Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Помоги мне это сделать самому ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Многие родители уделяют большое внимание развитию самостоятельности детей, на полках книжных магазинов в изобилии присутствуют различные публикации, посвященные этому вопросу. Существуют системы раннего развития, где самостоятельность ребенка объявляется одной из главных целей и ценностей воспитания (например, система Марии Монтессори). И в самом деле, развитие ребенка предполагает, что он год от года становится самостоятельнее и увереннее в своих силах. Любое обучение маленьких детей происходит по принципу совместной деятельности. Эту деятельность инициирует взрослый, он же сначала выполняет большую часть действий. Постепенно по мере овладения ребенком этими действиями взрослый передает ему их выполнение. При создании и чтении книг с фотографиями мы также можем и должны создавать ситуации, позволяющие малышу проявлять активность и самостоятельность. Активность и самостоятельность ребенка при чтении может проявляться в выборе книжки для чтения, в договаривании отдельных мест за взрослым, в тех вопросах, которые задает малыш, в его попытках самостоятельного «чтения»[3]. Не меньший простор для развития самостоятельности дает такое, казалось бы, на первый взгляд мало доступное ребенку раннего возраста дело как создание фото-книг. Итак, в чем же может заключаться участие ребенка как соавтора? До 2-х лет: - ваш малыш может принести вам бумагу, клей и стопку фотографий; - помочь наклеить/положить в кармашки фотографии. После 2-х лет: - выбрать цвет шрифта подписей; - подобрать фото или рисунок для обложки из нескольких предложенных вами вариантов; - совместно с вами создать рисунок, заменяющий недостающую фотографию; - отобрать название для книжки из нескольких предложенных; - отобрать фотографии для будущей книжки; - разложить фотографии в нужной последовательности, так чтобы получился рассказ; - Придумать часть подписей к фотографиям; - выбрать, про что будет следующая книжка; - подсказать, что снимать, зная, о чем вы будете делать следующую книжку. Как вы, наверное, понимаете, это некоторый список возможных дел для ребенка как соавтора, часть из них очень простые, часть достаточно сложные, и задача взрослого определить тот уровень включенности и самостоятельности, который доступен и интересен малышу. Постепенно взрослый передает ребенку все больше и больше функций, выполняя только те действия, которые пока недоступны крохе. Освоение ребенком позиции автора, творца важно не только для его читательского развития, но и для развития его личности в целом. Совместное со взрослым творчество дает ему возможность почувствовать вкус к изменению, преобразованию действительности и свою способность совершать эти изменения. Способность изменять действительность и/или свое к ней отношение лежит в основе механизма, позволяющего человеку справляться с самыми сложными, пугающими и травмирующими событиями в жизни, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Безусловно, создание и чтение книг с фотографиями – это не единственный способ воспитать из ребенка читателя и творческую личность. Это один из многих возможных путей. Для кого-то он покажется веселым и легким, для кого-то сложным и интересным, а кто-то предпочтет для себя иную дорогу. И задача этой публикации не убедить вас, уважаемый читатель, в необходимости идти вместе с ребенком именно этим путем, но показать его возможности.
Раз страничка, два страничка …Или как собрать книжку Способов создания фото-книжки может быть несколько. Вы можете взять листы плотной бумаги формата А4, сшить их с помощью скоросшивателя или поместить в папку. Можно поместить страницы книги в файлы – это позволит дольше сохранить их в опрятном состоянии. Однако некоторых малышей это провоцирует на то, что они больше внимания уделяют попыткам вытащить листы из файлов, а потом поместить их обратно, нежели самой книжке. Можно для создания такой книжки использовать обычный фотоальбом. В этом случае в один «кармашек» вставляется фотография, а в другой - сопровождающий ее текст. Или же, если речь идет о магнитном альбоме, под пленку помещаются фотография и под ней листок с подписями. Наверное, у многих из вас, дорогие читатели, может возникнуть вопрос, насколько нужно писать текст такой книжки, зачем нужны подписи еще нечитающему ребенку? Подписи к фотографиям в начале, скорее, будут нужны взрослому. Они позволяют точно воспроизводить для крохи один и тот же текст к каждой фотографии, что очень важно. В ситуации, когда есть готовый текст, почитать вместе с ребенком, не боясь упустить что-то важное, не найти нужных слов смогут и папа, и бабушка и кто-то из гостей, в общем, любой взрослый, которому малыш захочет показать свои книжки, а не только мама, которая их сделала и знает, что и когда нужно сказать. С другой стороны, хотя мы и не учим с помощью этих книг складывать буквы в слова, подписи под фотографиями и их чтение взрослым ненавязчиво демонстрируют ребенку некоторую культурную норму: это книжка, в ней есть картинки и текст, который мы читаем. Очень важно, чтобы у этих книжек, как бы ни были они малы в начале, была бы обложка с названием, фотография или рисунок, которые позволят ребенку отличать одну книжку от другой. Часть фотографий для таких книг можно взять из семейного альбома, а что-то придется снимать специально. Так как отдельные фотографии могут быть задействованы сразу в нескольких книжках, то нужно иметь возможность их тиражирования, поскольку готовые книжки лучше не разбирать, ведь они уже стали частью личной библиотеки малыша. Фотографии, которые вы предлагаете ребенку, должны быть достаточно крупными (не менее 10 х 15), на них хорошо должны быть видны лица людей или элементы обстановки, ситуации, к которым вы хотите привлечь внимание. Каждая фотография должна размешаться на отдельном листе. На каждой странице будущей книги обязательно должно быть место для подписей, которые, как мы уже говорили, имеют большое значение. Качество этих подписей (используемая в них лексика, грамматические конструкции, распространенность фраз, длина рассказа и т.д.) зависят от двух моментов. Первый – это понимание речи ребенком. Второй – это те, задачи, которые вы ставите перед собой, собирая ту или иную книжку с фотографиями. Если с помощью такой книжки или серии книг вам в первую очередь хотелось бы продвинуться в решении задач речевого развития, то, придумывая подписи, стоит в первую очередь обратить внимание на логику речевого развития и постараться определить тот уровень, на котором находится ваш малыш и уже от него двигаться дальше. Но набор простых слов и фраз далеко не всегда достаточен для красочного описания событий жизни или передачи оттенков настроения. Значит ли это, что стоит отказаться от насыщения рассказа деталями, поиска точных слов для передачи происходящего? Нет, не стоит. Это не страшно, если ваши книжки будут как бы «на вырост». Ведь и в тех колыбельных, которые мы поем, в стихах и коротеньких сказках, которые мы рассказываем, ребенок сначала понимает далеко не все. Написанный текст и ваш рассказ, скорее всего, будут различаться. Более того, наличие такого расхождения, которое вырастает из вопросов и требований малыша, говорит о его интересе, увеличении доли его участия в совместном чтении и о вашей внимательности, чуткости, гибкости, умении приспосабливаться к потребностям вашего маленького собеседника. В последствие вы сможете расширить текст, ориентируясь на запросы со стороны ребенка. Если это позволяет логика изложения и имеющееся место на листе, тексты можно просто дописывать. В других случаях можно наклеивать в книжку один листочек с текстом поверх другого, создавая нечто похожее на отрывной календарь. Такая «конструкция» позволит вам при желании возвращаться к предыдущим вариантам текста. После 2-х лет уже можно и нужно использовать в оформлении книг наряду с фотографиями и рисунки. Это, с одной стороны, поможет вам решить проблему недостающих фотографий, если вам важно отразить в книжке какой-то момент, который вы не смогли заснять, а также покажет ребенку, что рисунок – это другое средство отображения того же самого, что есть на фотографиях. Многие взрослые отказываются браться за карандаши или краски из-за опасений, что их уровень художественного мастерства просто не позволит ребенку понять, что они хотели нарисовать. Поверьте - это не страшно. Во-первых, вы можете рисовать рисунок в присутствии ребенка, комментируя и обсуждая с ним появляющиеся из под вашей руки образы. Во-вторых, дети обычно гораздо менее строгие судьи чем мы с вами и легко согласятся, что эта странная тумбочка на ножках вовсе и не тумбочка, а ваш любимый пес Дружок. И, в-третьих, рисунок – это огромное поле для совместного творчества. Ведь рисовать вместе с любимым взрослым очень интересно и увлекательно!
Вместо заключения Ну, что же уважаемый читатель наш разговор о возможностях, которыми обладают самодельные фото-книжки, о том, как их изготовить и что лучше сделать предметом для обсуждения подходит к концу. В заключение еще раз хочется сказать о том, что самое главное в создании и чтении такой книжки - это то, что она является полем для совместной деятельности, еще одним местом для ВСТРЕЧИ ребенка и взрослого. И очень важно, чтобы ребенок с самого начала был активным участников, со-автором этих книг. Но для того чтобы малыш захотел и смог проявить свою активность, необходимо, чтобы взрослый чутко относился ко всем его попыткам проявить инициативу. Не важно, что это будет выбор книги для чтения, фотографии, которую хочется подольше рассмотреть, темы для новой книжки, направления разговора, попытки пусть не очень аккуратно, но зато самостоятельно приклеить или поместить в кармашек фотографию и т.д. Основным критерием того, насколько правильно вы действуете, является отношение ребенка: желание брать эти книги, возвращаться к ним. Постепенно по ходу совместных обсуждений вы сможете уточнить свои представления о том, насколько сложные фотографии и рассказы доступны его пониманию, более детально познакомиться с его предпочтениями, найти некоторый свой стиль бесед. Здесь важно обратить внимание на то, какие фотографии малыш рассматривает дольше других, если умеет говорить, то, что спрашивает, какие книжки просит чаще других. Главное, не превращать совместное чтение и творчество в докучную обязанность, экзамен - чему научился, насколько хорошо понял, постепенно он поймет все, как и когда-то и мы с вами поняли сотни и сотни вещей. Заинтересовать малыша, разделить с ним свою любовь к чтению, к разговорам и творчеству " вокруг книги" - это основная задача взрослого. Хорошо, если ребенок возвращается к уже прочитанным книгам, как правило, это показатель того, что взрослый «угадал» и с темой книжки и с манерой ее обсуждения. Дети просят перечитывать то, что их волнует, то, что им нравится. Перечитывание может быть способом получить положительные эмоции или справиться с отрицательными, а может быть свидетельством очень кропотливой и непростой работы – работы по переосмыслению, описанных именно в этой книжке событий. Так постепенно у малыша появится привычка и потребность обдумывать свою жизнь, делиться с нами своими мнениями и впечатлениями, а у обоих нас неоценимый опыт понимания и взаимопонимания.
[1] Не случайно сюжет первых сказок, которые мы начинаем рассказывать детям и которые они с удовольствием слушают, ревниво следя за тем, чтобы мы ничего не забыли и не пропустили, основан на многочисленных повторениях одного и того же действия. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут, и так далее, призывая на помощь других героев и каждый раз заново перечисляя их очередность, пока, наконец, не удастся вытянуть репку [2] Стихи И. Токмаковой [3] В данном случае речь идет о тех ситуациях, когда ребенок пересказывает содержание книги, имитируя чтение. Дети частенько с удовольствием так «читают» взрослым, друзьям или же любимым игрушкам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы