Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные стилистические и региональные особенности модерна в контексте зарождения промышленного дизайна.



 

Стилизация в дизайне. Формально композиционные характеристики стиля. «Нео»-стили и проектирование предметной среды. Национальные традиции и модерн. Особенности проектирования и образцы утилитарных изделий. Прикладная и печатная графика. Основные представители стиля и из произ­ведения.

 

Стилизация в дизайне. Формально композиционные характеристики стиля. «Нео»-стили и проектирование предметной среды. Национальные традиции и модерн. Особенности проектирования и образцы утилитарных изделий. Прикладная и печатная графика. Основные представители стиля и из произ­ведения.

Модерн – первый стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, который создан сознательно, спроектирован как единый для всех элементов предметной среды. Новый стиль возник на рубеже 19-20в. почти одновременно во многих европейских странах.

Его важной чертой стало освобождение от излишков декора, возврат к функциональности, обращение к национальным традициям.

Для нового стиля характерно наличие трех составляющих: декоративных волнистых линий; определенной тематики; подчеркнутой цельности замысла.

Стилистической особенностью стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Орнамент не просто заполнял поверхность предмета, а скорее подчинял себе его формы. Стиль обладает визуальным единством формы, основанным на общности пластического языка. Эта общность сложилась из ряда региональных разновидностей, стилевых направлений, как творческих групп, так и отдельных художников.

Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников к созданию единого архитектурно-художественного ансамбля, в котором все элементы, начиная от убранства интерьеров и заканчивая мебелью и даже наборами канцелярских предметов и посудой, были связаны в единое художественное целое.

Модерн сформировал понятие о художественной целостности жилища. В интерьере модерна появляются композиционные центры – камины, лестницы, светильники, скульптуры, живописные панно. Симметрия как принцип гармонизации уступает место динамике, свободному течению форм.

Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершённость.

Чаще всего упоминались термины «Модерн» и «Арт нуво», но:

- во Франции – «метро», «стиль гемара»;

- в Бельгии – «стиль Орта», «стиль 1900 года», «стиль лили», «стиль волн», «студио», «вермишель», «угорь», «солитёр», «яхт-стиль»;

- в Германии – «югендстиль»;

- в Италии – «цветочный стиль», «либерти»;

- в Австрии – «сецессион».

Важнейшим для нового стиля стал лозунг Анри Ван де Вельде «Назад к природе»

Яркие и грациозные насекомые и птицы, растения – благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили щедрым материалом для творческих фантазий. Это было «флореальное» художественное направление.

Образцами являются интерьерные работы Виктора Орта и Анри ван де Вельде, скульптуры Франса Хооземанса, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, постройки в Барселоне Антони Гауди, мебель Августа Энделя, Берхарда Панкока, Рихарда Римершмидта.

Модерн проявляется в стиле одежды благодаря работам модельера Поля Пуаре – реформатора женской моды 20в.

Ко времени заката стиля орнаментальность начинает сходить на нет. Орнамент трансформируется в конструкцию и структуру.

Несмотря на необычайное разнообразие форм, произведения модерна характеризовались определенными стилевыми чертами.

Основным идейным принципом нового направления был отказ от прямой преемственности стилей. Некоторые очень видоизмененные заимствования из народной северной резьбы, японской графики не имели большого значения.

Впервые, хотя подчас лишь декларативно, утверждалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающего предметного мира. Жилище и его оборудование стали рассматриваться как единый взаимодействующий организм, призванный удовлетворять материальные и духовные потребности человека.

Побудительным мотивом всех новшеств стали поиски неповторимых индивидуальных решений архитектуры, композиций интерьера, форм утвари, мебели, орнаментики. Для модерна были характерны живописность, рисованность, пластичность форм. Не случайно целый ряд мастеров модерна пришел в область проектирования из живописи (Беренс, Берн-Джонс, Ван де Вельде — на Западе, Врубель, Малютин—в России).

Ван де Вельде провозгласил принцип «жизненного ритма», присущего органическому миру. Понимание «органического единства» вело к тому, что предметы утрачивали свои логические формы и связи. Характерные для модерна текучие «растительные» линии очерчивают переплеты окон, стулья, светильники, волнисто повторяются в рисунке обоев. Вся домашняя утварь — посуда, предметы сервировки, ткани, спроектированные и прорисованные одним автором как бы растворяются в ансамбле. При этом сами типы предметов, их конструктивные схемы оставались традиционными. Проектировщик был озабочен лишь тем, чтобы противопоставить традиционным схемам неожиданную и совершенно индивидуальную «оболочку», оригинальную внешнюю форму. Сохраняя утилитарный смысл предмета, он зачастую старался уйти от выявления этого смысла, будто бы спрятать его. Материал, из которого изготавливалось изделие, выбирался не сообразно его естественным свойствам, а по желанию художника добиться той или иной предопределенной формы. Поэтому, например, волнистые очертания придавались равно и металлу, и штукатурке, и дереву, и бетону. Художника больше заботило сочетание различных поверхностей: естественных фактур, окрашенного дерева, всевозможных видов инкрустации из стекла и керамики, накладок из металла, полированного или прочеканенного. Все это подчинялось избранному ритму, графической теме. Формы и цветосочетания организовывались обычно по принципу повтора, уподобления. Контрастные сопоставления для стилистики модерна вообще не были характерны.

Силуэты предметов часто были смелы и разнообразны, кривые неповторимы, хотя некоторая вялость, нарочитая анемичность очертаний присутствовала непременно. Мебель и домашняя утварь модерна скорее графична, чем скульптурна, а рельеф вещей — плоский, будь то поверхность корпусной мебели, резьба или накладка. Но за всеми этими внешними стилевыми признаками скрывались многие прогрессивные тенденции. Это прежде всего удивительная целостность многочисленных ансамблей модерна.

В России термин «модерн» стал общепринятым названием нового стиля. Во всех крупных городах нашей страны сохранились известные памятники модерна. Особенно богата ими Москва: гостиница «Метрополь», бывший дом Рябушинского, позже дом-музей А. М. Горького, и многие другие.

Особняк Рябушинского расположен по Малой Никитской N 6/2. Все яркие черты модерна удивительно ярко впоявились во внешенм облике здания. Ассиметрия особняка токно уравновешена. По окнам невозможно определить количество этажей в доме. Дом облицован глазированым кирпичем. Переплеты рам выполнены в виде сплетенных цветущих ветвей. Решетка обграды также выполнена в стиле модерн.

В духе модерна были выдержаны и предметы того времени — мебель, посуда, одежда.

Целостность ансамблей, как прогрессивная тенденция модерна проявилась в такой значительной постройке, как здание Московского Художественного театра, все до последних мелочей было подчинено единому гармоническому ладу, начиная от фонарей у входа и кончая знаменитой, ставшей эмблемой театра чайкой на занавесе. Ни одна деталь целого не была оставлена без внимания. Все было спроектировано замечательным архитектором и художником Федором Шехтелем.

Модерн. Продлился всего десятилетие и неприжился только в Англии. Образовался в следствии промышленной революции. Эстетика декаданса – побег во внутренний мир человека. Человек не хотел мириться с промышленной революцией. Бинг привозил из Японии предметы быта и дпи и построил магазин «Арт-нуво». Он стал началом распространения стиля модерн. Почти одновременно везде освобождение от излишков декора, обдуманная новаторская мысль. Все в единое художественное целое: архитектура, интерьеры, посуда. (Обриста, Макинтош, Гауди, Тороп «тропон», особняк Тасселя В.Орта, Муха, Бердсли, Лотрек, Врубель, Васнецов).

Источник вдохновения – вся природа: мир растений, насекомые и птицы, ботаника. Отказ от прямых линий. Естественная плавность линий, изогнутых движений. Вышивка Г.Обриста «удар бича» - главный символ. Анри ванн де Вельде «назад к природе». Нет пустого пространства. Стиль на заказчика. Стиль электричества. Материалы: дерево, стекло, ковка.

Эволюция. Попытки отойти от задекорированности от китча к более системной. Стиль продержался десятилетие.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2543; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь