Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Установление неожиданных связей
Творческие озарения часто случаются благодаря обнаружению необычных связей — аналогий между идеями, которые прежде не соотносились. Все наши существующие идеи обладают творческим потенциалом. Творческие озарения и проникновения в самую суть случаются, когда идеи сочетаются неожиданным способом или применяются к вопросам или проблемам, с которыми обычно не связаны. Британский писатель Артур Кёстлер в своей книге «The Act of Creation* («Акт творения») описывает это явление: «Мы совмещаем идеи из разных областей, обычно не соединимых, как в процессе двойной ассоциации, поскольку мыслим не в одной плоскости, как при обычном линейном мышлении, но одновременно в нескольких плоскостях»13. Творческая мысль включает разрушение границ между разными референтными системами. Разные системы мышления доминируют в разных типах деятельности: слуховая — в музыке, кинестетическая — в танце, математическая — в физике. Часто они опираются одновременно на разные сферы интеллекта. Математики часто говорят о визуализации проблем и их решений. Танец тесно связан с музыкальным слухом, изобразительные искусства зависят от пространственного интеллекта. Сочинению музыки часто способствует понимание математики. Свобода и контроль Творческое достижение связано с овладением творческим приемом и средствами воплощения. Недостаточно просто попросить людей проявить творческий подход. Детям и взрослым нужны средства и навыки, чтобы раскрыть свой творческий потенциал. Я не умею играть на пианино, но это вовсе не означает, что у меня нет способностей к музыке, просто меня никогда не учили этому. Таким образом, я лишен возможности творческого проявления. Правда, с помощью пианино я в состоянии производить какие-то звуки, вполне выражающие мои чувства, то есть в каком-то смысле я способен на творческую экспрессию. Однако я не могу заниматься музыкальным творчеством в том смысле, в каком на это способны люди, умеющие играть на пианино. У многих людей проблемы с математикой. Они воспринимают ее как некую головоломку, смысл которой им не ясен. Пытаться понять уравнения, не зная математического языка, — все равно что пытаться прочитать партитуру, не зная нотной грамоты. Немузыканты видят головоломку — музыканты слышат симфонию. Те, кто говорит на математическом языке, видят в уравнениях стройность, красоту и выразительность передаваемых с их помощью идей. Они слышат музыку. Для некоторых из нас понять красоту математики подобно тому, как для англичанина пытаться читать Пруста в подлиннике без французского словаря. Многие взрослые говорят, что не умеют рисовать. Они правы. Не умеют. Но они неспособны к этому не более, чем я неспособен играть на пианино. Они просто не знают, как взять карандаш и начать рисовать. Обычно мы сталкиваемся с проблемами двух видов.
Большинство рисунков, сделанных детьми до тринадцати лет, имеют четко выраженные закономерности. В возрасте примерно восьми лет начинает развиваться чувство пространства. По мере взросления дети больше внимания обращают на детали и пытаются рисовать все более сложные картины. Без хорошего обучения развитие детского умения достигает вершины и останавливается обычно в двенадцать-тринадцать лет. Многие в этом возрасте бросают рисование. Как правило, это происходит из-за разочарования. Дети достигают такого этапа, когда их творческие амбиции опережают технические навыки. В результате многие взрослые обладают графическими навыками подростка, что совсем не удивительно, так как способности не развиваются вместе с взрослением. Скажем иначе: достижение шестнадцатилетия не обеспечивает человеку автоматически умения водить автомобиль. Это не означает, что люди с ограниченными навыками лишены творческого начала. Существуют разные уровни и этапы творческого развития. Некоторые производят в высшей степени творческие работы, обладая относительно неразвитой техникой. Однако в целом развитие творческих способностей идет рука об руку с растущей технической компетентностью в навыках использования инструментов и материалов. Здесь, как и везде, все зависит от баланса и эффекта совместной деятельности. Для творческой работы технические навыки необходимы, но их недостаточно. Творчество предполагает:
Многие хорошо обученные люди: музыканты, танцоры, инженеры, ученые — обладают отличными навыками, но не отличаются оригинальностью, что объясняется самыми разными причинами. Например, эти люди работают в неподходящей для них среде: музыкант может прекрасно владеть инструментом, но музыка не вызывает у него вдохновения. Другая причина — плохое преподавание. Я знаю многих людей, которые обучались музыке и какое-то время покорно терпели бесконечные гаммы и этюды, а потом бросали занятия навсегда. Содействие творческому развитию — сложный механизм, и здесь важно найти баланс между
А теперь о личном Мне кажется, полезно обратить внимание на разницу между представлениями о творчестве как о методе в целом и творческими способностями отдельной личности.
Творческий метод Незаурядность мышления может проявляться во всем, чем мы занимаемся. В текучке жизни мы естественным образом вырабатываем определенный тип поведения и привычный образ мышления. При столкновении с новой проблемой или ситуацией сложившиеся привычки вдруг становятся препятствием для поиска оригинальных решений. Определенные механизмы и методы позволяют разрушить наши стереотипы и шаблоны — прежде всего это метод дивергентного мышления в сочетании с мышлением латеральным. В логико-дедуктивном мышлении идеи строятся одна на другой, как хорошо подогнанные кирпичики, и ведут к ограниченному количеству приемлемых ответов — иногда такой ответ бывает единственным. Дивергентное мышление оперирует гораздо более свободными ассоциациями: в нем часто используются метафоры и аналогии или даже меняется сама постановка вопроса, что открывает новые возможности. Существуют тесты дивергентных способностей, как и тесты IQ. Вас могут попросить придумать способы использования обычной канцелярской скрепки. Средний результат — от десяти до пятнадцати вариантов; причем все они не идут дальше прямого назначения скрепки — «обслуживать» бумагу. Люди, показывающие хорошие результаты, придумывают больше ста вариантов новой жизни скрепки, далеко расширяя рамки ее канцелярского назначения. Например, можно сконструировать скрепку пятнадцатиметровой длины, изготовленную из резины. В вопроснике ведь не сказано, что это запрещено. Некоторые из самых интересных прорывов в науке, технике и искусстве — это результат изменения постановки вопроса; с помощью этого подхода Коперник и Галилей оспорили представление, что Земля находится в центре Вселенной. Задаваемые нами вопросы часто важнее ответов, которые мы хотим получить. Каждый вопрос открывает определенное направление исследования. Измените вопрос, и перед вами откроются совершенно новые горизонты. Истинная ценность генеративной идеи заключается в том, что она порождает новые вопросы. Такие методы творческого мышления можно использовать для генерирования потока идей, открывающих самые разные перспективы. Особенно хорошо они работают в коллективах и рабочих группах. Они включают диапазон навыков мышления, разработанных Эдвардом де Боно14, и концепцию творческой синектики, то есть методику коллективного решения проблем, разработанную Уильямом Гордоном и Джорджем Принсом15. При правильном использовании синектический подход приносит огромную пользу в бизнесе, общественной и личной жизни. Часто он подразумевает разделение процессов анализа проблемы, генерирования решений и оценки вариантов. Эта методика ориентирована на стимуляцию позитивной реакции на идеи и подчеркивает ценность существования разных точек зрения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы