Гоулмана*, предложившего новый показатель — эмоциональный коэффициент (emotional quotient, EQ).
Термин «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) на самом деле появился в 1960-1980-е гг. в научных журналах для узкого круга специалистов; в более широкий научный обиход его ввели в 1990 г. американские психологи Джон Мей-ер и Питер Сэловей, когда начали исследовательскую программу по измерению эмоционального интеллекта. Американскому научному журналисту Гоулману принадлежит заслуга популяризации этого понятия, которое стало достоянием массовой культуры после выхода в 1996 г. его книги «Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ». Издана на русском языке: Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT, 2008. Прим. перев. Эмоциональный интеллект представляет собой набор личных и межличностных качеств, включающих:
Эти так называемые навыки межличностного общения в настоящее время считаются самыми желательными личными качествами, поскольку в современном обществе они являются ключевыми факторами продуктивных отношений в семье, на работе и в новом стиле руководства. Люди с высоким эмоциональным интеллектом скорее займут высшие позиции в организациях и сумеют управлять ими в условиях неопределенного настоящего и еще более неопределенного будущего. Эти творческие лидеры смогут инструктировать, наставлять и направлять своих сотрудников — не командовать ими по старинке, а поощрять их развивать уникальные навыки и способности. Лидеры делового мира часто сетуют на то, что новое поколение, пополняющее сегодня ряды сотрудников, выглядит слабее, чем предыдущие поколения. Идеология «изгнания чувств» дала всходы, и в наши дни они выражаются более явно, чем прежде. Гоулман формулирует это следующим образом: «Наибольшую тревогу вызывают данные массового опроса родителей и преподавателей, свидетельствующие о возникшей во всем мире тенденции усиления неблагополучия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения по сравнению с предыдущим. Они более раздражены и непослушны; они более нервные и склонные впадать в тревогу; они более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя слишком одинокими и подавленными»8*. Люди во всем мире, говорит он, переживают одни и те же проблемы. Во внимание следует принимать множество факторов. В странах с развитой экономикой нуклеарная семья** исчезает очень быстро. Более того, все меньше людей женятся и выходят замуж, а среди этого меньшинства разводы достигают исторически рекордного уровня. Взрослые проводят больше времени за работой, уделяя своим детям крайне мало внимания. Независимо от условий, во многих семьях дети проводят много времени наедине с различными электронными устройствами, вместо того чтобы играть с другими детьми. Озабоченность родителей преступностью означает, что мало кому из детей разрешают гулять на улице, если только они не находятся под присмотром взрослых. В итоге дети, согласно Гоулману, «не знают тех игр, которые в прежние времена были распространены в уличных кварталах и давали им различные жизненные навыки; а ведь именно в процессе близкого дружеского общения и в суматохе игр дети оттачивают и совершенствуют социальные и эмоциональные качества, которые им пригодятся в последующие годы жизни» 9 . Теперь поговорим о доме. Тот факт, что мы, люди, вполне материальны, а не просто существа с телесной оболочкой, стал для меня ясен, когда мой сын Джеймс, которому было двенадцать, готовился к важным годовым экзаменам. За несколько недель до испытания он спросил, может ли рассчитывать на игровой компьютер, если хорошо сдаст экзамены. Мы сказали, что нет. Тогда его заинтересовало, получит ли он в этом случае вообще хоть какое-то поощрение; мы его успокоили, ответив, что будем им очень довольны. Наш ответ его не вдохновил. Случилось так, что он благополучно со всем справился и несколько недель спустя снова заговорил о компьютере. На этот раз мы согласились — в основном потому, что к тому времени мне тоже понадобился компьютер. Мы вместе отправились в магазин, где купили компьютер и набор игр. Я потратил час на его настройку, а затем уступил место сыну, чтобы он его опробовал. J Внизу в кухне наша восьмилетняя дочь Кейт стояла с куском веревки, которою она нашла в сарае в саду. Она попросила меня сделать ей качели. Я нашел какую-то деревяшку для сиденья, обвязал веревку вокруг ветки яблони и оставил ее счастливо качающейся. Несколько часов спустя Джеймс спустился вниз, увидел ее на качелях и бросился к ним, чтобы тоже покачаться. Вместе они провели на качелях остаток дня, затем следующий день — и буквально все лето. Они изобретали игры, новые способы качаться, трюки, цирковые представления, фантастические ситуации — и все они были связаны с качелями. И старший и младшая смеялись, спорили, наряжались и качались, и в конце концов в земле под качелями образовалась глубокая яма. Время, проведенное на открытом воздухе, и физические игры обогатили их воображение и доставили им гораздо больше удовольствия, чем компьютер стоимостью в несколько сотен долларов, пылящийся на втором этаже. Хотя я очень сомневаюсь, что мотивация Джеймса повысилась бы, если перед экзаменом я сказал бы ему, что в случае хорошей оценки он сможет взять старую веревку из сарая. Многие студенты на всех уровнях обучения сегодня проводят за книгами и компьютерами времени больше, чем за физическими занятиями и за общением со сверстниками. Режимы стандартного тестирования во многих странах означают, что подростки, как и взрослые, работают под все возрастающим давлением конкуренции. Многие школьные системы урезали практические программы по искусству, сузив соответственно круг возможностей учащихся научиться лучше разбираться в своих чувствах. И не менее плохо, что сильно сокращены программы физического обучения и все занятия, способствовавшие установлению связи между физической и умственной энергией детей. Но не каждый фактор в образовании нов. Воспитание чувств давно уже оказалось на задворках академического образования. Английский психиатр Энтони Сторр, читавший в 1970-х годах курс психотерапии в Оксфордском университете, имел возможность наблюдать множество примеров, по его меткому выражению, «оксфордского невроза», который он описал как «преждевременное интеллектуальное развитие в сочетании с эмоциональной незрелостью»10. Хотя с моей стороны преждевременно приписывать все формы эмоциональных расстройств избытку образованности и учености, нет никаких сомнений, что формальное образование и обучение сыграли свою роль, может быть, главную, в «изгнании чувств» из западной культуры.
Две традиции За последние сто пятьдесят лет так и не ослабла напряженность между теми картинами мира, которые были когда-то порождены Просвещением и романтизмом. Но есть среди этих мировоззренческих установок одна общая — преданность идее индивидуализма; хотя, конечно, каждое из этих двух европейских культурно-исторических течений предлагало свой взгляд на то, как человеческое существо превращается в индивида. Причем во всех их индивидуалистических теориях наблюдается тенденция обращаться к интеллектуальной и эмоциональной сферам, но в силу разности взглядов на то и другое индивидуализм эпохи Просвещения и индивидуализм в представлении романтиков по-разному повлияли на образование и творчество. Последствия этого разрыва сказываются до сих пор. В свете вышесказанного предлагаю рассмотреть две категории: индивид рациональный и индивид естественный. Рациональный индивид В рационалистическом мировоззрении индивид должен обладать мощным и точным умом, но развитие этих качеств целиком ложится на плечи образования. Многие различия в философских системах и научных изысканиях развились на основании рационалистического восприятия мира. При всем различии они заждутся на некоторых сходных положениях, вот некоторые из них: логические и дедуктивные способности считаются истинным критерием независимой мысли и самым надежным источником познания себя и материального мира; истинное знание объективно и не зависит от культурных ценностей и личных чувств. Подходы к образованию на основе рационалистического индивидуализма строятся на общем допущении: образование должно сосредоточить все внимание на развитии рационального состояния ума, особенно в процессе развития способностей к логико-дедуктивному мышлению. Рациональный точный ум развивается в ходе усвоения различных знаний, созданных с помощью тех же логико-дедуктивных способностей. Вообще, с точки зрения рационализма передача знаний — важнейшее предназначение учителя. В этом смысле сам процесс образования приобретает своеобразную форму посвящения — что-то вроде обряда инициации. Естественный индивид Представление о естественном индивиде строится на совершенно другой предпосылке: ребенок с рождения представляет собой уникальную личность с присущими только ему талантами и способностями. Учителю следует использовать эти врожденные качества, но ни в коем случае не подавлять их ценностями и идеями взрослого мира. Образование не должно быть основано на знании, оно целиком ориентировано на личность ребенка. Вот некоторые педагогические подходы модели образования, основанной на принципах натурализма.
Подобно рациональному индивидуализму, культурные корни натурализма уходят глубоко в прошлое. В середине XVIII века представители романтизма* стали выразителями идей естественного мира. Жан-Жак Руссо в 1780 году издал роман-трактат «Эмиль, или О воспитании»**, в котором проповедовал совершенно новый подход к обучению ребенка, основанный на свободе, играх и удовольствии. Он ратовал за такие формы образования, которые лелеяли бы детство и не навязывали молодым умам ценностей взрослых. За последующие двести лет появилось много сторонников методики образования, «ориентированного на ребенка», и педагогов, убеждавших общество в необходимости игры и творчества. Некоторые из них для продвижения таких образовательных методик разработали собственные системы, например: Иоганн Песталоцци (1746-1827), Фридрих Фрёбель (1782-1852), Мария Монтессори (1870-1952), Рудольф Штайнер (1861-1925), Карл Орф (1895-1982) и Джон Дьюи (1859-1952). Все они считали, что при обучении крайне важно способствовать развитию личности ребенка и его врожденных талантов. Они утверждали, каждый по-своему, что детям следует позволять развиваться естественным образом, а не применять ко всем стандартный курс образования. Подобно скульптору, учитель должен следовать за уникальными склонностями каждого ребенка, постепенно раскрывая его индивидуальность. Сторонники идеи естественного индивида озабочены не только интеллектуальным, но эмоциональным, духовным и физическим развитием человека. Представителям натурализма в педагогике, прежде всего, интересен ребенок как целостная личность: его разум, тело и душа. Ценность физических и других детских игр признавали и философы, начиная с Платона и Аристотеля, но XIX век добавил новое измерение. Дарвиновская теория эволюции сделала развитие человека предметом научного исследования. Предполагалось, что все человеческое поведение диктуется необходимостью выживания. Поскольку младенцы и дети проводят много времени за игрой, предполагалось, что игры носят биологическую функцию; в 1920-1930-х годах выводы из психологии игры сочетались с «прогрессивными» педагогическими теориями и использовались для влияния на господствующую политику образования. На протяжении последних ста лет постоянно появляются люди, требующие более творческих подходов к образованию. Американский философ и педагог Джон Дьюи, разработав новые методы преподавания, имел возможность реализовать свои дидактические концепции в созданных им «школах-лабораториях». В Далтонской школе в Нью-Йорке и школе Портера в штате Миссури учителя поощряли «трудовое обучение». Эти идеи являлись частью более широкого движения 1930-х годов, направленного на стимулирование творчества и самовыражения в школах. Пока Джон Дьюи и другие продвигали свои либеральные подходы к образованию, Антон Макаренко (1888-1939) разрабатывал собственную систему в России, где революционные события оставили в наследство миллионы осиротевших и бездомных детей. Его педагогическая методика основывалась на принципах практической работы и коллективной ответственности. Макаренко, понимая, через какие ужасы и эмоциональные страдания прошли эти дети, прививал им ценности творческого подхода к труду, чувство прекрасного, старался научить их получать удовольствие от собственной деятельности — для этого он разработал специальные программы музыкальных, танцевальных и театральных занятий. В докладе 1931 года «О начальном школьном образовании в Великобритании»12 говорилось о целостном понимании личности ребенка, педагогам предписывалось ориентироваться на эти принципы. Особое внимание рекомендовалось уделять играм, творческой деятельности и техникам самовыражения — все это, «если верить психологам, тесно связано с развитием восприятия и чувств». Требовал пересмотра господствующий в то время взгляд на школьную программу как на набор разрозненных предметов. Следовало преодолеть укоренившееся представление о том, что дети учатся только на уроках. Образование должно было отталкиваться от опыта, любопытства и пробуждающихся способностей ребенка. Системы естественного воспитания как нельзя лучше соответствовали идее эгалитарного образования; именно этим можно объяснить успех педагогов-экспериментаторов в 1950-1960-е годы, — и в американском, и европейском обществах была огромная потребность в образовании, доступном всем социальным слоям. Последователи натурализма утверждали, что академическое образование игнорирует именно те качества в ребенке, благодаря которым человек становится человеком: эмоции, интуицию, эстетическое чувство и творческий порыв. Интерес к разным проявлениям человеческих чувств, характерный для 1960-1970-х, предлагал все новые аргументы в пользу внедрения самовыражения и творчества в системы образования. Растущее беспокойство общества вызвало чрезвычайно важные культурные последствия, одним из них стало явление, сумевшее вырваться за пределы формального образования, — движение личностного роста. Воспитание чувств Как и последователи рационализма, не разделявшие единую точку зрения, многочисленные сторонники естественного подхода в образовании не придерживались какой-то одной общей философской концепции; каждый продвигал свою методику. Иногда их взгляды, кардинально расходились. Каждый предлагал свою тщательно продуманную концепцию развития человека и собственную передовую систему преподавания и обучения. По мере того как их идеи и методики проникали в широкую практику общественного образования, общие идеалы рационального и естественного индивидуализма стали представлять два явно расходящихся направления:
В своих крайних проявлениях эти два направления, казалось, не имеют ничего общего, тем не менее в двух аспектах у них нашлись точки соприкосновения. Во-первых, в идее об индивидуальной свободе личности, которая должна вырваться из опутавших ее сетей культурных ограничений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы