Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конструктивизм и функционализм в процессе становления практики дизайна.
Своеобразие американского функционализма. Чикагская школа архитектуры и ее представители. Особенности немецкого дизайна в начале 20 в. Германский Веркбунд. Питер Беренс и становление европейского дизайна. Влияния авангардных течений в изобразительном искусстве на проектную культуру.
Своеобразие американского функционализма. Чикагская школа архитектуры и ее представители. Особенности немецкого дизайна в начале 20 в. Германский Веркбунд. Питер Беренс и становление европейского дизайна. Влияния авангардных течений в изобразительном искусстве на проектную культуру. Конструктивизм. Если в транспортном машиностроении эклектика давала о себе знать, если она еще процветала в массовых изделиях народного потребления, то в общем машиностроении и в особенности станкостроении к самому концу XIX и началу XX века проявилась другая крайность. Традиции кустарного ремесленного производства при изготовлении машин начисто забываются. Машина начинает выпускаться в том виде, какой она вышла из рук изобретателя, конструктора. Вопросы ее внешнего вида, эстетической привлекательности даже не затрагиваются. Развитие промышленности в первой четверти XX века потребовало основательного пересмотра эстетической оценки технической формы. Продукт технического творчества достигает зрелости и высокой степени совершенства. Происходит решительное изменение отношения художников к техническим проблемам. На пути эстетического осмысления техники их ожидало много трудностей, но в конечном итоге этот путь привел к утверждению нового эстетического понимания связи искусства с промышленностью. Конструктивизм. Поиски в авангардном искусстве от Пикассо и стиля кубизм. Беспредельность, диагонали, алогичность, идея динамики от футуризма. Лучизм – течение в русской авангардной живописи, беспредметное искусство. Всякий предмет излучает свет. Локальные цвета, контрасты форм и цветов, пересечение геометричности форм, разные ракурсы (кубофутуризм, супрематизм). Динамика, поворот. Эль Лисицкий. ПРОУН – ПРОект Утверждения Нового, это его пространственные композиции. Формирование: ОБМОХУ – Общество Молодых Художников. Их творчество – ранняя стадия конструктивизма, все так же беспредельность. Влияние революции. (Кино, плакаты, книги) Идеология – мы наш новый мир построим. Жилой дом Мельникова «храм души» (2 цилиндра с ромбовидными окнами, 3 этажа – гостиная, спальня, мастерская). В позднем конструктивизме прорабатывались детали. Предмет конструктивизма – пространство. Родченко (упаковка, клубы) Утверждение эстетической значительности технической формы нашло свое логическое выражение в конструктивизме, возникшем к началу 20-х годов XX века одновременно в разных странах. Конструктивизм распространился в связи с ростом индустриальной техники и внедрением новых строительных материалов. Конструктивисты пытались доказать, что технологически и функционально оправданная конструкция уже обладает высшим художественным качеством и вполне может удовлетворить эстетические потребности современного человека, для которого характерен утилитаризм в подходе ко всем явлениям действительности. Главной чертой конструктивизма в России в первые послереволюционные годы было утверждение величия труда и человека-творца. Представителями этого направления были такие крупные архитекторы, как братья Веснины, Л. Руднев, Л. Никольский и др. Утверждение эстетичности утилитарной технической формы нашло практическое претворение в архитектуре и художественной промышленности. В 20-е годы художники открыли в инженерной конструкции высокие возможности эмоционального воздействия. Теоретики конструктивизма воспевали красоту машин, железобетонная конструкция стала синонимом нового архитектурного стиля. Однако в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили некоторые ошибки: схематизм в организации быта, недоучет природно-климатических условий, недооценку роли крупных городов и др. Неправильность этих позиций была своевременно раскрыта и намечена действительная линия работы художника в промышленности с использованием положительных сторон опыта конструктивистов. На первый план теперь выдвигалась задача работы художника на производстве, категорически отвергалось утопическое положение о замене инженера художником. В. Татлин (1885-1953) был мастером широкого диапозона: живописцем, театральным художником, архитектором, изобретателем. В середине 1910-х годов он возглавил в России течение конструктивизма, пытаясь создавать произведения искусства будущего. Татлин сконструировал невиданной констркуции металлический стул, а также летательный аппарат " Летатлин" для полета человека с помощью мускульной силы, спроектировал ажурный металлический памятник III Интернационалу Функционализм – общая тенденция морового дизайна 1950 - 1970г., проявлялась в минимуме декора во внешней форме, в незаметности дизайна, в действительных, а не мнимых свойствах вещей, максимально учитывающий человеческий фактор, эргономику, удобство пользования. Впервые европейская общественность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на первой Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, где была показана школьная парта на чугунных опорах. В ней всё было приспособлено к возрасту ученика, его анатомическому строению, характеру занятий. Простота, техническая точность и правильность формы представленных в экспозиции выставки изделий поражала наблюдателей. Учёный Ф.Рело отметил красоту линий, которая была достигнута не украшениями, а одной только формой, удобной для человеческих движений во время пользования. Функционализм. Движение промышленности. Источники: от практики жизни из США независимо. На выставке. Вытекал из образа жизни, но не был осмыслен как явление. Строгость и контролируемый контраст форм. Увлечение орнаментальностью стало стихать – перешли к конструктивным, рациональным решениям. Выставка в Лондоне, первая промышленная школьная парта на чугунных опорах всё по эргономике: простота, точность и правильность формы – произвела поражающий эффект. Рело был в восторге. Чикагская архитектурная школа. Стальной каркас и большие остекленные плоскости, замена несущих стен на стальную конструкцию. Многоэтажные конторские здания. Ф.Л.Райт призывал изучать работу машины. Не хотел допустить тиражирование пошлости и эклектики. Утверждал ручное производство дорогим и дизайнеры должны создавать изделия массового машинного производства, изучив технологии и материалы. Архитекторы чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструкция и архитектура объединены в целое. Основателем Чикагской школы был Уильям де Барон Дженни. Адольф Лоос критикует украшательство, будущее в промышленности. Ему отвратительны вещи, рассчитанные на короткое использование. Его убеждение о культе машины родило Германский Веркбунд. Основатель Г.Мутезиус. Искал новые реформы к индустрии. Новые формы по части стекла, своя типография. Все пригодно для массового потребления. Веркбунд – граница между модерном и современным промышленным дизайном. Веркбунд уничтожал себя спорами о типизации: Анри ван де Вельде был за индивидуальное творчество, а Мутезиус – за серийное с длительным сроком службы. Споры остановила война. АЭГ электро-техно концерн основал П. Беренс и Э.Ратенау. Поиск приемлемой формы. Фирменный стиль – продукция должна быть узнаваемой (чайники, вентиляторы, лифты). Форма не цель а результат. Авангардное искусство: форма сама по себе. Кубизм (Пикассо). Футуризм. От формы и геометрии к упрощению. Идея чистоты, отказ от орнаментальности. Воспевание машин. Принцип проникновения. Абстракционизм (Мондриан, Кандинский, Малевич) простейшие формы, беспредметность, многоуровневость. Крайняя радикальность. Голландская группа «Де Стеил» Тео ванн Дисбург. Журнал «Де Стеил» (стиль). Формообразование должно ограничиваться простыми повторяемыми базовыми элементами. Продолжили принципы Мондриана. Формула Луиса Салливена «Форма следует за функцией». Френк Ллойд Райт призывал изучать работу машины, её логику, её формы, её влияние на человека, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путём тиражировалась пошлость и эклектика. Отвергал ручное производство, как слишком дорогостоящее. Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд. Питер Беренс. В 1907 году в Мюнхене в целях повышения качества промышленной продукции был создан Веркбунд («производственный союз»). Создание происходило под влиянием «Движения за связь искусств и ремёсел», которое пропагандировал Герман Матезиус. Ориентирован на современные условия промышленного производства. Не был противником машин, но и искал реформы на пути к индустриализации. Его цель индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленность и ремёслами. Промышленные товары должны стать оформленными по художественным требованиям, качественными, простыми и доступными. Вместе с Матезиусом учредителями Веркбунда были: Анри Ван де Вельде, Питер Беренс, Карл Остхаус, Карл Шмидт. Позицию мутезиуса, что только в условиях традиции проектирования можно создавать индустриальные формы, недорогие серийные изделия с длительным сроком службы, не разделял Анри Ван де Вельде – он выступал в защиту индустриального творчества проектировщика. Позднее Веркбунд обратился к строительству квартир для рабочих и проектированию недорогих предметов обстановки. Питер Беренс и художественный стиль АЭГ. Геометризация формы, её предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи. 23. Баухауз: принципы формообразования и образовательная система.
Веркбунт и требование новой художественно-проектировочной школы. История и методика преподавания. Принцип пропедевтического обучения в подготовке дизайнеров: концепции пропедевтики И.Иттена, П.Клее, В.Кандинского, И.Альберса. Факультеты и работа с материалами. Вальтер Гропиус и идеи поиска целостности стиля и гармонии предметной среды. Последователи и представители Баухауза.
Веркбунт и требование новой художественно-проектировочной школы. История и методика преподавания. Принцип пропедевтического обучения в подготовке дизайнеров: концепции пропедевтики И.Иттена, П.Клее, В.Кандинского, И.Альберса. Факультеты и работа с материалами. Вальтер Гропиус и идеи поиска целостности стиля и гармонии предметной среды. Последователи и представители Баухауза. Баухауз – архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандирующая простату и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать их практической полезности. Образован в 1919 году. Возникновение и становление Баухауз тесно связано с общественным переворотом, начинавшимся в конце первой мировой войны. В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре Вальтером Гропиусом (1883—1969 гг.), немецким архитектором и теоретиком архитектуры, учеником Петера Беренса, был основан «Баухауз» (буквально «Строительный дом ») - первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа сочетала функции учебного заведения и производственных мастерских. Школа, по мнению ее организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Деятельность «Баухауза» была сосредоточена на разработке целесообразных и красивых форм, процессы изготовления которых строго увязывались с технологией индустриального производства, с новейшими конструкциями и материалами. Как результат этой работы возник стиль «Баухауз». Для промышленных образцов различных предметов в этом стиле характерны сухость линий, увлечение конструкцией как таковой, массивность. В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику. Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstleehre). Занятие ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий художник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства. Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Вообще изучению материалов придавалось исключительно большое значение, так как правдивость использования того или другого материала была одной из основ эстетической программы «Баухауза». Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции носило пассивный характер и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры. «Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка). Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий. Изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте — из полукружия, полусферы и цилиндров. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, нигде нельзя найти желания их смягчить, все это подчеркнуто контрастно и заострено. Текучесть силуэта можно проследить в изделиях из керамики, но это выражение свойств материала — обожженной глины. Какими аморфными показались бы по сравнению с ними предметы времен модерна! Но основная разница между ними даже не в сопоставлении энергии баухаузовских вещей с нарочитой вялостью модерна. «Баухауз» искал конструктивность вещи, подчеркивал ее, выявлял, а иногда и утрировал там, где, казалось бы, ее нелегко было найти (в посуде, например). Напряженные поиски новых конструктивных решений, подчас неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве: в «Баухаузе» родились многие схемы, сделавшие подлинную революцию (деревянные кресла Ритфельда, сиденья на металлической основе Марселя Брейера и многое другое). В последние годы существования «Баухауза», когда во главе его стал Ганнес Майер, особенно повысилась теоретическая подготовка студентов. Для изучения запросов массового потребителя, для того чтобы знать его нужды, постичь его вкусы, изучалась социология и экономика. Чтобы понять процесс производства, студенты должны были пройти непосредственно все его этапы. Такой метод обучения позволял им всесторонне освоить воздействие внешней формы предмета, особенности восприятия формы, фактуры, цвета, познакомиться с оптикой, цветоведением, физиологией. Время, когда художник мог рассчитывать только на интуицию и личный опыт, как считали руководители «Баухауза», ушло безвозвратно; студент формировался как всесторонне развитая творческая личность. Прогрессивность «Баухауза», передовые взгляды его профессуры вызывали недовольство местных властей. В 1930 году Майер отстраняется от руководства институтом и уезжает в Россию вместе с группой архитекторов. Во главе «Баухауза» становится замечательный архитектор Мис ван дер Роэ, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после прихода нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголи Надь, навсегда уезжают из страны. Значение «Баухауза» трудно переоценить. Он не только был примером организации обучения дизайнеров, но и подлинной научной лабораторией архитектуры и художественного конструирования. Методические разработки в области художественного восприятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности. Веркбунт и требование новой художественно-проектировочной школы. История и методика преподавания. Принцип пропедевтического обучения в подготовке дизайнеров: концепции пропедевтики И.Иттена, П.Клее, В.Кандинского, И.Альберса. Факультеты и работа с материалами. Вальтер Гропиус и идеи поиска целостности стиля и гармонии предметной среды. Последователи и представители Баухауза. Основатель Баухауза - Гропиус. Художественно-архитектурная школа. Простота и рациональность форм, красота вытекает из полезности. Отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования. Синтез всего в одно общее художественное произведение. Переезд в Дессау. Баухауз – архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандирующая простату и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать их практической полезности. Образован в 1919 году. Возникновение и становление Баухауз тесно связано с общественным переворотом, начинавшимся в конце первой мировой войны. Баухауз был образован в Веймаре (Германия) на основе слияния Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное заведение нового типа. Основателем и первым директором был Вальтер Гропиус. Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой. Цель – создать подлинное содружество учащихся и учащих, по подобию средневековых обществ строительства храмов – мастеров, подмастерьев и учеников. Две главные цели научно-исследовательского объединения: - отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования; - синтез всех художественно-производственных дисциплин в общее художественное произведение «большой дом». Обучение начиналось с вводного курса (Вёл Иттен). Задачи: - пробудить творческие силы и художественные способности обучающихся; - облегчить выбор будущей профессии; определить материал работы (дерево, металл, стекло, камень, глина, ткань); - познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом; законы формы и цвета. Работа в мастерских включала: - органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства; - подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера; - участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей; - выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказов; В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Деятельность Баухауза носила определенную социальную направленность. Формообразование производимых изделий велось в расчете, прежде всего, на людей с небольшим достатком. Это раздражало консервативные партии. После шести лет работы в Веймаре, став оплотом реакций, Баухауз вынужден в 1925 году эвакуироваться в Дессау. Строительство собственного здания. Обращение к индустриальному производству. Вытеснение властью. Новый директор Мисс Ван дер Роэ. В 1932 году вынужден перебраться в Берлин, Мисс Ван дер Роэ сделал попытку спасти школу в виде частного института. Но после победы фашизма в 1933 году прекратил своё существование. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3405; Нарушение авторского права страницы