Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Руководитель должен быть творцом
Создание инновационной культуры возможно лишь в том случае, если инициатива исходит от руководства организации. Поддержка и участие ее лидеров играют решающую роль в улучшении климата компании. Что нужно сделать лидерам организаций, чтобы обеспечить инновационные условия и творческие отношения? Не бывает ни общих для всех стратегий, ни готовых рецептов, поскольку культура каждой организации и любая творческая среда всегда единственны и неповторимы. Однако существуют некоторые принципы, применимые в большей или меньшей степени для эффективных творческих организаций. В этой главе мы изложим некоторые практические выводы, которые можно сделать из всего, сказанного мной на страницах этой книги; и сформулируем девять принципов, в соответствии с которыми развивается культура творчества и новаторства. Как управлять инновационной культурой Когда речь заходит об организациях, обычно понятия «творчество» и «новаторство» разделяют, причем об инновационном потенциале говорят намного больше, чем о творческом. Но в практической деятельности инновационная культура не существует сама по себе, а зависит от трех взаимосвязанных процессов.
Инновационный процесс может иметь отношение к любой сфере деятельности организации, в итоге появляются новые продукты, новые услуги или новые системы. Во всех случаях цель этого процесса одна — новаторское решение, но чтобы к нему прийти, начинать нужно с воображения и творчества. Ориентироваться исключительно на инновационный потенциал, не подключая воображение и творческие силы, — все равно что спортсмену рассчитывать завоевать олимпийское золото без длительных и изнуряющих тренировок. Как в спорте нельзя добиться успеха без правильной физической подготовки, так и в организациях невозможно создать инновационную культуру на пустом месте — без воображенияи творческого подхода. По мнению профессора Гарвардской школы бизнеса, преподавателя делового администрирования Терезы Ама-байл, «отправной точкой инноваций служит творчество отдельных работников и команд; это необходимое, хотя и недостаточное условие»1.
Давайте разберемся, как все-таки следует управлять инновационной культурой?
Создание инновационной культуры возможно лишь в том случае, если инициатива исходит от руководства организации. Поддержка и участие ее лидеров играют решающую роль в улучшении климата компании. Однажды меня попросили проконсультировать крупную компанию, которая хотела улучшить систему коммуникаций между командой руководителей высшего звена и персоналом, работающим с клиентами. У рядовых сотрудников была масса творческих идей по поводу улучшения обслуживания клиентов, но высшее руководство не воспринимало их всерьез. Я спросил пригласившего меня сотрудника, что думает об этом исполнительный директор. Он ответил, что исполнительный директор ничего не думает, так как не видит никакой проблемы, поэтому через полгода компания собирается назначить нового руководителя. Отлично, сказал я, позвоните мне, когда это произойдет. По опыту знаю: проблема обычно заключается именно в том, что директор не видит никакой проблемы. По справедливости говоря, опасения многих руководителей по поводу инноваций вполне обоснованны. Во-первых, им придется, как они думают, показывать личный пример и непрерывным потоком предлагать новые идеи. Но мыслят они неправильно, поскольку роль руководителя не сводится к постоянному генерированию идеи, его функция — создавать среду, в которой каждый сотрудник мог бы предлагать нестандартные решения. Во-вторых, высвобождение творческой энергии, как они считают, приведет к хаосу и утрате контроля. Но и в этом случае они ошибаются, поскольку творчество не тождественно анархии. Творческое и новаторское отношение к работе дает оптимальный результат, когда сохраняется баланс свободной атмосферы и общепринятой системы ценностей. Страх перед инновациями чаще всего присущ авторитарным лидерам с командно-административным стилем руководства. Однако созидательная активность лидера подразумевает нечто совсем иное, чем властную привычку раздавать приказы и все держать под контролем. Начать надо с выработки новых представлений о компании как об организации, где работают живые думающие люди, а не безликие винтики бездушного коммерческого механизма.
Механизмы и организации Работа Фредерика Тейлора «Принципы научного менеджмента»* («Principles of Scientific Management) вышла в 1900 году, навсегда изменив структуру организаций. Тейлор считал, что человеческие организации должны работать, подобно механизмам, а главная роль руководства — повышение рентабельности за счет роста производительности. Каждый работник должен иметь четко определенные обязанности. Каждое задание должно выполняться отточенно, чтобы максимально экономить время, усилия и ресурсы компании. В основе подхода Тейлора лежали принципы научной организации труда: стандартизация, установленные процедуры, разделение труда. Отвечая на растущие требования промышленного производства, теория Тейлора оказала глубочайшее влияние на методы управления организациями. Они основывались на тех же принципах, которые Генри Форд разработал для столь успешного процесса конвейерной сборки автомобиля — своей знаменитой модели «Т». Фордизм, так называлась система Форда, почти на целое столетие превратился в господствующий шаблон промышленного производства и проник в культуры многих других организаций. Тейлоризм и фордизм в том или ином виде продолжают воздействовать на корпоративную культуру и по сей день. Достаточно вспомнить разработанную в 1940-е годы и получившую широкое распространение в 1980-е систему всеобщего управления качеством или разработанную компанией Motorola в 1980-е годы и ставшую особенно популярной в 1990-е методику «Шесть сигм», которая широко применяется и в настоящее время2. Механистические модели по-прежнему глубоко укоренены в умонастроениях руководителей. Графические схемы систем управления многих компаний весьма напоминают материнскую плату компьютера. Они состоят из отдельных прямоугольников, расположенных в иерархическом порядке, с горизонтальными и вертикальными линиями и стрелками, указывающими направления контроля и подотчетности. Эти картинки еще больше усиливают сходство организаций с механизмами. Во времена экономических кризисов в особенности действует негласное правило, согласно которому приемлема тонкая подстройка механистической модели: оптимальное использование времени и ресурсов при сокращении лишних мощностей в интересах повышения производительности. Все это, может быть, само по себе очень хорошо и необходимо, однако основополагающая концепция организации как сложного механизма фундаментально враждебна развитию инновационной культуры, от которой в настоящее время зависит будущее большинства организаций. Возможности научного управления, конечно, не исчерпываются тейлоризмом. За последние сорок лет принципы и практики организационной культуры становятся объектом все более пристального изучения. В настоящее время существует несметное число альтернативных мировоззренческих школ, и многие из них оспаривают механистическую модель. Революционные работы Питера Друкера, Джеймса Коллинза, Уоррена Бенниса, Тома Питерса, Чарлза Хэнди, Элизабет Мосс Кантор, Клейтона Кристенсена, Маргарет Уитли, Терезы Амабайл и многих других пролили свет на сложность человеческих организаций и многообразие лидерских культур. стилей управления. Школы бизнеса выпустили массу ценнейших исследований и создали непрерывно растущую библиотеку журналов по проблемам управления и книг по всем; аспектам корпоративной культуры. Все чаще компании и учреждения признают необходимость системного процесса нововведений. Существует множество подходов, зависящих от величины и особенностей организации. Безоговорочно или косвенно практически все руководители выбирают для своих организаций совсем другую модель культуры, отличную от потогонной системы. Как бы ни была притягательна для промышленного производства механистическая модель, человеческие организации на самом деле не механизмы, а люди — не винтики. У человека есть ценности и чувства, суждения и мнения, мотивация и биография — а у винтиков и шестеренок всего этого нет. Организация — вовсе не здание, где размещается компания или учреждение, организация — это сообщество людей. Если зазвучит пожарная сирена и все работники разом окажутся на автостоянке, в здании, которое они только что покинули, не останется никакой организации — она вся соберется у своих автомобилей. Человеческие организации состоят из людей, их взаимоотношений и их деятельности. Живые, дышащие сообщества, которые воплощают работу и цели составляющих их людей, — их никак нельзя уподобить механизмам, скорее они похожи на организмы. Успех в управлении инновационной культурой определяется тем, насколько руководители понимают разницу между двумя моделями и их готовностью перейти от одной к другой. Две проблемы культуры Ранее я определил культуру как системы ценностей и формы поведения, характеризующие разные социальные общности. Управление инновационной культурой предполагает решение двух проблем: внешней и внутренней. В природном мире организмы ради выживания живут в симбиозе со средой, получая от нее энергию и питание и одновременно поддерживая ее устойчивое состояние. Так бывает не всегда, поскольку встречаются организмы-паразиты, разрушающие организмы своих хозяев, высасывающие из них все соки, — подобный закон справедлив и по отношению к некоторым компаниям. Но мы исходим из того, что большинство организаций действуют в рамках деловой этики и состоят в устойчивых и взаимовыгодных отношениях с окружающей средой. Если организация хочет выжить, и тем более процветать, ей потребуется мощная и гибкая внутренняя культура, которая развивалась бы соответственно эволюционному росту внешней культурной среды, в которой данная организация существует. Задача руководителя — всячески способствовать симбиозу внешней и внутренней культур. К факторам внешней культуры относятся технологические инновации, демографические изменения, новые структуры торговли, корректировка налоговой и монетарной политики, глобальная конкуренция, растущая эксплуатация природных ресурсов и, конечно, воздействие всего этого на мысли и чувства потребителей и клиентов. Внутреннюю, организационную, культуру удобно рассмотреть с помощью двух ключевых понятий: традиция и среда обитания. Под традицией я имею в виду модель текущей работы, которая включает: формальные структуры менеджмента и подотчетности — горизонтальные отношения между подразделениями и вертикальные, если таковые существуют, между уровнями менеджмента. В понятие традиции также входят неформальные, придающие каждой организации неповторимую индивидуальность неписаные правила поведения, о которых обычно говорят: «У нас так принято». Среда обитания — физическая среда, в которой люди работают: планировка здания, дизайн рабочих мест, оборудование, мебель. Физическая среда обитания тоже оказывает значительное влияние на культуру организации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы