Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Е годы 20 века в Европейском дизайне (стримлайн, ар-деко) и особенности советского дизайна в предвоенный период.
Основные положения деятельности Ле Корбюзье – дизайнера. Новаторство проектов Фрэнка Ллойда Райта. Творчество Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ. Стилевые направления в европейском формообразовании 1920 – 30-х гг. Предпосылки возникновения дизайна в США в начале 20 века. Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Скандинавская школа дизайна. Творчество Алвара Аальто.
Основные положения деятельности Ле Корбюзье – дизайнера. Новаторство проектов Фрэнка Ллойда Райта. Творчество Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ. Стилевые направления в европейском формообразовании 1920 – 30-х гг. Предпосылки возникновения дизайна в США в начале 20 века. Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Скандинавская школа дизайна. Творчество Алвара Аальто. 20-30-е годы были в Европе и в США временем, полным противоречием. На первый план в эргономике стало быстро выдвигаться машинное производство, а первая мировая война изменило структуру общества и общечеловеческих ценностей. Война принесла с собой в Европу массовую безработицу, бедность и жилищные проблемы. Простые аскетичные формы в организации интерьеров в начале 30- годов стали получать широкое распространение, символизируя новые прогрессивные отношения нарождающейся индустриальной эпохи. Не смотря на это, финансовая элита продолжала вести привычный образ жизни, купаясь в роскоши. Термин «Арт-деко» происходит от названия международной выставки современных искусств и ремёсел, прошедшей в 1925 году в Париже. Формообразование направления арт-деко находилось в прямой противоположности целям современного движения. Его представители игнорировали массовое промышленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах. В своих произведениях художники Арт-деко главное внимание уделяли не столько функциональности изделия, сколько его декорированию и орнаментации. Свои формы Арт-деко заимствовал как из образцов недавнего прошлого – Арт-нуво, так и из различных исторических эпох и экзотических культур. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Арт-деко развивал несколько направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистические варианты. Наиболее популярными художниками стиля Арт-деко: Л.Зюе, А.Маре, П.Фоллот, А.Легрен, А.-А.Рато, Дж. Рульман. Возникший изначально как стиль роскоши, Арт-деко со временем начал перенимать элементы «современного движения». На международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже 1925 г была представлена самая консервативная часть арт-деко. Среди экспонатов невозможно было отыскать ни одного проекта квартиры для рабочих или хотя бы для человека, занятого интеллектуальным трудом. Во всем доминировало фальшивая роскошь. Единичные примеры выбивались из этой массы. Оригинальность Ле Корбюзье в том, что в его проектах архитектура становиться в ряд с объектами дизайна, здания проектируется как законченная дизайнерская вещь. Творчество Френка Ллойда Райда – крупнейшего архитектора в истории США – оказало огромное влияние на рационалистическое направлении в архитектуре начало 20-го века, которое начинает формировать в западной Европе. Творчество Гропиуса, Миса Ван дер Роэ, Мендельсона, Галандской группы «стиль» обнаруживает очевидные следы этого влияния. Идеи о целостности внутреннего пространства здания, а роли новой техники, машины для современной архитектуры. Основа теоретической концепции – универсальность формы. Истоки прекрасного – в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорции и абстрактности элементарных геометрических фигур. Стримлайн. Крупномасштабное расширение производственных мощностей в конце 20-х гг. привело к их несоответствию покупательной способности населения, а в итоге к мировому кризису. В период кризиса изготовители стали всё больше внимания уделяли дизайну продукции: сначала как средству борьбы со своими конкурентами, а позднее как способу восстановления здоровой экономики в стране. Обтекаемая форма наводит на размышления о скорости и прежде всего о современной форме. Для стилевого направления «Стримлайн» характерны плавные, каплевидные, аэродинамические формы. Оно возникло в таких видах транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиация, отражая стремление авторов улучшить аэродинамические характеристики проектируемой формы нового высокоскоростного средства.. В 30-е гг. промышленные дизайнеры следовали не столько функциональным основам образования формы, сколько стремились придать предметам домашнего потребления элегантный внешний вид, придав формам динамику нового века, века скоростей, и сделать их более привлекательными для потребителя. Созданная мода на обтекаемые формы помогла производителям повысить конкурентоспособность своих товаров, а ежегодное обновление внешнего вида изделий помогло увеличить эстетический срок службы продукции, а также объём продаж. Новый стиль времени большой депрессии быстро распространился на всё – точилки, домашние вентиляторы, фасады магазинов, бензозаправочные колонки. По словам дизайнера Раймонда Лоуи «этот стиль, устраняя всё лишнее, символизирует простоту и отвечает подсознательному стремлению человека к гармонии и упорядоченности». В 1934 году обтекаемая форма холодильника стала первым примером бытовой техники в США, отмеченным за его внешний вид, а не за эксплуатационные качества. Этот способ помог американской промышленной индустрии набрать силу и получить прибыль. К концу 30-х гг. промышленный дизайн превратился в обычную профессию. Компании начали создавать у себя постоянные дизайнерские бюро. Раймонд Лоуи опирался в работе на маркетинг и предлагал новые продукты на рынок, не считаясь с большими затратами на рекламную компанию. За свою практику Лоуи переработал множество продуктов, дав им новую привлекательную внешность, которая делала их «прекраснее» и способствовала сбыту. Значение имела красота в красоте, но не чрезмерной. Написал книгу «некрасивое плохо покупается». Основные положения деятельности Ле Корбюзье – дизайнера. Новаторство проектов Фрэнка Ллойда Райта. Творчество Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ. Стилевые направления в европейском формообразовании 1920 – 30-х гг. Предпосылки возникновения дизайна в США в начале 20 века. Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Скандинавская школа дизайна. Творчество Алвара Аальто. Формирование: Появление джаза. «Эпоха джаза», «джаз-модерн». Женщина становится наравне с мужчиной в правах. Равноправие полов. Элегантный, экзотический, авангардный. Зигзаг модерна. Эволюция: Каплевидность в автомобилях, дирижаблях, самолетах. Стримлайн. Создание «квартиры минимум», проживание в которой крайне дешево. «Франкфуртская кухня» Грета Шютте-Лихотцки. Все под рукой и она доступна низшим кругам общества. Функциональна. Аскетичные и простые формы. Но главная задача Ар-деко – соединение функциональности и декоративности. Ар-нуво как образ. Любимые орнаменты – геометрические (6-угольники, 8-угольники, овалы, круги, треугольники, ромбы). Дорогие материалы, декорирование орнаментами, ручное изготовление эксклюзива. Мода диктует худощавость и становится самостоятельным направлением в искусстве. Естественность – нет корсетам и пышным прическам. Обилие браслетов и украшений. Богатые ткани, несложность кроя. Ленты, кружева (Поль Пуарэ, платье Шанель). В интерьерах: много света, чистая цветовая палитра, цвета не кричащие, дорогие материалы, лоск (прием ар-деко). В живописи – реализм изображения. Дворец Махараджи спроектированный Мутезиусом. Метро – классика ар-деко. Техническая новинка – эскалатор. Витражи, мозаика, стекло со сложной формой. Модерн маскировал технологию, а ар-деко наоборот показывает. Советский дизайн в предвоенный период. Развитие советского дизайна в 30-е гг. шло в трёх направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. Московское метро является одним из первых примеров в отечественной практике решения широкомасштабной дизайнерской задачи комплексной организации предметно-пространственной среды, начиная от интерьеров станций и вагонов, заканчивая их предметным наполнением, системой визуальных коммуникаций и фирменной одежды обслуживающего персонала. Логично возникший в формах новых скоростных транспортных средств, стиль обтекаемых форм «стримлайн» нашёл свой продолжение в формах мебели и оборудовании станций метро, вокзалов, затем и предметов домашнего обихода. Такие обтекаемые формы были скорее данью моде, нежели активным средством рыночной экономики, как это было в дизайне Соединённых Штатов. В основу формообразования были положены ордерная система и орнаментика классицизма как стиля, наиболее полно отвечающего образу нового государственного строя. Политически важными темами как в живописи, скульптуре и графике, так и в фотографии, кино, текстильном дизайне, керамике считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, ликвидация безграмотности, изображение Ленина и Сталина. «Максим Горький» (корабль) был наполнен совершенно уникальным оборудованием, разместившимся на площади около 100 кв.м.: пневматическая почта для общения команды, кинопроекционное оборудование и складной экран (киностудия, буфет, умывальники, душевые, туалеты). В 30-е годы нужна было новая архитектура – монументальная, чтобы запечатлеть величие новой действительности: яркая, запоминающаяся, агитационно-пропагандистская, плакатная. Такую архитектуру сумел предложить Б.Иофан (Советский павильон на всемирной выставке в Париже). Политически важными темами как в живописи, скульптуре и графике, так и в фотографии, кино, текстильном дизайне, керамике считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, ликвидация безграмотности, изображение Ленина и Сталина. Дизайн используется как политический и идеологический инструмент. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2033; Нарушение авторского права страницы