Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дизайн в эпоху постмодернизма⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Дизайн в эпоху постмодернизма. Стиль группы «Мемфис» и «новый дизайн». Итальянский стиль в современном дизайне. Направления и особенности современного американского дизайна. Феномен японского дизайна. «Метаболизм». Развитие информационных технологий и направления дизайна. Творчество крупных современных дизайнеров (3-5 по выбору). Актуальные направления современного дизайна.
Дизайн в эпоху постмодернизма. Стиль группы «Мемфис» и «новый дизайн». Итальянский стиль в современном дизайне. Направления и особенности современного американского дизайна. Феномен японского дизайна. «Метаболизм». Развитие информационных технологий и направления дизайна. Творчество крупных современных дизайнеров (3-5 по выбору). Актуальные направления современного дизайна. 80е.Эпоха компа. Форма следует за функцией – это понятие разрушено. Радикальный дизайн. Постмодерн. Компьютер трансформирует общество и является символом и материальным носителем техно-революции. Постмодернизм – китч, смешение стилей и эпох. Соединение несоединимого, состояние необработанности. Грубые материалы: бетон, сталь. Ясность и простота. Индивидуальность вкуса, отсутствие норм. Хай-тек. Каркасные коммуникации не прячутся, а выставляются наружу. Насыщенность технологиями. Локальность. Привнесение в интерьер зубоврачебных кресел, лабораторного стекла как посуды. Группа Мемфис, отделившаяся от Алхимии, ориентировалась на массовое производство. Объекты – как детские игрушки. Спонтанная связь между объектом и потребителем. Принцип хаоса. Ж.П.Готье обратился к вульгарным материалам порнографической области – резина, лак, кожа. Спровоцировал раскрепощенность. Разрушил этим эстетическое и моральное табу. Садомазо атрибутика. 90е. Нанотехнологии. Минимализм. Стремление к миниатюризации. Прогресс в микроэлектронике. Эволюция: магнитофон-кассетный плеер-cd плеер-mp3 плеер. Нано – бестелесный дизайн (компы - сайты, зрительные но не осязательные вещи). Биодизайн, нано-технологии. Умные города – с передвижными архитектурными объектами. Бионика, стремительное развитие технологий. Природные яркие цвета. Исчезновение понимания функции и предметов в традиционном понимании. Компания «сони» выпускает «карманную продукцию». Выпуск кассетных плееров, ставших иконой молодежного стиля. Транспортабельность, легкость, маленькие размеры, высокая производительность, стильные, удобные. Характеристика: Локальность, ничего лишнего в пространстве. Трансформирующаяся мебель. Ощущение монолитности (крепления маскируются) Цвет – это декоративность. Свет в сочетании с подсветками. Локальные яркие цвета. Минимализм – идейная формула чистоты, совершенства и комфорта. «Ничего лишнего». Аскетичный дизайн, отсутствие швов, крупные монолитные формы, с идеально обработанными поверхностями (шкафы-купе). Образцы – вся сегодняшняя техника. Часы Свотч. Филипп Старк: Соковыжималка из которой неудобно давить сок. Интернет, Виртуальная реальность. «Корабль свободы», «умное жилье». Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, - черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм. Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. В постиндустриальном обществе 80-х была окончательно разрушена господствовавшая до этого доктрина современного движения «форма следует за функцией». Термин «постиндустриальное общество» родился в США на рубеже 50 – 60 гг., его использовал Даниел Белл. Его становление связывают с развёртывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер. В связи с этим появился новый термин «информационное общество». Корни постмодерна берут свое начало в поп-культуре и радикальных течениях дизайна. Перестали делить дизайн на «плохой» и «хороший», на хорошую форму» и «китч», на «высокую культуру» и «обыденную». Он был менее политичным. В художественном формообразовании постмодерн обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, ироничности и цитированию исторических стилей. В Италии представителями постмодерна являлись миланские группы «Алхимия» и «Мемфис» - понятию постмодерн предпочитал название «новый интернациональный стиль». Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, ламинат, стали применяться в новых смысловых комбинациях. Многие произведения выглядели как детские игрушки или экзотические экземпляры. Использовались коллажи, в которых на первый план выдвигались декоративность и принцип хаоса. В этом виделась параллель раскрепощённости и мобильности общества эпохи постмодерна. Постмодерн создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Филлип Старк – в дизайне мебели отличился необычной комбинацией материалов: пластмасса и алюминий, плюш и хром, сталь и стекло. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта. В формировании предметного мира японцы с древности придерживались функциональности, лаконичности и чистоты форм. За несколько десятилетий японский дизайн вышел на первое место в мире. Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950г. В 1952г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров. Промышленный подъем в1960-х вызвал усиление конкуренции между фирмами. В заботе о привлекательности своей продукции японцы были вынуждены прибегать к услугам дизайнеров. В японском дизайне сложилось сразу 3 направления, условно называемых «национальным», « интернациональным» и «смешанным». Создание собственной концепции японского дизайна происходило на базе смешанного стиля, возникшего на основе органического сочетания особенностей японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна. Феномен японского дизайна заключается в его ориентации на западную систему образования, но не путем отрицания старого, как это было в странах Европы, а за счет восстановления старого в новом цикле. Яркими представителями постмодерна стали архитекторы Роберт Вентури, Хельмут Джан, Риккардо Боффил, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Жан Поль Готье - модельер, обратившийся к «вульгарным» материалам, чем подверг разрушению не только эстетическое, но и моральное табу. Альдо Росси – известный итальянский архитектор, дизайнер, теоретик, один из лидеров постмодерна. К его наиболее крупным произведениям относятся театральные постройки в Генуе и Торонто, проекты предметов домашней утвари для фирмы «Алесси». Он концептуально осмысливал архитектурные формы и получаемые абстракции переносил на свои промышленные объекты. Майкл Грейвс – архитектор и дизайнер – ведущий мастер американского постмодерна. Получил известность своими игривыми проектами для итальянской группы «Мемфис». Его чайник со свистком в виде птицы стал любимым для полумиллиона пользователей, а так же ознаменовал переход шутливого поп-дизайна в жилище. Широ Курамата – величайший дизайнер Японии. «Поэт креативной пустоты», который изучил западный модернизм Баухауза вместе с сюрреалистическими и минималистическими элементами и соединил их в восточной философии. Через игру формы он стремился достичь ее функциональности. Ключом его формообразования является прозрачность и легкость. Своим творчеством Курамата перевел обыденные индустриальные материалы в разряд поэтических объектов. Штефан Веверка – немецкий дизайнер, художник и архитектор. Его проекты отличаются модернисткой направленностью и высоким функционализмом. Обращается к проектированию комбинированной мебели, которая позволяет трансформировать и расширять функции затесненного пространства. Ему принадлежит идея кухни, которая подобно дереву, «осваивает» пространство. В 1985г. появляется его «Цела» - шкаф и кровать рабочая плоскость и книжная полка в одном компактном блоке. Вершиной его поисков является «остров для сидения» - сооруженный из плоских геометрических форм в стеклянном павильоне выставки «Документа -8». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4875; Нарушение авторского права страницы